Статья:" Метод проектов глазами географа"
статья по географии (5 класс)
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_8.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Метод проектов как технология прекрасно решает многие вышеозначенные задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектирование следует рассматривать как универсальное внешкольное умение, что указывает на необходимость формирования культуры проектной деятельности. Под культурой проектной деятельности следует понимать совокупность навыков целеполагания, методов и технологий проектирования, планирования, организации деятельности, диагностики результатов разработки проекта, его реализации, презентации итогов и, наконец, правил оформления проектной документации — вне зависимости от области и специфики ведения проекта. Можно сформулировать основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:
- проблематизация — умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
- целеполагание — умение формулировать цель деятельности;
- планирование — умение формулировать задачи, планировать этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;
- анализ результатов и рефлексия — умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.
- презентация и защита — умение представлять результаты выполненного проекта.
Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, дают возможность осваивать новые способы человеческой деятельности. Таким образом, в результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся. Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому.
Пример проектной работы в курсе географии
“Создание опорных карт при изучении крупных физико-географических районов России”
“Карта – второй язык географии”. (Н.Н.Баранский)умение читать карту – это повышение интереса к предмету и качеству знаний. Наверное, у каждого учителя свой метод. Есть он и у меня. При этом:
- углубляется умение работать с текстом учебника, вычленять главное, прослеживать причинно-следственные связи;
- формируется представление о картографических способах отображения текстового материала;
- делаются попытки сохранения читаемости карты (трудное для школьников, но обязательное картографическое правило)
- Грамотность создания опорной карты (ОК) проверяется по ходу изучения темы географическими диктантами или тестами. На итоговом уроке темы – обратная работа: комплексное описание физико-географического района по ОК.
- карты “фотографируются” в сознании учеников и надолго остаются в памяти.
Метод проектов как никакой другой требует для своей реализации в изучении географии использования компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Для выполнения проектных задач учащиеся должны активно пользоваться компьютерными технологиями (мультимедиа, технология создания слайд - фильмов).
Работа над проектом носит коллективный характер. Учащиеся объединяются в творческие группы по шесть человек. В их распоряжении находятся компьютеры
Каждая группа должна создать какой-либо слайд-фильм. Подготовить наглядный материал: рекламные листовки, визитные карточки и таблицы с графиками. В результате должны быль подготовлены выступления, и созданы слайд-фильмы (презентации) по темам, предложенных проектов.
В создании проекта каждый должен внести свой вклад.
Необходимо, чтобы каждый участник группы чувствовал свою ответственность. Применение метода проектов по географии способствует повышению: во-первых, интереса к географии у учащихся, во-вторых, положительной оценки проектной деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"
Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...
статья МЕТОД ПРОЕКТА КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОД ПРОЕКТА КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. Предмет «Технология» — особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, технологиями обраб...
Статья - Метод проектов в преподавании предмета "Технология" (Кулинария) "По школьным ступеням развития к самостоятельной деятельности"
Использование метода проектов в преподавании предмета "Технология" на примере раздела "Кулинария"....
Методическая статья "Метод проектов на уроках английского языка"
В статье деётся описание метода проектов, классификация проектов, применение данного метода на уроках иностранного языка, а также, практическое применение данного метода в преподавании иностранного яз...
Статья "Метод проектов"
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы дея...
Статья "Метод проектов глазами географа"
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие ...
Статья "Метод проектов. Применение метода проектов."
Данная статья представляет собой описание применения метода проектов на уроке английского языка...