Рабочие программы
рабочая программа по географии (6 класс)
Программы по географии, издательство Полярная звезда 5-7 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по географии 5 класс, Алексеев А.И. | 40.46 КБ |
Рабочая программа 6 класс, Алексеев А.И. | 39.42 КБ |
Рабочая программа 7 класс, Алексеев А.И. | 57.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование (5 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | ||||
Введение. | 1 час | ||||
1 | Зачем нам география и как мы её будем изучать? | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
На какой планете мы живём. | 4 часа | ||||
2 | Как люди открывали Землю (1) | 1 час | Комбинированный урок
| ||
3 | Как люди открывали Землю (2) | 1 час | Комбинированный урок
| ||
4 | Российские путешественники | 1 час | Комбинированный урок | ||
5 | География сегодня | 1 час | Комбинированный урок | ||
Планета Земля. | 4 часа | ||||
6 | Мы во Вселенной | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
7 | Движения Земли | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
8 | Солнечный свет на Земле | 1 час | Комбинированный урок | ||
9 | Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля» | 1 час | Урок проверки ЗУН | ||
План и карта. | 10 час. | ||||
10 | Ориентирование на местности | 1 час | Комбинированный урок | ||
11 | Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
12 | Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 час | Комбинированный урок | ||
13 | Практическая работа №1 «Построение плана местности» | 1 час | Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике | ||
14 | Географическая карта | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
15 | Градусная сетка | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
16 | Географические координаты (1) | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
17 | Географические координаты (2) | 1 час | Комбинированный урок | ||
18 | Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений» | 1 час | Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике | ||
19 | Контрольная работа № 2. «План и карта» | 1 час | Урок Закрепление ЗУН | ||
Человек на Земле. | 4 часа | ||||
20 | Как люди заселяли Землю | 1 час | Комбинированный урок | ||
21 | Расы и народы | 1 час | Комбинированный урок | ||
22 | Практическая работа №3 «Сравнение стран мира по политической карте» | 1 час | Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике | ||
23 | Обобщение по теме «Человек на Земле» | 1 час | Урок повторения и обобщения | ||
Литосфера – твёрдая оболочка Земли. | 9 час. | ||||
24 | Земная кора – верхняя часть литосферы | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 час | Комбинированный урок. | ||
26 | Движения земной коры (1) | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
27 | Движения земной коры (2) | 1 час | Комбинированный урок | ||
28 | Рельеф Земли. Равнины. | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
29 | Рельеф Земли. Горы | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
30 | Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. | 1 час | Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике | ||
31 | Литосфера и человек. | 1 час | Комбинированный урок | ||
32 | Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли». | 1 час | Урок Контроль ЗУН | ||
33 | Обобщающее и повторение изученного материала. | 1 час | Урок повторения и закрепления ЗУН | ||
34 | Итоговое тестирование | 1 час | Урок Контроль ЗУН | ||
35 | Повторение. Решение задач по карте. Анализ физических карт. | 1 час | Комбинированный урок |
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для основной школы составлена на основе авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2018 г.
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
География — предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно - и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
— комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
— целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;
— умений ориентироваться в Пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
— умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии.
Цели и задачи курса:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона)
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов
-понимание основных природных, социально- экономических, экологических геополитических процессов и закономерностей ,происходящих в географическом пространстве России и мира
-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное ,социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.
-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства
-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов( план. карта. приборы. объекты природы),обеспечивающих реализацию собственных потребностей ,интересов ,проектов
-формирование опыта творческой деятельности, социально- коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы .карты, компьютерные программы. презентации)
-понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными,социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи ,ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков ,сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5-6 классах по 35 часов (1 час в неделю), 7-8-9 классах по 70 часов (2 часа в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения, по отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез для старшей школы. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного курса: География 5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | К-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение. | 1 | ||
2 | На какой планете мы живём. | 4 | ||
3 | Планета Земля. | 4 | 1 | 1 |
4 | План и карта. | 10 | 1 | 1 |
5 | Человек на Земле. | 4 | 1 | |
6 | Литосфера – твёрдая оболочка Земли. | 9 | 1 | 1 |
7 | Обобщающее и повторение изученного материала. | 3 | 1 | |
ИТОГО: | 35 | 4 | 4 |
МБОУ «Низовская средняя общеобразоательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей _____________ цикла Протокол № ___ от «___» ________2019г Руководитель МО _________/З.В.Клементьева/ | Согласована с зам.директора по УВР __________/ Н.П.Батурина/ «____»___________ 2019г. | Утверждена директором МБОУ «Низовская СОШ» __________/Ю.Г. Бедин./ «___»__________ 2019г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Физическая география»
в 5 классе
Составитель: Летюшова И.К.
Низовка
2019г.
Учебно-методическое обеспечение:
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
- стенды для постоянных и временных экспозиций;
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
— ноутбук;
— мультимедиа-проектор;
- интерактивная доска
- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников) по разделам школьного курса географии;
- библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
Литература:
1. А.И. Алексеев и др. География 5-6 класс, М., Просвещение, 2019 (учебник)
2. Атлас 5 класс с комплектом контурных карт.
3. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5 класс (пособие для учителя)
4. Электронное приложение к учебнику.
5. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Рабочие программы. 5-9 классы
6. А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Курс ориентирован на усвоение учащимися:
- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на земле и жизнедеятельности человека;
-опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства.
Количество часов: за год: 34 часов, в неделю: 1 час
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2018. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2018.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2018 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.
Цели и задачи курса:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
-понимание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
-формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные, общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения, путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
-формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов (план, карта, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
-формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации);
-понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «География» являются следующие:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметным результатом изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- управлять своей познавательной деятельностью;
- организовывать свою деятельность;
- определять цели и задачи учебной деятельности;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы;
- составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
- выбирать средства достижения цели и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- анализировать, структурировать информацию, факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, простые и сложные планы изученного текста;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
- представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса «География» является сформированность следующих умений:
- объяснять, для чего изучают географию;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации при решении учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- строить простые планы местности;
- моделировать географические объекты и явления с помощью компьютерных программ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации;
- называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;
- показывать по карте маршруты и называть результаты географических открытий и путешествий;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- приводить примеры объектов гидросферы Земли;
- объяснять значение ключевых понятий и терминов.
Содержание тем учебного курса: География 6 класс.
Всего 34 часа (1 час в неделю)
Введение (1 час)
Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой.Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.
Гидросфера — водная оболочка Земли (13 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли (13 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.
Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.
Географическая оболочка (4 часа)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | К-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Раздел 1: Гидросфера — водная оболочка Земли | 13 | 3 | 1 |
3 | Раздел 2: Атмосфера — воздушная оболочка Земли | 13 | 2 | 1 |
4 | Раздел 3: Биосфера – живая оболочка Земли | 3 | - | - |
5 | Раздел 4: Географическая оболочка | 4 | 1 | 1 |
Итого: | 6 | 3 |
Календарно-тематическое планирование (6 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | ||||
Введение | |||||
1 | Что изучает география? | 1 час | Вводный | ||
Раздел 1: Гидросфера — водная оболочка Земли (13 часов) | |||||
2 | Cостав и строение гидросферы | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
3 | Мировой океан. Части Океана. | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
4 | Мировой океан. Острова и полуострова. | 1 час | Комбинированный урок | ||
5 | Практическая работа № 1. «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы» | 1 час | Практикум | ||
6 | Практическая работа № 2.Проект «Прокладывание по карте маршрута путешествия» | 1 час | Практикум | ||
7 | Воды Мирового океана. | 1 час | Урок изучения нового материала
| ||
8 | Реки – артерии Земли. | 1 час | Урок изучения нового материала
| ||
9 | Режим и работа рек | 1 час | Комбинированный урок | ||
10 | Практическая работа № 3. «Описание реки по плану» | 1 час | Практикум | ||
11 | Озера и болота | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
12 | Подземные воды и ледники | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
13 | Гидросфера и человек | 1 час | Комбинированный урок | ||
14 | Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» | 1 час | Урок проверки ЗУН | ||
Раздел 2: Атмосфера — воздушная оболочка Земли (13 часов) | |||||
15 | Состав и строение атмосферы | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
16 | Тепло в атмосфере. Температура воздуха | 1 час | Комбинированный урок | ||
17 | Тепло в атмосфере. Угол падения солнечных лучей | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
18 | Атмосферное давление | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
19 | Ветер | 1 час | Комбинированный урок | ||
20 | Практическая работа № 4. «Построение розы ветров по данным календаря погоды» | 1 час | Практикум | ||
21 | Влага в атмосфере | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
22 | Облака. Осадки | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
23 | Погода | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
24 | Практическая работа №5.Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды | 1 час | Практикум | ||
25 | Климат | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
26 | Атмосфера и человек | 1 час | Комбинированный урок | ||
27 | Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | 1 час | Урок проверки ЗУН | ||
Раздел 3: Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа) | |||||
28 | Биосфера – земная оболочка | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
29 | Почвы | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
30 | Биосфера – сфера жизни. Практическая работа № 6.Описание одного растения или животного своей местности. | 1 час | Комбинированный урок | ||
Раздел 4: Географическая оболочка (4 часа) | |||||
31 | Географическая оболочка Земли | 1 час | Урок изучения нового материала | ||
32 | Природные зоны. | 1 час | Комбинированный урок | ||
33 | Культурные ландшафты | 1 час | Комбинированный урок | ||
34 | Обобщение знаний по изученному курсу. | 1 час | Урок проверки ЗУН |
Учебно – методическое обеспечение:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерная программа основного общего образования по географиив соответствии с требованиями ФГОС ООО.
3. АлексеевА. И., НиколинаВ. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2018.
4. Николина В.В. География: 5-6 кл.: Методические рекомендации: пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2018.
5. НиколинаВ. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2018.
6. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2019.
7. Контурные карты, 6 класс.– М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2019.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
9. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
10. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
13. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
14. Комплект мультимедийных презентаций по темам изучаемого курса.
15. Электронное приложение к учебнику «География. 5-6 классы. «Полярная звезда».
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Дата | |
план. | факт. | |||
ВВЕДЕНИЕ – 3 часа. | ||||
1/1 | Как мы будем изучать географию | Урок общеметодологической направленности | ||
2/2 | Географические карты. | Урок изучения нового материала | ||
3/3 | Практическая работа №1 «Каким способом отображают информацию на картах» | Урок развивающего контроля | ||
РАЗДЕЛ 1: Человек на Земле – 7 часов. | ||||
4/1 | Как люди заселяли Землю | Урок изучения нового материала | ||
5/2 | Население современного мира. Практическая работа №2 «Как размещено население Земли» | Комбинированный | ||
6/3 | Народы, языки и религии. | Урок изучения нового материала | ||
7/4 | Города и сельские поселения | Урок изучения нового материала | ||
8/5 | Страны мира | Урок изучения нового материала | ||
9/6 | Практическая работа №3 «Сравниваем страны мира» | Комбинированный | ||
10/7 | Контрольная работа №1 «Человек на Земле» | Уроки обобщения и систематизации знаний | ||
РАЗДЕЛ 3: Природа Земли – 14 часов. | ||||
11/1 | Развитие земной коры | Урок изучения нового материала | ||
12/2 | Практическая работа № 4 «Земная кора на карте» | Урок - практикум | ||
13/3 | Природные ресурсы земной коры | Комбинированный | ||
14/4 | Температура воздуха на разных широтах | Урок изучения нового материала | ||
15/5 | Давление воздуха и осадки на разных широтах | Урок изучения нового материала | ||
16/6 | Общая циркуляция атмосферы | Урок изучения нового материала | ||
17/7 | Климатические пояса и области Земли | Урок изучения нового материала | ||
18/8 | Практическая работа № 5 «Климат и климатические пояса Земли» | Урок- практикум | ||
19/9 | Океанические течения | Урок изучения нового материала | ||
20/10 | Реки и озёра Земли | Урок изучения нового материала | ||
21/11 | Поиск информации. Практическая работа № 6 «Поиск информации по различным источникам» | Урок - практикум | ||
22/12 | Растительный и животный мир Земли | Урок изучения нового материала | ||
23/13 | Почвы | Урок изучения нового материала | ||
24/14 | Контрольная работа №2 «Природа Земли» | Уроки обобщения и систематизации знаний | ||
РАЗДЕЛ 4: Природные комплексы и регионы – 6 часов. | ||||
25/1 | Природные зоны | Урок изучения нового материала | ||
26/2 | Океаны | Урок изучения нового материала | ||
27/3 | Океаны | Урок изучения нового материала | ||
28/4 | Материки | Урок изучения нового материала | ||
29/5 | Как мир делится на части и как объединяется | Урок изучения нового материала | ||
30/6 | Контрольная работа №3 «Природные комплексы и регионы» | Уроки обобщения и систематизации знаний | ||
РАЗДЕЛ 5: Материки и страны – 38 часов. | ||||
31/1 | Африка. Образ материка. | Урок изучения нового материала | ||
32/2 | Африка в мире | Урок изучения нового материала | ||
33/3 | Африка путешествие | Комбинированный | ||
34/4 | Африка. Путешествие 2 | Комбинированный | ||
35/5 | Африка. Практическая работа № 8 «Географическое положение и климат Африки» | Урок - практикум | ||
36/6 | Египет | Урок изучения нового материала | ||
37/7 | Охрана окружающей среды. Разработка проекта «Создание национального проекта в Танзании» | Комбинированный | ||
38/8 | Обобщение по теме «Африка» | Уроки обобщения и систематизации знаний | ||
39/9 | Австралия образ материка | Урок изучения нового материала | ||
40/10 | Австралия. Путешествие | Урок изучения нового материала | ||
41/11 | Австралия и Океания | Урок изучения нового материала | ||
42/12 | Антарктида | Урок изучения нового материала | ||
43/13 | Южная Америка: образ материка | Урок изучения нового материала | ||
44/14 | Южная Америка: образ материка | Комбинированный | ||
45/15 | Латинская Америка в мире | Урок изучения нового материала | ||
46/16 | Южная Америка: путешествие | Урок изучения нового материала | ||
47/17 | Южная Америка: путешествие | Комбинированный | ||
48/18 | Бразилия. | Урок изучения нового материала | ||
49/19 | Северная Америка: образ материка | Урок изучения нового материала | ||
50/20 | Англо-саксонская Америка | Комбинированный | ||
51/21 | Северная Америка: путешествие | Урок изучения нового материала | ||
52/22 | Северная Америка путешествие. Практическая работа № 9 «Комплексное географическое описание одной из природных зон Северной Америки» | Урок - практикум | ||
53/23 | США | Урок изучения нового материала | ||
54/24 | Евразия: образ материка | Урок изучения нового материала | ||
55/25 | Евразия: образ материка | Комбинированный | ||
56/26 | Практическая работа №10 «Особенности географического положения Евразии» | Урок - практикум | ||
57/27 | Европа в мире | Урок изучения нового материала | ||
58/28 | Европа: путешествие | Урок изучения нового материала | ||
59/29 | Европа: путешествие | Комбинированный | ||
60/30 | Германия. | Комбинированный | ||
61/31 | Азия в мире | Урок изучения нового материала | ||
62/32 | Азия: путешествие | Урок изучения нового материала | ||
63/33 | Азия: путешествие | Комбинированный | ||
64/34 | Китай | Урок изучения нового материала | ||
65/35 | Индия | Урок изучения нового материала | ||
66/36 | Обобщение по теме « Материки и страны» | Уроки обобщения и систематизации знаний | ||
67/37 | Итоговая контрольная работа | Уроки обобщения и систематизации знаний | ||
68/38 | Глобальные проблемы человечества | Комбинированный |
Пояснительная записка
Программа подготовлена в соответствие с:
- Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями.
- Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
- Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
- Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, У.К. Липкина,. Москва Просвещение. 2021 год.
В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Цель курса - раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков.
Задачи:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Содержание программы полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. На изучение географии в 7 классе отводится 68 часов учебного времени, или 2 часа в неделю. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.
Содержание курса для 7 класса способствует углублению знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового общего наследия; установление традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения географии являются:
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- формирование умения организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планета людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- формирование интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
Содержание учебного курса: «География. Материки и океаны»
1 Введение (3 ч)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.
Тема 1. Человек на Земле (7ч)
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Тема 2. Природа Земли (14 ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые
области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический,
Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.
Тема 4 Материки и страны. (38ч)
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира. Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.
Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай. Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии.
Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.
Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений. Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность. Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.
Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры. Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо. Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия. Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны. Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское исельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура. Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры. Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни. Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни. Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни. Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии. Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык- Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии. Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни. Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
1. | Введение. | 3 | 1 | - |
2. | Человек на Земле. | 7 | 2 | 1 |
3. | Природа Земли. | 14 | 3 | 1 |
4. | Природные комплексы и регионы. | 6 | - | 1 |
5. | Материки и страны. | 38 | 4 | 1 |
ИТОГО: | 68 | 9 | 4 |
Учебно-методическое обеспечение:
1. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. Академический школьный учебник «Полярная звезда» «География 5-9класс М., издательство «Просвещение», 2021г.
2. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «Полярная звезда» «География 5-9 класс» Мой тренажер. М., издательство «Просвещение», 2021г.
3. География. 5-9класс Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева др. «Полярная звезда» (1DVD) ©ОАО «Издательство «Просвещение»
4. Атлас. Физическая география, материков и океанов 5-9 класс. М., Дрофа или Просвещение.
5. Рабочие программы. В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» Издательство «Просвещение» 2021 г.
6. О. В. Крылова Физическая география 7 класс. М., Просвещение, 2020 г.
7. Никитина Н.А., Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии 7 класс
8. География в схемах и таблицах / авт.-сост. Данилова Е. А. – СПб.: Тригон, 2020 г.
9.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс. © ООО «Кирилл и Мефодий» 2020 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school- collection.edu.ru
2.КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). http:// www.km-school.ra
3.Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/ 4.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
5.Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru
6.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/ 7.Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...