Урок "Океаны"
план-конспект урока по географии (7 класс)
Тип урока: обобщение, систематизация и проверка знаний по теме: «Океаны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Океаны | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ: «Путешествуя по карте. Океаны»
(7 класс)
Цели урока:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Океаны»;
- обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру.
Тип урока: обобщение, систематизация и проверка знаний по теме: «Океаны».
Оборудование: интерактивная доска, физическая карта мира, глобусы.
Ход урока
- Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.
Ученики:
Стоят четыре океана-
Синеглазых великана.
Солона у всех водица,
Не удастся нам напиться.
Тихий океан к востоку
Самый сильный и большой.
Атлантический на запад
Голубой бежит волной.
Океан Индийский к югу
Занимает синий угол,
А для северных сторон
Ледовитый шлет поклон.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как будет называться наш сегодняшний урок? Мы с вами уже прошли все четыре океана, и сегодня нам все ваши знания очень пригодятся. Многие из вас, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в разгаре учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А.Т. Твардовского:
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту несостоявшегося плавания одного путешественника, который спланировал данный маршрут в поисках клада. Этот клад спрятан на одном из островов в океане. И его сможет отыскать только тот, кто отличается любознательностью, отважностью, кто хорошо знает океаны, моря, течения и реки. Учитывая то, что в вашем классе много любознательных и отважных ребят и что вы только изучили тему «Океаны», я решила пригласить вас на поиски клада. Капитаном корабля буду я, а вы отправитесь в плавание под руководством своих капитанов, которых выберете перед отплытием. В его обязанности входит: следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений. На палубе нашего корабля 2 каюты. А теперь, юные искатели приключений, в путь!
На доске вычерчивается сводная таблица, где учителем выставляются баллы за каждый конкурс. На конкурс в среднем отводится 5-7 мин.
- Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.
Конкурс №1. «Представление команд» ( 5 мин).
Учитель: Командам необходимо придумать название своих команд, девиз и нарисовать эмблему. (Муз. А ну- песню нам пропой… )
Пока вы представляли свои команды, наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабли раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим свой путь? Юнги, выручайте…
Конкурс №2. «По морям, по волнам».
Эл. Приложение Океаны 2 Карта
Вам необходимо восстановить карту.
Учитель: Карта восстановлена, можем плыть дальше. На пути у нас появляется остров Открытий. Вам необходимо восстановить таблицу «Морские открытия» (Музыка Испанская гитара)
Конкурс №3. «Морские открытия» (2 мин)
Дата | Мореплаватель | Открытие |
1492 г. | Испанец Христофор Колумб | Открыл Америку |
1497-1499 гг. | Португалец Васко да Гама | Открыл морской путь к Индии |
1507 г. | Итальянец Америго Веспуччи | Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой. |
1519-1522 гг. | Португалец Фернан Магеллан | Совершает первое в мире кругосветное плаванье, |
Учитель: Наше путешествие продолжается. Но на кораблях опять возникла проблема, кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, который называется берег Связистов. Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей – связистов накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу! ( 4 мин.)
Конкурс №4. «Морские глубины» (почта)
Эл приложение Океаны 2 Черты океанов
(2 мин)
Учитель: Мы продолжаем путешествие и нам предстоит обогнуть полуостров знаний. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест.
Конкурс № 5 «Полуостров знаний»
Эл приложение Океаны 1, 2 Тренажёр
Учитель: (Музыка Пираты Карибского моря). Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт «Речной». Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы поможем им разрешить спор: 1 команда - В чём проявляется взаимодействие океана и окружающей его суши? 2 команда – Значение океана для человека и в чём проявляется отрицательное воздействие человека на природу океана?
Для нашего спасения придется потрудиться.
Конкурс №6 «Дискуссия»
(Музыка Море. Чайки.) Для рассмотрения вопроса о значении Мирового океана учитель организует дискуссию.
Учитель, подводя итог дискуссии, предлагает учащимся сделать вывод о значении Мирового океана.
Учитель: Много открытий для себя мы сделали, но надо заканчивать наше путешествие. По пути к острову «Школьный» мы должны еще побывать на одном удивительном архипелаге. Название его – Литературный. Попутным течением к нашему кораблю прибило бутылку. В ней я нашла свиток, в котором написаны литературные загадки. Кто быстрее поднимет флажок, тот и отвечает. Будьте внимательны, юнги! За разгадку у вас есть шанс получить дополнительный балл.
Конкурс №7. «Литературный архипелаг»
Эти суперводоёмы
Все на глобусе найдём мы,
Потому что в целом мире
Их немного – лишь четыре!
Океаны
Он плывёт, блестя на солнце
Этот остров ледяной,
Он большой, и не качнётся
Даже сильною волной.
(Айсберг.)
Читаю на карте названия разные:
Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…
А с виду – зелёное, серое, синее,
Когда ни взгляни – оно очень красивое.
Море
Видишь – «мглою небо кроет»,
Волны ходят, ветер воет:
Буря сильная на море
Лодкам маленьким на горе.
(Шторм.)
Днём на сушу с моря дует,
Ночью – в сторону другую.
Ты назвать бы мне помог
Тот прибрежный ветерок.
(Бриз.)
А теперь о каком процессе идёт речь:
Спросил на днях Малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека. Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь мне я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В каждой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода! (Круговорот воды)
Что это за природное явление?
«Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять полное безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал.
Пройдет шесть часов, и океан начнет отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, водоросли».
Учитель: Мы приближаемся к нашему острову Школьный, командам предстоит ответить на вопросы
Конкурс №8. «Непредсказуемые океаны»
Блиц опрос
Ответьте на вопросы.
- Океан, омывающий Африку с запада (Атлантический)
- Море без берегов в Атлантическом океане (Саргасово)
- Океан, который омывает все материки, кроме Африки (Тихий)
- Какие океаны пересекает экватор (Индийский, Тихий, Атлантический)
- Океан, омывающий Северную Америку с востока (Атлантический)
- Океан, омывающий Евразию с севера (Северный Ледовитый)
- Пролив, отделяющий Южную Америку и Антарктиду (Дрейка)
- Самолет, летевший из Бразилии в Канаду, потерпел крушение и упал в море на 300 с.ш. 75 з.д. Определите, в каком море произошла трагедия.
- Теплое течение в северной части Атлантического океана (Гольфстрим)
- Какие океаны расположены в северном и южном полушариях (Тихий и Атлантический)
- Океан, не омывающий Антарктиду. (Северный Ледовитый)
- Самый большой океан по площади (Тихий)
- Пролив, отделяющий два моря, два материка, два государства в Тихом океане (Берингов)
- Почему порты Санкт-Петербург и Магадан, расположенные на 600 с.ш. зимой замерзают, а порт Мурманск, расположенный на 690 с.ш. – нет?
- Самое глубокое место в Тихом океане (Марианский желоб)
- Самый маленький океан (Северный Ледовитый)
- Канал между двумя Америками (Панамский)
- Название моря и страны в Тихом океане (Японское)
- Какой океан расположен только северном полушарии (Северный Ледовитый)
- Какие океаны экватор не пересекает (Северный Ледовитый)
4. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги игры, поощряются команды, получившие наибольшее количество баллов; самые активные учащиеся получают отметки в журнал.
1-е задание. “Вопрос – ответ”. Команда получает листочки с тестом, в котором к каждому вопросу даются четыре варианта ответов, из которых – один правильный. За каждый правильный ответ – балл. (Приложение 1).
2-е задание. “Морская почта – 1. Части океана”. Команда получает листочки, на которых написаны названия океанов и список из десяти островов и полуостровов. Требуется соотнести названия морей и заливов с океанами, частью которых они являются. (Приложение 2).
3-е задание. “Морская почта – 2. Земля в океане”. Команда получает листочки, на которых написаны названия океанов и список из пятнадцати морей и заливов. Требуется соотнести названия островов и полуостровов с океанами, которые их омывают. (Приложение 3).
4-е задание. “Реки в Океане”. Учащимся выдаются описания океанических течений, по которым они должны определить, о каких течениях идёт речь. (Приложение 4).
5-е задание. “Знатоки терминологии”. Учащиеся получают таблицу, в одной из колонок которой записаны термины, в другой – определения. Требуется соотнести термины с их значениями. (Приложение 5).
6-е задание. “Морские приливы”. По одной из карт атласа требуется определить высоту приливов у десяти участков побережья Мирового океана. (Приложение 6).
7-е задание. “Морская почта – 3. Течения”. Команда получает листочки, на которых написаны названия океанов и список из пятнадцати названий океанических течений. Требуется соотнести названия течений с океанами, в которых они находятся. (Приложение 7).
8-е задание. “Верно – неверно”. Учащимся предлагаются пятнадцать утверждений, касающихся характеристик океанический течений и элементов рельефа дна, а также географического положения частей Мирового океана. Требуется выбрать верные утверждения. (Приложение 8)
9-е задание. “SOS! Спасите наши души!”. Используя навыки определения географических координат, ответить на предложенные вопросы. (Приложение 9).
10-е задание. “Пиратское письмо”. Задача учащихся – расшифровать таинственное письмо и определить, о чём идёт речь. А поможет в этом обыкновенный русский алфавит. (Приложение 10).
11-е задание. “Приборы”. Учащиеся получают таблицу, в одной из колонок которой записаны названия метеорологических и гидрологических приборов, в другой – описание этих приборов. Требуется соотнести описание этих приборов с их названиями. (Приложение 11).
12-е задание. “Водные массы – 1”. В кратких описаниях – сведения о водных океанических массах, формирующихся на разных глубинах. Требуется определить типы водных масс. (Приложение 12).
13-е задание. “Водные массы – 2”. В кратких описаниях – сведения о водных океанических массах, сформировавшихся в различных широтах. Требуется определить типы водных масс. (Приложение 13).
14-е задание. “Имена на карте”. По кратким описаниям определить, имена каких мореплавателей носят части Мирового океана. (Приложение 14).
15-е задание. “Все цвета радуги”. По описанию определить, о каком объекте Мирового океана идёт речь. (Приложение 15).
16-е задание. “Каналы и проливы”. В кратких описаниях – сведения о проливах и каналах. Требуется определить, о каком объекте Мирового океана идёт речь. (Приложение 16).
17-е задание. “Вода, вода…”. Учащиеся получают задания, для выполнения которых требуются знания, что такое солёность воды, единица измерения солёности и умение логически мыслить. (Приложение 17).
18-е задание. “Течения в Океане”. Учащиеся отвечают на вопросы о направлении течений, о роли океанических течений в перераспределении тепла, влиянии человека на окружающую среду. (Приложение 18).
Подведение итогов. В конце урока подводятся итоги игры, и объявляется команда – победитель. Всем членам победившей команды ставится оценка “отлично”. Членам команды, занявшей второе место – ставится оценка “хорошо”. Членам остальных команд я предлагаю назвать 3–4 человек из команды, которые, по их мнению, внесли наибольший вклад в работу команды, и выставляю им “отлично”.
Примечание: предложенный объём заданий может быть не под силу классам со слабой степенью обученности. В подобном случае есть возможность варьировать количество заданий и их объём.
Материалы данного урока я использую для проведения кругосветки для всей параллели 7х классов. В этом случае в классе и в школьной рекреации устанавливаются столы и стулья, укрепляются красочно оформленные названия станций, учащимся выдаются маршрутные листы. Команды (5–6 человек от каждого класса) перемещаются от станции на станцию, на которых координаторы из старших классов оценивают их ответы. (Приложение 19).
Список приложений
- “Вопрос – ответ”
- “Морская почта – 1. Части океана”
- “Морская почта – 2. Земля в океане”
- “Реки в Океане”
- “Знатоки терминологии”
- “Морские приливы”
- “Морская почта – 3. Течения”
- “Верно – неверно”
- “SOS! Спасите наши души!”
- “Пиратское письмо”
- “Приборы”
- “Водные массы – 1”
- “Водные массы – 2”
- “Имена на карте”
- “Все цвета радуги”
- “Каналы и проливы”
- “Вода, вода…”
- “Течения в океане”
- Маршрутный лист команды
http://festival.1september.ru/articles/595048/