Доклад на тему "Картографический метод исследования на уроках географии"
методическая разработка по географии (8 класс)

Рассматриваются  приёмы использования картографической информации в ходе которых формируются навыки исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии: составление описания территории, приёмы сравнения и наложения карт.  Разработана  система овладения картографическими методами исследования при работе с тематическими картами. Автор приводит примеры различных заданий на работу с картами физической, Мирового океана, плотности населения и др.Подобные задания могут использоваться как один из видов работы в рамках одного урока либо в  рамках одной темы. Уроки  на которых активно реализуется картографический метод исследования, способствуют лучшему усвоению материала, положительной мотивации на уроке, развитию творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад: Картографический метод исследования на уроках географии

Учитель географии МБОУ СОШ №8

Минимухаметова Э.Т.

Сегодня изучение географии невозможно представить без использования картографической информации. Карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить, как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий.

Существуют два пути использование карты на уроках географии: развитие картографической грамотности (научить читать, знать и понимать карту) и использование карт для познания взаимосвязей явлений, исследования их качественных и количественных характеристик. Второй путь и составляет суть картографического метода исследования.

 Метод картографического исследования состоит в том, что учитель опирается на правило- не сообщать  ученикам того, что они сами могут увидеть и вычитать по карте.

Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам:

  • формирование картографических знаний
  • овладение практическими приемами работы с картой
  • осмысление содержания карты
  • пространственное представление

Мой опыт преподавания показывает, что  сначала  целесообразно разработать систему преемственности  метода работы с картой.

5-6 класс – базовая карта – карта полушарий; изучение общих географических закономерностей и, параллельно, формирование навыков работы с тематическими картами; например, по теме «Литосфера» изучается физическая карта мира, по теме «Гидросфера» - карта Мирового океана.
 7 класс – базовая карта – карта материков и океанов. В дальнейшем идёт сопоставление карт. Например, по теме «Литосфера» идёт знакомство с тектонической картой, которая сопоставляется с физической и выявляются общие закономерности развития твёрдой оболочки Земли; учащимся даются различные творческие задания, которые дают возможность как можно больше узнать о методах работы с картой.

 8 класс – базовая карта – физическая карта России – осуществляется работа с различными тематическими картами. Большая часть практических работ требует анализа карты и учащимся это удается т.к. они уже хорошо усвоили приемы и методы работы с ней. Появляются комплексные карты, которые требуют более четкого анализа. При комплексном описании географических объектов учащиеся используют карты различной тематики и выясняют причинно-следственную связь между географическими особенностями, что дает школьникам разобраться во взаимосвязях между компонентами природы. Широко используется на уроках метод наложения карт, например при изучении темы «Геологическое строение и рельеф»
9 класс – базовая карта –карта России. При комплексном изучении экономических районов затрагиваются физико-географические стороны: задача школьников усложняется методом наложения: выявляются природные особенности и в тоже время хозяйственное оснащение объекта. Такой принцип практической деятельности дает возможность вспомнить пройденный материал

Приемы работы с картой могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые учитель ставит перед началом работы.

Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:

  • Прочитай название карты.
  • Ознакомься с легендой карты.
  • Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
  • Ознакомься с масштабом карты.
  • Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
  • Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте

Существует несколько приемов  чтения карты:

1.Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.

Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет: Какими данными карты ты воспользуешься, например, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту. По каким признакам на карте можно определить время их образования?

Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая: описание отдельных объектов, описание отдельных территорий .

2. Чтение карты предполагает использование приема сравнения.

На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:

  • Выбери объекты для сравнения.
  • Отбери необходимые карты.
  • Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.
  • Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.
  • Объясни причины различий и сходства.

3. В процессе обучения географии широкое применение находит прием наложения карт. Он заключается в мысленном совмещении одной и той же территории, но разного содержания. При этом особую значимость приобретает умение использовать приемы сравнения и сопоставления различных тематических карт. В 8-9 классов ученики уже  самостоятельно используют  различные тематические карты. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения. Когда путем сопоставления данных двух или нескольких разных по содержанию карт учащиеся делают заключение об особенностях территории.

Подобные задания могут использоваться как один из видов работы в рамках одного урока либо в  рамках одной темы. В любом случае, для обучающихся составляются инструктивные карточки.

 Приведу примеры некоторых заданий которые я успешно использую на уроках.

 Тема « Охрана природы и  охраняемые природные территории» ( 8 класс)

Проанализируйте карту «Заповедники и национальные парки России по учебнику» и ответьте на вопросы:

1.В какой природной зоне расположено больше всего заповедников, национальных парков?

2. В какой природной зоне нет биосферных заповедников.

3. Самым большим заповедником России является « Большой Арктический». В какой природной зоне он находится и чем можно объяснить его большие размеры?

4.Где бы вы предложили организовать новые заповедники? Ответ обоснуйте.

Тема: Города Урала ( 9 класс)

Используя карты  атласа выполните задания:

1.Назовите пять промышленных центров Урала с напряженной экологической обстановкой

2.Приведите примеры наиболее загрязненных рек Уральского экономического района

3.В каком субъекте очень высокая степень техногенного загрязнения среды

4.В каких субъектах ведётся интенсивная эксплуатация лесов, а в каком проводились ядерные испытания?

5. Сделайте вывод: на какие природные компоненты оказала негативное  воздействие промышленность Урала.

Другой пример, когда самостоятельность в получении новых знаний  с использованием карты проводится в течении нескольких уроков.

Так, тема « Население России» ( 8 класс) в количестве 11 уроков разбивается на отдельные блоки. Каждый блок  состоит из уроков – лекций,  практикумов, обобщающих уроков.  Так  вначале обучающиеся знакомятся  с одной из ветвей  социально-экономической географии географией населения. Формируются представления об аспектах изучения населения: динамика  численности, естественное и механическое движения , половозрастной состав, этнический состав, трудовые ресурсы.  Во время уроков практикумов учащиеся используя карты в атласе,  картосхемы , диаграммы и графики выполняют практические задания на:

1) Определение по статистическим материалам и сравнениям показателя прироста населения в разных частях страны;

2) Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальными единицами и политико-административным делением РФ;

3) Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны;

Например, использование карты предполагает выполнение следующих заданий:

  1. Определите города и области с минимальной долей детей и подростков в населении России
  2. Определите субъекты России с максимальной долей детей и подростков.
  3. Определите три-четыре региона с наибольшим процентом пенсионеров в населении.
  4. Какие причины повлияли на различия между регионами России по доле лиц дотрудоспособного и пожилого возраста.

Работа с картой плотности населения предполагает выполнение следующих заданий:

1 Внимательно прочитайте текст учебника и рассмотрите условные знаки карты.

2. Установите , какими способами на карте показано размещение городского и сельского населения.

3. Какую закономерность в размещении городов и плотности населения вы увидели?

4. По карте плотности населения установите, как проходит полоса сплошного заселения, как по-другому её называют, сколько процентов россиян здесь проживает

5.Какую часть площади государства занимает зона Севера.

5.Сопоставьте полученные сведения с данными карты «Степень благоприятности природных условий для жизни населения» в атласе. Какие закономерности вы установили?

На протяжении изучения всей темы « Население России» наблюдалась положительная динамика роста самостоятельности обучающихся.

Основные трудности были  связаны с необходимостью анализировать различные тематические карты, и недостаточно хорошо сформированными навыками  работы с ними в силу специфичности самих карт. 

Особую роль играют контурные карты. Некоторые снабжены заданиями, для выполнения которых обучающиеся выполняют настоящие картографические  исследования. Например ,

1.Обозначьте важнейшие порты Дальнего Востока и укажите грузы, которые ввозятся и вывозятся через эти порты. ( 9 класс. Тема : Дальний Восток)

2.Подпишите крупные реки связывающие Россию с соседними государствами

( 8 класс. Тема : Географическое положение)

3. Обозначьте все республики в составе Российской Федерации. Штриховкой выделите самую большую и самую маленькую по площади  республики и укажите их плотность населения. (8- 9 класс)

4. При помощи условных знаков, покажите выдающиеся природные, экономические, культурные и исторические объекты, определяющие «лицо» района ( 9 класс. Экономические районы)

В известной китайской пословице говорится : Я слышу — я забываю, Я вижу — я запоминаю, Я делаю — я понимаю

Таким образом, уроки  на которых активно реализуется картографический метод исследования, способствуют лучшему усвоению материала, положительной мотивации на уроке, развитию творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Формы и методы контроля на уроках информатики"

В данной работе рассказывается о формах и методах контроля на уроках информатики....

Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.

На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье рассматривается метод исследования на уроках русского языка и литературы. Затрагиваются актуальность использования данного метода в свете перехода на Федеральный государственный образовательн...

Доклад - "Исследовательский метод обучения на уроках географии"

Выступление на ШМО учителей естественно - географического цикла...

Использование методов исследования на уроках технологии

основные методы исследования, используемые на уроках технологии...

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...