Олимпиада по географии. Задания с ответами. Классы: 6,7,8,9.
олимпиадные задания по географии (6, 7, 8, 9 класс)
Олимпиадные задания с ответами для 6,7,8 и 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школьный этап олимпиады по географии. | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020учебный год.
Задания для 6 класса.
1. Вы никогда не задумывались над тем, какая местность расположена в другом полушарии, в месте, диаметрально противоположном тому, где находится Московская область? Опишите это место.
2. Раскройте географическое содержание четверостиший. О каких природных явлениях, объектах или событиях в них говорится?
а) Терек воет, дик и злобен, в) Опоясан лентой пашен,
Меж увесистых громад, Весь пестреешь ты в садах;
Буре плач его подобен Сколько храмов, сколько башен
Слёзы брызгами летят. На семи твоих холмах!
(М. Лермонтов) ( Ф. Глинка).
б) На Снежку глянь – Десны приток,
Она в июне чуть ручьится
А в эти дни, – какой поток!
Бурлит, преграды рвёт, искрится!
( И. Швец)
3. Определите, какой масштаб крупнее: " в 1 дюйме - 150 миль" или "в 1 вершке - 200 верст". Запишите оба этих масштаба в принятом у нас сегодня численном выражении. Для справки: 1 верста равна 1,066 км; 1 вершок – 4,45 см; 1 дюйм – 2,54 см и 1 миля 1,609 км.
4. Составьте пары правильных ответов "прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая этим прибором величина". Определите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?
Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, термометр, флюгер.
Единица измерения: балл, градус, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.
_________________________________________________________________________________________
Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.
Задания для 6 класса.
1. Вы никогда не задумывались над тем, какая местность расположена в другом полушарии, в месте, диаметрально противоположном тому, где находится Московская область? Опишите это место.
2. Раскройте географическое содержание четверостиший. О каких природных явлениях, объектах или событиях в них говорится?
а) Терек воет, дик и злобен, в) Опоясан лентой пашен,
Меж увесистых громад, Весь пестреешь ты в садах;
Буре плач его подобен Сколько храмов, сколько башен
Слёзы брызгами летят. На семи твоих холмах!
(М. Лермонтов) ( Ф. Глинка).
б) На Снежку глянь – Десны приток,
Она в июне чуть ручьится
А в эти дни, – какой поток!
Бурлит, преграды рвёт, искрится!
( И. Швец)
3. Определите, какой масштаб крупнее: " в 1 дюйме - 150 миль" или "в 1 вершке - 200 верст". Запишите оба этих масштаба в принятом у нас сегодня численном выражении. Для справки: 1 верста равна 1,066 км; 1 вершок – 4,45 см; 1 дюйм – 2,54 см и 1 миля 1,609 км.
4. Составьте пары правильных ответов "прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая этим прибором величина". Определите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?
Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, термометр, флюгер.
Единица измерения: балл, градус, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.
Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.
Задания для 7 класса.
1.Выберите объект, который находится ближе всего к центру Земли:
а) здание, в котором Вы сейчас находитесь; в) дно Мертвого моря;
б) вершина вулкана Эребус в Антарктиде; г) дно Марианской впадины.
Объясните свою точку зрения.
2. На берегу Тихого океана на восточном побережье Австралии температура воздуха, близкого к насыщению водяными парами, равна + 24°С. Какова будет температура этого же воздуха, на вершине г. Косцюшко? Изменится ли его температура по сравнению с первоначальной, если он вновь опустится вниз?
3. Это самое маленькое по площади акватории море на нашей планете. Название его созвучно названию метаморфической горной породы, которую нашли на одном из островов, расположенных в этом море. Как называется это море?
4. Определите с помощью атласа, какому из материков и на какой широте соответствует следующая последовательность смены природных зон: жестколистные вечнозеленые леса и кустарники – область высотной поясности – полупустыни – степи. Эта последовательность простирается на расстояние около 2 тыс. км от одного побережья материка до другого. Обоснуйте свой выбор. Какая из этих зон наиболее густо населена, какие виды хозяйственной деятельности преобладают на её территории?
5. Определите принцип составления пар географических объектов и заполните пропуски по образцу:
Образец: Дунай – Черное море, Нигер – Гвинейский залив
Колорадо - _______________________, ___________________________ - о. Балхаш,
Дарлинг - ________________________, _________________________ - о. Виктория,
Десна - __________________________, ___________________________р. Миссисипи,
Мараньон - _______________________, Амударья - ___________________________
Шари - ___________________________,
Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.
Задания для 7 класса.
1.Выберите объект, который находится ближе всего к центру Земли:
а) здание, в котором Вы сейчас находитесь; в) дно Мертвого моря;
б) вершина вулкана Эребус в Антарктиде; г) дно Марианской впадины.
Объясните свою точку зрения.
2. На берегу Тихого океана на восточном побережье Австралии температура воздуха, близкого к насыщению водяными парами, равна + 24°С. Какова будет температура этого же воздуха, на вершине г. Косцюшко? Изменится ли его температура по сравнению с первоначальной, если он вновь опустится вниз?
3. Это самое маленькое по площади акватории море на нашей планете. Название его созвучно названию метаморфической горной породы, которую нашли на одном из островов, расположенных в этом море. Как называется это море?
4. Определите с помощью атласа, какому из материков и на какой широте соответствует следующая последовательность смены природных зон: жестколистные вечнозеленые леса и кустарники – область высотной поясности – полупустыни – степи. Эта последовательность простирается на расстояние около 2 тыс. км от одного побережья материка до другого. Обоснуйте свой выбор. Какая из этих зон наиболее густо населена, какие виды хозяйственной деятельности преобладают на её территории?
5. Определите принцип составления пар географических объектов и заполните пропуски по образцу:
Образец: Дунай – Черное море, Нигер – Гвинейский залив
Колорадо - _______________________, ___________________________ - о. Балхаш,
Дарлинг - ________________________, _________________________ - о. Виктория,
Десна - __________________________, ___________________________р. Миссисипи,
Мараньон - _______________________, Амударья - ___________________________
Шари - ___________________________,
Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.
Задания для 8 класса.
1. Какой фактор сформировал рельеф описанной ниже территории?
"Взгляду открылась территория, покрытая холмами с пологими склонами. Холмы и гряды, сложенные обломками горных пород, поросли елями и соснами. Встречались нагромождения камней. Удивляло обилие озер, неглубоких и часто соединенных протоками".
Где на территории России можно встретить территории, подходящие под это описание?
2. Долгий путь развития человеческой цивилизации оставил в наследство ныне живущим на Земле множество памятников – исторических, культурных, архитектурных и прочих. Среди них встречаются и такие, которые связаны с географическими открытиями, а также освоением и преобразованием природы. Что символизируют обелиски, установленные в 5 км от деревни Кедровка Свердловской области, в 35 км от Нижнего Тагила, а также в районе железнодорожной станции Уржумка в окрестностях Златоуста?
3. Москва – многонациональный город. Как это отражено в названиях её улиц?
4. Укажите названия географических объектов или фамилии географов, исследователей и землепроходцев в соответствии с указаниями, перечисленными в таблице.
1. Тобольский боярин, составитель "Чертежной книги Сибири" | |
2. Геолог и географ, автор книги "Земля Санникова" | |
3. Город, из которого отправился в свое путешествие Афанасий Никитин | |
4. Заместитель Беринга во время двух Камчатских экспедиций | |
5. Острова, место гибели Магеллана | |
6. Руководитель экспедиции, которая достигла Южного полюса второй после экспедиции Р. Амундсена | |
7. Транспортный путь в Древней Руси от Балтийского моря до Черного | |
8. Русский землепроходец, чье имя носит краевой центр на Дальнем Востоке | |
9. Море, названное по фамилии двух участников Великой Северной экспедиции | |
10. Автор теории образования черноземов |
5. Укажите, в каких морях расположены следующие острова и архипелаги: Готланд, Колгуев, Сицилия, Бермудские, Хайнань, Мэн, Соловецкие, Дахлак, Шантарские, Ямайка. Ответ оформите в виде таблицы.
Остров (архипелаг) | море |
Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.
Задания для 9 класса.
1. Выберите регион, для которого не характерно льноводство, и укажите, какая техническая культура является важнейшей для этого региона, но не выращивается во всех остальных перечисленных регионах: Белгородская обл., Вологодская обл., Костромская обл., Новгородская обл., Смоленская обл., Тверская обл.
2. Какие занятия и профессии жителей старой Москвы отражены в московских топонимах? Укажите эти занятия и соответствующие им топонимы.
3. Назовите основную специализацию следующих городов России:
1. Ачинск | |
2. Кронштадт | |
3. Старый Оскол | |
4. Мурманск | |
5. Норильск | |
6. Прокопьевск | |
7. Северодвинск | |
8. Тула | |
9. Геленджик | |
10. Дальнегорск |
4. Бóльшая часть территории данного субъекта РФ находится в пределах одноименной ему возвышенности. Максимальная абсолютная высота территории составляет 319 метров. На северо- западе её простираются моренные гряды. Основная река является крупнейшей для сопредельного с Россией государства. Почвы в основном дерново- подзолистые. Административный центр субъекта расположен примерно на одной широте со столицей одной из республик бывшего Советского Союза. Родина многих известных русских естествоиспытателей, в том числе Н.М. Пржевальского, В.В. Докучаева, П.К. Козлова. Определите, о каком субъекте Российской Федерации идёт речь. Назовите географические объекты, упомянутые в задании. Какие географические объекты на карте мира названы именем Н.М. Пржевальского?
5. Проанализируйте особенности рельефа, климата и почвенного покрова перечисленных регионов России и назовите для каждого из них от одного до трех основных видов работ, необходимых для сохранения и повышения почвенного плодородия.
Регионы:
Регион | Виды работы | ||
А | Карелия | 1 | орошение |
Б | Псковская область | 2 | осушение |
В | Астраханская область | 3 | известкование почв |
Г | Липецкая область | 4 | защита от овражной эрозии |
Д | Брянская область | 5 | защита от ветровой эрозии |
6 | закрепление движущихся песков |
Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.
Ответы на задания для 6 класса.
Общая максимальная сумма баллов - 50
1. Московская область – 55° с.ш., 38° в.д. Следовательно - южное полушарие (3 б.); примерно 55 ° ю.ш. (2 б.), 142 ° з.д.(2 б.). Южная часть Тихого океана (3 б.) с глубинами 2-4 км (2 б.). Южно- Тихоокеанский хребет (3 б.). Мах – 15 баллов.
2. а) горная река; б) половодье; в) город Москва. Мах – 10 баллов (1 ответ – 3 б, 2 ответа – 6 б, 3 ответа – 10 б).
3. Второй крупнее; приблизительно 1:9500000 и 1:4800000 – ответ 10 б.
2,54 см – 150 ×1,609 (241,35 км), тогда 241,35: 2,54=95,01 км в 1 см.
4,45 см – 200 × 1,066 (213,2 км), тогда 213,2: 4.45=47,9 км в 1 см. – перевод 5 б.
Мах – 15 баллов.
Прибор | Единицы измерения | |
барометр | (1,5 б.) | миллиметр ртутного столба |
гигрометр | (1,5 б.) | процент |
осадкомер | (1,5 б.) | миллиметр |
сейсмограф | (1,5 б.) | балл |
термометр | (1,5 б.) | градус |
4.
Флюгер (1 б.) | показывает направление ветра (1,5 б.) |
Мах – 10 баллов.
Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.
Ответы на задания для 7 класса.
Максимальная сумма баллов - 50
1. Ответ: Вершина вулкана Эребус (7 б.), т.к. Земля сплюснута с полюсов. Разница между длинами полярного и экваториального радиусов Земли 21,4 км (по эллипсоиду Красовского), что намного больше абсолютной высоты вулкана Эребус (3 б.). Мах – 10 баллов.
2. Как известно, при подъеме вверх происходит охлаждение влажного воздуха, в среднем на 0,6 °С на каждые 100 метров. Т.е. на высоте 2228 м воздух будет иметь температуру 10,6° С (5 б.). При охлаждении воздуха произойдет конденсация водяного пара и выпадение осадков. Затем , когда воздух будет опускаться, он будет нагреваться, причем более интенсивно, чем происходило охлаждение (до 0,8-1 °С на каждые 100 метров), так как он более сухой. Поэтому окончательная температура воздуха будет выше первоначальной (5 б.). Мах – 10 баллов.
3. Ответ: Мраморное море; белый мрамор добывается на острове Мармара. Мах – 10 баллов.
4. Южная Америка (3 б.), около 30° ю.ш.(3 б.), наиболее густо населена зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников (2 б.) в пределах Центральной долины Чили ( сельское хозяйство субтропического типа (2 б.)). Мах – 10 баллов.
Колорадо – Калифорнийский залив |
Дарлинг – Муррей |
Миссури – Миссисипи |
Мараньон – Амазонка |
Шари – озеро Чад |
Или – о. Балхаш |
Кагера – о. Виктория |
Десна – Днепр |
Амударья - Аральское море |
5. Река и водный объект, в который она впадает.
1 балл за принцип, по 1 баллу за строку.
Мах – 10 баллов.
Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.
Ответы на задания по 8 классу.
Максимальная сумма баллов - 50
1. Ледник (7 б.); северо-запад России (Карелия, Кольский полуостров) (3 б.). Мах – 10 баллов.
2. Символизируют одно и тоже – границу между Европой и Азией. (10 б.). Мах – 10 баллов.
3. Большая Татарская улица, Большая и Малая Грузинские улицы, Армянский переулок, Литовский бульвар, Хохловская улица, Мещанская улица (улица на месте Мещанской слободы, где жили переселенцы и военнопленные поляки, украинцы, литовцы, белорусы – после Андрусовского перемирия 1667 г.), Фрязевская улица (фрязины – генуэзские купцы из Крыма, постепенно так стали называть любых итальянских мастеров и служилых людей). За одно название – 2 б. Мах – 10 баллов.
4.
1. Тобольский боярин, составитель "Чертежной книги Сибири" | Ремезов |
2. Геолог и географ, автор книги "Земля Санникова" | Обручев |
3. Город, из которого отправился в свое путешествие Афанасий Никитин | Тверь |
4. Заместитель Беринга во время двух Камчатских экспедиций | Чириков |
5. Острова, место гибели Магеллана | Филиппинские |
6. Руководитель экспедиции, вторым достигший Южного полюса | Р. Скотт |
7. Транспортный путь в Древней Руси от Балтийского моря до Черного | "из варяг в греки" |
8. Русский землепроходец, чье имя носит краевой центр на Дальнем Востоке | Хабаров |
9. Море, названное в честь двух участников Великой Северной экспедиции | Лаптевых |
10. Автор теории образования черноземов | Докучаев |
Один балл за строчку. Мах – 10 баллов.
5. Готланд – Балтийское море, Колгуев – Баренцево море, Сицилия – Средиземное море, Бермудские – Саргассово море, Хайнань – Южно – Китайское море, Мэн – Ирландское море, Соловецкие – Белое море, Дахлак – Красное море, Шантарские – Охотское море, Ямайка – Карибское море.
Один балл за строчку. Мах – 10 баллов.
Школьный этап олимпиады по географии. 2019-2020 учебный год.
Ответы на задания для 9 класса.
Максимальная сумма баллов - 50
1. Сахарная свекла (5 б.), Белгородская область (5 б.). Мах – 10 баллов.
2. От бывших ремесленных слобод – Таганская площадь (таган – треножник для поддержания котла); Бронная, Кожевническая, Сыромятническая улицы; Ружейный, Палашевский (палаш – холодное оружие, тяжелый прямой клинок), Колпачный, Калашный, Скорняжный (скорняк – специалист по выделке меха и пошиву меховых изделий) переулки; Гончарная и Котельническая набережные. 1 балл за 1 топоним.
Мах – 10 баллов.
3. Специализация городов:
1. Ачинск | Производство глинозема, добыча бурого угля |
3. Кронштадт | Военно-морская база Балтийского флота |
4. Старый Оскол | Электрометаллургия/черная металлургия |
5. Мурманск | Незамерзающий морской порт |
7. Норильск | Цветная металлургия (медно-никелевая промышленность) |
8. Прокопьевск | Добыча угля |
9. Северодвинск | Производство морских судов (атомные подводные лодки) |
10. Тула | Машиностроение |
9. Геленджик | Курорт/рекреационное хозяйство |
12. Дальнегорск | Цветная металлургия (производство свинца) |
1 балл за строку. Мах – 10 баллов.
4. Смоленская область (2,5 б.), Смоленская-Московская возвышенность (1 б.), Днепр (1 б.), Украина (1 б.), Смоленск (0,5 б.), Вильнюс (1 б.), Литва (1 б.), в честь Н.М. Пржевальского – город (0,5 б.) в Киргизии, хребет (0,5 б.) в горной системе Куньлунь, ледник (0,5 б.) на Алтае, мыс (0,5 б.) на острове Итуруп (Курильские острова). Мах – 10 баллов.
5. а. – 2,3; б. – 2,3; в. – 1,5,6; г. – 4; д. – 2,3,4. 11 ответов – 10 б., 10 ответов – 9 б.,
9 ответов – 8,5 б., далее 1 б. за ответ.
Мах – 10 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по географии для 10-11 классов
Олимпиада состоит из трех частей, часть А и В обязательна, часть С можно использовать для дополнительной работы или отдать на дом желающим....
Вопросы олимпиады по географии в 7-8 классах
Вопросы олимпиады по географии в 7-8 классах...
Задания для школьной олимпиады по географии для 7-8 классов
Задания для школьной олимпиады по географии для 7-8 классов...
Олимпиада по географии для 8-9 классов (без атласов)
Данный материал представляет собой олимпиадые задания по географии для 8-9 классов на школьном уровне. Целями школьного этапа Олимпиады по географии являются: стимулирование интереса обучающихся ...
Олимпиада по географии.Задания.
Предлагаю задания для проведения школьного тура олимпиады по географии 7-10 классы...
Задания для подготовки к олимпиаде по географии для учащихся 9 класса
Задания для подготовки к олимпиаде по географии для учащихся 9 класса...