Проект-исследование «Основные виды наблюдений и практических работ во время геоэкологических экскурсий»
проект по географии (6 класс)
Проект-исследование "Основные виды наблюдений и практических работ во время геоэкологических экскурсий" для учащихся 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p21prilozhenie_2_uchebnaya_praktika.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании МО учителей Зам. директора по УВР приказом истории и географии _________ / Л.А. Семигук от 28.08.2018 г. № _1_
Протокол №__1__ от __28__ августа 2018 г. 28 августа 2018 г. Директор МОУ «СОШ № 9» Руководитель МО ___________ М.Н. Вдовенко __________/ И.Н. Василенко
Проект-исследование:
«Основные виды наблюдений и практических работ во время геоэкологических экскурсий»
с учащимися 6 классов
Работа выполнена:
учителем географии
первой квалификационной категории
Клочковой Е.А.
г. Благодарный
Директор
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №9» __________________ И.Н. Василенко
г. Благодарный
Проект-исследование:
«Основные виды наблюдений и практических работ во время геоэкологических экскурсий».
Актуальность выбранной темы очевидна, т.к. выполнение практических работ и в т.ч. проведение экскурсий позволяет закрепить лекционный материал, активизирует деятельность учащихся, позволяет им обобщать различные сведения, т.е. собрать воедино сложную мозаику физической картины мира и получить целостную картину.
Объект исследования – это процесс, явление и т.п. которое исследуется, в нашем случае: - основные виды наблюдений во время экскурсий; наблюдения за природой.
Предмет исследования указывает на то, чему оно посвящено, т.е.:
- наблюдения за погодой, экскурсия на метеостанцию;
- изучение вод местности (осенняя экскурсия);
- изучение форм рельефа и пород их слагающих (весенняя экскурсия).
Цели исследования формулируются кратко, одним предложением.
При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать» (этот глагол употребляется в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например: видеофильм, действующая модель или макет, стенд чего-либо, компьютерная программа и т.п.
Доказать, что у учащихся формируется интерес к новому предмету школьного курса, что позволит повысить качество приобретаемых знаний, активизирует их познавательную деятельность.
Разработать, изготовить стенды для кабинета географии по данной тематике.
Задачи исследования детализируют цель исследования, и последовательное решение каждой задачи, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Оптимальное количество задач исследования – три-пять.
Проанализировать выполнение практических работ во время экскурсий.
Описать климат, воды, рельеф нашей местности.
Привить учащимся навык наблюдения во время экскурсий;
Развивать умения работы на местности;
Накопить данные, для изучения соответствующих тем;
Изучить основные виды наблюдений во время экскурсий, с учащимися 6 классов;
Задачи исследования определяют его методы и методику, то есть, те приёмы и способы, которыми пользуется исследователь.
Предметом методики изучения является процесс обучения школьников основам физической географии с элементами некоторых смежных наук (геологии, экономики, демографии и др.).
К общим методам относятся: анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент и др.
Специальные методы предполагают: тестирование, моделирование, интервью.
Общими методами, в нашем случае могут быть:
Наблюдения, проведение измерений и экспериментов, во время экскурсий:
-за погодой (ведение календаря погоды, в течение полугода), на метеостанции;
- работы на реке Мокрая Буйвола (во время осенней экскурсии);
- комплекс работ на горе Горбунова (во время весенней экскурсии);
Проведение практических работы (во время экскурсий), в МОУ «СОШ №9» в 6 классах:
1.Наблюдение за погодой:
-организация наблюдений (ежедневное ведение календаря погоды, в течении полугода);
-экскурсия на метеостанцию (апрель);
2.Осенняя экскурсия по изучению вод местности: «Работа на реке Мокрая Буйвола»:
-измерение ширины, глубины, скорости течения, построение поперечного профиля реки; определение цвета, запаха, жёсткости воды;
-составление описания реки;
3.Весенняя экскурсия: «Изучение форм рельефа и пород, их слагающих (на примере горы Горбунова)»:
-проведение маршрута съёмки;
-измерение высоты склона холма и определение его крутизны;
-описание почвенного разреза (карьер у горы Горбунова);
-описание растительного покрова;
-ознакомление с результатами процессов изменяющих рельеф.
Наблюдения за погодой и экскурсия на метеостанцию.
Цель работы:
-привить учащимся навык наблюдения за погодой своей местности;
-выяснить причины изменения погоды;
-научить обобщать погодные условия за промежуток времени (сутки, месяц, сезон, полгода);
-накопить данные о погоде, которые будут нужны при изучении тем «Атмосфера», «Географические оболочки», и для построения графиков.
1.Подготовительный работа – специальный урок, (второй, и ещё несколько!) - обучить школьников вести наблюдения в календаре погоды с помощью условных обозначений ( умение пользоваться термометром, и считать «среднюю» за день, умение пользоваться барометром, определять направление и силу ветра, определять степень облачности и виды осадков).
2.Основной этап:
Особенностью данной работы является:
-приучить младших школьников ежедневно вести наблюдения; помощь - календари погоды за прошедший год и стендовый материал;
-по учебнику ( с.164) нам рекомендуют до изучения темы «Атмосфера» не отмечать давление, а у меня ученики отмечают давление сразу же, вместе с другими элементами погоды;
-научить считать среднюю температуру за день (в течении месяца), за сентябрь месяц ( +17,2*С);
отмечать самую высокую Т*(5.09 = + 23,0*С), и самую низкую Т* (29.09 = +7,1*С);
-выводить среднее давление (за сентябрь -748 мм. рт. ст.);
-определять преобладающие ветры ( В-Ю-В, В =17 дней);
-определять облачность ( в сентябре – 22 дня, из них сплошная – 7 дней);
-делать выводы об осадках (в основном - ливневые дожди в течении 7 дней, сумма осадков = 29,3 мм);
-другие явления ( 14.09 –пыльная буря; 20.09 –гроза; 25, 26, 28 сентября –дымка; 29.09 – иней!).
3.Заключительный этап – экскурсия на метеостанцию (апрель).
Календарь погоды за сентябрь 2018 года
Дата | Время наблюдения (час) | Т*С Наблюдения | Т*С средняя | Р (давл) мм. рт. ст. | Ветер напр. и сила в баллах | Состоян. Облачности | Виды облаков | Вид осадков | Выводы о погоде за день |
3.09. 2018 | 7. 00 13. 00 19. 00 | + 16 + 22 + 19 | + 19 | 750 | Ю-В, 3 -5-баллов | безоблачно | - | - | Тёплая, безоблачпогода со слабым ветром |
4.09. 2018 | 7. 00 13. 00 19. 00 | +17 +26 +23 | + 22 | 750 | В-Ю-В, 1 – 6 баллов | незначи- тельная | кучевые | - | Тёплая, с назначит. облачностью погода со слабым ветром |
5.09 2018 | 7. 00 13. 00 19. 00 | +18 +27 +24 | + 23 | 750 | Ю-В, 1 – 5 баллов | безоблачно | - | - | Жаркая, безоблачная погода со слабым ветром |
Полевой дневник учащихся (фенологические наблюдения, наблюдения за высотой Солнца и другими явлениями в природе): -массовый отлёт ласточек ( 16 -20. 09);
-начало сева озимой пшеницы ( 20 – 30. 09);
-массовый отлёт щурка золотистого ( 15 – 30. 09);
-высота Солнца над горизонтом, 20 сентября -46*;(восход (А = 72*) -5час. 44 мин., заход ( А = 288*) -18 час. 03 мин.; долгота дня – 12 час. 19 мин.);
-другие (14.09-пыльная буря; 20.09-гроза; 29.09-иней).
Осенняя экскурсия по изучению вод местности: «Режим водоёма», практическая работа на реке Мокрая Буйвола.
Цель работы: «Изучение вод своей местности».
Приёмы работ на реке Мокрая Буйвола:
1.Подготовительная работа – специальный урок по ознакомлению с содержанием экскурсии, комплектация отделений (по четыре - пять человек) и выдача им заданий, подготовка необходимого оборудования.
2. Работа на местности:
2.1.Общая характеристика вод местности (исток реки, её питание, по каким территориям протекает, где её устье).
2.2. Определение температуры воды.
2.3. Свойства воды (запах, мутность, осадок).
2.4. Определение направления течения (компас), азимут. Работа с картой (определение направления истока и устья реки).
2.5. Определение глубины и ширины реки (рулетка, водомерная рейка).
2.6. Определение скорости течения реки (рулетка, две полиэтиленовых бутылки, секундомер).
2.7. Описание русла и характера берегов реки, наличие притоков. Вывод о зависимости направления и характера течения реки от рельефа.
2.8. Сведения об использовании вод реки, меры по сбережению вод. Наличие прудов, их использование. Оценка с точки зрения экологии.
3. Заключительный этап:
3.1.Работа в классе: построение поперечного профиля, расчёт расхода воды.
3.2. Сдача отчёта о проделанной работе.
Весенняя экскурсия « Изучение форм рельефа и пород их слагающих»
(практическая работа у горы Горбунова).
Цель работы:
- накопить фактические данные об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах и условиях их залегания, о взаимосвязях между рельефом и горными породами, рельефом и водами, дать представления о почвах и растительности, подвести к пониманию природного комплекса и взаимосвязей его компонентов, показать на конкретных примерах влияние деятельности человека на природный комплекс, познакомить с хозяйственным использованием территории и необходимостью мер по её охране.
Приёмы работ по проведению экскурсии: 1.Подготовительный этап - специальный урок по ознакомлению с содержанием экскурсии, выдача заданий каждому отделению, подготовка необходимого оборудования.
2.Работа на местности: -проведение маршрута съёмки (план участка);
-измерение высоты холма и определение его крутизны (ландшафтный профиль участка);
-описание почвенного разреза (карьер у горы Горбунова);
-описание растительного покрова (составление таблицы);
- ознакомление с результатами процессов изменяющих рельеф.
3.Заключительный этап: -обработка полученных данных (работа с учителем географии, химии, биологии; сдача отчётов по отделениям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое задание: отчет об экскурсии в храм
Методическая разработка экскурсии в православный храм....
Электронная презентация для уроков географии в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Наблюдения за изменением высоты солнца и погоды"
Электронная презентация для уроков географии в 6 классе коррекционной школы VIII вида....
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т...
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений...
Виды машинных швов. Практическая работа «Выполнение образцов машинных швов».
· Задачи урока:Помочь обучащимся осознать практическую значимость учебного материала;·...
Буклет "Виды наблюдений"
"Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать".В. Сухомлинский....
Открытый урок по информатике "Виды информационных моделей. Практическая работа №11 "Создание табличных моделей"" в 6 классе
Урок - закрепления и отработки знаний о видах информационных моделей, отработка на практике умений работать с табличными информационными моделями (в текстовом процессоре)...