Рабочая программа
рабочая программа по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2018.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии.
Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Программа направлена на реализацию следующих целей:
- формирование у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
- воспитание у учащихся любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
- формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей изучения географии в 9 классе необходимо решение следующих задач:
- формирование у учащихся географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
- формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
- развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
- развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
- создание образа своего родного края.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 часов (1 час в неделю), в 7,8, и 9 классах по 68 часов (2 часа в неделю).
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по географии
познавательные:
- общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
- логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
- постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения
- регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана
- личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
- коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
В результате изучения географии ученик должен научиться
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
- географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение 4 ч
География как наука. Источники поучения знаний. Методы получения, обработки, передачи и представления информации.
Раздел 1. Россия на карте мира.
Административно-территориальное и политики административное деление страны. Природные условия и ресурсы. Природный потенциал. Геополитическое, экономическое и политическое положение России и ее влияние на другие государства. Границы государства.
Практические работы:
№1Характеристика экономико-географического положения России.
№2 Характеристика ЭГП России
Раздел 2. Население России (6ч).
Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой состав и возрастной. Демографические проблемы. Народы. Основные языковые семьи и группы. Разнообразие религиозного состава. Межнациональные проблемы. Особенности урбанизации. Крупнейшие города и агломерации. Географические особенности расселения. Причины и типы миграций населения на территории России. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.
Практические работы.
№3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.
№4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
№5. Определение по картам размещения населения.
Раздел 3. Хозяйство России (27ч)
Развитие хозяйства России (3ч). Проблемы экономического развития страны. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.
Межотраслевые комплексы (24ч).
Машиностроительный комплекс. Состав. Место и значение. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий .Проблемы и перспективы развития.
Практичесая работа.№6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи. Системы трубопроводов.
Угольная промышленность. Способы и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистема. Проблемы ТЭК.
Практическая работа: № 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов
Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы.
Черная металлургия. География черной металлургии. Цветная металлургия. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых металлов. Проблемы и перспективы развития комплекса.
Практические работы:
№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии
№ 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.
Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение. Главные факторы размещения предприятий. Роль химической промышленности, отраслевой состав. География химико-лесного комплекса: основные базы. Проблемы и перспективы развития комплекса.
Практическая работа:
№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение. Факторы размещения и типы предприятий АПК.
Сельское хозяйство: отраслевой состав. Главные районы размещения земледелия и животноводства.
Пищевая промышленность и легкая: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. АПК и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.
Особенности разных видов транспорта. Важнейшие магистрали и узлы. Виды связи, их значение, размещение.
Социальная инфраструктура. Проблемы и перспективы развития.
Практическая работа:
№ 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
Раздел 4. География крупных регионов России (21ч)
Районирование России . Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Крупные природно- хозяйственные регионы страны: Север и Северо-запад, Центральная России, Поволжье, Европейский Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Западный регион (14ч). Состав: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практические работы.
№12. Составление схемы производственных связей СКЭР.
№13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.
Восточный регион (6ч). Состав: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практическая работа.
№ 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.
Раздел 5. Население и хозяйство Калининградской области (8ч).
Численность населения, его динамика. Естественное и механическое движение . возрастной и половой состав. Размещение населения. Национальный состав.
Основные отрасли экономики и межотраслевые комплексы. ТЭК, лесная промышленность, АПК и другие отрасли.
Экономическое районирование округа. Внешние экономические связи округа. Место округа в стране по основным показателям экономического развития. Основные формы внешнеэкономических связей округа.
Раздел 6. Россия в современном мире (2ч). Место России среди стран мира. Международные экономические связи, место в международном экономическом разделении труда.
Объекты Всемирного культурного наследия на территории России.
Раздел7. География своего края. Население и хозяйство Калининградской области. 8 часов. Особенности ЭГП Калининградской области, пограничные субъекты, размеры территории, протяженность границ Влияния ЭГП на особенности хозяйства и жизни населения; особенности быта и религий отдельных народов, различия в естественном приросте населения, темпах его роста, направления миграций . Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.
Практические работы :
№15. Особенности ЭГП Калининградской области и влияние его на экономическое развитие области.
№16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности области.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||||
Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Практические работы | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
Введение | 4 | ||||
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. | 1 | |||
2 | Географическое положение и границы России. | 1 | №1 Характеристика экономико-географического положения России. | ||
3 | Виды и уровни географического положения. | 1 | №2 Характеристика ЭГП России. | ||
4 | Государственная территория России. Тест | 1 | |||
Население России | 6 | ||||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | 1 | |||
6 | Численность и естественный прирост населения. | 1 | №3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения. | ||
7 | Национальный состав населения России. ВПМ. | 1 | №4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ. | ||
8 | Рынок труда, занятость населения России. Миграции населения. ВПМ. | 1 | |||
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 1 | №5. Определение по картам размещения населения. | ||
10 | Итоговое повторение по теме «Население России» | 1 | |||
Экономика Российской Федерации | 3 | ||||
11 | География основных типов экономики на территории России. ВПМ. | 1 | |||
12 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. | 1 | |||
13 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. | 1 | |||
География отраслей и межотраслевых комплексов | 24 | ||||
14 | Научный комплекс. ВПМ. | 1 | |||
15 | Машиностроительный комплекс: роль, значение и проблемы развития. | 1 | |||
16 | Факторы размещения машиностроения. | 1 | №6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения. | ||
17 | География машиностроения. ВПМ. | 1 | |||
18 | Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса. | 1 | |||
19 | Военно-промышленный комплекс (ВПК) | 1 | |||
20 | Топливная промышленность: нефтяная и газовая | 1 | |||
21 | Топливная промышленность: угольная | 1 | № 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов | ||
22 | Электроэнергетика. ВПМ. | 1 | |||
23 | Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества: состав и значение. Металлургический комплекс. | 1 | |||
24 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. | 1 | № 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии. | ||
25 | Черная металлургия. ВПМ. | 1 | |||
26 | Цветная металлургия. ВПМ. | 1 | № 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны. | ||
27 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. | 1 | |||
28 | Факторы размещения химических предприятий | 1 | |||
29 | Лесная промышленность. ВПМ. | 1 | № 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса. | ||
30 | Состав и значение агропромышленного комплекса. | 1 | |||
31 | Земледелие и животноводство. | 1 | № 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. | ||
32 | Пищевая и лёгкая промышленность. | 1 | |||
33 | Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. ВПМ. | 1 | |||
34 | Сухопутный транспорт | 1 | |||
35 | Водный и другие виды транспорта. ВПМ. | 1 | |||
36 | Связь. Сфера обслуживания. | 1 | |||
37 | Итоговое повторение: География отраслей и межотраслевых комплексов | 1 | |||
Региональная часть курса | 21 | ||||
38 | Экономическое районирование России. | 1 | |||
39 | Общая характеристика Западного макрорегиона. | 1 | |||
40 | Центральная Россия. Состав, природные ресурсы, население. | 1 | |||
41 | Экономика Центральной России | 1 | |||
42 | Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. ВПМ. | 1 | |||
43 | Северо-Западный район. | 1 | |||
44 | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. ВПМ. | 1 | |||
45 | Население и хозяйство Европейского Севера. | 1 | |||
46 | Европейский Юг – Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы. ВПМ. | 1 | |||
47 | Население и хозяйство Европейского Юга. | 1 | №12. Составление схемы производственных связей СКЭР. | ||
48 | Поволжье. Географическое положение. Население | 1 | |||
49 | Хозяйство Поволжья. ВПМ. | 1 | |||
50 | Урал. Географическое положение. Население. | 1 | |||
51 | Хозяйство Урала. ВПМ. | 1 | №13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем. | ||
52 | Итоговое повторение по Западному макрорегиону. | ||||
53 | Восточный макрорегион. Общая характеристика. ВПМ. | 1 | |||
54 | Западная Сибирь. | 1 | |||
55 | Восточная Сибирь. | 1 | № 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР. | ||
56 | Дальний Восток. | 1 | |||
57 | Итоговое повторение по Восточному макрорегиону. | 1 | |||
58 | Обобщающее занятие по курсу « Население и хозяйство России». | 1 | |||
Россия в современном мире | 2 | ||||
59 | Россия в современном мире | 1 | |||
60 | Объекты мирового и культурного наследия России. ВПМ. | 1 | |||
География своего края. Население и хозяйство Калининградской области | 8 | ||||
61 | Административно-территориальное устройство Калининградской области | 1 | №15. Особенности ЭГП Калининградской области и влияние его на экономическое развитие области. | ||
62 | Природно-ресурсный потенциал области | 1 | |||
63 | Население Калининградской области. | 1 | |||
64 | Промышленность области. География транспорта | 1 | №16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности области | ||
65 | АПК области | 1 | |||
66 | География транспорта | 1 | |||
67 | Итоговый урок: экономическое развитие Калининградской области. ВПМ. | 1 | |||
68 | Итоговый урок. | 1 |
Тематическое планирование по курсу «Географический мир»
(20 часов)
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Программа «Географический мир» рассчитан на 20 часов в 9 классе. Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи:
-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Формы и методы проведения занятий
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
- картографические элементы, факты;
- номенклатуру;
- основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
- особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
- определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
- определять различия в поясном времени различных территорий;
- анализировать статистический материал;
- воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
- читать карты различного содержания;
- показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
- описывать географическое положение;
- определять тип объекта согласно классификации;
- сравнивать свойства географических объектов;
- определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
- Повышение учебной мотивации обучающихся.
- Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
- Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс
Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, решение итоговых тренировочных работ.
2. Тематическое планирование курса
№ | Название темы курса | Дата план | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля | |
Источники географических знаний. | 2 | |||||
1. | Источники географических знаний. | 1 | Семинар | |||
2. | Выдающиеся географические открытия и исследования | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | ||
Природа Земли и человек. | 6 | |||||
3. | Форма и размеры Земли, движение Земли. | 1 | Практикум | Картосхема | ||
4. | Земная кора и литосфера. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | ||
5. | Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. | 1 | Практикум | Картосхема | ||
6. | Атмосфера: состав, строение, циркуляция. Погода и климат. | 1 | Семинар | Доклады учащихся | ||
7. | Биосфера, ее взаимосвязи с другими оболочками. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | ||
8. | Географическая оболочка Земли. | 1 | Семинар | Доклады учащихся | ||
Материки, океаны, народы и страны | 5 | |||||
9. | Современный облик планеты Земля. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | ||
10. | Соотношение суши и океана на Земле. | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | ||
11. | Население Земли. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | ||
12. | Материки и страны. | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | ||
13. | Многообразие стран. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | ||
Природопользование и геоэкология. | 3 | |||||
14. | Влияние хозяйственной деятельности на природу. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | ||
15. | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | ||
География России | 17 | |||||
16. | Особенности географического положения. | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | ||
17. | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | ||
18. | Внутренние воды и водные ресурсы. | 1 | Семинар | Доклады учащихся | ||
19. | Итоговое обобщение. | 1 | Решение демонстрационных версий КИМ. | Варианты КИМ | ||
20. | Решение тренировочных работ. | 1 | Решение демонстрационных версий КИМ. | Варианты КИМ |
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения:
1) Компьютер.
2) Видеопроектор.
Информационно-коммуникативные средства:
Оснащение кабинета географии включает
оборудование, рабочие места для учащихся и учителя,
мультимедийнные средства обучения,
учебно-методическую литературу для учителя и учащихся
справочные материалы,
пособия на информационных носителях компакт-диски,
устройство для хранения учебного оборудования,
печатные пособия карты,
таблицы, портреты,коллекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...