Ценность школьного предмета «география» в рамках современного образовательного процесса
статья по географии
В данной статье изложено авторское понимание проблем географического образования в школе. Рассматривается роль и необходимость географии в системе школьных дисциплин. Причины падения престижа предмета, проблемы и пути решения данного вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennost_shkolnogo_predmeta_geografiya_v_ramkah_sovremennogo_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценность школьного предмета «география» в рамках современного образовательного процесса
Со времен Эратосфена и Птолемея география верно служила человечеству, помогая учиться, понимать мир, в котором оно живет. География восходит к древним временам с точки зрения практической деятельности людей, она была описательной. Постепенно человечество накопило, организовало знания о Земле, которые позволяют нам понять механизмы природно-антропогенной системы. Сейчас география-это комплекс фундаментальных географических наук, которые занимаются исследованиями, поиском географических законов и прогнозов. Он основан на современных спутниковых, географических информационных системах, системах обнаружения земель и методах анализа природной и социальной сферы.
Ценность школьной географии заключается в том, что она является школьным предметом философского характера, который создает целостную, системную и социально ориентированную картину Земли как планеты людей. Это единственная тема, которая знакомит их с территориальным подходом как специфическим методом научного познания. Эту тему можно отнести к числу классических предметов, на которых лежит особая ответственность за формирование гуманистического мировоззрения у школьников, воспитание патриотизма, любви к Родине, навыков, ориентации, социально ответственного поведения в окружающем мире. География-это уникальное место среди наук, мост между естественными и социальными науками. Значение географических знаний в развитии личности позволяет определить общую цель географического образования, которая заключается в овладении всей системой географических знаний и умений и возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
Согласно основной цели, преподавание географии основывается на двух основных положениях. Во-первых, это связано с необходимостью сохранения ориентации учащихся на приобретение базовых знаний и умений, составляющих основу мировоззрения для полноценного развития их географического мышления; во-вторых, это связано с тем, что школьная география-это не только определенная группа естественных и гуманитарных знаний, но и основа практической повседневной жизни.
К сожалению, школьная география, как и все образование в нашей стране, пережила не только периоды роста, но и периоды спада, и сейчас география как школьный предмет находится на стороне среднего образования. Однако незнание этого предмета приводит не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам. Кризис, который произошел почти повсеместно, свидетельствует о невежестве и несоблюдении законов природы. Есть много примеров этого, когда экономическая необходимость противоречит законам природы и здравому смыслу.
Современные студенты стали гораздо более рациональными и, соответственно, интенсивно изучают предметы, которые пригодятся даже в жизни, но при поступлении в вузы. География не относится к таким темам. Наука, которая должна лечь в основу экономико-географических специальностей университетов, почему-то полностью игнорирует их. Хотя, на мой взгляд, менеджеру география нужна как социальное исследование. Даже если мы войдем в специальную область образования, мы увидим не географию, а те же социальные исследования.
В широком спектре образовательных наук география занимает небольшое место в основной учебной программе. Например, в шестом классе это всего один час в неделю (за исключением регионального компонента). Седьмой, восьмой и девятый-по два часа в неделю, десятый и одиннадцатый - по одному часу в неделю, при условии, что класс является общеобразовательным. Если класс имеет определенный профиль, география вообще не может быть изучена. Вместо 17-20 на всех параллелях осталось 9-10 часов. Региональная составляющая почти исчезла, и дети мало внимания уделяют изучению своей маленькой страны. Современные географические проблемы очень слабо представлены в школьной географии, поэтому вам нужно серьезно и основательно обновить свою географию.
Некоторые темы географии были включены в предмет" обществознание", например" политическая карта", или даже удалены, например, в случае с 10-11 классами. Сокращение часов, школьной географии, угрозы ликвидировать сам предмет или заменить его другими предметами (экономическая география экономики, как физическая география, очень сокращенная форма "объединения" химии, физики, биологии, естествознания) - это создает нервную ситуацию между родителями, а также тот факт, что география изучается по остаточному принципу.
Стандарт второго поколения меняет подход к изучению предметов. Основной целью образования является развитие личности учащихся с учетом их интересов и возможностей. Географические знания должны применяться в различных областях человеческой деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте не указано количество классов. Только документы, сопровождающие стандарт, содержат рекомендуемые типовые учебные планы. Они, как правило, контролируются авторами УМК и авторами рабочих программ. Согласно учебному плану выборки, количество часов, отведенных на изучение географии, увеличилось на один час в неделю в пятом классе. Это означает, что начальный курс географии разделен на два одночасовых курса по 5 и 6 классах. Однако такой сложный предмет, как" шкала", составляет 5. Учащиеся изучают математику в шестом классе. они изучают его через год в классе. В межпредметном нет соответствия.
Одна из главных проблем заключается в том, что в учебно-методическом комплексе отсутствует единый стандарт. В современных рыночных условиях переход на несколько рядов учебников привел к путанице с преподавателями или нехватке студентов, непрерывному переходу из одного учебного заведения в другое, снижению качества учебного материала, представленного в значительной части опубликованных изданий, и, как следствие, снижению уровня географического образования. В русской школе УМК география-очень плохая практическая часть. Система практической работы существовала всегда, но темы практической работы не всегда соответствуют временам года. Например, в феврале должны быть проведены исследования почвы и реки на этом участке. Очевидно, что зимой невозможно изучить эти вопросы на практике. Таким образом, реальная практическая составляющая сводится к нулю и не соответствует региональным характеристикам района.
Для того чтобы география заняла свое законное место в образовании, необходимо поставить вопрос о важности темы для подрастающего поколения, в том числе и взрослых; география должна быть обязательной в школе не менее 2 часов в неделю, в каждой программе основного общего, среднего (полного), начального и среднего профессионального образования; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов вузов (особенно тех, которые проходят в России).); география должна быть самостоятельным предметом, не в очень краткой форме, в составе таких предметов, как" Естествознание"," Обществознание", "Россия в мире".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Деятельность учителя математики в рамках информатизации образовательного процесса"
Направление методической работы Внедрение ИКТв педагогическуюдеятельность...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
Рекомендации по эффективному взаимодействию классного руководителя и психолога в рамках организации образовательного процесса и внеклассной деятельности.
доклад к конференции...
Долгосрочный проект для реализации в рамках коррекционно-образовательного процесса «Первая помощь»
Проект предназначен для реализации в классе сложной структуры на базе основных учебных предметов и направлен на формирование самомотивации к труду детей с ОВЗ....
Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.
Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...
Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".
В рамках проведения курсов повышения квалификации педагогических работников Калининградской области, организуемых специалистами Государственного автономного...