Рабочая программа
рабочая программа по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 6 класса составлена на основе примерной программы по географии для основной школы, составленной на основе:
- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
- Примерной программы по учебным предметам. География 6-9 классы. Рабочая программа основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И. В. Душина, В.И. Сиротин.– М.: Дрофа, 2015,
- Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года.
- География. Начальный курс. 6 кл.: учебник / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально – целостного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
ЗАДАЧИ КУРСА
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей.
- Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях.
- Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов.
- Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов.
- Развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации.
- Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
- Развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России.
- Развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ
В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Курс географии 6 класса – курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 часов (1 час в неделю), в 7,8, и 9 классах по 68 часов (2 часа в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение учебного предмета направлено на достижение следующих личностных результатов:
Личностные результаты
- Воспитание уважения к Отечеству, к своему краю.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
- Формирование целостного мировоззрения.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Формирование основ экологической культуры
Метапредметные результаты
- Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение планировать пути достижения целей под руководством учителя.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки.
- Умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
- Умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,
- смысловое чтение.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- Работать индивидуально и в группе.
- Владение устной и письменной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции).
- Формирование и развитие экологического мышления.
Предметные результаты :
- Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.
- Формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.
- Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров.
- Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.
- Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
- Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
- Формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная
Коллективная: фронтальная, парная, групповая
Виды деятельности учащихся:
устные сообщения;
обсуждения;
работа с источниками;
рефлексия и другие.
В процессе преподавания географии в 6 классе планируется использование:
развивающих,
личностно-ориентированных,
исследовательских,
проектных,
компетентностно – ориентированных,
групповых педагогических технологий,
проведение экскурсий,
практических работ, в том числе на местности.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы, географические диктанты в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. Планируется проведение стартовой и диагностической работы. Рабочей программой предусматривается проведение 10 практических работ.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
- Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Введение (1 час)
Открытие, изучение и преобразование Земли.
Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы.
Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
2.Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
План местности (4 ч)
Понятие о плане местности.
Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб.
Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование.
Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности.
Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы.
1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Географическая карта (5 ч)
Форма и размеры Земли.
Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта.
Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах.
Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.
Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота.
Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы.
4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических
объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
3. Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
Литосфера (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение.
Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы.
Движения земной коры.
Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы.
Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши.
Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени.
Рельеф дна Мирового океана.
Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы.
5. Описание форм рельефа.
Гидросфера (6 ч)
Вода на Земле.
Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана.
Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.
Движение воды в океане.
Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды.
Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки.
Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера.
Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники.
Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы.
6. Составление описания внутренних вод.
Атмосфера (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха.
Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер.
Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат.
Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат.
Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы.
7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс.
Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы.
10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «гидросфера», «литосфера», «атмосфера», «рельеф», «Мировой океан», «море», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
- называть и показывать основные географические объекты;
- работать с контурной картой;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
- классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
- объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
- описывать погоду и климат своей местности;
- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
- называть меры по охране природы.
Население Земли (3 ч)
Население Земли.
Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
- составлять описание природного комплекса;
- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- оценивать работу одноклассников;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- давать характеристику географических объектов;
- классифицировать информацию;
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения:
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; и Гималаев и Кордильер, Аляски.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Характеристика основных видов учебной деятельности | Планируемые результаты | Примечания | |||
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | ||||
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля-планета Солнечной системы. | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца» | Называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий. | планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | П. 1- 2 | ||
2. | Понятие о плане местности. Масштаб. Стартовый контроль. | Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный | Называть и объяснять значение терминов; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности. | Работать в соответствии с предложенным планом; оценивать работу одноклассников; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | П. 3-4 | ||
3. | Стороны горизонта. Ориентирование | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности | Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; определять азимут, направление. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | П.5 | ||
4. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. | Называть и давать определение терминам; читать план. | Выделять главное, существенные признаки понятий; классифицировать информацию по данным признакам; определять критерии для сравнения фактов, событий, объектов. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | П. 6 | ||
5. | Составление простейших планов местности. | Составление плана местности методом маршрутной съемки | Производить простейшую съемку местности; определять направления, расстояния на плане, карте и местности. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | П. 7 | ||
6. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний | Давать определение понятиям, знать размеры Земли; читать карту; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; | Выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | П. 8 -9 | ||
7. | Градусная сеть на глобусе и картах. | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов | Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; | Участвовать в совместной деятельности. Сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | П. 10 | ||
8. | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. | Определение географических координат объектов. | Классифицировать информацию по заданным признакам; называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению. | П. 11-12 | ||
9. | Изображение на физических картах высот и глубин. | Определение по картам высот и глубин объектов | Читать план местности и карту; определять по карте высоты и глубины. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | П. 13 | ||
10. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Выполнение тестовых | ||||||
11. | Земля и ее внутреннее строение | Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. | Объяснять значение терминов; виды земной коры; внутреннее строение Земли. | Работать в соответствии с поставленной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | П. 14 | ||
12. | Движение земной коры. Вулканизм. | Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулкана. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения | Называть и показывать основные географические объекты; называть методы изучения земных недр; определять на карте сейсмические районы мира. | Высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; создавать тексты разных типов. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | П. 15 | ||
13. | Рельеф суши. Горы. Текущий контроль за 1 полугодие. | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке | Приводить примеры основных форм рельефа и объяснять их связь с тектоническими структурами; определять абсолютную и относительную высоту точек. | Работать в соответствии с предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | П. 16 | ||
14. | Равнины суши. | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. | Классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | П. 17 | ||
15. | Рельеф дна Мирового океана | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, серединно-океанических хребтов океанов. | Называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой. | Работать с поставленной задачей, в соответствии с предложенным планом | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | П. 18 | ||
16. | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | Составление схемы мирового круговорота воды. | Называть и показывать основные географические объекты. | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | П. 19-20 | ||
17. | Движение воды в океане | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны | Объяснять особенности движения вод в Мировом океане. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | П. 21 | ||
18. | Подземные воды. | Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды» | Объяснять значение терминов; объяснять способы образования подземных вод. | Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. Устанавливать причинно-следственные связи. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | П. 22 | ||
19. | Реки. | Описание реки своей местности по плану | Называть и показывать на карте части реки; давать определения терминам; наносить на контурную карту крупнейшие реки мира и России. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | П. 23 | ||
20. | Озера. | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ | Виды озерных котловин; составлять краткую характеристику объекта по плану. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | П. 24 | ||
21. | Ледники. | Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границ зоны вечной мерзлоты. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. | Называть и объяснять термины; объяснять происхождение ледников и вечной мерзлоты; показывать на карте. | применять методы информационного поиска; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | П. 25 | ||
22. | Атмосфера: строение, значение, изучение. | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. | Объяснять строение, значение атмосферы; объяснять особенности циркуляции атмосферы. | уметь самостоятельно выделять познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. | формирование навыков само коррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности | П. 26 | ||
23. | Температура воздуха. | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом. | Определять температуру воздуха, амплитуды температур. | осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | П. 27 | ||
24. | Атмосферное давление. Ветер. | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение рисунка: изображение направления движения воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. | Измерять атмосферное давление, направление и силу ветра. | Планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | формирование познавательного интереса к предмету изучения | П. 28 | ||
25. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах | Знать виды атмосферных осадков; объяснять способ определения влажности; измерение количества атмосферных осадков. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | П. 29 | ||
26. | Погода. Климат. | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности | Описывать погоду и климат своей местности. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | П. 30 | ||
27. | Причины, влияющие на климат. | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь | Тепловые и климатические пояса Земли: называть и показывать на карте; объяснять причину образования. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | П.31 | ||
28. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Рассказы о заповедниках, национальных парках и представителях растительного и животного мира. | Объяснять значение терминов; объяснять размещение живых организмов на Земле и Мировом океане; объяснять влияние живых организмов на природу Земли. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | П. 32 | ||
29. | Распространение организмов в Мировом океане. | Работа в группах: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений. | Объяснять воздействие организмов на земные оболочки | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | П. 32 | ||
30. | Природный комплекс. | Изучение ПК своей местности и их описание по плану. | Называть и показывать на карте ПК, объяснять причины образования. Составлять характеристику ПК. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | П. 33 | ||
31. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки.» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой. | ||||||
32. | Население Земли | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческого музея. | Уметь рассказывать о численности населения Земли; называть основные типы населенных пунктов; называть и показывать объекты на карте. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | П. 34 | ||
33. | Человек и природа. Итоговый контроль за 2 полугодие | Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий. | Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Показывать районы распространения стихийных природных явлений на карте мира. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | |||
34. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой. | ||||||
35. | Работа с картой. |
Содержание программы
«Географическое краеведение» (10 часов)
Тема 1. План и карта (1 часа)
Географическое положение Калининградской области. Общие особенности рельефа. Карты и планы. Условные знаки.
Практическая работа: определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек местности.
Тема 2. Рельеф и минеральные богатства Калининградской области (2 часа)
Формирование рельефа Калининградской области. Современный рельеф области. Овраги и балки. Влияние рельефа на жизнь населения. Горные породы и их хозяйственное значение.
Практическая работа составление карты-схемы. «Рельеф Калининградской области»
Тема 3. Погода и климат Калининградской области (2 часа)
Времена года и типы погод в Калининградской области. Причины сезонного изменения погоды. Климатические показатели. Метеорологические наблюдения.
Практическая работа составление карты-схемы «Климат Калининградской области»
Тема 4. Воды суши Калининградской области (2 часа)
Водные ресурсы области. Основные реки и озера области. Болота. Подземные воды. Роль водных ресурсов в жизни человека.
Тема 5. Растительный и животный мир родного края (2 часа)
Растительные сообщества: леса, луга. Животный мир. Хозяйственное использование растений, животных, грибов. Красная книга Калининградской области. Почвы. Природные комплексы области. Подзона северной лесостепи. Подзона типичной лесостепи. Влияние человека на природу. Охрана природы.
Тема 6. Население Калининградской области (1 часа)
Численность населения. Особенности размещения населения, плотность. История заселения территории. Основные типы населенных пунктов.
Приложение 1 к рабочей программе
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Коли- во часов | Тема урока
| Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1. | План и карта | 1 | 1. Калининградская область на географической карте 2. Путешествие по картам области | Определение положения Калининградской области по различным картам, координат крайних точек и некоторых населенных пунктов области. |
2. | Рельеф и минеральные богатства Калининградской области | 2 | 1. Строение поверхности Калининградской области 2. Горные породы и минеральные богатства Калининградской области 3. Основные черты рельефа | Определение по картам атласа месторождений полезных ископаемых. Нанесение на контурные карты основных месторождений. Нанесение на контурную карту минимальных и максимальных значений высот. |
3. | Погода и климат Калининградской области | 2 | 1. Времена года и типы погод в Калининградской области 2. Климатические показатели 3. Климат своей местности. Климат и человек | Построение графика ежемесячных изменений высоты Солнца и температуры воздуха. Нанесение на контурные карты средних и максимальных температур января и июля, количества осадков. |
4. | Воды суши Калининградской области | 2 | 1. Разнообразие вод суши Калининградской области 2. Роль водных ресурсов в жизни человека | Показ по картам России и Калининградской области основных рек и озер области. |
5. | Растительный и животный мир родного края | 2 | 1. Растительный и животный мир родного края 2. Почвы 3. Природные комплексы родного края. Меры по охране природы | Определение основных типов почв и их размещения на территории области, используя почвенную карту. Обсуждение правил поведения в природе. |
6. | Население Калининградской области. | 1 | 1. Население, его численность и плотность 2. Основные типы населенных пунктов области 3. Калининградская область | Нанесение на контурную карту крупных городов области и своего населенного пункта. Составление схемы «Взаимосвязь города и села» |
Приложение 2 к рабочей программе
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Темы уроков | Кол-во часов | Планируемые результаты | ||||||||||
плану | факт | |||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
| Калининградская область на географической карте | 1 | Получить общее представление о географическом положении, рельефе и природе области | Формирование умения работы с различными картами, составления маршрута путешествия | Формирование интереса к изучению родного края | |||||||||
Путешествие по картам области | 1 | Знакомство с различными картами, условными знаками. Определение координат географических объектов по географической карте | Работать с различными картами, составлять маршруты путешествий | Воспитание терпения, последовательности в изучении и анализе карт | ||||||||||
Строение поверхности Калининградской области | 1 | Сформировать представление о географическом положении, рельефе и полезных ископаемых области | Формирование умения работать с научными источниками и различными картами | Создание целостного представления об истории формирования Калининградской области как части Евразии | ||||||||||
Горные породы и минеральные богатства Калининградской области Основные черты рельефа | 1 | Изучение горных пород и минеральных богатств Калининградской области Наносить географические объекты на контурную карту, составлять план местности | Анализировать размещение и запасы минеральных богатств области. Уметь вести дискуссию, диалог. | Прививать бережное отношение к минеральным богатствам, рациональное их использование. Формировать навыки групповой работы в классе, умения вести диалог. | ||||||||||
Времена года и типы погод в Калининградской области Климатические показатели | 1 | Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. | Владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности Формирование умения работать с научными источниками и различными картами | Осознавать влияние загрязнения среды на погодные условия области. | ||||||||||
Климат своей местности. Климат и человек | 1 | Проводить простейшие метеонаблюдения. Составлять календарь погоды. | Самостоятельное осуществление, контроль и коррекция урочной и внеурочной деятельности. | Формировать основы экологического мышления, природоохранной деятельности | ||||||||||
Разнообразие вод суши Калининградской области | 1 | Характеризовать водные ресурсы Тамбовской области, показывать на картах основные реки и озера. | Критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников | Осознавать значение водных ресурсов, необходимость охраны вод. | ||||||||||
Растительный и животный мир родного края Почвы. | 1 | Характеризовать растительный и животный мир Калининградской области Описывать виды и свойства почв родного края | Оценивать последствия воздействий человека на природу родного края. Использовать различные источники информации и критически оценивать новую информацию | Осознавать ценность всех видов в биосфере и необходимость охраны редких видов. Понимать значение охраны почвенных ресурсов | ||||||||||
Природные комплексы родного края. Меры по охране природы | 1 | Наблюдать и описывать природно-антропогенные комплексы области. | Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач. | Осознавать значимости и общности глобальных проблем человечества | ||||||||||
Население, его численность и плотность Основные типы населенных пунктов области | 1 | Характеризовать особенности размещения и динамики численности населения Калининградской области. Уметь ориентироваться на местности, читать географические карты, планы местности | Уметь ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия владеть навыками самостоятельной познавательной и учебно-исследовательской деятельности. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства родного края. Объяснять влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды |
7. Материально -техническое обеспечение
Технические средства обучения:
1) Компьютер.
2) Видеопроектор.
Информационно-коммуникативные средства:
Тематические презентации
Учебно-методическое обеспечение
Используемый УМК:
1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс, Москва, «Дрофа», 2014.
2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
3. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
4. Мультимедийная программа: Уроки географии Кирилла и Мефодия 6 класс.
Интернет-ресурсы:
1. http://ege.edu.ru − Портал ЕГЭ.
2. www.fipi.ru − Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://geo.metodist.ru − Методическая лаборатория географии.
4. http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
5. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
6. http://rgo.ru – География сети.
7. http://www.rusngo.ru/project/index.shtml – Национальное географическое общество.
8. http://rgo.org.ru – Географическое общество России.
9. http: //www.geo.ru – Клуб журнала «GEO».
10. http: //www.vokrugsveta. ru – Журнал «Вокруг света».
11. http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция ЦОР.
12. http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов.
13. http://geo.1september.ru – Я иду на урок географии.
14. http://nature.worldstreasure.com – Чудеса природы.
15. http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000144 – География. В помощь учителю.
16. http://www.rgo.ru – Географический портал «Планета Земля»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...