Ориентирование на местности
методическая разработка по географии (5 класс)
Урок подготовлен и проведен в том числе при помощи ресурсов РЭШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovanie_na_mestnosti.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Нарт Ардонского района РСО-Алания
Тема | Ориентирование на местности |
Тип урока: | Открытия нового знания |
Авторы УМК: | УМК по географии «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина |
Цель урока: | Формирование представлений о способах ориентирования на местности, умений пользоваться измерительными приборами. |
Задачи урока: |
|
Ведущие понятия урока: | Ориентирование, азимут, стороны горизонта, компас, ресурсы РЭШ. |
Планируемые результаты обучения: | Предметные - знать определения понятий «ориентирование», «азимут»; формирование представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности; формирование практических умений определять стороны горизонта с помощью компаса и по местным признакам. Метапредметные развитие у учащихся способности владеть основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности; развитие умений находить нужную информацию из различных источников; развитие практических навыков работы с компасом. Личностные понимание потребности в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности. |
Универсальные учебные действия |
|
Формы работы: | Групповая, индивидуальная, работа в парах |
Методы | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый. |
Оборудование: | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, иллюстрации, компасы. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (кодификатор приложение 1) |
1.Организационный момент. | - Здравствуйте, юные географы! Я рада встрече с вами. Прозвенел звонок веселый. Вы урок начать готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место, настраиваются на урок. | Л.: умение соблюдать дисциплину на уроке. К.: уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
2. Мотивация, создание проблемной ситуации и актуализация знаний. | Просмотр видеофрагмента из урока 7 РЭШ (до 50 секуды) - Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья. - А теперь, вы, ребята, вспомните каким образом можно сориентироваться на местности, если вы потеряли дорогу к лучшему другу в городе? | Учащиеся анализируют фрагмент и называют тему урока, записывают ее в тетрадь | К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
3.Целеполагание | Что такое ориентирование? Проверьте правильность данного вами ответа в учебнике на с.30. Исходя из определения, как вы считаете, чему мы с вами будем учиться? | Учащиеся пытаются дать ответ. Работают с учебником. Называют цели урока | Р.: умение формулировать цель урока. К.: получают недостающую информацию с помощью учебника. |
4.Освоения новых знаний | Уметь ориентироваться должен каждый человек. Необходимо уметь определять стороны горизонта. - Вспомните и назовите основные стороны горизонта. Промежуточные -? Изобразим стороны горизонта. Изобразите насекомого по сторонам горизонта. Проведите линию: 3 клеточки на восток, 3 клеточки на север, 2 клеточки на запад, 2 клеточки на юго-запад, 2 клеточки на северо-запад, 2 клеточки на запад, 3 клеточки на юг, 3 клеточки на восток, 2 клеточки на юго-запад, 1 клеточка на юг, 2 клеточки на восток, 1 клеточка на северо-восток, 1 клеточка на юго-восток, 2 клеточки на восток, 1 клеточка на север, 2 клеточки на северо-запад. Ресурсы РЭШ – видеофрагмент. (1.49 с) В Древнем Китае был изобретен простейший прибор. Как он называется? Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу. Со мной пойдешь - дорогу обратно легко найдешь.. Правильно, это компас.. Скажите, люди какой профессии используют компас? РЭШ рассказывает, как с ним работать. (до 2.32с) Для ориентирования на местности полезно знать, что такое азимут. - По компасу определяют азимут. А что такое азимут, вы найдете в учебнике. (учащиеся работаю с учебником) - Прочитайте в учебнике параграф 8 и расскажите, как правильно определить азимут. (работа с учебником стр. 34, абзац №3) - Как же определить азимут на местности? Практические задания по определению азимута на предметы (рис. 19 учебника). Учитель объясняет, как находить азимут по топографической карте. - Ребята, а если у вас нет собой компаса, как вы будете ориентироваться? РЭШ ( видеофильм до конца) | Учащиеся называют стороны горизонта и рисуют у доски. РЭШ (до 1.33сек) На доске и в тетрадях Выполняют задание в тетради (должна получиться бабочка). Отгадывают загадку. Ученик делает доклад о компасе. (приложение 1) Ответы учащихся: военные, геологи, летчики, моряки, туристы. Учащиеся по ходу объяснения изучают компасы, которые у них имеются на пар партах. ученик. Работа с учебником,с текстом и дают ответ, записывают в тетрадь . Учащиеся называют предметы ориентирования на местности. (приложение 2) | Р.: выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач. К.: добывают недостающую информацию с помощью учебника, вопросов; организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. П.: выделяют признаки понятий, делает выводы, сравнивает, анализирует, формирует алгоритм работы с компасом , определения азимута и определение сторон горизонта по местным признакам. |
5.Физкультминутка | Объясняет и показывает движения. Север- руки вверх, Юг- присаживаются на корточки, Восток- поворот туловища вправо, Запад- поворот туловища влево. | Выполняют вместе с учителем | К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
6.Закрепления знаний | - А теперь вспомните, по каким еще приметам народным можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса? - Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет. - А теперь давайте посмотрим в учебник на стр. 31 и попробуем сформулировать определение понятия «план местности». (работа с атласом, с условными знаками) (Выясняем значение плана местности в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. Приходилось ли кому-нибудь встречаться в жизни в планами местности?) Учащиеся выполняют тесты или задания на выбор. (приложение 3) РЭШ - тренировочные задания (интерактив) Если останется время.. Расставьте названия направлений сторон горизонта по часовой стрелке, начиная с севера. А) северо-восток Б) северо-запад В) юго-восток Г) запад Д) юг Е) юго-запад Ж) север З) восток. 2. Определите, какие из следующих утверждений являются верными. А) если вы станете лицом к северу, сзади вас будет юг, слева- восток, а справа – запад. Б) сориентироваться можно при помощи Полярной звезды. Она всегда расположена в северной стороне. В) по Солнцу направление на север можно определить в полдень, когда тень от предметов будет указывать строго на север. Г) муравейники всегда расположены с южной стороны. 3. Угол между направлением на север и направлением на объект-это: -ориентирование -ориентир -азимут -сторона горизонта | Выбирают задания исходя из степени усвоения материала. Самопроверка. | Р.: выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач. К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. П.: умение планировать работу по времени. |
7.Домашнее задание | Параграф 8. Определить азимут по топографической карте в атласе : -от парома до родника; -от домика лесника до оз.Тихое.. Нарисовать рисунки ориентирование по местным признакам. | Слушают пояснения учителя. | К.: организует учебное сотрудничество с учителем. |
8.Рефлексия | Дополните предложения: - Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. - Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? (информационные листы у каждого на столах: - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Какие были трудности? - Что хотели бы узнать дополнительно? | Учащиеся дополняют предложения. | Р.: определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. К.: высказывает оценочные суждения. |
Приложение 1.
Сообщение о компасе.
Компас-это прибор, указывающий направление магнитного меридиана . Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов. Магнитный компас был изобретён в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь , все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.
В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают , что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям –румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На бумажном круге мастер нанес также рисунок , получивший название «Роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
Приложение 2.
В лесу : | В городе: | На открытой равнинной местности: |
-деревья -муравейники -следы -……. | -трамвайные линии -сооружения -……. | -холмы -линии электропередач Одинокие деревья -……. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."
Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....
Ориентирование на местности
В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....
Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.
Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...
Ориентирование на местности разными способами.
В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности...
Ориентирование на местности
Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....
Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".
Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....