История освоения Европейской части России.
презентация к уроку по географии (9 класс)

История заселения и освоения северо-европейской части России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon istoriya_osvoeniya_evropeyskoy_chasti_rossii.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Европейский Север Состав района: Мурманская область Архангельская область Ненецкий автономный округ Вологодская область Республика Карелия Республика Коми

Слайд 3

Главные черты географического положения района: Северное положение. Выход к морям ( Баренцеву, белому, Карскому) Соседство с развитыми районами России (Центром, Северо-Западом, Уралом), с зарубежными странами (Финляндия, Норвегия) Крупные порты – Мурманск и Архангельск

Слайд 4

Большая протяженность района с юга на север, а также с востока на запад по обе стороны полярного круга Лето прохладное, зимой полярная ночь, избыточное увлажнение, многолетняя мерзлота Влияние воздушных масс с теплого Северо-Атлантического течения, циклоны. Территория Европейского Севера находиться в 3 климатических поясов Больше амплитуда колебания температур, меньше годовое количество осадков

Слайд 5

Природные зоны: Тундра Лесотундра Тайга Растительность Запад: сосна, ель, карельская береза Восток: ель, сосна. В Архангельской области добавляются лиственница и пихта, в Коми - кедр

Слайд 6

Водные ресурсы Северо-западный район-озерный край Крупнейшие из них Ладожское и Онежское. Ладожское озеро Онежское озеро Северный район богат поверхностными водами. На север текут крупные реки-Онега, Северная Двина, Мезень, Печора. Онега Северная Двина Мезень Печора

Слайд 7

Лесные ресурсы На территории Северного района сосредоточено более 40% лесных ресурсов европейской части России. Запасы древесины оцениваются более чем в 6 млрд. куб. м. Основную часть занимают хвойных породы тайги (сосна и ель). Лесная зона между Печорой и Уральскими горами включена в список мирового природного наследия ЮНЕСКО – первозданные леса Республики Коми.

Слайд 8

Население и освоение территории Европейского Севера

Слайд 10

Колонизация Европейского Севера Заселение территории началось в XVI в. Здесь проходили пути освоения Сибири и были основаны первые города: Архангельск, Вологда, Великий Устюг, позднее Мурманск и Петрозаводск. Освоение территории проходило в несколько этапов колонизации.

Слайд 11

Новгородская Новгородская , которая привела к распространению поморов в Архангельской области и на побережье Белого моря. Они занимались ловом рыбы и охотой на морского зверя, ходили на ладьях на Грумант, ныне Шпицберген

Слайд 12

Московская Московская , монастырская колонизация, которая привела к распространению русских вдоль рек близь скитов и монастырей. Здесь люди занимались сельским хозяйством, охотой и солеварением.

Слайд 13

Скит – в христианстве уединенное жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре. Значительно увеличилось численность населения за счет старообрядцев, которые уходили от гонений в таежные дебри в период царствования Алексея Михайловича.

Слайд 14

Старообрядчество – это общее название для религиозных групп и течений, не принявших церковные реформы, проводившиеся в XVII в. патриархом Алексеем Михайловичем.

Слайд 15

В сталинское время север заселялся заключенными, которые работали на строительстве дорог. Они строили Печорскую железную дорогу, Беломорско-Балтийский канал, кроме этого работали на лесоповале и добыче полезных ископаемых.

Слайд 16

В настоящее время на большой площади региона проживает небольшое по численности количество людей (около 4,7 млн. чел.). Средняя плотность населения – 4 чел/км2. Здесь проживают русские, коми, карелы, саамы, ненцы и другие народы

Слайд 18

Народы Европейского Севера Вепсы Вепсы (устар. – чудь ) – один из малочисленных народов северо-запада России. Основная территория расселения народа – Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Язык вепсов принадлежит к прибалтийско-финской группе.

Слайд 19

Основными занятиями предков вепсов были: земледелие, охота, рыболовство и торговля. Проходивший по землям вепсов торговый путь «из варяг в греки» (из Скандинавии на юг), способствовал установлению её оживлённых связей с центральными и южными землями.

Слайд 20

Саамы являлись язычниками. Они обычно строили из камней лабиринты и сейды для жертвоприношений. Основными занятиями саамов в конце XIX – начале ХХ в. являлись рыболовство (озёрное и речное), оленеводство и охота. В дореволюционной России саамы были практически обречены на вымирание. Они голодали и страдали от различных болезней, находились под гнётом местных и заезжих купцов.

Слайд 21

Современные саамы больше не кочуют по тундре вместе со своими семьями. Большая их часть живёт в центре полуострова в селе Ловозеро . Их основным занятием по-прежнему является традиционное оленеводство. В настоящее время оленеводство Мурманской области, в котором заняты саамы и ненцы, является крупнотабунным. Основная его цель – разведение оленей на мясо.

Слайд 22

Ненец, или хасова , самоеды , юраки (устар.) – народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири (рис. 7). Живут в Ненецком автономном округе, Архангельской области, северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах и в Тюменской области. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи.

Слайд 23

Поморы – особая часть населения Севера, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII в. на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. Поморы издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген, на восток доходили до Северной Сибири.

Слайд 24

Слово «поморы» произошло от Поморья (Поморский берег, берег Белого и Баренцева моря). Термин поморы впервые появляется в русских летописях в 1526 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- КВН в 9 классе по теме: "Европейская часть России"

Урок - КВН разработан к учебнику Алексеева и др. "география России 8-9 кл" (линия). Урок обобщающего повторения по теме " Экономические районы. Европейская часть". Данный урок позволяет детям проверит...

Обобщение по теме "Европейская часть России"урок географии 9 кл.

Цель этого урока-обощение имеющихся знаний по Европейской части России, оценка природных условий и ресурсов каждого района; продолжить работу по развитию логического мышления, умению анализировать, де...

Тест по географии "Европейская часть России" 9 класс

После изучения экономических р-нов Европейской части России провожу контроль знаний в форме теста. Время выполнения -40 минут. Предлагаю материал коллегам  использовать в работе....

Европейская часть России.дидактические материалы по географии 9 кл.

Для создания образа экономических районов и городов России использую разные виды дидактических работ. При их выполнении ученик обращается к различным источникам. Создает подобные работы сам...

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

На основе полученных знаний об экономических районах России определить их роль в историческом, социально – экономическом и культурном развитии страны; закрепить умения по составлению общей и сравнител...

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга России.

1.Расширить представление о населении и проблемах, связанных с национально – государственным устройством Северного Кавказа.2.Развивать умения работать по типовому плану с целью выявления особенностей ...