Ориентирование на местности
методическая разработка по географии (5 класс)

Аршиева Мадина Матвеевна

Урок подготовлен и проведен  в том числе при помощи ресурсов РЭШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie_na_mestnosti.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа  с. Нарт Ардонского района РСО-Алания

Тема   

Ориентирование на местности

Тип урока:

 Открытия  нового знания  

Авторы УМК:

 УМК по географии «Полярная звезда»  А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина

Цель урока:

Формирование представлений о способах ориентирования на местности, умений пользоваться измерительными приборами.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть способы ориентирования.
  2.  Познакомить с алгоритмом  ориентирования   с компасом, определение азимута.
  3. Раскрыть особенности взаимного расположения сторон горизонта.
  4. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Ведущие понятия урока:

Ориентирование, азимут, стороны горизонта, компас, ресурсы РЭШ.

Планируемые  результаты обучения:

Предметные  - знать определения понятий «ориентирование», «азимут»; формирование представления о сторонах горизонта  и способах ориентирования на местности; формирование практических умений определять стороны горизонта с помощью компаса и по местным признакам.

Метапредметные  развитие у учащихся способности владеть основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности; развитие умений находить нужную информацию из различных источников; развитие практических навыков работы с компасом.

Личностные  понимание потребности  в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.

Универсальные учебные действия

  • личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения азимута;
  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
  • познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формы работы:

Групповая, индивидуальная, работа в парах

Методы

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование:

 Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, иллюстрации, компасы.

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

(кодификатор приложение 1)

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, юные географы! Я рада встрече с вами.

Прозвенел звонок веселый.

Вы урок начать готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место, настраиваются на урок.

Л.: умение соблюдать дисциплину на уроке.

К.: уважительное отношение к учителю и одноклассникам

2. Мотивация, создание проблемной ситуации и актуализация знаний.

Просмотр видеофрагмента из урока 7 РЭШ (до 50 секуды)

- Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья.

- А теперь, вы, ребята, вспомните каким образом можно сориентироваться на местности, если вы потеряли дорогу к лучшему другу в городе?

Учащиеся   анализируют фрагмент и

называют тему урока, записывают ее в тетрадь

К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

3.Целеполагание

Что такое ориентирование?

Проверьте правильность данного вами ответа в учебнике на с.30.

Исходя из определения, как вы считаете, чему мы с вами будем учиться?

Учащиеся пытаются дать ответ.

Работают с учебником.

Называют цели урока

Р.: умение формулировать цель урока.

К.: получают недостающую информацию с помощью учебника.

4.Освоения новых знаний

Уметь ориентироваться должен каждый человек. Необходимо уметь определять стороны горизонта.

- Вспомните и назовите основные  стороны горизонта. Промежуточные -?

         Изобразим  стороны горизонта.

Изобразите насекомого по сторонам горизонта.

Проведите линию:

3 клеточки на восток,

3 клеточки на север,

2 клеточки на запад,

2 клеточки на юго-запад,

2 клеточки на северо-запад,

2 клеточки на запад,

3 клеточки на юг,

3 клеточки на восток,

2 клеточки на юго-запад,

1 клеточка на юг,

2 клеточки на восток,

1 клеточка на северо-восток,

1 клеточка на юго-восток,

2 клеточки на восток,

1 клеточка на север,

2 клеточки на северо-запад.

        Ресурсы РЭШ – видеофрагмент. (1.49 с)

В Древнем Китае был изобретен простейший прибор. Как он называется?

Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь - дорогу обратно легко найдешь..

Правильно, это компас.. Скажите, люди какой профессии  используют компас?

 РЭШ рассказывает,  как с ним работать. (до 2.32с)

Для ориентирования на местности полезно знать, что такое азимут.

- По компасу определяют азимут. А что такое азимут, вы найдете в учебнике. (учащиеся работаю с учебником)

- Прочитайте в учебнике параграф 8 и расскажите, как правильно определить азимут.

(работа с учебником стр. 34, абзац №3)

- Как же определить азимут на местности?

Практические задания по определению азимута на предметы (рис. 19 учебника). Учитель объясняет, как находить азимут по топографической карте.

- Ребята, а если у вас нет собой компаса, как вы будете ориентироваться?

 РЭШ ( видеофильм до конца)

Учащиеся называют стороны горизонта и рисуют у доски.

РЭШ (до 1.33сек)

На доске и в тетрадях

Выполняют  задание в тетради (должна получиться бабочка).

Отгадывают загадку.

Ученик делает доклад о компасе.  (приложение 1)

Ответы учащихся: военные, геологи, летчики, моряки, туристы.

Учащиеся по ходу объяснения изучают компасы, которые у них имеются на пар партах.  ученик.

Работа с учебником,с текстом и дают ответ, записывают в тетрадь .

Учащиеся называют предметы ориентирования на местности.

(приложение 2)

Р.: выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач.

К.: добывают недостающую информацию с помощью учебника, вопросов; организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

П.: выделяют признаки понятий, делает выводы,  сравнивает, анализирует, формирует алгоритм работы с компасом , определения азимута и определение сторон горизонта по местным признакам.

5.Физкультминутка

Объясняет и показывает движения.

Север- руки вверх,

Юг- присаживаются на корточки,

Восток- поворот туловища вправо,

Запад- поворот туловища влево.

Выполняют вместе с учителем

К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

6.Закрепления знаний

- А теперь вспомните, по каким еще приметам народным можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса?

- Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет.

- А теперь давайте посмотрим в учебник на стр. 31 и попробуем сформулировать определение понятия «план местности». (работа с атласом, с условными знаками)

(Выясняем значение плана местности в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. Приходилось ли кому-нибудь встречаться в жизни в планами местности?)

Учащиеся выполняют тесты или задания на выбор. (приложение 3)

 РЭШ -  тренировочные задания (интерактив)

Если останется время..

Расставьте названия  направлений сторон горизонта по часовой стрелке, начиная с севера.

А) северо-восток

Б) северо-запад

В) юго-восток

Г) запад

Д) юг

Е) юго-запад

Ж) север

З) восток.

2. Определите, какие из следующих утверждений являются верными.

А) если  вы станете лицом к северу, сзади вас будет юг, слева- восток,  а справа – запад.

Б) сориентироваться можно при помощи Полярной звезды. Она всегда расположена в северной стороне.

В) по Солнцу направление на север можно определить в полдень, когда тень от предметов будет указывать строго на север.

Г) муравейники всегда расположены с южной стороны.

3. Угол между направлением  на север и направлением на объект-это:

-ориентирование

-ориентир

-азимут

-сторона горизонта

Выбирают задания исходя из степени усвоения материала.

Самопроверка.

Р.: выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач.

К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

П.: умение планировать работу по времени.

7.Домашнее задание

Параграф 8.

Определить азимут по топографической карте в атласе :

-от парома до родника;

-от домика лесника до оз.Тихое..

Нарисовать рисунки ориентирование по местным признакам.

Слушают пояснения учителя.

К.: организует учебное сотрудничество с учителем.

8.Рефлексия

Дополните предложения:

- Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.

- Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока?

(информационные листы у каждого на столах:

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие были трудности?

- Что хотели бы узнать дополнительно?

Учащиеся дополняют предложения.

Р.: определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

К.: высказывает оценочные суждения.

Приложение 1.

Сообщение о компасе.

         Компас-это прибор, указывающий направление магнитного меридиана . Служит  для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов. Магнитный компас был изобретён в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики  «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь , все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце  и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.

В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают , что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям –румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На бумажном круге мастер нанес также рисунок , получивший название  «Роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.  

Приложение 2.

В лесу :

В городе:

На открытой равнинной местности:

-деревья

-муравейники

-следы

-…….

-трамвайные линии

-сооружения

-…….

-холмы

-линии электропередач

Одинокие деревья

-…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Ориентирование на местности

В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....

Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.

 Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...

Ориентирование на местности разными способами.

В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности...

Ориентирование на местности

Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....