Использование таблиц на уроках географии
методическая разработка по географии (5, 6, 8 класс)
В данном материале я описала, как можно использовать задания, связанные с составлением или заполнением таблиц на уроках географии, также привела примеры для 5, 6 и 8 классов. Это обычная работа для учащихся, не связанная с новейшими компьбтерными технологиями, а скорее всего из старого опыта, может даже советских времен, но позволяющая, по моему опыту, привлечь внимание детей к предмету, и заменяющая скучную, может быть неинтересную работу по заполнению таблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_tablits.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как разнообразить деятельность обучающихся на уроках и повысить мотивацию к своему предмету?
Не секрет, что в последний год многие учителя столкнулись с проблемой проведения уроков в привычном режиме. Конечно же это связано с определенными условиями, в которых мы оказались из-за пандемии. Многие школы вынуждены были перейти на особый режим работы, в первую очередь, это связано с нахождением детей в одном учебном кабинете, а педагоги теперь вынуждены перемещаться из одного кабинета в другой. Соответственно, усложнилась задача с проведением привычных уроков, так как многие школы, даже в крупных городах, не всегда полностью оснащены современными средствами обучения – компьютер, выход в интернет, интерактивная доска, проектор и т.п. А ведь хочется, чтобы интерес у детей к твоему предмету не упал, а наоборот, повысился. И что же делать, если в каком-либо классе, где нет практически никакого оборудования, может даже и доски классной нет новой, надо провести урок с максимальной пользой для себя и детей?
Буквально пару месяцев назад мне в голову пришла, как я считаю, неплохая идея. Хотя это больше похоже на урок в традиционной советской школе, но мне многие идеи с прошлого, в том числе и с моей школьной жизни, очень даже нравятся. А как известно, новое – это иногда и хорошо забытое старое. И почему бы не попробовать некоторые моменты превратить в довольно интересные занятия, пусть это даже и не связано с компьютером или планшетом, тем более, что современные дети и так много времени проводят за ними.
Итак, многие педагоги на уроках используют задания, связанные с составлением таблиц. На уроках географии это чуть ли не самые часто встречающиеся задания – составить таблицу или заполнить уже какой-то шаблон. Но обычное заполнение таблицы детям мало интересно, так как это нужно писать, а предмет-то устный. Надо было придумать так, чтобы и таблицу заполнить было интересно и еще информация как можно больше осталась в голове у ребенка.
Поэтому пришлось самой потратить определенное количество времени и составить уже готовую таблицу, но таким образом, что все колонки и графы в ней перемешаны. Задача ученика – разрезать и сложить так, чтобы таблица стала верной, то есть описание какого-либо объекта стало соответствовать действительности.
Начала я практиковать такие задания в пятых классах при изучении темы «Как люди открывали и изучали землю». Материал очень объемный, так как здесь изучение нашей планеты идет с древних времен, начиная еще от античных ученых – Аристотеля и Эратосфена, и заканчивая современными исследованиями. Таблица получилась приличная, но и простая в то же время – всего две графы – ученые, путешественники и их открытия, исследования.
Дети с удовольствием взялись за работу, резали, потом клеили в тетрадь, при этом, сами не замечая, прочитали весь текст параграфов. Затем детям предложено было рассказать об открытиях, используя уже свою полученную таблицу. Конечно, без ошибок не обошлось, потому что проблема чтения и понимания материала сейчас как никогда очень актуальна.
На следующий урок уже была проверочная работа по таблице, учащиеся получили вопросы по пройденной теме, но при этом они могли пользоваться своей таблицей. Результат был очень даже неплохой, да и детям понравилось получать хорошие оценки.
Ну а в завершение темы учащимся была предложена контурная карта, где они отмечали маршруты наиболее значимых открытий и путешествий.
Затем уже я перешла на более старшие классы, такие же таблицы были на уроках в шестых и восьмых классах. Текст таблиц составлялся мною с использованием исключительно текста учебника и карт атласа. Надеюсь, такая идея понравится педагогам, может кто-то будет использовать такие приемы на уроках.
Таблица «Ученые и путешественники и их открытия», 5 класс
Аристотель | 24 года странствий в Китае, описание Японии, описание чудес – нефти, каменного угля | Аристотель | 24 года странствий в Китае, описание Японии, описание чудес – нефти, каменного угля |
Эратосфен | Хождение за три моря – Каспийское, Аравийское, Черное, три года в Индии, описание жизни людей | Эратосфен | Хождение за три моря – Каспийское, Аравийское, Черное, три года в Индии, описание жизни людей |
Птолемей | Открытие морского пути в Индию, обогнув Африку | Птолемей | Открытие морского пути в Индию, обогнув Африку |
Марко Поло | Открытие Америки в поисках пути в Индию | Марко Поло | Открытие Америки в поисках пути в Индию |
Афанасий Никитин | Первое кругосветное плавание, открытие Тихого океана | Афанасий Никитин | Первое кругосветное плавание, открытие Тихого океана |
Мартин Бехайм | Изучение северных морей, чтобы найти короткий путь в Китай и Индию вокруг Азии | Мартин Бехайм | Изучение северных морей, чтобы найти короткий путь в Китай и Индию вокруг Азии |
Христофор Колумб | Открытие Антарктиды | Христофор Колумб | Открытие Антарктиды |
Васко да Гама | Впервые употребил термин «география», посчитал размеры Земли | Васко да Гама | Впервые употребил термин «география», посчитал размеры Земли |
Фернан Магеллан | Создал первый географический атлас – набор карт по странам мира | Фернан Магеллан | Создал первый географический атлас – набор карт по странам мира |
Френсис Дрейк | Исследовал северное побережье Австралии, достиг берегов Новой Зеландии, острова Тасмания | Френсис Дрейк | Исследовал северное побережье Австралии, достиг берегов Новой Зеландии, острова Тасмания |
Виллем Баренц | Составил гораздо более совершенную карту | Виллем Баренц | Составил гораздо более совершенную карту |
Абель Тасман | Второе кругосветное плавание, открыл пролив между Южной Америкой и Антарктидой | Абель Тасман | Второе кругосветное плавание, открыл пролив между Южной Америкой и Антарктидой |
Джеймс Кук | Первое русское кругосветное плавание на кораблях «Надежда» и «Нева» | Джеймс Кук | Первое русское кругосветное плавание на кораблях «Надежда» и «Нева» |
И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский | Пришел к выводу о шарообразности Земли | И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский | Пришел к выводу о шарообразности Земли |
Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев | Изучение Австралии, три кругосветных плавания, открыл много островов | Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев | Изучение Австралии, три кругосветных плавания, открыл много островов |
Проверка знаний по теме «Как люди изучали Землю»
Установите соответствие
- Открытие Антарктиды А. Марко Поло
- Измерил длину окружности Земли Б. Христофор Колумб
- Первое русское кругосветное плавание В. Афанасий Никитин
- Два десятка лет странствий в Китае, Японии Г. Джеймс Кук
- Впервые употребил термин «география» Д. Эратосфен
- Изучение Австралии, три кругосветных путешествия Е. Крузенштерн и Лисянский
- Открытие морского пути в Индию, обогнув Африку Ж. Аристотель
- Первое кругосветное плавание, открытие Тихого океана З. Васко да Гама
- Открытие Америки в поисках пути в Индию И. Фернан Магеллан
- Хождение за три моря, три года в Индии К. Беллинсгаузен и Лазарев
Природные зоны Земли, 6 класс
Разрежьте таблицу и склейте графы так, чтобы информация для каждой природной зоны оказалась верной
Природные зоны | Климатический пояс | Осадки, мм | Почвы | Растительный мир | Животный мир |
Влажные экваториальные леса | Тропический, субтропический, умеренный | 500-1000 мм | Серые лесные | Баобаб, акация, мангры, высокие злаки | Белый медведь, северный олень |
Саванны | Умеренный, субтропический | 250-500 мм | Пустынные | Береза, липа, осина, дуб | Слон, жираф, пума, буйвол, антилопа, зебра, лев |
Пустыни | Арктический | Менее 100 мм | Красно-бурые | Мхи, лишайники, карликовая береза | Попугай, обезьяны, анаконда, леопард |
Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники | Умеренный | 1000-2000 | Коричневые и серо-коричневые | Почти отсутствует | Суслик, волк, бизон, сайгак |
Степи | Экваториальный | 500-1000 мм | Практически отсутствуют | Финиковая пальма, верблюжья колючка, кактус, саксаул | Белка, волк, барсук, лисица, заяц |
Широколиственные и смешанные леса | Субарктический | Менее 250 мм | Черноземы | Пальма, какао дерево, лианы | Лемминг, полярная сова, овцебык, песец |
Тайга | Субэкваториальный | 250-1000 мм | Красно-желтые ферралитные | Кипарис, магнолия, виноград, олива, цитрусовые | Змея, верблюд, ящерица, черепаха, сайгак |
Тундра | Умеренный | 250-500 мм | Подзолистые и дерново-подзолистые | Ель, сосна, лиственница, кедр | Лось, бурый медведь, лисица, волк, заяц, соболь |
Арктические пустыни | Субтропический | 500-1000 мм | Мерзлотно-таежные | Типчак, ковыль | Черепаха, пеликан |
Проверочная работа по теме «Природные зоны»
Установите соответствие.
- Расположена в экваториальном поясе А. Арктические пустыни
- Почвы черноземы Б. Тундра
- Растет баобаб, акации, высокие травы В. Тайга
- Обитают жираф, носорог, антилопа, слон Г. Смешанные и широколиственные леса
- Растут береза, липа, осина, клен Д. Степи
- Почвы красно-бурые Е. Пустыни
- Растут пальмы, лианы, какао дерево Ж. Жестколистные леса
- Почвы подзолистые и кустарники
- Растут мхи и лишайники З. Саванны и редколесья
- Почвы красно-желтые ферралитные И. Влажные экваториальные леса
- Расположена в субарктическом поясе
- Обитают ящерицы, змеи, скорпионы
- Растут злаки, ковыль, типчак
- Обитает северный олень, белая куропатка, полярная сова
- Почвы серые лесные
- Растут ель, сосна, кедр, лиственница
- Растут карликовые деревья – береза, ива
- Растут виноград, оливы, цитрусовые
- Растительный покров почти отсутствует из-за холода
- Выпадает много осадков в течение всего года
Практическая работа по теме «Почвы России», 8 класс
Разрежьте таблицу и склейте ее так, чтобы каждой почве соответствовало правильное описание
Типы почв | Климатический пояс | Природная зона | Увлажнение | Условия образования | Плодородие |
Тундровая глеевая | Умеренный | Лесостепи и степи | Избыточное | Низкорослая и разреженная растительность, незначительный ежегодный опад, сухой климат | Мощность гумусового горизонта 10-15 см, малоплодородна, имеет блеклый серый вид |
Подзолистая | Умеренный | Тайга | Достаточное | Малое количество растительного опада, под хвойными лесами | Мало перегноя из-за недостатка тепла, сильно переувлажнена |
Серая лесная | Субарктический | Полупустыни и пустыни | Недостаточное | Промыв весной, больше растительных остатков, цвет ненасыщенный | Мощность гумусового горизонта до 30 см, темно-коричневого цвета |
Черноземная | Умеренный | Сухие степи | Скудное | Низкорослые травы при переходе от степей к сухим степям, снижение ежегодного опада | Гумуса мало из-за низкорослой растительности в условиях сухого и жаркого климата |
Каштановая | Умеренный | Тундра и лесотундра | Избыточное | Низкорослая и разреженная растительность полупустынь, незначительный ежегодный опад | Гумусовый горизонт 60-80 см, черного цвета, плодородная |
Бурая | Умеренный | Смешанные и широколиственные леса | Скудное | Под травянистой растительностью, большой ежегодный прирост гумуса | Мощность гумусового горизонта 25-40 см, достаточно плодородные |
Проверка знаний по теме «Почвы России»
- Наилучшими по водопроницаемости почвами являются:
- песчаные; 2) глинистые; 3) суглинистые; 4) супесчаные.
- Главным почвообразующим фактором является:
- рельеф; 2) климат; 3) время; 4) растения и животные.
- Укажите вариант, где верно перечислены почвы в порядке увеличения их плодородия.
- тундрово-глеевые – серые лесные – дерново-подзолистые;
- тундрово-глеевые – подзолистые – серые лесные;
- черноземы – серые лесные – каштановые;
- каштановые – черноземы – мерзлотно-таежные.
- Какие почвы формируются под лиственничными лесами?
- тундровые; 2) черноземы; 3) серые лесные; 4) бурые.
- Какой тип почв отсутствует в России?
- тундрово-глеевые; 2) бурые полупустынные; 3) черноземы; 4) красные бурые.
- Какой тип почв является самым распространенным в России?
- подзолистые; 2) тундрово-глеевые; 3) черноземы; 4) серые лесные.
- Установите соответствие между типами почв и преобладающим видом мелиорации
ТИПЫ ПОЧВЫ ВИДЫ МЕЛИОРАЦИИ
- подзолистые А. осушение
- дерново-подзолистые Б. орошение
- черноземы
- каштановые
- Антропогенной причиной эрозии почв является:
- деятельность ветра; 2) деятельность текучих вод; 3) уничтожение древесной растительности; 4) действие силы тяжести.
- Самые плодородные почвы России:
- черноземы, тундровые; 2) каштановые, черноземы; 3) подзолистые, каштановые;
4)черноземы, подзолистые.
- Прочитайте текст и определите тип почв.
Этот тип почвы формируется в условиях избыточного увлажнения. Вода, попадающая на поверхность почвы, растворяет минеральные вещества и органические соединения, просачивается и уносит их с собой в грунтовые воды. В почвенном профиле четко выражен горизонт вымывания. Эти почвы бедны гумусом из-за малого количества растительных остатков и минеральных элементами из-за интенсивного вымывания. Они малоплодородны. Формируются под хвойными лесами.
Тип почв ………………………………………………………………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках географии
В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....
Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"
Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...
Использование таблиц на уроках русского языка
Тема самообразования...
Использование таблиц на уроках истории
Приемы и методы работы с таблицами на уроках истории....
Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.
При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в из...
28.10.20 РМО учителей географии. Презентация на тему: "Методы работы с учебными таблицами на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся".
Презентация содержит развивающие приемы обучения на уроках географии....
Использование таблиц на уроках физики
Одним из важнейших элементов учебного процесса является обобщение и систематизация знаний, связанных с его повторением. Чтобы повторение учебного материала не сводил...