Олимпиада по географии. Задания с ответами. Классы: 6,7,8,9.
олимпиадные задания по географии (6, 7, 8, 9 класс)

Чибисова Валентина Евгеньевна

Олимпиадные задания с ответами для 6,7,8 и 9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020учебный год.

Задания для 6 класса.

1. Вы никогда не задумывались над тем, какая местность расположена в другом полушарии, в месте, диаметрально противоположном тому, где находится Московская область? Опишите это место.

2. Раскройте географическое содержание четверостиший. О каких природных явлениях, объектах или событиях в них говорится?

а)  Терек воет, дик и злобен,                                    в)  Опоясан лентой пашен,

     Меж увесистых громад,                                            Весь пестреешь ты в садах;

     Буре плач его подобен                                               Сколько храмов, сколько башен

     Слёзы брызгами летят.                                               На семи твоих холмах!

     (М. Лермонтов)                                                                                        ( Ф. Глинка).

б)  На Снежку глянь – Десны приток,

     Она в июне чуть ручьится

     А в эти дни, – какой поток!

     Бурлит, преграды рвёт, искрится!

     ( И. Швец)

3. Определите, какой масштаб крупнее: " в 1 дюйме - 150 миль" или "в 1 вершке - 200 верст". Запишите оба этих масштаба в принятом у нас сегодня численном выражении. Для справки: 1 верста равна 1,066 км; 1 вершок – 4,45 см; 1 дюйм – 2,54 см и 1 миля 1,609 км.

4. Составьте пары правильных ответов "прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая этим прибором величина". Определите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?

Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, термометр, флюгер.

Единица измерения: балл, градус, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.

_________________________________________________________________________________________

Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.

Задания для 6 класса.

1. Вы никогда не задумывались над тем, какая местность расположена в другом полушарии, в месте, диаметрально противоположном тому, где находится Московская область? Опишите это место.

2. Раскройте географическое содержание четверостиший. О каких природных явлениях, объектах или событиях в них говорится?

а)  Терек воет, дик и злобен,                                    в)  Опоясан лентой пашен,

     Меж увесистых громад,                                            Весь пестреешь ты в садах;

     Буре плач его подобен                                               Сколько храмов, сколько башен

     Слёзы брызгами летят.                                               На семи твоих холмах!

     (М. Лермонтов)                                                                                        ( Ф. Глинка).

б)  На Снежку глянь – Десны приток,

     Она в июне чуть ручьится

     А в эти дни, – какой поток!

     Бурлит, преграды рвёт, искрится!

     ( И. Швец)

3. Определите, какой масштаб крупнее: " в 1 дюйме - 150 миль" или "в 1 вершке - 200 верст". Запишите оба этих масштаба в принятом у нас сегодня численном выражении. Для справки: 1 верста равна 1,066 км; 1 вершок – 4,45 см; 1 дюйм – 2,54 см и 1 миля 1,609 км.

4. Составьте пары правильных ответов "прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая этим прибором величина". Определите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?

Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, термометр, флюгер.

Единица измерения: балл, градус, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.

Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.

Задания для 7 класса.

1.Выберите объект, который находится ближе всего к центру Земли:

а) здание, в котором Вы сейчас находитесь;                       в) дно Мертвого моря;

б) вершина вулкана Эребус в Антарктиде;                         г) дно Марианской впадины.

Объясните свою точку зрения.

2. На берегу Тихого океана на восточном побережье Австралии температура воздуха, близкого к насыщению водяными парами, равна + 24°С. Какова будет температура этого же воздуха, на вершине г. Косцюшко? Изменится ли его температура по сравнению с первоначальной, если он вновь опустится вниз?

3. Это самое маленькое по площади акватории море на нашей планете. Название его созвучно названию метаморфической горной породы, которую нашли на одном из островов, расположенных в этом море. Как называется это море?

4. Определите с помощью атласа, какому из материков и на какой широте соответствует следующая последовательность смены природных зон: жестколистные вечнозеленые леса и кустарники – область высотной поясности – полупустыни – степи. Эта последовательность простирается  на расстояние около 2 тыс. км от одного побережья материка до другого. Обоснуйте свой выбор. Какая из этих зон наиболее густо населена, какие виды хозяйственной деятельности преобладают на её территории?

5. Определите принцип составления пар географических объектов и заполните пропуски по образцу:

Образец: Дунай – Черное море, Нигер – Гвинейский залив

Колорадо - _______________________,        ___________________________ - о. Балхаш,

Дарлинг - ________________________,        _________________________ - о. Виктория,

Десна - __________________________,        ___________________________р. Миссисипи,

Мараньон - _______________________,        Амударья - ___________________________

Шари - ___________________________,

Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.

Задания для 7 класса.

1.Выберите объект, который находится ближе всего к центру Земли:

а) здание, в котором Вы сейчас находитесь;                       в) дно Мертвого моря;

б) вершина вулкана Эребус в Антарктиде;                         г) дно Марианской впадины.

Объясните свою точку зрения.

2. На берегу Тихого океана на восточном побережье Австралии температура воздуха, близкого к насыщению водяными парами, равна + 24°С. Какова будет температура этого же воздуха, на вершине г. Косцюшко? Изменится ли его температура по сравнению с первоначальной, если он вновь опустится вниз?

3. Это самое маленькое по площади акватории море на нашей планете. Название его созвучно названию метаморфической горной породы, которую нашли на одном из островов, расположенных в этом море. Как называется это море?

4. Определите с помощью атласа, какому из материков и на какой широте соответствует следующая последовательность смены природных зон: жестколистные вечнозеленые леса и кустарники – область высотной поясности – полупустыни – степи. Эта последовательность простирается  на расстояние около 2 тыс. км от одного побережья материка до другого. Обоснуйте свой выбор. Какая из этих зон наиболее густо населена, какие виды хозяйственной деятельности преобладают на её территории?

5. Определите принцип составления пар географических объектов и заполните пропуски по образцу:

Образец: Дунай – Черное море, Нигер – Гвинейский залив

Колорадо - _______________________,        ___________________________ - о. Балхаш,

Дарлинг - ________________________,        _________________________ - о. Виктория,

Десна - __________________________,        ___________________________р. Миссисипи,

Мараньон - _______________________,        Амударья - ___________________________

Шари - ___________________________,

Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.

Задания для 8 класса.

1. Какой фактор сформировал рельеф описанной ниже территории?

"Взгляду открылась территория, покрытая холмами с пологими склонами. Холмы и гряды, сложенные обломками горных пород, поросли елями и соснами. Встречались нагромождения камней. Удивляло обилие озер, неглубоких и часто соединенных протоками".

Где на территории России можно встретить территории, подходящие под это описание?

2. Долгий путь развития человеческой цивилизации оставил в наследство ныне живущим на Земле множество памятников – исторических, культурных, архитектурных и прочих. Среди них встречаются и такие, которые связаны с географическими открытиями, а также освоением и преобразованием природы. Что символизируют обелиски, установленные в 5 км от деревни Кедровка Свердловской области, в 35 км от Нижнего Тагила, а также в районе железнодорожной станции Уржумка в окрестностях Златоуста?

3. Москва – многонациональный город. Как это отражено в названиях её улиц?

4. Укажите названия географических объектов или фамилии географов, исследователей и землепроходцев в соответствии с указаниями, перечисленными в таблице.

1. Тобольский боярин, составитель "Чертежной книги Сибири"

2. Геолог и географ, автор книги "Земля Санникова"

3. Город, из которого отправился в свое путешествие Афанасий Никитин

4. Заместитель Беринга во время двух Камчатских экспедиций

5. Острова, место гибели Магеллана

6. Руководитель экспедиции, которая достигла Южного полюса второй после экспедиции Р. Амундсена

7. Транспортный путь в Древней Руси от Балтийского моря до Черного

8. Русский землепроходец, чье имя носит краевой центр на Дальнем Востоке

9. Море, названное по фамилии двух участников Великой Северной экспедиции

10. Автор теории образования черноземов

5. Укажите, в каких морях расположены следующие острова и архипелаги: Готланд, Колгуев, Сицилия, Бермудские, Хайнань, Мэн, Соловецкие, Дахлак, Шантарские, Ямайка. Ответ оформите в виде таблицы.

Остров (архипелаг)

море

Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.

Задания для 9 класса.

1. Выберите регион, для которого не характерно льноводство, и укажите, какая техническая культура является важнейшей для этого региона, но не выращивается во всех остальных перечисленных регионах: Белгородская обл., Вологодская обл., Костромская обл., Новгородская обл., Смоленская обл., Тверская обл.

 

2. Какие занятия и профессии жителей старой Москвы отражены в московских топонимах? Укажите эти занятия и соответствующие им топонимы.

3. Назовите основную специализацию следующих городов России:

1. Ачинск

2. Кронштадт

3. Старый Оскол

4. Мурманск

5. Норильск

6. Прокопьевск

7. Северодвинск

8. Тула

9. Геленджик

10. Дальнегорск

4. Бóльшая часть территории данного субъекта РФ находится в пределах одноименной ему возвышенности. Максимальная абсолютная высота территории составляет 319 метров. На северо- западе её простираются моренные гряды. Основная река является крупнейшей для сопредельного с Россией государства. Почвы в основном дерново- подзолистые. Административный центр субъекта расположен примерно на одной широте со столицей одной из республик бывшего Советского Союза. Родина многих известных русских естествоиспытателей, в том числе Н.М. Пржевальского, В.В. Докучаева, П.К. Козлова. Определите, о каком субъекте Российской Федерации идёт речь. Назовите географические объекты, упомянутые в задании. Какие географические объекты на карте мира названы именем Н.М. Пржевальского?

5. Проанализируйте особенности рельефа, климата и почвенного покрова перечисленных  регионов России и назовите для каждого из них от одного до трех основных видов работ, необходимых для сохранения и повышения почвенного плодородия.

Регионы:

Регион

Виды работы

А

Карелия

1

орошение

Б

Псковская область

2

осушение

В

Астраханская область

3

известкование почв

Г

Липецкая область

4

защита от овражной эрозии

Д

Брянская область

5

защита от ветровой эрозии

6

закрепление движущихся песков

Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.

Ответы на задания для 6 класса.

Общая максимальная сумма баллов - 50

1. Московская область – 55° с.ш., 38° в.д. Следовательно - южное полушарие (3 б.); примерно 55 ° ю.ш. (2 б.), 142 ° з.д.(2 б.). Южная часть Тихого океана (3 б.) с глубинами 2-4 км (2 б.). Южно- Тихоокеанский хребет (3 б.). Мах – 15 баллов.

2. а) горная река; б) половодье; в) город Москва. Мах – 10 баллов (1 ответ – 3 б, 2 ответа – 6 б, 3 ответа – 10 б).

3. Второй крупнее; приблизительно 1:9500000 и 1:4800000 – ответ 10 б.

2,54 см – 150 ×1,609 (241,35 км), тогда 241,35: 2,54=95,01 км в 1 см.

4,45 см – 200 × 1,066 (213,2 км), тогда 213,2: 4.45=47,9 км в 1 см. – перевод 5 б.

Мах – 15 баллов.

Прибор

Единицы измерения

барометр

(1,5 б.)

миллиметр ртутного столба

гигрометр

(1,5 б.)

процент

осадкомер

(1,5 б.)

миллиметр

сейсмограф

(1,5 б.)

балл

термометр

(1,5 б.)

градус

4.

Флюгер (1 б.)

показывает направление ветра (1,5 б.)

Мах – 10 баллов.

Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.

Ответы на задания для 7 класса.

Максимальная сумма баллов - 50

1. Ответ: Вершина вулкана Эребус (7 б.), т.к. Земля сплюснута с полюсов. Разница между длинами полярного и экваториального радиусов Земли 21,4 км (по эллипсоиду Красовского), что намного больше абсолютной высоты вулкана Эребус (3 б.). Мах – 10 баллов.

2. Как известно, при подъеме вверх происходит охлаждение влажного воздуха, в среднем на 0,6 °С на каждые 100 метров. Т.е. на высоте 2228 м воздух будет иметь температуру 10,6° С (5 б.). При охлаждении воздуха произойдет конденсация водяного пара и выпадение осадков. Затем , когда воздух будет опускаться, он будет нагреваться, причем более интенсивно, чем происходило охлаждение (до 0,8-1 °С на каждые 100 метров), так как он более сухой. Поэтому окончательная температура воздуха будет выше первоначальной (5 б.). Мах – 10 баллов.

3. Ответ: Мраморное море; белый мрамор добывается на острове Мармара.  Мах – 10 баллов.

4. Южная Америка (3 б.), около 30° ю.ш.(3 б.), наиболее густо населена зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников (2 б.) в пределах Центральной долины Чили ( сельское хозяйство субтропического типа (2 б.)). Мах – 10 баллов.

Колорадо – Калифорнийский залив

Дарлинг – Муррей

Миссури – Миссисипи

Мараньон – Амазонка

Шари – озеро Чад

Или – о. Балхаш

Кагера – о. Виктория

Десна – Днепр

Амударья -  Аральское море

5. Река и водный объект, в который она впадает.

1 балл за принцип, по 1 баллу за строку.

Мах – 10 баллов.


Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.

Ответы на задания по 8 классу.

Максимальная сумма баллов - 50

1. Ледник (7 б.); северо-запад России (Карелия, Кольский полуостров) (3 б.). Мах – 10 баллов.

2. Символизируют одно и тоже – границу между Европой и Азией. (10 б.). Мах – 10 баллов.

3. Большая Татарская улица, Большая и Малая Грузинские улицы, Армянский переулок, Литовский бульвар, Хохловская улица, Мещанская улица (улица на месте Мещанской слободы, где жили переселенцы и военнопленные поляки, украинцы, литовцы, белорусы – после Андрусовского перемирия 1667 г.), Фрязевская улица (фрязины – генуэзские купцы из Крыма, постепенно так стали называть любых итальянских мастеров и служилых людей). За одно название – 2 б. Мах – 10 баллов.

4.

1. Тобольский боярин, составитель "Чертежной книги Сибири"

Ремезов

2. Геолог и географ, автор книги "Земля Санникова"

Обручев

3. Город, из которого отправился в свое путешествие Афанасий Никитин

Тверь

4. Заместитель Беринга во время двух Камчатских экспедиций

Чириков

5. Острова, место гибели Магеллана

Филиппинские

6. Руководитель экспедиции, вторым достигший Южного полюса

Р. Скотт

7. Транспортный путь в Древней Руси от Балтийского моря до Черного

"из варяг в греки"

8. Русский землепроходец, чье имя носит краевой центр на Дальнем Востоке

Хабаров

9. Море, названное в честь двух участников Великой Северной экспедиции

Лаптевых

10. Автор теории образования черноземов

Докучаев

Один балл за строчку. Мах – 10 баллов.

5.  Готланд – Балтийское море, Колгуев – Баренцево море, Сицилия – Средиземное море, Бермудские – Саргассово море, Хайнань – Южно – Китайское море, Мэн – Ирландское море, Соловецкие – Белое море, Дахлак – Красное море, Шантарские – Охотское море, Ямайка – Карибское море.

Один балл за строчку. Мах – 10 баллов.

Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.

Ответы на задания для 9 класса.

Максимальная сумма баллов - 50

1. Сахарная свекла (5 б.), Белгородская область (5 б.). Мах – 10 баллов.

2. От бывших ремесленных слобод – Таганская площадь (таган – треножник для поддержания котла); Бронная, Кожевническая, Сыромятническая улицы; Ружейный, Палашевский (палаш – холодное оружие, тяжелый прямой клинок), Колпачный, Калашный, Скорняжный (скорняк – специалист по выделке меха и пошиву меховых изделий) переулки; Гончарная и Котельническая набережные. 1 балл за 1 топоним.

Мах – 10 баллов.

3. Специализация городов:

1. Ачинск

Производство глинозема, добыча бурого угля

3. Кронштадт

Военно-морская база Балтийского флота

4. Старый Оскол

Электрометаллургия/черная металлургия

5. Мурманск

Незамерзающий морской порт

7. Норильск

Цветная металлургия (медно-никелевая промышленность)

8. Прокопьевск

Добыча угля

9. Северодвинск

Производство морских судов (атомные подводные лодки)

10. Тула

Машиностроение

9. Геленджик

Курорт/рекреационное хозяйство

12. Дальнегорск

Цветная металлургия (производство свинца)

1 балл за строку. Мах – 10 баллов.

4. Смоленская область (2,5 б.), Смоленская-Московская возвышенность (1 б.), Днепр (1 б.), Украина (1 б.), Смоленск (0,5 б.), Вильнюс (1 б.), Литва (1 б.), в честь Н.М. Пржевальского – город (0,5 б.) в Киргизии, хребет (0,5 б.) в горной системе Куньлунь, ледник (0,5 б.) на Алтае, мыс (0,5 б.) на острове Итуруп (Курильские острова). Мах – 10 баллов.

 

5. а. – 2,3;  б. – 2,3; в. – 1,5,6; г. – 4; д. – 2,3,4.  11 ответов – 10 б., 10 ответов – 9 б.,

9 ответов – 8,5 б., далее 1 б. за ответ.

Мах – 10 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по географии для 10-11 классов

Олимпиада состоит из трех частей, часть А и В обязательна, часть С можно использовать для дополнительной работы или отдать на дом желающим....

Вопросы олимпиады по географии в 7-8 классах

Вопросы олимпиады по географии в 7-8 классах...

Задания для школьной олимпиады по географии для 7-8 классов

Задания для школьной олимпиады по географии для 7-8 классов...

Олимпиада по географии для 8-9 классов (без атласов)

Данный материал представляет собой олимпиадые задания по географии для 8-9 классов на школьном уровне. Целями школьного этапа Олимпиады по географии являются: стимулирование интереса обучающихся ...

Олимпиада по географии.Задания.

Предлагаю задания для проведения школьного тура олимпиады по географии 7-10 классы...

Задания для подготовки к олимпиаде по географии для учащихся 9 класса

Задания для подготовки к олимпиаде по географии для учащихся 9 класса...