Форма и размеры Земли
план-конспект занятия по географии (6 класс)

Мацакова Гиляна Батровна

ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА.

Цель деятельности учителя: Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания; научить учащихся проводить измерения расстояний по глобусу; Создать условия для формирования умений работать с глобусом, систематизировать карты по масштабу и содержанию, анализировать физические, политические, экономические карты.

Задачи:

Обучающие: углубить знания о планете Земля;

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в парах с учебником, дополнительной литературой;

Воспитательные: воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой Родине; формирование культурыобщения при работе в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass._forma_i_razmery_zemli.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА.

Цель деятельности учителя: Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания; научить учащихся проводить измерения расстояний по глобусу; Создать условия для формирования умений работать с глобусом, систематизировать карты по масштабу и содержанию, анализировать физические, политические, экономические карты.

Задачи:

Обучающие: углубить знания о планете Земля;

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в парах с учебником, дополнительной литературой;

Воспитательные: воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой Родине; формирование культурыобщения при работе в парах.

ХОД УРОКА:

l. Орг. Момент: проверить готовность детей к уроку; отметить отсутствующих.

ll. Проверка д/з: Географический диктант

  1. Неровности земной поверхности.
  2. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
  3. Это условные линии, которые соединяют точки земной поверхности, лежащие на одинаковой абсолютной высоте.
  4. Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
  5. Показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая, уменьшена по отношению к её действительным размерам на местности.
  6. Съёмка местности, производимая с одной точки.
  7. Съёмка местности, производимая при движении по какому-либо маршруту.
  8. Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии.  
  9. Превышение одной точки земной поверхности над уровнем моря.  

10. Направление склонов указывают короткие черточки у горизонталей, которые обращены либо наружу - если это холм или гора, внутрь, если это овраг.

(Взаимопроверка работы: нет ошибок “5”; 1 ошибка “4”; 2-3 ошибки “3”; 4 и более ошибок “2”)

lll. Целеполагание.

Слайд №1 АМРОФ и ЫРЕМЗАР ИЛМЕЗ. ЯАКСЕЧИФАРГОЕГ АТРАК.

— Сформулируйте тему урока.

Слайд №2 Форма и размеры Земли. Географическая карта.

— Как вы думаете что мы сегодня должны узнать?  (Мы узнаем форму и размеры Земли. Виды  карт.)

IV. Изучение нового материала.

1) Форма Земли

— Какую форму имеют Земля и другие планеты Солнечной системы? (имеют форму шара). 

— Когда древнегреческие ученые пришли к такому выводу? Уч. с. 27 1 абзац 

Слайд №3 Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат Аристотелю.

Слайд №4 К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время которых тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны, всегда круглая.

Слайд №5  В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться, наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из-за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится виден весь корпус, как – будто корабль поднимается откуда-то снизу.

Слайд №6 Особенно явно видна шарообразная форма Земли на космических снимках. 

Вывод: Земля имеет форму шара.

2) Размеры Земли

Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях.

— Кто первым  измерил величину земного шара? Слайд №7

— Какой он получил результат окружности Земли? уч. с.27 5 абзац 

— Обратите внимание на рис. на с. 28. Какова окружность Земли?

Слайд №8   На с. 27 текст и на с. 28 рис., найдите истинные размеры Земли и запишите в тетрадь.

Проверка: Слайд №9     Площадь поверхности Земли = 510 млн км²

                                          Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км

                                          до полюсов = 6 356 км

Длина экватора (окружности Земли) = 40 000 км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком - примерно 5 лет.

— Скажите, а правильно ли мы называем нашу планету «земным шаром»?

— Тогда почему расстояния от центра Земли до экватора и до полюсов разное.

В действительности Земля наша - не идеальный шар. Впервые это удалось заметить около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы.

Как это произошло: В 1672 году Рише отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки. По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно. Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору.

Именно этот факт дал основание великому физику Слайд №10 Ньютону предположить, что часы отстают потому, что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.

— Давайте посмотрим, на сколько велика разница экваториального и полярного радиусов.

Слайд № 11, 12.  Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом (“землеподобный”)

Вывод: форма Земли несколько отличается от шара - сплюснута.

3) Глобус – модель земного шара

— Начиная с конца XV века Землю стали изображать в виде объёмной модели. Послушайте внимательно загадку, о чем идет речь:   На ноге стоит одной,

                                       Крутит – вертит головой.

                                       Нам показывает страны.

                                       Реки, горы, океаны.                         

— Вспомните из курса 5 класс, кто создал один из первых глобусов?

Слайд №13 Сделал он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.  А самому изобретателю там поставлен памятник.

— Какую информацию мы можем получить, если внимательно посмотрим на наш глобус?

— Однако все изображения географических объектов очень мелкие.

— Найдите на глобусе масштаб и прочитайте его. Во сколько раз данный глобус меньше Земли?  (Значит глобус – это… уменьшенная модель Земли)

Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?

— Посмотрите на глобус. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета.

— Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами?

Голубой, синий цвет – это вода. На земле много океанов и морей.

Коричневый, зелёный цвет - это вся суша и горы.

Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей.

А темно- коричневые - самые высокие горы.

Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.            

— Глобус можно повернуть.  Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?

— А как при этом расположен глобус? (Он наклонен - 65,50).

Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

— Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?

— Что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. 

4) Географическая карта

— Удобно ли глобус носить с собой, чтобы можно было в любой момент воспользоваться им?

Поэтому было придумано плоское изображение земной поверхности.

— Вспомните, как оно называется?

— В чем главное отличие плана от карты?

— Важной особенностью глобуса является отсутствие искажений в изображении материков, океанов, рек и др. географ-х объектов. Можно ли сохранить эту особенность при создании географ. карты?

Слайд №14 Возьмем, например, кожуру апельсина с нарисованными на ней материками и океанами, и разрежем её по меридианам, затем развернем и попытаемся разложить на плоскости. Нам не удастся разложить оболочку ровно без вырезов и растягиваний. Поэтому все изображения будут искажены по форме и размерам, причем в разных областях степень искажения будет разной.

— Где искажения будут больше?

— С помощью учебника на с. 30 последний абзац скажите чем различаются карты? 

— Теперь мы рассмотрим, какие бывают виды карт по масштабу  Слайд № 15, Слайд №16

Кроме этого бывают еще контурные карты.

- Карту называют «языком» географии. Каждая карта снабжена списком всех условных знаков, которые на ней использованы, - это так называемая легенда карты. Не изучив легенду, невозможно читать карту.

Откройте стр. 6-7 атласа, посмотрите, какие условные обозначения используются на этой карте.

— Что обозначено на карте зеленым цветом?

— Что обозначается зеленым цветом на плане?  

Запомните это, потому что нельзя путать значение зеленого цвета на плане и на физической карте.

Сравните физическую карту полушарий и физическую карту России в атласе (стр. 14-16) по плану:

а) размер изображенной территории;

б) масштаб;

в) подробность изображения территории.

Сделайте вывод о причинах различий.

Самостоятельная работа

Слайд № 17 С помощью учебника стр. 30 заполнить таблицу «Виды географических карт»

Виды географических карт

Что на них изображено

Физическая карта полушарий

Вся поверхность нашей планеты: рельеф, реки, озёра, моря, города.

Физическая карта России

Наша страна и прилегающие к ней территории.

Политическая карта мира

Страны мира и их столицы.

Экономическая

Какие предприятия есть в городах, чем занимается сельскохозяйст-

венное население, какие дороги проложены на местности

Контурные карты

Очертания материков, морей, озёр, рек, кружочками показано местоположение городов.

V. Закрепление. Слайд №18-23

VI. Итог урока (рефлексия, выставление оценок)

— Что сегодня на уроке для вас было новым и интересным?

— Что вызвало затруднение, было сложным?

Домашнее задание: §8 – 9.

I ВАРИАНТ  

«Форма и размеры Земли.  Географическая карта».

1. Кем был изготовлен самый первый глобус?  А) Ньютоном       Б) Бехаймом       В) Эратосфеном  

2. Земля имеет форму:  А) круга                Б) шара                  В) геоида                Г) овала

3. Площадь поверхности Земли:  А)510 млн км2.        Б)510 млрд км.      В)510 тыс км.      Г)510 км2.

4. Длина экватора равна:  А) 20 000 км              Б) 40 000 км           В) 60 000 км           Г) 80 000 км

5. Что изображено на политической карте?

А) вся поверхность нашей планеты            В) очертания материков, морей и т.д

Б) страны и столицы.                                    Г) население и хозяйство

6. Что изображено на контурной карте?

А) вся поверхность нашей планеты            В) очертания материков, морей и т.д

Б) страны и столицы.                                    Г) население и хозяйство

7. Что изображено на экономической карте?

А) вся поверхность нашей планеты            В) очертания материков, морей и т.д

Б) страны и столицы.                                    Г) население и хозяйство

II ВАРИАНТ   «Форма и размеры Земли.  Географическая карта».

1) Вставьте пропущенные слова.

Модель Земли -  _________________ .   На глобусе синим цветом  обозначена __________________ , коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ____________________, белым _____________________.

На земном шаре _______ океана  и _______ материков.  

2) Установите соответствие:

Виды географических карт

Что на них изображено

Физическая карта полушарий ____

Физическая карта России ____

Политическая карта мира ____

Экономическая карта ____

Контурные карты ____

А) Страны мира и их столицы.

Б) Очертания материков, морей, озёр, рек, кружочками

показано местоположение городов.

В) Вся поверхность нашей планеты: рельеф, реки, озёра, моря, города.

Г) Наша страна и прилегающие к ней территории.

Д) Какие предприятия есть в городах, чем занимается сельскохозяйственное население, какие дороги проложены на местности

Варианты ответов:

План местности

Условные знаки

Масштаб

Ориентирование

Азимут

Северный полюс

Южный полюс

Рельеф

Горизонтали

Бергштрихи

Абсолютная высота

Относительная высота

Маршрутная съемка

Полярная съемка

Варианты ответов:

План местности

Условные знаки

Масштаб

Ориентирование

Азимут

Северный полюс

Южный полюс

Рельеф

Горизонтали

Бергштрихи

Абсолютная высота

Относительная высота

Маршрутная съемка

Полярная съемка

Варианты ответов:

План местности

Условные знаки

Масштаб

Ориентирование

Азимут

Северный полюс

Южный полюс

Рельеф

Горизонтали

Бергштрихи

Абсолютная высота

Относительная высота

Маршрутная съемка

Полярная съемка

Варианты ответов:

План местности

Условные знаки

Масштаб

Ориентирование

Азимут

Северный полюс

Южный полюс

Рельеф

Горизонтали

Бергштрихи

Абсолютная высота

Относительная высота

Маршрутная съемка

Полярная съемка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УРОКА ПО ТЕМЕ "ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ" ПО ФГОС ООО

Конспект урока по географии,составленный по принципу системно-деятельностного подхода по ФГОС ООО...

Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».

Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...

Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...

Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли

Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...

Открытый урок в 6 классе "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Разработка урока для 6 класса по теме "Форма и размеры Земли. Географическая карта"...

Урок 6 кл. Форма и размеры Земли.

Урок географии в 6 классе....

"Форма и размеры Земли"

Тест составлен по учебнику Е.М. Домогацкого...