Развития способностей обучающихся
статья по географии
Анализ деятельности по выявлению и развитию способностей учащихся средствами географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 891.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Как повысить интерес учащихся к географии? Вопрос не простой, требующий систематической целенаправленной работы. В свете активизации деятельности Российского Географического Общества, предлагаемого обязательного выпускного экзамена по предмету это направление профессиональной деятельности можно считать приоритетным.
При проектировании своей профессиональной деятельности приходится учитывать не только хорошие материально-методические условия, созданные в нашей школе, но и существующие проблемы:
- слабомотивированный образовательный запрос вследствие невысокого материального и образовательного уровня семей обучающихся;
- проблему организации исследовательской работы учащихся в виду отсутствия научных учреждений в районе;
- падение интереса к науке географии в целом, в том числе в малой её востребованности как профильного предмета для продолжения обучения.
Данные проблемы характерны для большинства школ в небольших поселениях, особенно удалённых от культурно-образовательных центров, и потому являются актуальными для многих педагогов.
Поэтому в своей профессиональной деятельности я руководствуюсь принципом «Без географии Вы нигде!». Ведь географическая информация есть в самых различных источниках информации – художественных произведениях, телепередачах, в личных путешествиях и т.п. Научить её анализировать, делать правильные выводы – вот основная задача моей работы. Показать значимость географических знаний, географического мышления не только на уроках, но и в любой практической деятельности – значит воспитывать саморазвивающуюся, духовно зрелую Личность.
Основными направлениями деятельности по развитию географических компетенций считаю следующие:
- совершенствование урока, как основной формы организации учебного процесса;
- вовлечение учащихся в различные виды внеклассной деятельности по предмету;
- поиск одаренных детей и развитие их способностей.
Один из главных путей решения данной проблемы, на мой взгляд, - внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Если ребёнку интересно на уроке, то возникает желание изучать географию и после звонка.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие и неожиданные вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности проводит школьный психолог.
Определив таких ребят, необходимо научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Для этого я использую систему эвристических занятий, творческие задания, занимательные материалы и задачи. Школьники участвуют в исследовательской работе, свои результаты они успешно представляют на научно-практических конференциях на районном, республиканском и всероссийском уровнях.
Важную роль в изучении географии играет внеурочная деятельность, которая может быть организована в индивидуальной, групповой, массовой формах . Так как эти виды внеурочной работы тесно связаны друг с другом, это разделение всего лишь условное. В своей внеурочной работе использую различные активные формы проведения мероприятий для мотивации к обучению:
- ежегодные мероприятия ко Дню Земли: экологические уроки, экологический диктант, эколимпиада младших школьников, конкурсы экологических постеров и видеороликов, выставка экологических изделий, участие во Всероссийских уроках «Сделаем вместе», экологические субботники;
- ежегодная акция «Первоцвет»: беседы о необходимости сохранения занесённых в Красную книгу растений-первоцветов, создание и распространение в посёлке тематических листовок;
- организация участия в образовательных акциях «Этнографический диктант», «Географический диктант», в том числе и сотрудников школы. В 2017 и 2921 годах в школе работала площадка очного проведения Географического Диктанта.
Участие в данных формах внеурочной деятельности формирует активную жизненную позицию обучающихся, инициативность, самостоятельность в своих поступках. Среди участников создаются условия для сотрудничества и взаимопомощи. Это приводит к тому, что все дети чувствуют себя комфортно при проведении любого мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие способностей обучающегося в процессе его взаимодействия с различными информационными ресурсами в естественно-математическом образовании.
Любому обществу нужны одаренные творческие люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Одним из направлений Н...
«Развитие способностей обучающегося в математическом образовании в процессе его взаимодействия с различными информационными ресурсами»
Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).Активнымиинформационными рес...
Развитие способностей обучающихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида на занятиях по информационно-коммуникационным технологиям в ГОАУ ЯО ЦДЮТТ
В методической разработке представлен материал из опыта занятий с детьми, обучающимися в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, по освоению ими информационно-коммуникац...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (по выявлению и развитию способностей обучающихся)
Программа и проект направлены на выявление и поддержку талантливых и одарённых детей ДШИ....
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»
Выяление способностей и развития у обучающихся к творческой и познавательной деятельности...
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) илиВыявление и развитие спосо...