Методические ключи для освоения курса социально-экономической географии мира.
методическая разработка по географии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Методические ключи для освоения курса социально-экономической географии мира.
Разработал: Благодарный М.А., преподаватель Колледжа ЛГУ имени В.Даля.
Раздел 1: Общая характеристика мира.
Что нужно знать и уметь
- Типы стран в современном мире.
- Новый этап международных отношений и его отражение на современной политической карте мира.
- Основные формы правления и административно-территориального устройства стран мира.
- Политическая география и геополитика.
Ключевые термины: суверенное государство; экономически развитая страна; развивающаяся страна; региональный конфликт; унитарное государство; федеративное государство; политическая география; политико-географическое положение; геополитика.
Раздел 2: Природа и человек в современном мире.
Что нужно знать и уметь
I.
- Особенности современного этапа взаимодействия общества и природы.
- Понятие о географической (окружающей) среде.
- Понятие о ресурсообеспеченности.
- Основные черты размещения минеральных, земельных, водных, растительных, климатических ресурсов, ресурсов Мирового океана и степень обеспеченности ними человечества.
- Размеры и характер загрязнения окружающей среды, основные пути решения природоохранных проблем.
- Сущность природоохранной деятельности и экологической политики.
- Представление о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
Ключевые термины: географическая (окружающая) среда; природные ресурсы; ресурсообеспеченность; опустынивание; генофонд; загрязнение окружающей среды (количественное и качественное); «грязное» производство; экологическая политика; геоэкология.
II.
- Давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов с выделением главных стран и регионов.
- Давать общую сравнительную оценку обеспеченности мира и отдельных его регионов различными видами минеральных ресурсов, производить расчеты такой обеспеченности.
- Приводить примеры загрязнения окружающей среды, рационального и нерационального природопользования.
- Устанавливать внутрипредметные связи с предшествующими курсами географии.
- Изучать библиотечный фонд колледжа и составлять дополнительную библиографию по теме.
Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.
Как оценивать обеспеченность мира и отдельных регионов различными видами минеральных ресурсов.
- Определить по таблице или по карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых для всего мира или одного из регионов.
- Определить объемы годовой добычи (потребления) данного вида ресурсов.
- Разделить показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат деления покажет число лет, на которые хватит данного вида полезного ископаемого при современном уровне его потребления.
- Сделать вывод о ресурсообеспеченности.
Раздел 3: География населения мира.
Что нужно знать и уметь
I.
- Понятие о воспроизводстве населения. Сущность и географические особенности естественного движения населения.
- Сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения мира, трудовых ресурсов.
- Классификацию народов мира по языковым семьям и основные черты их распространения.
- Основные черты размещения населения по территории суши и причины его неравномерности.
- Виды миграций населения и основные районы внешних миграций.
- Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации во всем мире и в отдельных его регионах.
- Представление о географии населения как о ветви экономической и социальной географии.
Ключевые термины: воспроизводство населения; первый тип воспроизводства; второй тип воспроизводства; демографический кризис (депопуляция); демографический взрыв; демографическая политика; экономически активное население; этнос; однонациональное государство; многонациональное государство; трудовые миграции населения; урбанизация; геоурбанизация.
II.
- Применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран.
- Использовать карты, графики и таблицы для анализа, конкретизации доказательства отдельных положений текста учебника, производить при этом необходимые расчеты и сравнения.
- Читать, анализировать и составлять возрастно-половую пирамиду населения.
- Составлять таблицы по тексту и картам учебника.
- Самостоятельно формулировать задания по тексту.
- Готовит краткое устное сообщение по изучаемой теме.
- Составлять аннотацию на прочитанный текст.
Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.
- Как строить возрастно-половую пирамиду.
- Провести вертикальную и горизонтальную оси пирамид.
- По вертикальной оси пирамиды, начиная с возраста 0 лет, отложить возраст жителей в одно- или пятилетних возрастных интервалах.
- По горизонтальной оси отложить либо численность населения соответствующей возрастной структуры, либо ее долю (в процентах от населения данного пола). При этом мужское население всегда изображается слева, а женское – справа.
- Проанализировать пирамиду, объяснить ее форму и отклонения ("вымоины") от ее классической структуры.
- Как составлять картодиаграмму.
- Выбрать контурную карту нужного масштаба.
- Оконтурить рассматриваемые регионы (страны).
- Определить форму диаграммных фигур – линейную (столбики, полоски) или площадную (квадраты, круги), длина или площадь которых пропорциональны сравниваемым величинам.
- Произвести расчеты показателей длины или площади.
- Нанести фигуры на контурную карту.
- Провести анализ картодиаграммы.
Раздел 4: Научно-техническая революция и мировое хозяйство.
Что нужно знать и уметь
I.
1. Понятие о научно-технической революции.
2. Главные направления развития производства в эпоху НТР.
3. Понятие и мировом хозяйстве.
4. Понятие о международном географическом разделении труда.
5. Международная экономическая интеграция.
6. Три типа отраслевой структуры мирового хозяйства.
7. Пространственные модели мирового хозяйства.
8. Территориальная структура мирового хозяйства.
9. Региональная политика.
Ключевые термины: научно-техническая революция; мировое хозяйство; международное географическое разделение труда; отрасль международной специализации; международная экономическая интеграция; глобализация; транснациональная корпорация (ТНК); аграрная структура экономики; индустриальная структура экономики; постиндустриальная структура экономики; территориальная структура хозяйства; высокоразвитый район; аграрный район; район нового освоения; региональная политика; фактор размещения; технопарк, технополис.
II.
- Давать характеристику научно-технической революции и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий.
- Применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений.
- Готовить проблемное сообщение по заданной теме.
- Использовать в качестве источника информации Интернет и Геоинформационную систему.
Раздел 5: География отраслей мирового хозяйства.
Что нужно знать и уметь
I.
1. Состав и основные черты размещения топливно-энергетической, металлургической, машиностроительной, химической. Текстильной промышленности мира.
2. Понятие о «зеленой революции».
3. Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства.
4. Состав и основные черты размещения сухопутного, водного и воздушного транспорта мира.
5. Состав и основные черты географии всемирных экономических отношений.
Ключевые термины: старая, новая и старейшая отрасль промышленности; мировой энергетический кризис; новые возобновляемые источники энергии; мировой сырьевой кризис; товарное сельское хозяйство; агробизнес; мировая транспортная система; всемирные экономические отношения; открытая экономика; оффшорная зона; прямые иностранные инвестиции.
II.
- Давать характеристику отрасли мирового хозяйства, используя типовой план.
- Использовать знания о факторах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещения отраслей мирового хозяйства.
- Применять в разных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты, графики для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение.
- Выполнять проектное задание.
Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.
- План характеристики отрасли мирового хозяйства.
- Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.
- Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
- Объемы производства продукции с распределением по главным географическим регионам.
- Основные страны-производители.
- Основные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.
- Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
- Главные страны (районы) экспорта продукции. Основные страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.
- Перспективы развития отрасли.
- План выполнения проектного задания.
- Создание наброска проекта.
- Сбор необходимой информации и ее обработка.
- Создание рабочего плана проекта.
- Осуществление проекта.
- Оформление проекта в виде текста, наборов карт и схем.
- Коллективная экспертиза проекта.
Раздел 6: Региональная характеристика мира.
Что нужно знать и уметь
I
- Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения Зарубежной Европы, Северной и Латинской Америки, Азии, Африки.
- Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства регионов и стран мира.
- Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы регионов планеты.
- Основные черты размещения сельского хозяйства регионов мира и его типы.
- Основные черты региональной транспортной системы.
- Субрегионы Европы, Северной и Латинской Америки, Азии, Африки.
Ключевые термины: западноевропейский тип города; портово-промышленный комплекс; столичный регион; полимагистраль; «полюс роста»; восточный (азиатский) тип города; североамериканский тип города; промышленный пояс; очаговый тип освоения территории; «ложная урбанизация»; колониальный тип территориальной структуры хозяйства.
II
- Давать характеристику экономико-географического положения страны.
- Давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).
- Применять различные источники географической информации для доказательства, сравнения, конкретизации, для построения таблиц, графиков, для проведения расчетов.
- Применять ранее изученные текстовые, графические и картографические материалы для углубления вновь приобретенных знаний.
Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.
- План характеристики ЭГП страны (региона).
- Положение по отношению к соседним странам.
- Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
- Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
- Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
- Изменение ЭГП во времени.
- Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
- План характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).
- Величина запасов и размещение полезных ископаемых, их территориальное сочетание.
- Водные, лесные ресурсы и возможности их использования.
- Общая оценка природно-ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения ее природными ресурсами.
- Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресурсам для развития промышленности.
- Общий вывод. Перспективы увеличения ресурсов и их использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показатели уровня социально – экономического развития стран мира
Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...
Курсовая работа по теме: «Содержательный компонент учебных курсов Социально – экономического профиля (на примере профильного курса «Математика»).
проект по психологии...
Методическая разработка урока-тренинга по теме "Основы МКТ" (1 курс, социально-экономический профиль, дисциплина "Естествознание")
Урок-тренинг на современном этапе – это специально организованная учебная среда, базирующаяся на ключевых технологиях тренинговой работы и опирающаяся на активные методы обучения...
Технология формирования гражданского сознания школьников на материалах современной политической, социально-экономической ситуации в мире, стране, регионе через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп
В данной статье представлен опыт работы Усть-Ламенской школы по гражданско-правовому воспитанию школьников через сетевое взаимодействие. Вы познакомитесь с приёмом ПОПС - формула,...
Лекционный материал курса социально-экономической географии мира
УМК География (социально-экономическая география мра)....
Элективный курс "Социально-экономические аспекты развития мира"
Социально-экономические аспекты развития мира...
Рабочая программа курса "Социально-экономическая география"
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС для 10-11 классов в объёме 136 часов, рассчитана на 2 часа в неделю. Программа расширяет базовый курс географии, который опирается на УМК...