Программа "Эколучик"
занимательные факты по географии (5 класс)

Заболотная Ирина Николаевна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ekoluchik.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 117

 

 

Принято решением Педагогического совета

Протокол №1

от «31 » августа 2018 г.

           Утверждаю

           Директор МАОУ СОШ № 117

                               Ж.М. Меньшенина

           Приказ №101 от «30 » августа 2019 г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Экологического кружка

«Эколучик»

 

на 2019/2020 учебный год

 

                                                                                           Составитель программы:

                                                                                                          Заболотная И.Н.,

               учитель географии

 

2019 г.

Концепция программы.

           Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.           Цель  экологического кружка  - научить детей  любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

        Воспитание экологической культуры у современных школьников

- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой.  В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности – отношение – поведение – ответственность.     Таким образом,  экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащихся есть не что иное, как результат воспитания. Основной акцент программы построен на тех сторонах личности, которые не получают должного развития в процессе обучения на уроке (практическое участие в созидательной деятельности экологического характера, экскурсиях, удовлетворение потребности детей 5 – 7 классов в игре, конкурсах, исследовательских работах, разработок проектов).

      Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину,  счастливого, умеющего делать счастливыми других.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Кружковцы изучают природу родного края, особенности  коренного населения, демографическую ситуацию. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего посёлка и о своём будущем.  

        Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе, в Интернет-ресурсах.

Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (различные игры, викторины, турниры, где проявляется взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.).

При защите  исследовательской работы (проекта) учащиеся знакомятся  с современными  ИКТ: учатся делать компьютерные презентации, пользуются Интернет-ресурсами.

Результаты исследовательской работы,  успешность выполнения творческой работы  -     результат  совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить  его поверить в свои силы, а в дальнейшем  убедить всех в одарённости ребёнка.    Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.    

        В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность.

        Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно  полезной работе относится изготовление оборудования  для  проведения уроков географии, выполнение проектов, по изучению природы родного края, проведение природоохранных акций. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от  интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть  вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными  итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.  

Режим занятий: всего 35 часов -  занятия один раз в неделю.  Занятия осуществляются как в кабинете географии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния  окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.

    Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст детей от 11 до 15 лет.

 Главная цель кружка:

Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности. 

Задачи:

  • Воспитание экологически грамотного человека.
  • Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
  • Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».          
  • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
  • Научить учащихся пользоваться научной литературой, Интернет-ресурсами.
  • Научить любить природу, правильно её использовать.
  • Изучать растительный и животный мир родного края.
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Выполнение учебно-исследовательских работ во время экскурсий.
  • Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Краткое пояснение логики структуры

программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.

Программа продолжает логическую цепь, начатую в 1-4 классах курсом «Человек и окружающий мир». От осознания себя в мире и обществе сверстников, ребёнок постоянно движется к осознанию своих связей со многими науками как предметами изучения, так с инструментами собственных исследований и реально ощущает взаимосвязанность всего в мире. Учащиеся последовательно проходят следующие стадии отношение – интерес – изучение – знание – поведение (действие). Так как основой любого занятия служат эмоции, чувства, взаимосвязи, то конечной целью программы, без сомнения является формирование «возрастного пласта» экологической культуры, который предусматривает также разнообразные знания и умения.

Система оценки достижений учащихся.

Этапы педагогического контроля.

№ п\п

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма подведения итогов

Сроки

1

Умение выполнять практические работы.

Экскурсии, проекты

В течение года

2

Навыки поведения в природе

Составление правил

Во время экскурсий

3

Умение раскрывать экологические понятия

Тестирование

По итогам изучения темы

4

Знания редких и исчезающих видов животных и растений

Викторина

В течение года

5

Знание терминов, понятий.

Самостоятельная работа

По мере необходимости

Уровни усвоения учебного материала.                             

Учащиеся должны иметь представление о понятиях:

  • экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения.  Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища.

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения в природе;
  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  • глобальные экологические проблемы;
  • экологическую ситуацию города Струнино и его окрестностей; демографическую обстановку;
  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
  • особенности растительного и животного мира Свердловской области;
  • редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу;
  • основы здорового образа жизни;
  • влияние вредных факторов на здоровье человека;
  • основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать экологическую ситуацию;
  • ориентироваться на местности;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • наблюдать за погодой, явлениями природы;
  • составлять температурные графики;
  • составлять карту местности;
  • оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
  • правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;
  • участвовать в природоохранных акциях;
  • изготовлять поделки из природных материалов;
  • работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;
  • выполнять учебные проекты, презентации;
  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки поделок из природных материалов;
  • фотовыставки;
  • защита проектов;
  • соревнования, турниры, конкурсы;
  • демонстрация презентаций, экологических представлений;
  • участие в районных конкурсах.

Экскурсии.

  • Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация).
  • Экскурсия в музей. (Оформление результатов исследования, презентация).
  • Экскурсия на территорию города. (Оформление результатов исследования, презентация).
  • Экскурсия на территорию памятника природы. (Оформление результатов исследования, презентация).

Календарно – тематическое планирование.

Темы занятий

Теория

Практика

Всего

1

Инструктаж по технике безопасности.

Вводное занятие, знакомство с программой кружка.

1

1

Часть 1. «Экология моего города»

2

Особенности природы своей местности.

1

1

3

Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация).

1

1

4

Озеленение школьного двора.

1

1

5

Видовое разнообразие растительного и животного мира.

1

1

6

Сбор природного материала для изготовления поделок, аппликаций.

1

1

7

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

1

1

8

Охраняемые виды растений и животных.

1

1

9

Охраняемые виды растений и животных в Свердловской  области.

1

1

10

Птицы, занесённые в Красную книгу Свердловской области.

1

1

11

Сбор информации в Интернете «Красная книга Свердловской области».

1

1

12

Отдельные объекты и территории охраны.

1

1

13

Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

1

1

14

Экскурсия в музей школы.

1

1

15

Оформление экологического уголка «Редкие виды животных и растений Свердловской области».

1

1

16-17

Изготовление поделок из природного материала. Выставка.

2

2

18

Составление  ребусов, кроссвордов «Животные и растения Свердловской области».

1

1

19-20

Подготовка к экологическому турниру.

2

2

21

Проведение экологического турнира.

1

1

22-23

Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей.

2

2

24

Территория и границы Свердловской области.

1

1

25

Понятие родной край.

1

1

26

История родного края. Экскурсия в музей.

1

1

27

Топономика Свердловской области.

1

1

28

Богатства нашего родного края.

1

1

29

Обеспеченность природными ресурсами.

1

1

30

Развитие промышленности в округе.

1

1

31

Проблемы области и района. Пути решения.

1

1

32

33

Родной край сегодня, перспективы его развития.

2

2

34

35

Конференция «Экология нашей области».

2

2

Итого

23

12

35

ЛИТЕРАТУРА.

Информационная.

  1. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
  2. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
  3.  Автор: Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
  4. Крикунов, Е.А.  Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин.  - М.: Дрофа, 1995.
  5. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). -  М.: Устойчивый мир, 2000г.

Практика, внеклассная работа.

  1. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) -  Волгоград: Учитель, 2001.
  2. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП  «Гриф и К», 2006.
  3. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева.  - М.: АО МДС, 1996.
  4. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 2005.

Литература для учащихся.

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
  3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
  4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи.  Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.