Всероссийский урок: "Свет в нашей жизни".
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Активизация познавательного процесса к изучению вопросов энергосбережения и применения этих знаний в жизни.
Привлечение внимания обучающихся к важности света и световых технологий для качества жизни людей и устойчивого развития человечества в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Всероссийский открытый урок: "Свет в нашей жизни". Методическая разработка. | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический урок
«Что значит свет в нашей жизни? Как сберечь энергию?»
(В рамках Всероссийского урока «Свет в нашей жизни». 15 декабря 2015 г.)
Цель урока: Активизация познавательного процесса к изучению вопросов энергосбережения и применения этих знаний в жизни.
Привлечение внимания обучающихся к важности света и световых технологий для качества жизни людей и устойчивого развития человечества в целом.
Задачи урока:
- Показать обучающимся ценность содержания и целостность окружающего мира, связь человека с природой;
- Способствовать формированию активной жизненной и познавательной позиции обучающихся;
- Создание условий для развития познавательного интереса у детей к данной теме;
- Повышение исследовательского интереса, творческой активности и вовлечение учащихся в познание темы;
Ход урока:
1.Вступление.Учащимся предлагается отгадать загадки.
Презентация.
- Заря зарница, красная девица по небу ходила, ключи обронила (Роса и солнце).
- Сама нагая, а рубашка за пазухой? (Свеча).
Какое понятие заложено в основе загадок? (Свет).
Ответы учащихся. Что значит свет в нашей жизни? Как сберечь свет?
Ребята 2015 год объявлен годом света и световых технологий. В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 года Дня света и световых технологий.
Я предлагаю вам послушать выступление генерального директора ЮНЕСКО Ирины Георгиевны Боковой. (С 2009 года. Дипломат Болгарии)
Видеоролик №1
ЮНЕСКО— учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки, культуры и коммуникаций.
ЮНЕСКО курирует строительство школ в разоренных странах, а также публикации научных работ. Но главная цель более глобальна - укоренить идеи мира в сознании самых разных людей.
Задачи развития ЮНЕСКО и ООН:
- сокращение количества людей, которые за чертой бедности в развивающихся странах;
- достижение начального школьного образования во всех развивающихся странах;
- устранение дискриминации по признаку пола;
- изменение современной тенденции истощения природных ресурсов.
Организация была создана 16 ноября 1945 года. Её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В настоящее время в организации насчитывается 195 государств.
Тезисы выступления генерального директора ЮНЕСКО Ирины Георгиевны Боковой:
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ!
Я, Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО – международной организации по вопросам образования, науки и культуры, в которую входят почти все страны мира.
По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий. ЮНЕСКО поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации по проведению в российских школах урока, посвященного значимости света и бережному отношению к энергетическим ресурсам.
Сегодня большинство из вас узнают много нового про свет, его важность в природе и жизни человека. Вся живая природа нашей планеты существует благодаря свету: именно солнечный свет помогает образованию из углекислого газа и воды всех органических веществ – основы живой природы. Каждый из вас ежедневно пользуется искусственным освещением: дома, в школе, на отдыхе, и многие даже не задумываются, насколько сложной была бы наша жизнь без света. Понимая важность искусственного света, учёные всего мира веками работали и продолжают работать над тем, чтобы сделать его лучше. Благодаря науке мы можем многое сделать для бережного и экономного расходования электроэнергии на освещение.
Очень многое зависит и от нашего образа жизни. Важным вкладом в экономию природных ресурсов станет энергоэффективное поведение. Следование правилу «выходя, гасите свет» помогает сэкономить до 10% электроэнергии. Каждая новая энергосберегающая лампа вместо лампы накаливания в нашем доме —это сохраненная частичка природы.
Россия – страна, богатая природными ресурсами, поэтому на ней лежит большая ответственность за бережное их расходование. Именно от вас и вашего отношения к природным богатствам страны зависит возможность улучшить жизнь населения не только России, но и планеты в целом.
Бережное отношение к окружающей природе и ее ресурсам это культура и воспитание каждого человека. Дорогие ребята! В заключение хочу пожелать вам успешного жизненного пути, освещённого не только современными лампами, но и энергией ваших знаний и теплом ваших сердец!
Ирина Бокова
2. Понятие о свете.
Что такое свет?
Это такая субстанция, которую мы видим, но не можем потрогать или взвесить. Благодаря органам зрения мы можем видеть мир, работать, отдыхать, находить связь с окружающей средой. Зная световые законы и закономерности, ученые создали оптические приборы, которые человек широко применяет в практической деятельности.
Видеоролик №2
Интересные факты о свете:
- Свет – одна из форм энергии, которую способен различить человеческий глаз. Свет генерируется при помощи электромагнитного излучения и перемещается строго по прямой и с постоянной скоростью.
- Точная скорость света 299782458 м/с., в книгах и учебниках её часто округляют до 300000 км/с. Ничто во Вселенной не может двигаться быстрее света.
- Для того чтобы добраться от поверхности Солнца до поверхности Земли свету необходимо всего 8 минут и 17 секунд, а от поверхности Земли до Луны свет домчится за 1,3 секунды.
- Преломления света можно добиться путем пропускания его через разные субстанции, например, воздух и воду.
- Основными цветами света являются зеленый, синий и красный, при их смешении в определенных пропорциях можно получить любой существующий цвет и оттенок.
- У света есть различные цвета, они зависят от длины волны света, самые длинные волны красного цвета, короткие - фиолетового.
- Электрический свет появился лишь в 1879 году, когда известнейший ученый Томас Эдисон изобрел первую лампочку.
- Интересный факт о свете электрической лампы: только 10% энергии, затрачиваемой лампочкой уходит на освещение, остальные 90% уходят в виде тепла, что весьма неэффективно!
- Почему небо синее? Ведь по логике оно должно быть бесцветным. Дело в том, что мы можем видеть только рассеянный свет, в случае с радугой его рассеивают капельки воды, поэтому мы видим все цвета видимого спектра света – от красного до фиолетового. В случае с небом – в воздухе содержится бесчисленное множество очень маленьких пылинок, которые сильнее всего рассеивают синие волны, поэтому мы видим небо синим.
3.Основная часть урока. Видеоролик-презентация.
Вопрос ученикам.
Вы читали сказку Корнея Чуковского «Краденое солнце»? О чем эта сказка?
Давайте представим эту ситуацию на минутку. Закройте глаза и скажите, что вы ощутили.
Ответы детей.
Что будет, если исчезнет весь свет?
Произойдет экологическая катастрофа. Как этого избежать?
Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одним из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Это все ведет к экологической катастрофе.
Для решения данной проблемы первым шагом будет являться эффективное использование энергии.
Самое простое решение.
Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды- беречь энергию, или, другими словами, расходовать энергию боле разумно. Словом это называется «Энергосбережение». Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности. Используя меньше не возобновляемых источников энергии, мы уменьшаем количество вредных выбросов в атмосферу.
Самый лучший в мире источник энергии всего в восьми минутах от Земли.
Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд. Почти вся энергия, ко-
торую мы потребляем, исходит от Солнца. Даже такие невозобновляемые источники энергии, как нефть, уголь и газ, образовались благодаря энергии Солнца. Без Солнца жизнь на Земле прекратится. За 15 минут Солнце посылает нам столько энергии, сколько хватает человечеству на целый год. Если мы научимся разумно использовать этуэнергию, то сможем решить энергетические проблемы в будущем.
Хватит ли энергии каждому жителю Земли?
Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человечеством каменного века и современным огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но ее не стало больше. Количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую.
С появлением информационных технологий потребление энергии стало в современном мире гораздо больше, чем даже 40 лет назад поэтому задача ООН состоит в том, чтобы показать значимость энергии для общества и привлечь всех к бережному использованию энергии, то есть рациональному ее использовании.
Нашей целью является то,чтобы каждый из нас стал использовать энергию более разумно, чем сейчас.
Практикум.
Задание.
Тест на сбережение энергии. (Приложение)
Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы
беречь энергию в вашем доме.
- Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее.
- Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее.
- Холодильник стоит в прохладной комнате.
- Мы не ставим мебель перед обогревателями.
- Мы начали использовать энергосберегающие лампочки
- Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер)
- Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут.
- Мы заклеиваем окна на зиму.
- Мы зашториваем окна на ночь.
10. Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим.
11. Мы часто размораживаем холодильник.
12. Мы используем раковину для мытья посуды.
13. Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.
14. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу.
15. Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим.
16. Мы снижаем температуру в помещении ночью.
17. Мы повторно используем стекло, бумагу и металл.
18. Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз.
19. Мы не покупаем товары в больших обертках.
20. Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их.
Да
Нет
Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось:
От 1 до 5 ответов ДА:
Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас.
От 6 до 10 ответов ДА:
У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.
От 11 до 15 ответов ДА:
Вы являетесь хорошим примером всем остальным.
От 16 до 20 ответов ДА:
Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы.
Мы записываем наше энергопотребление
Подведение итогов.
Составление памятки.
Памятка. Краткие рекомендации по энергосбережению.
1.Уходя, гасите свет.
2. Максимально используйте естественное освещение.
3.Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон.
4. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%).
5. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью - вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания).
6. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды.
7.Диаметр днища кастрюль должен быть равным диаметру конфорок.
8. Холодильник должен быть установлен в прохладном месте, подальше от электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене.
9.Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно.
10. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывайте окна в помещении, лучше отрегулируйте температуру обогрева.
Что же можем предпринять мы для того, чтобы сэкономить
энергию в квартире?
Экономия электричества – проблема, которая всерьез озаботила не только западные страны, но и Россию. Мы становимся все более и более сознательными и сами заинтересованы в экономии. Еще бы, ведь тарифы на электроэнергию постоянно растут! Самое время задуматься об экономии еще на стадии ремонта. Тогда появляется возможность спланировать технические решения, которые, хотя и стоят дополнительных денег, на самом деле быстро окупаются сторицей.
1. Установите в квартире двухтарифный счетчик. Их стоимость – от 2000 рублей. Счетчик фиксирует количество израсходованных киловатт-часов отдельно в дневное время (с 7 утра до 11 вечера), и отдельно – в ночное. В ночное время тариф на потребленную электроэнергию падает почти в два раза! Так что все ваши бытовые приборы с отложенным стартом (стиральные и посудомоечные машины) вы скоро привыкнете запускать по ночам – это даст экономию до 150рублей в месяц.
2. Статистка свидетельствует, что 50% сэкономленной электроэнергии - это экономия за счет освещения. «Если бы весь мир заменил обычные лампочки накаливания на энергосберегающие, то сэкономленным электричеством можно было бы снабжать 5 стран с населением равным таковому на нашем континенте», - сказал недавно министр по делам окружающей среды Австралии Малькольм Тернбулл. Энергосберегающие лампочки светят на порядок дольше и являются в среднем в три раза более экономичными, чем обычные. Единственное неудобство заключается в том, что их нельзя выбрасывать (они содержат ртуть) – по истечении срока годности их нужно сдавать в утиль (это можно сделать, например, в магазинах IKEA). Стоимость самих лампочек – порядка 200 рублей. Экономить освещение помогут также выключатели с регулятором (реостатом), позволяющим управлять яркостью светового потока.
3. Экономии способствуют и датчики движения. Представьте – зашли вы в прихожую или кладовку – свет включился; ушли, не вспомнив о наличии выключателя – свет потухнет сам через минуту. Установка датчиков движения в редко используемых помещениях даст экономию электроэнергии еще до 80 рублей в месяц. Одно но: сами такие устройства достаточно дороги, и, чтобы окупить затраты на их установку за счет экономии электричества, понадобится года три, а то и больше. Есть и более действенный способ, из разряда «сделай сам». Понадобится приобрести выключатель-кнопку и выключатель, который обычно устанавливают в автомобилях. Их надо установить в косяк двери так, чтобы при закрытой двери оба были нажаты. Когда вы открываете дверь, автомобильный выключатель, работающий на размыкание, срабатывает, и лампочка в помещении загорается. Вы закрываете за собой дверь, при этом срабатывает выключатель-кнопка, и свет продолжает гореть. И горит он до тех пор, пока вы не выйдете из помещения. При выходе автомобильный выключатель гарантирует подсветку, а после закрывания двери лампочку гасит выключатель-кнопка. Эта конструкция отлично работает в небольших и малоиспользуемых помещениях. Смонтировав ее, не нужно будет развешивать по стенам плакаты с надписями типа «уходя, гасите свет!».
Если же электрик из вас никакой, а датчик движения – слишком дорогое удовольствие, возможен третий вариант – установка в помещении выключателей с таймером. На таймере устанавливается определенный промежуток (от 10 секунд до 10 минут), и через заданное время свет автоматически выключается. Ощутимая экономия при установке выключателей с таймерами достигается во время вашего отпуска или командировки. Что вы делали обычно? Правильно – оставляли свет на кухне или в одной из комнат, чтобы создать видимость присутствия. А что вам надо будет сделать теперь? Всего лишь установить таймер. И в назначенное время свет загорится, и будет гореть некоторое время, создав даже более достоверную иллюзию вашего нахождения дома – ведь свет может по очереди зажигаться в разных помещениях!
4. Правильная расстановка мебели в доме. Вызвав на дом дизайнера для обмера помещения и составления дизайн-проекта новой кухни, учтите в своих пожеланиях и такой пункт, как установка холодильника на максимальном расстоянии от плиты. В самом прохладном месте кухни он потребляет в два раза меньше энергии, чем по соседству с плитой! В комнатах устанавливайте столы для занятий поближе к окну – естественное освещение поможет сэкономить на искусственном. Светлые шторы, чистые окна и не слишком большое количество цветов на подоконнике также увеличат освещенность квартиры и уменьшат время использования светильников.
5. В отопительный сезон установите за батареями отопления теплоотражающие экраны, а сами батареи не закрывайте шторами (приподнимите их наверх или укоротите) – тогда необходимость в использовании дополнительных нагревательных приборов отпадет, и вы сэкономите уйму денег! Тем же, кто живет в собственном доме, следует позаботиться об утеплении стен, через которые, по статистике, уходит до 70% тепла из помещения!
И еще один совет: Примите к сведению, что, уходя из квартиры, лучше не оставлять приборы в режиме ожидания (stand-by), а выдергивать их из розетки. Знаете ли вы, что телевизор в режиме ожидания «съедает» в месяц 21кВт? А зарядное устройство мобильного телефона, оставленное воткнутым в розетку – еще 8! Вовремя выключая все приборы из сети, вы добьетесь экономии еще 60 рублей в месяц!
Конечно, все хорошо в меру, и не следует «зацикливаться» на копеечной экономии, если для этого придется вложить в оборудование дома немалые средства. Но при грамотном подходе к делу и тщательном планировании на стадии ремонта ваш семейный бюджет наверняка выиграет, причем ощутимую сумму!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский урок света
Урок составлен на основе рекомендаций журнала "Свет" и Вологодского института развития образованияЦель: познакомить обучающихся проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными пут...
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...
Всероссийский урок "Свет в нашей жизни"
Конспект беседы и презентация. Презентацию можно скачать по ссылке из текста...
Всероссийский урок "Свет в нашей жизни"
Разработка всероссийского тематического урока "Свет в нашей жизни"...
Всероссийский урок: "Свет в нашей жизни". Презентация.
Активизация познавательного процесса к изучению вопросов энергосбережения и применения этих знаний в жизни.Привлечение внимания обучающихся к важности света и световых технологий для качества жизни лю...
Всероссийский Урок света
Аладьина Екатерина Владимировна, учитель ОБЖ в рамках Всероссийского урока света провела классный час в 9Д классе по теме: «Энергосбережение в семье»...
Информация об участии во Всероссийском Уроке света
Информация об участии во Всероссийском Уроке света...