статья по проблемам преподавания географии
статья по географии
Статья на тему "Развитие познавательных УУД при работе обучающихся с источниками географической информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_2019_bozhko.docx | 543.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие познавательных УУД при работе обучающихся с источниками географической информации».
Автор: Божко А.Н., учитель географии МОАУ «Гимназия №7» (полного дня).
Познавательные универсальные учебные действия – это система
способов познания окружающего мира, построения самостоятельного
процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке,
систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
К познавательным УУД относят:
- общеучебные;
- логические;
- знаково-символические;
- постановка и решение проблем.
В условиях реализации ФГОС формирование УУД считается сегодня одним из приоритетных
направлений современного образования.
В своей работе я рассмотрю более узкую тематику: «Развитие познавательных УУД при работе обучающихся с источниками географической информации».
Источников географической информации достаточно много и они по-разному передают эту самую информацию. Это, в свою очередь, влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно
познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника и организовать работу с ними.
1. Работа с картой. Как говорил основоположник отечественной экономической географии Николай Николаевич Баранский, карта - это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.
Работу с географической картой можно считать фундаментом изучения географии.
Приведу примеры заданий с географической картой:
- найти и показать на карте различные географические объекты (горы, реки, озера, страны и т.д.);
- используя карту составить характеристику равнинной и горной реки, горной системы, страны, региона и т.д. (6 класс);
- сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
В заданиях ОГЭ по географии есть задания, которые требуют умений работать с картой.
Предлагается определить, какие города находятся в зоне действия циклона или антициклона; в каких городах ожидается потепление или похолодание, выпадение осадков.
По плану местности обучающимся предлагается определить расстояние между объектами, направление, построить профиль, выбрать нужный участок (для катания на санках, футбольного поля, фруктового сада).
2. Работа с климатограммами.
По климатограммам можно определять температуру воздуха, количество выпадающих осадков, их распределение по сезонам года. Наиболее сложный уровень – определить по климатограмме климатический пояс.
Задания по анализу климатограмм также есть в вариантах ОГЭ.
3. Работа с графиками и таблицами.
Определите миграционный прирост населения Тверской области в 2008 г. Ответ запишите в виде числа.
Общие итоги миграции населения в Тверской области в 2000–2008 гг.
(человек)
Определите миграционный прирост (всего) населения РФ в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.
Миграция населения Российской Федерации со странами СНГ в 2009–2010 гг.(человек)
4. Работа с географическими описаниями.
Учащимся предлагается по описанию определить географический объект. Можно дать комбинацию описания объектов и их изображений, предложив совместить эти объекты.
Пример задания:
Узнайте озеро по его контурам. Определите, к какому озеру относится описание. Покажите озера на карте.
1. Озеро находится почти в самом центре Евразии. В длину озеро протянулось на 636 км, в ширину – на 80 км. Площадь равна 31 470 км2 , что сравнимо с площадью Бельгии Максимальная глубина озера – 1637 км. Из тридцати островов самым крупным является Ольхон. Озеро наполняют триста тридцать шесть постоянных рек и ручьев, причем половину воды приносит Селенга. Вытекает же из озера одна единственная река – Ангара.
2. Это озеро-море – самое крупное внутреннее озеро на нашей планете. В отличие от соседнего Черного моря, полностью окружено сушей и не имеет выхода ни в один из океанов. Поверхность воды в нем на 27 метров ниже уровня мирового океана. Там, где Волга встречается с этим озером, она разделяется более чем на 800 каналов и образует удивительно плодородную дельту.
3. Чаша озера образовалась вследствие тектонической активности и движению ледника. Уникальное расположение озера позволяет наблюдать «белые ночи», а также наслаждаться чарующим видом северного сияния. Озеро окружено таежными лесами и скалами. В древних сагах Скандинавии его называли Альдога. Оно – крупнейшее озеро Европы, а также – самое глубокое: 233 метра. Интересный факт – в озеро впадают 35 рек и множество мелких речушек, а вытекает всего одна – Нева.
4. Уникальное озеро, имеющее разную воду. Оно разделяется узким проливом на две части — западную и восточную. В первой — вода пресная, во второй — солоноватая. Озеро было известно китайцам под именем «Си-Хай» – Западное море, тюрки и монголы, обозначавшие белым цветом все географические объекты к западу от своих поселений, назвали его «Ак-Денгиз» («белое море»), а когда границы их государств отодвинулись на запад, то озеро стало «синим» (восточным). Казахи именовали озеро «Тенгиз», что значит «море». Это бессточное полупресноводное озеро раскинулось в юго-восточной части Казахстана.
Таким образом, развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии.
Формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края
В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...
Ситуативные приемы активизации лексики. Статья по проблеме преподавания английского языка
Как активизировать лексику на уроках иностранного языка? Как сделать так, что бы учащиеся не боялись говорить на иностранном языке на уроке? В статье рассматриваются эти вопросы и даются р...
Статья по проблеме преподавания английского языка «Советы как обучать Ваших студентов, чтобы научить читать по-английски»
Бегающий диктовщикРасположите где-нибудь на стене короткий отрывок текста. Студенты находятся в парах, один идет к тексту, запоминает его раздел, возвращается к партнеру и повторяет его. Сидящий...
Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».
Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....
статья по проблемам преподавания географии
статья по теме "Современные педагогические технологии в преподавании географии при реализации ФГОС"...
статья по проблемам преподавания географии
статья по теме "Системно - деятельностный подход в преподавании географии при реализации ФГОС "...
Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»
laquo;Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизн...