2.
3. |
Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. (Устный опрос по изученной теме.)
Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса.
Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
| Ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Давайте вспомним: - Что такое литосфера? -Как происходит движение литосферных плит? -Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами. -Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.
Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.
Ребята, скажите, что у меня в руках?
А почему все камни разные? Учитель сообщает ребятам, что материалы, из которых состоят горные породы, называются минералами и на уроке пойдёт речь именно о них. Учитель сообщает тему урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые. |
Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на поставленные вопросы.
Высказывают свои предположения и приходят к тому, что это камни, горные породы. Высказывают предположения, что камни разные потому, что они состоят из разных «материалов».
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях. |
4.
5.
| Изучение нового материала
Работа с образцами горных пород.
Введение новых понятий и определений.
Закрепление изученного материала.
Практическая работа (мин)
Обсуждение и выставление оценок.
Домашнее задание.
Итог урока
Рефлексия
| Теперь с помощью учебника давайте выясним, что называют горными породами и минералами. Учитель обобщает: горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты. В природе известно свыше 2 тысяч видов горных пород. Они различаются по составу, свойствам, происхождению и хозяйственному использованию.
Раздаёт образцы горных пород. -Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц. Это наиболее распространенные горные породы. Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Они встречаются везде: и в поле, и в горах. Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового. -Чем различаются предложенные вам горные породы?
-В чем же причина разнообразия горных пород?
Используя рис. 44 учебника, рассказывает особенности образования горных пород. Показывает образцы магматических, осадочных и метаморфических пород. Рассказ учителя: По происхождению горные породы можно разделить, прежде всего, на магматические и осадочные. Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору. Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» - густая мазь). Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды. Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими.
! Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы. На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит, габбро.. Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт. Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые. Осадочные горные породы В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов. В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место. -Как вы думаете, под действием, каких процессов происходит разрушение магматических пород? В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить Три группы осадочных горных пород: Первая – обломочные – песок, глина, галька и др Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс. Они образуются из водных растворов минеральных веществ. Третья – органические – уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов. Состоят они из останков растений и животных. Метаморфические горные породы Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород. Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.
- Ребята, а как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности? Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. (Вопросы выводятся на экран через проектор) Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры ит.д.) Ребята, а сейчас я предлагаю вам побыть в роли геологов, которые открыли большие залежи горных пород и полезных ископаемых и их нужно исследовать. Сейчас каждая группа получит по 3 образца горных пород и минералов и выполнит практическую работу. Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы.
Учитель формулирует задания для учеников, корректирует их работу: рассмотрите горные породы и минералы вашей группы Заполните с помощью раздаточного материала таблицу: Название | Происхождение | Свойства | Цвет | Блеск | Твёрдость | Особые свойства свойства | Применение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выслушивает ребят
Учитель задает и комментирует домашнее задание:
Прочитать §21 стр.71-73. Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.
Подводит итог урока: Итак, ребята на сегодняшнем уроке мы познакомились с веществами, которые слагают земную кору – это горные породы, которые в свою очередь состоят из одного или нескольких минералов. Они различаются по составу, свойствам и происхождению. Под действием внутренних и внешних процессов горные породы со временем могут изменять свои свойства. В земной коре залегает её самая важная для человека часть богатств - полезные ископаемые.
На экран выводит предложения, которые нужно закончить. Учитель предлагает закончить мысль: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я был удивлен…. Сегодня на уроке я открыл для себя… Сегодня на уроке я пришел к выводу… Сегодня на уроке я не понял…
Учитель благодарит ребят за урок. | Работают с текстом учебника на стр. 71, выясняют: что такое минералы и горные породы и озвучивают.
Ребята рассматривают горные породы и выясняют, что они различаются цветом, блеском, твердостью, прозрачностью.
Высказывают свои предположения и с помощью учителя приходят к выводу что, Главная причина – это различие в условиях их образования и тех изменениях, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.
Слушают, рассматривают образцы пород, записывают определения в тетрадь
Ребята отвечают на вопрос: изменение температур, ветер, ледник, осадки
Учащиеся находят ответы на вопросы, используя текст учебника на стр. 72 – 73,формулируют выводы и записывают их в тетрадь.
Рассматривают, сравнивают горные породы, предложенные для работы.
Выполняют практикум при помощи учебника и записей в тетрадях.
Заполняют таблицу, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме
Обсуждают допущенные ошибки и выставляют оценки за урок.
Ребята записывают домашнее задание в дневники.
Ребята выбирают по одному предложению и озвучивают на класс. |