Машиностроительный комплекс
план-конспект урока по географии (9 класс)
Конспект урока для подготовки к занятию поможет в работе начинающему педагогу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 45.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта урока
Педагог ___Бадинова Юлия Валерьевна_________________
Предмет ___география___________________Класс ____9_________________
Тема урока Машиностроительный комплекс.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Компьютер, проектор
Социально-экономическая карта России. Атласы с комплектами контурных карт по числу учащихся.
1. Организационный момент, включающий: Цель: - Настроить учащихся на позитивную и плодотворную работу. - Вызвать интерес у учащихся к работе на уроке. - Отследить настроение каждого ученика. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся приветствуют учителя . Хлопают в ладоши, запоминают. Берутся за руки, улыбаются. Отвечают на вопрос учителя: к работе готовы | У:Добрый день! Я рада нашей встрече. Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. А как наше настроение? Давайте оценим его хлопками в ладоши и послушаем как будет звучать наш общий хлопок, запомним, и сравним с тем, что будет в конце урока.
А сейчас возьмите за руки своего соседа по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Итак, к работе готовы? | У-речь учителя |
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: Цели и задачи: -проверку знаний учащихся о научном комплексе и его составе - формулировку определения научного комплекса -учащиеся должны дать характеристику зависимости факторов размещения и объектов научного комплекса Формы и методы: - работа в парах (взаимопроверка ) - фронтальный опрос Мотивация: - в конце урока каждый учащийся получит оценку - правильные ответы учащиеся фиксируют в карточках (приложение 1), проставляя баллы, что способствует объективному оцениванию | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся поднимают руку и отвечают на вопросы. - научный комплекс – это комплекс, осуществляющий все виды работ по получению, хранению и распространению научных знаний - академический сектор, сектор Вузовского образования, предпринимательский сектор, отраслевой сектор, заводской сектор. Учащиеся отвечают : друг другу по парам и оценивают ответы | У: Дайте определение понятию Научный комплекс. У: Какие объекты входят в состав научного комплекса? У:Молодцы. У: Какие факторы размещения объектов научного комплекса являются ведущими? Учитель наблюдает за правильностью ответов и оцениванием | |
3. Изучение нового учебного материала. Цели на данном этапе урока: - Определить значение и роль машиностроительного комплекса России. - Определить главную задачу МСК. - Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России. Методы изложения (представления) нового учебного материала: - словесные, объяснительно-иллюстративные, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, поисковый. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала : смекалка и логика, создание проблемной ситуации | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ученики слушают. Ребята поднимают руку, формулируют вопросы. Если вопрос сформулирован правильно и по теме, то проставляют баллы в соответствующую графу
Учащиеся формулируют цель. Сегодня мы узнаем, состав машиностроительного комплекса, особенности размещения его объектов Учащиеся записывают в тетрадь понятие машиностроительного комплекса Ученики: определить их взаимодействие. Работают в парах Отвечающие выходят к доске, смотрят на экран и объясняют связи между комплексами Остальные ребята проверяют правильность выполнения и сравнивают свои ответы с высказываниями отвечающих. Учащиеся записывают кластер в тетради. К доске выходят два ученика, получивших задание на опережение на предыдущем уроке, и зачитывают основные этапы развития машиностроения в СССР и в России. Остальные ученики слушают. Учащиеся ищут информацию в учебнике и формулируют ответы: cтанкостроение, приборостроение, судостроение, автостроение и т.д. Учащиеся рассматривают таблицу и выполняют задание, записывают функции каждой отрасли: Выполнившие, поднимают руку, давая понять, что готовы к ответу. Ученики отвечают, дополняют ответы товарищей и проставляют баллы за правильные и полные ответы Учащиеся выполняют. Учащиеся работают индивидуально. Отгадывают город, записывают на свой листок название и отмечают на контурной карте. Ученики выполняют Обмениваются и подсчитывают. Проставляют баллы. | У:- Ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется продукцией МСК. Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения – дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения. У:- Ребята, в течении двух уроков мы будем знакомиться с машиностроительным комплексом нашей страны. Открываем тетради и записываем тему урока «Машиностроительный комплекс».
У: - На какие вопросы мы с вами должны ответить, чтобы получить представление об этой отрасли хозяйства? Если вопрос сформулирован правильно и по теме, то проставляют баллы в соответствующую графу У:- Молодцы. Давайте определим какие вопросы нам предстоит сегодня рассмотреть? Учитель корректирует цель. запишите У. - Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Машиностроение имеет огромное значение в хозяйстве. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и т. д.). Об уровне развития любой страны судят и по уровню развития ее машиностроения. У- у вас на партах лежат карточки, на которых написаны разные отрасли хозяйства. Работая в парах, вы должны доказать, что МСК является межотраслевым комплексом. Что вы для этого должны сделать? Правильно. Выполняем задание, записывая кратко ответы на карточке. Учитель следит за правильностью выполнения. Если у некоторых учеников есть затруднения, то направляет их действия. После выполнения выводит на экран слайд со схемой, которая должна была получиться у каждого ученика К доске вызывает ту пару учеников, которые быстрее всех справились с заданием. Учитель анализируя ответы учащихся, обобщает их. У: - Отраслевой состав машиностроения очень сложен. В его состав входит несколько десятков отраслей. Эти отрасли объединяют в 3 группы. Составляет на доске кластер
У.- Сейчас я предлагаю прослушать информацию о становлении и развитии машиностроения в нашей стране. Молодцы. Спасибо, присаживайтесь на места. Продолжим работу. У:- Ребята, откройте учебники на стр. 64 рассмотрите рис. 28 и ответьте на вопрос. Какой состав имеет машиностроительный комплекс? У.- Молодцы, а теперь давайте поработаем с таблицей. Посмотрите на экран и дайте характеристику отраслям машиностроения по рядам: 1 ряд - тяжелое машиностроение, 2 ряд – общее и среднее, а 3 ряд- точное машиностроение, задание выполните письменно в тетради. ВремяУчитель следит за работой. Спрашивает желающих ответить. Озвучивает количество баллов за правильные ответы.Ответ полный Замечательно. - А сейчас немного отдохнём. Физкультминутка для глаз:
Молодцы.
Сколько океанов на Земле, Сколько материков на Земле, Сколько планет в Солнечной системе, Сколько частей света, Сколько морей омывает Россию. Молодцы. У: Приступим к работе с атласами и контурными картами. Сейчас вам будут показаны города, являющиеся центрами машиностроения, а вы должны будете угадать по достопримечательностям либо по природным объектам, какой это город, записать название города в своих листах и отметить его на контурной карте цифрой, а в условных знаках напишите полное название. Всего 8 городов. Я буду обращать ваше внимание по ходу просмотра презентации на моменты смены городов. Показывает презентацию После того как все ученики отметили города. У.- Ребята, теперь обменяйтесь своими листами с соседом по парте и проверьте правильность ответов. Показывает следующий слайд с ответами. У.- За 8 правильных ответов поставьте 8 баллов, за 6-7 ставим 6 баллов, за 4-5 ставим 4 балла, за 2-3 ставим 2 балла. | Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Приложение №2 Слайд №5 Слайд №6 Учащиеся уже видели фотографии этих городов при изучении темы: Городское и сельское население. Расселение населения. Слайд№7-14: по 3-5 фотографий каждого города на одном слайде Слайд№ 15 |
4. Закрепление учебного материала: Цели и задачи: • Проверить знания учащихся путём анализа умений работать с тематическими картами Формы и методы достижения поставленных целей: письменная работа с фронтальным опросом. • Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: Нет ошибок – 5(отлично): 1-2 ошибки - 4 (хорошо) 3-5 ошибок – 3 (удовлетворительно) Если ученик не усвоил новый материал, учитель предлагает дополнительное задание на дом. Отрицательная оценка не ставится. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Работают индивидуально, кто выполнил - поднимает руку. ученики выходят к доске, зачитывают и показывают города Ученики считают баллы и выставляют себе оценки. Выполняют Оценивают результат и какой же он | У. - Ребята, у вас на столах лежат карточки под номером 2, в которых перечислены города. Определите по тематическим картам города, в которых присутствуют предприятия: 1 вариант – тяжелое машиностроение, 2 вариант- точное приборостроение. Спрашивает тех, кто первым выполнил задание, а затем еще по 2 человека с варианта, отдавая предпочтение более слабым ученикам. Вызывает к доске, просит показать на социально-экономической карте России записанные города. У.- Предлагаю вам оценить вашу работу на уроке , для этого мы посчитаем наши баллы и выставим оценки за урок. Если у вас 14 и более жетонов, то вы ставите себе оценку 5, от 10 до 13- отметка 4, если вы заработали более 7 , но менее 10, то ваша оценка 3, но не расстраивайтесь, сегодня не всё для вас сложилось, на следующем уроке постараетесь и обязательно получите оценку выше. Рефлексия. -Ребята, а сейчас я хочу вас попросить похлопать в ладоши и сравнить наш общий хлопок с хлопком в начале урока. А теперь , у вас на партах лежат листочки разных цветов. Я прошу взять зеленый листочек – всё понятно, интересно, пригодится в жизни , желтый – интересно, но не всё понял, красный – обычный урок, ничего особенного. Давайте прикрепим наши листочки к дереву и посмотрим, какого цвета больше. | Приложение №3 |
Цели и задачи: • Выполнить домашнее задание с использованием полученных знаний, определить в ходе выполнения, что непонятно. • Закрепить знания, полученные на уроке, при выполнении домашнего задания. Выяснить что для учащихся оказалось непонятным Критерии успешного выполнения Д.з обязательно ответить на вопрос в конце параграфа, если | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся записывают задание в дневники. | Задание на дом
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: по желанию СОСТАВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ О ЛЮБОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ РОССИИ | Слайд №16 |
Приложение 1
Фамилия Имя | Д/задание | МСК, межкомплексные связи | Хар-ка отраслей | Отгадай город | Сумма | Оценка |
Приложение 2
Докажите, что МСК является межотраслевым комплексом.
Приложение 2
Из списка городов выберите те, где есть предприятия:
1 вариант - тяжелого машиностроения,
2 вариант - точного приборостроения.
Воронеж, Ульяновск, Коломна, Москва, Екатеринбург, Дмитров, Владимир, Челябинск, Рязань, Пенза, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Тихвин, Краснодар, Новосибирск, Омск, Барнаул, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск ,Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме; "Машиностроительный комплекс России"
Презентация включающая в себя несколько определений по теме и непосредственно заданий по вариантам....
Машиностроительный комплекс 9 класс
1. Хозяйственное значение комплекса2. Состав и структура комплекса3. Основные проблемы развития4. Факторы размещения5. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей компле...
Методическая разработка урока по географии в 9 классе.Тема "Машиностроительный комплекс России".
Машиностроительный комплекс изучается по УМК "Сфера". Учащиеся узнают состав машиностроительного комплекса, его особенности, факторы размещения, развитие машиностроения в будущем. Учащиеся работают по...
Тест на тему машиностроительный комплекс России.
Тест на тему Машиностроительный комплекс России. 9кл....
поурочный план 9 класс. Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения.
В 9 кл. интресная тема Машиностроительный комплекс, где изучается роль, значение, и перспективы машиностроения. В современном мире этот комплекс приобретает важную роль в жизни каждого гражданина Росс...
Урок географии в 9-м классе « Машиностроительный комплекс России» (с применением сингапурской методики)
Поурочное планиерование в 9 классе...
презентация "машиностроительный комплекс"
для наглядности материала...