Форма и размеры Земли
план-конспект занятия по географии (6 класс)
ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА.
Цель деятельности учителя: Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания; научить учащихся проводить измерения расстояний по глобусу; Создать условия для формирования умений работать с глобусом, систематизировать карты по масштабу и содержанию, анализировать физические, политические, экономические карты.
Задачи:
Обучающие: углубить знания о планете Земля;
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в парах с учебником, дополнительной литературой;
Воспитательные: воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой Родине; формирование культурыобщения при работе в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass._forma_i_razmery_zemli.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА.
Цель деятельности учителя: Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания; научить учащихся проводить измерения расстояний по глобусу; Создать условия для формирования умений работать с глобусом, систематизировать карты по масштабу и содержанию, анализировать физические, политические, экономические карты.
Задачи:
Обучающие: углубить знания о планете Земля;
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в парах с учебником, дополнительной литературой;
Воспитательные: воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой Родине; формирование культурыобщения при работе в парах.
ХОД УРОКА:
l. Орг. Момент: проверить готовность детей к уроку; отметить отсутствующих.
ll. Проверка д/з: Географический диктант
- Неровности земной поверхности.
- Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
- Это условные линии, которые соединяют точки земной поверхности, лежащие на одинаковой абсолютной высоте.
- Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
- Показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая, уменьшена по отношению к её действительным размерам на местности.
- Съёмка местности, производимая с одной точки.
- Съёмка местности, производимая при движении по какому-либо маршруту.
- Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии.
- Превышение одной точки земной поверхности над уровнем моря.
10. Направление склонов указывают короткие черточки у горизонталей, которые обращены либо наружу - если это холм или гора, внутрь, если это овраг.
(Взаимопроверка работы: нет ошибок “5”; 1 ошибка “4”; 2-3 ошибки “3”; 4 и более ошибок “2”)
lll. Целеполагание.
Слайд №1 АМРОФ и ЫРЕМЗАР ИЛМЕЗ. ЯАКСЕЧИФАРГОЕГ АТРАК.
— Сформулируйте тему урока.
Слайд №2 Форма и размеры Земли. Географическая карта.
— Как вы думаете что мы сегодня должны узнать? (Мы узнаем форму и размеры Земли. Виды карт.)
IV. Изучение нового материала.
1) Форма Земли
— Какую форму имеют Земля и другие планеты Солнечной системы? (имеют форму шара).
— Когда древнегреческие ученые пришли к такому выводу? Уч. с. 27 1 абзац
Слайд №3 Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат Аристотелю.
Слайд №4 К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время которых тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны, всегда круглая.
Слайд №5 В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться, наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из-за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится виден весь корпус, как – будто корабль поднимается откуда-то снизу.
Слайд №6 Особенно явно видна шарообразная форма Земли на космических снимках.
Вывод: Земля имеет форму шара.
2) Размеры Земли
Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях.
— Кто первым измерил величину земного шара? Слайд №7
— Какой он получил результат окружности Земли? уч. с.27 5 абзац
— Обратите внимание на рис. на с. 28. Какова окружность Земли?
Слайд №8 На с. 27 текст и на с. 28 рис., найдите истинные размеры Земли и запишите в тетрадь.
Проверка: Слайд №9 Площадь поверхности Земли = 510 млн км²
Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км
до полюсов = 6 356 км
Длина экватора (окружности Земли) = 40 000 км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком - примерно 5 лет.
— Скажите, а правильно ли мы называем нашу планету «земным шаром»?
— Тогда почему расстояния от центра Земли до экватора и до полюсов разное.
В действительности Земля наша - не идеальный шар. Впервые это удалось заметить около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы.
Как это произошло: В 1672 году Рише отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки. По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно. Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору.
Именно этот факт дал основание великому физику Слайд №10 Ньютону предположить, что часы отстают потому, что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.
— Давайте посмотрим, на сколько велика разница экваториального и полярного радиусов.
Слайд № 11, 12. Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом (“землеподобный”)
Вывод: форма Земли несколько отличается от шара - сплюснута.
3) Глобус – модель земного шара
— Начиная с конца XV века Землю стали изображать в виде объёмной модели. Послушайте внимательно загадку, о чем идет речь: На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны.
Реки, горы, океаны.
— Вспомните из курса 5 класс, кто создал один из первых глобусов?
Слайд №13 Сделал он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. А самому изобретателю там поставлен памятник.
— Какую информацию мы можем получить, если внимательно посмотрим на наш глобус?
— Однако все изображения географических объектов очень мелкие.
— Найдите на глобусе масштаб и прочитайте его. Во сколько раз данный глобус меньше Земли? (Значит глобус – это… уменьшенная модель Земли)
Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?
— Посмотрите на глобус. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета.
— Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами?
Голубой, синий цвет – это вода. На земле много океанов и морей.
Коричневый, зелёный цвет - это вся суша и горы.
Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей.
А темно- коричневые - самые высокие горы.
Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.
— Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?
— А как при этом расположен глобус? (Он наклонен - 65,50).
Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.
— Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?
— Что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.
4) Географическая карта
— Удобно ли глобус носить с собой, чтобы можно было в любой момент воспользоваться им?
Поэтому было придумано плоское изображение земной поверхности.
— Вспомните, как оно называется?
— В чем главное отличие плана от карты?
— Важной особенностью глобуса является отсутствие искажений в изображении материков, океанов, рек и др. географ-х объектов. Можно ли сохранить эту особенность при создании географ. карты?
Слайд №14 Возьмем, например, кожуру апельсина с нарисованными на ней материками и океанами, и разрежем её по меридианам, затем развернем и попытаемся разложить на плоскости. Нам не удастся разложить оболочку ровно без вырезов и растягиваний. Поэтому все изображения будут искажены по форме и размерам, причем в разных областях степень искажения будет разной.
— Где искажения будут больше?
— С помощью учебника на с. 30 последний абзац скажите чем различаются карты?
— Теперь мы рассмотрим, какие бывают виды карт по масштабу Слайд № 15, Слайд №16
Кроме этого бывают еще контурные карты.
- Карту называют «языком» географии. Каждая карта снабжена списком всех условных знаков, которые на ней использованы, - это так называемая легенда карты. Не изучив легенду, невозможно читать карту.
Откройте стр. 6-7 атласа, посмотрите, какие условные обозначения используются на этой карте.
— Что обозначено на карте зеленым цветом?
— Что обозначается зеленым цветом на плане?
Запомните это, потому что нельзя путать значение зеленого цвета на плане и на физической карте.
Сравните физическую карту полушарий и физическую карту России в атласе (стр. 14-16) по плану:
а) размер изображенной территории;
б) масштаб;
в) подробность изображения территории.
Сделайте вывод о причинах различий.
Самостоятельная работа
Слайд № 17 С помощью учебника стр. 30 заполнить таблицу «Виды географических карт»
Виды географических карт | Что на них изображено |
Физическая карта полушарий | Вся поверхность нашей планеты: рельеф, реки, озёра, моря, города. |
Физическая карта России | Наша страна и прилегающие к ней территории. |
Политическая карта мира | Страны мира и их столицы. |
Экономическая | Какие предприятия есть в городах, чем занимается сельскохозяйст- венное население, какие дороги проложены на местности |
Контурные карты | Очертания материков, морей, озёр, рек, кружочками показано местоположение городов. |
V. Закрепление. Слайд №18-23
VI. Итог урока (рефлексия, выставление оценок)
— Что сегодня на уроке для вас было новым и интересным?
— Что вызвало затруднение, было сложным?
Домашнее задание: §8 – 9.
I ВАРИАНТ
«Форма и размеры Земли. Географическая карта».
1. Кем был изготовлен самый первый глобус? А) Ньютоном Б) Бехаймом В) Эратосфеном
2. Земля имеет форму: А) круга Б) шара В) геоида Г) овала
3. Площадь поверхности Земли: А)510 млн км2. Б)510 млрд км. В)510 тыс км. Г)510 км2.
4. Длина экватора равна: А) 20 000 км Б) 40 000 км В) 60 000 км Г) 80 000 км
5. Что изображено на политической карте?
А) вся поверхность нашей планеты В) очертания материков, морей и т.д
Б) страны и столицы. Г) население и хозяйство
6. Что изображено на контурной карте?
А) вся поверхность нашей планеты В) очертания материков, морей и т.д
Б) страны и столицы. Г) население и хозяйство
7. Что изображено на экономической карте?
А) вся поверхность нашей планеты В) очертания материков, морей и т.д
Б) страны и столицы. Г) население и хозяйство
II ВАРИАНТ «Форма и размеры Земли. Географическая карта».
1) Вставьте пропущенные слова.
Модель Земли - _________________ . На глобусе синим цветом обозначена __________________ , коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ____________________, белым _____________________.
На земном шаре _______ океана и _______ материков.
2) Установите соответствие:
Виды географических карт | Что на них изображено |
Физическая карта полушарий ____ Физическая карта России ____ Политическая карта мира ____ Экономическая карта ____ Контурные карты ____ | А) Страны мира и их столицы. Б) Очертания материков, морей, озёр, рек, кружочками показано местоположение городов. В) Вся поверхность нашей планеты: рельеф, реки, озёра, моря, города. Г) Наша страна и прилегающие к ней территории. Д) Какие предприятия есть в городах, чем занимается сельскохозяйственное население, какие дороги проложены на местности |
Варианты ответов:
План местности Условные знаки Масштаб Ориентирование Азимут Северный полюс Южный полюс | Рельеф Горизонтали Бергштрихи Абсолютная высота Относительная высота Маршрутная съемка Полярная съемка |
Варианты ответов:
План местности Условные знаки Масштаб Ориентирование Азимут Северный полюс Южный полюс | Рельеф Горизонтали Бергштрихи Абсолютная высота Относительная высота Маршрутная съемка Полярная съемка |
Варианты ответов:
План местности Условные знаки Масштаб Ориентирование Азимут Северный полюс Южный полюс | Рельеф Горизонтали Бергштрихи Абсолютная высота Относительная высота Маршрутная съемка Полярная съемка |
Варианты ответов:
План местности Условные знаки Масштаб Ориентирование Азимут Северный полюс Южный полюс | Рельеф Горизонтали Бергштрихи Абсолютная высота Относительная высота Маршрутная съемка Полярная съемка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН УРОКА ПО ТЕМЕ "ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ" ПО ФГОС ООО
Конспект урока по географии,составленный по принципу системно-деятельностного подхода по ФГОС ООО...
Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».
Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...
Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"
Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...
Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли
Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...
Открытый урок в 6 классе "Форма и размеры Земли. Географическая карта"
Разработка урока для 6 класса по теме "Форма и размеры Земли. Географическая карта"...
Урок 6 кл. Форма и размеры Земли.
Урок географии в 6 классе....
"Форма и размеры Земли"
Тест составлен по учебнику Е.М. Домогацкого...