Машиностроительный комплекс 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса.
Цели урока:
Образовательные: продолжить формирование знаний учащихся об межотраслевых комплексах; познакомить учеников с машиностроительным комплексом России; дать понятие о значении и составе машиностроительного комплекса России; дать представление о проблемах и пути их решения.
Развивающие: развить у учащихся навыки самостоятельной работы, ответственности за порученное дело, географическое мышление, внимание кругозор, память и познавательные интересы учащихся, заинтересовать изучением школьного предмета географии
Воспитательные: воспитать чувство самостоятельности, дисциплинированности, требовательности и аккуратности учащихся.
Планируемые результаты:
- Предметные: знания учащихся о машиностроительном комплексе России, его значении в хозяйстве нашей страны, его главная задача, знать отраслевой состав машиностроения, проблемы отраслей и уметь самим предлагать свои пути их решения.
- Универсальные учебные действия (УУД):
а) познавательные: умение строить высказывание и доказывать, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах;
б) личностные: самоопределение и самооценка, смыслообразование, внимание и уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации
в) регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, мобилизация сил и энергии, выделение и осознание усвоенного ранее материала и нового, рефлексия;
г) коммуникативная: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Средства обучения (оборудование):
- Вербально-информационные:Домогацких Е.М., Н.И.Алексеевский, Н.Н. Клюев «География России. Население и хозяйство. 9 класс» атлас «География России. Население и хозяйство. 9 класс»
- Наглядные: настенная карта «Машиностроение России», выставка «Продукция МСК».
- Аудиовизуальные: ноутбук, мультимедиапроектор, авторская презентация «Машиностроительный комплекс России»
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Актуализация знаний. (5мин)
- Мы с вами живём в век механизмов и машин, в век, когда ручной труд заменяется машинным. Обратите внимание на данную выставку
-Что вы здесь видите?(Дети перечисляют).
-Со многими предметами выставки вам приходится встречаться очень часто, с некоторыми - ежедневно. Их значение в нашей жизни бесспорно велико, без них уже трудно представить существование современного общества. Как все эти предметы можно назвать одним словом – МАШИНЫ.
- «Продукция машиностроительного комплекса». Слайд №1
- А теперь давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на данную выставку (дети формулируют, учитель помогает).
- Итак, тема урока: «Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса». Слайд №2
-Запишите число и тему сегодняшнего урока (дети записывают тему в тетради).
- Давайте, исходя из темы, поставим для себя цели и в течение урока их постараемся решить (дети формулируют, учитель помогает).
(Цель: определить роль, значение и состав машиностроительного комплекса в хозяйстве страны, изучить проблемы машиностроения и спрогнозировать пути их решения)
III. Изучение нового материала.(14 мин.)
- Давайте совершим небольшую экскурсию в историю машиностроения, узнаем, как же всё начиналось. (Сообщение и презентация)
-Вы внимательно слушайте сообщение и на его основе постарайтесь дать определение, что такое машиностроительный комплекс?
(Дети сами стараются сформулировать, проверка - работа с учебником стр. 148.)
Слайд №3
Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.
- Машиностроение является ведущим комплексом экономики. Каково его значение в хозяйстве страны? Обратите внимание на Приложение №1 у вас на столе. Слайд №4
- Крупнейший комплекс в хозяйстве страны. На его долю приходится 27% работающих и 20 % продукции промышленности России.
- Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте, в вооружённых силах.
- Машиностроение лидер экономики. Наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью определяет темпы инновационного развития страны, её обороноспособность, качество жизни населения.
- Какова же главная задача машиностроения? Найдите ответ в учебнике (работа с учебником стр. ).Слайд №5
Главная задача машиностроения- обеспечить другие отрасли хозяйство России все более новыми машинами, станками, оборудованиями.
А теперь давайте выясним отраслевой состав.
Отраслевой состав машиностроительного комплекса очень сложный, он состоит из более 70 отраслей. Каждая отрасль играет свою роль и своё значение в этом крупнейшем комплексе. Исходя из того на сколько та или иная отрасль влияет на развитие научно-технической революции их можно объединить в три взаимосвязанные группы. Обратимся к рисунку 67 в учебнике ( стр 148).
Слайд №6,7
- Разделите отрасли машиностроения на 3 группы.
-Существует несколько классификаций отраслей машиностроения. Я предлагаю вам воспользоваться Приложением №2и познакомиться с одной из классификаций машиностроения. Слайд №8.
Учитель задаёт вопросы:
- На какие четыре группы подразделяются отрасли машиностроения?
- Назовите отрасли, определяющие научно-технический прогресс во всём хозяйстве? В машиностроении?
- Какие отрасли относятся к тяжёлому машиностроению, к среднему?
-Данная классификация будет необходима вам на следующих уроках при изучении географии машиностроения, т. е. при изучении размещения машиностроительных предприятий на территории страны.
И немного опережая материал, давайте посмотрим на карту «География машиностроения» и скажем, в какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития и почему?Слайд № 9 (Исторически машиностроение развивалось преимущественно в Европейской части России. Несмотря на то, что в восточных районах построены новые производства, европейская часть по-прежнему остается ведущей, т.к.здесь сконцентрировано 78% населения России и ведущие научные центры. (Центральная Россия, Екатеринбург, Новосибирск).Для примера назовите несколько крупных центров машиностроения.
- Крупнейшие центры производств легковых автомобилей («Лада Гранта») - г. ТольяттиСамарской области (ВАЗ – Волжский автомобильный завод), а грузовых (КамАЗ –Камский автомобильный завод)основное производство расположено - в Набережных Челнах– Татарстан. Например, где выпускаются отечественные автомобили марки «Волга»(В настоящее время не выпускаются), ГАЗели в Горьковском автомобильном заводе – Нижний Новгород рис. 70 стр 154), апроизводство автобусов в городе Павлово (Ростовская область), УАЗ - Ульяновский автомобильный завод – Ульяновская область.
IV. Физкультминутка (3 мин.). Давайте ребята немного передохнем.
Упражнения выполняются стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз:
А у нас физкультминутка,
Дружно встали, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже?
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
-Учитель пишет какую-нибудь математическую формулу на доске: a+b= c. Что я написала? При изучении, какого предмета эта формула необходима? А как вы думаете можно ли использовать какую-нибудь формулу при изучении машиностроительного комплекса?
- Чтобы машиностроение могло решить свою главную задачу - обеспечивать общество новыми, всё более совершенными машинами, ему необходимовыполнять определённые условия. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы. Слайд №10
К сожалению, и в настоящее время в России данные условия пока не выполняются в связи с определёнными проблемами в машиностроении.
Итак, работаем с Приложением № 3 - Слайд №11
Проблемы машиностроения:
1.Низкие темпы роста машиностроения.
2. Ранее 80 % продукции машиностроения составляло вооружение. В настоящее время соотношение военной и гражданской продукции произведённой машиностроительным комплексом в пропорции выглядит так 40:60.
3. Диспропорция в темпах роста отраслей машиностроения (прирост некоторых видов продукции (комбайны), мало товаров для населения – бытовая техника, радиоаппаратура).
4. Низкие темпы обновления продукции: износ большинства оборудования в различных отраслях хозяйства составляет 50%, обновляется на 1%.
5. Низкое качество машин. Качество – надёжность производимой продукции: в России в 1,5 – 2 раза ниже зарубежной. В первый год эксплуатации новой техники из строя выходят 20-30 %. Большая часть машин и оборудования не соответствует мировым стандартам, так Россия отстаёт от США по уровню станков с числовым программным управлением на 5-7 лет, автоматизированных производств на 7-10 лет, в электронике на 30 лет.
6. Монополизация отрасли. Выпуск определённого вида продукции сосредоточено как бы в одних руках, что приводит к отсутствию здоровой конкуренции, а конкуренция – это двигатель экономики, который у нас, к большому сожалению, практически не работает.
- Как решить данные проблемы в машиностроении?
1) обеспечить машиностроение высококачественными материалами, а для этого необходимо развивать металлургию и химическую промышленность;
2) обновить устаревшее оборудование и внедрить новейшие достижения научно-технических революции и прогресса (НТР и НТП).
V. Закрепление изученного материала.
Давайте ещё раз обратимся к изученному материалу.
К вашему вниманию предложен текст,вам нужно, вставить пропущенные слова, ребята.Слайд № 12-23
Допишите недостающие слова:
- Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.
- Машиностроение – ведущий (крупнейший) комплекс экономики.
- Продукция машиностроения применяется повсеместно.
- Машиностроение определяет темпы инновационного развития страны, её обороноспособность, уровень жизни населения.
- Главная задача машиностроения обеспечить общество новыми, всё более совершенными машинами.
- Формула успешного развития машиностроения 1:2:4
VI.Рефлексивно-оценочный этап
Обучающиеся проводят оценку деятельности на уроке результатов исследования, самооценку, осмысление своей деятельности на уроке:
- Достигли ли мы поставленных целей урока?
- Как вы оцениваете свою работу и работу класса в целом на уроке?
- Что вам больше всего понравилось на уроке, что хотелось бы изменить?
- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?
VII.Выставление оценок детям.
VIII.А теперь, ребята, пришло время для д/з. Слайд №24
IX. Домашнее задание.
1. Обязательное задание: § 23 прочитать, ответить на вопросы - стр. 152.
2. Задание 2 на стр. 153
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Машиностроительный комплекс 9 класс
1. Хозяйственное значение комплекса2. Состав и структура комплекса3. Основные проблемы развития4. Факторы размещения5. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей компле...
Методическая разработка урока по географии в 9 классе.Тема "Машиностроительный комплекс России".
Машиностроительный комплекс изучается по УМК "Сфера". Учащиеся узнают состав машиностроительного комплекса, его особенности, факторы размещения, развитие машиностроения в будущем. Учащиеся работают по...
поурочный план 9 класс. Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения.
В 9 кл. интресная тема Машиностроительный комплекс, где изучается роль, значение, и перспективы машиностроения. В современном мире этот комплекс приобретает важную роль в жизни каждого гражданина Росс...
Урок географии в 9-м классе « Машиностроительный комплекс России» (с применением сингапурской методики)
Поурочное планиерование в 9 классе...
география 9 класс Машиностроительный комплекс
конспект урока...
Контрольная работа по теме «Металлургический и машиностроительный комплексы»? 9 класс
Контрольная работа по теме «Металлургический и машиностроительный комплексы»? 9 класс...
Практическая работа по теме «Машиностроительный комплекс России», география 9 класс.
Практическую работу по теме "Машиностроительный комплекс России" можно провести, как в устной форме, так и в письменной. В работе используется региональный компонент....