Кружок "Мой край родной"
рабочая программа по географии
РП кружка по географии "Мой край родной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_moy_kray_rodnoy.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа краеведческого кружка «Мой край родной»
Постановка проблемы
Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С.Лихачев
Школа – отражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. В результате понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из таких средств является деятельность краеведческого кружка «Мой родной край». Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике краеведческого образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с краеведческой направленностью для младших школьников.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Факультативный курс входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Пояснительная записка
Рабочая программа краеведческого кружка «Мой край родной» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2015.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися в объёме 34 часа и предназначена для учащихся 8-11 классов.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Мой край родной» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой край родной» является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой край родной» является формирование следующих умений:
- Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
- Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание:
Введение (2 часа)
Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»
Моя семья (2 часа)
Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Моя Бурятия на карте Родины (3 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Республика Бурятия – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. Работа с географической картой Республики Бурятия. Моя малая Родина – . Улан-Удэ на карте России и Бурятии. Флаг, герб, гимн Улан-Удэ.
Природа нашего края (5 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды в Бурятии. Растительный мир Бурятии. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир Бурятии. Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Бурятии. Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Республики Бурятия. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Республики Бурятия. Полезные ископаемые Республики Бурятия. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Бурятии». Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему « Моя Бурятия». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного города.
Село, в котором я живу (5 часов)
Знакомство историей возникновения родного села. Работа с документами об истории родного села. Беседа со старожилами об истории родного села. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Люди, прославившие село. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села.
Моя Бурятия (5 часов)
Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Бурятия – сокровищница культурно – исторических памятников. Наша Бурятия в годы Великой Отечественной войны. Современная Бурятия. Географические названия населенных пунктов нашей местности.
Культура и быт Республики Бурятия (4 часа)
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Бурятия. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы Бурятии.
Итоговые занятия (2 часа)
Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и городе Улан-Удэ? Викторина о Бурятии
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел и тема | Дата |
Введение (2 часа) | ||
1 | Краеведение- наука о родном крае. | |
2 | Экскурсия «Природа – наш второй дом» | |
Моя семья (5 часов) | ||
3 | Я и моё имя. | |
4 | Корни моей семьи. | |
5 | Моя родословная. | |
6 | Наша дружная семья. | |
7 | Традиции моей семьи. | |
8 | Профессии в моей семье. | |
9 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | |
Наша школа (2 часа) | ||
10 | «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. | |
11 | Знакомство с историей возникновения школы. | |
12 | Школьный архив. Судьбы выпускников. | |
13 | Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. | |
14 | Гордость школы. Традиции школы. | |
Моя Бурятия на карте Родины (3 часа) | ||
15 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. | |
16 | Республика Бурятия – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. Работа с географической картой Республики Бурятия. | |
17 | Моя малая Родина . Улан-Удэ на карте России и Бурятии. Флаг, герб, гимн Улан-Удэ. | |
Природа нашего края ( 5 часов) | ||
18 | Климат. Сезонные изменения погоды в Бурятии. | |
19 | Растительный мир Бурятии. Лиственные и хвойные деревья региона. | |
20 | Лекарственные растения нашего края. | |
21 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | |
22 | Животный мир Бурятии. | |
23 | Птицы родного края. | |
24 | Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Бурятии. Баргузинский заповедник (виртуальная экскурсия) | |
25 | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Республики Бурятия. | |
26 | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | |
27 | Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Республики Бурятия. | |
28 | Полезные ископаемые Республики Бурятия. | |
29 | Что дает наш край стране? | |
30 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Бурятии» | |
31 | Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? | |
32 | Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моя Бурятия» | |
33 | Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края» | |
34 | Экскурсия на водоем родного города. | |
35 | Проведение викторины о Бурятии. | |
Село, в котором я живу (5 часов) | ||
36 | Село, в котором я живу. | |
37 | Экскурсия в сельский музей. | |
38 | Исторические места Иволгинского района. | |
39 | Экскурсия на тему «История в названиях села». | |
40 | Беседа со старожилами об истории родного села | |
41 | Наши земляки в годы Великой Отечественной войны в годы Великой Отечественной войны. | |
42 | Люди, прославившие с.Нижняя Иволга. | |
43 | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села | |
44 | Конференция «Достопримечательности родного села» (выступления воспитанников) | |
Моя Бурятия (5 часов) | ||
45 | Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. | |
46 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | |
47 | Бурятия – сокровищница культурно – исторических памятников. | |
48 | Древняя Бурятия | |
49 | Остров Ольхон | |
50 | Правительство Республики Бурятия | |
51 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | |
52 | Современная Бурятия | |
53 | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | |
Культура и быт Бурятии (5 часов) | ||
54 | Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». | |
55 | Культура и быт родного края | |
56 | Народы родного края | |
57 | Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Бурятия. | |
58 | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. | |
59 | Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы, поговорки) | |
60 | Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии(сказки, пословицы, поговорки) | |
61 | Народные промыслы Бурятии. | |
Музей- хранилище истории. (2 часа) | ||
62 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | |
63 | Музеи Республики Бурятия | |
64 | Музей природы им. Сампилова Республики Бурятия(виртуальная экскурсия) | |
65 | Музей изобразительных искусств Республики Бурятия (виртуальная экскурсия) | |
66 | Экскурсия в этнографический музей г. Улан-Удэ | |
67 | Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея | |
Итоговые занятия (2 часа) | ||
68 | Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и городе Улан-Удэ? |
Литература:
- Сокровища Республики Бурятия. – Улан-Удэ, 2014г.
- К.А. Руденко. Бурятия в XII – начале XIII в.: поселения и материальная культура. – Улан-Удэ, изд. «Бэлиг», 2010 г.
- Е.Е.Тармаханов. Старая Бурятия. Фотопортрет. Книга-альбом. – Бурятия, изд. «Бэлиг», 2013 г.
- Музеи Республики Бурятия. – Издательский дом «Буряад Унэн», 2012г.
- М.К. Завьялов. Бурятский костюм. – Иркутск, изд. «Заман», 2012 г.
- Историческое краеведение в школе. – Улан-Удэ, БНЦ, 2002.
Интернет ресурсы:
http://redbook-buryatia.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...
Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
"Мой край родной , мой край степной"
национально-региональный компонент...
Классный час "Любимый край родной... Любимый край Донской..."
Материал предназначен для учителей географии и классных руководителей....
Пушкинские места Москвы «Края Москвы, края родные…»
Тема проектной работы – «Пушкинские места Москвы».Цель проектной работы — изучить и обобщить сведения о пушкинских местах столицы, с которыми связаны важнейшие события в жизни ...