Повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использования новых образовательных технологий
статья по географии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Якунина Елена Михайловна

В моей работе задачей на современном уроке является: создание для каждого обучающегося комфортной образовательной среды или создание и организация условий, инициирующих детское действие, создание ситуации успеха. Научить самостоятельно находить информацию, самостоятельно работать. Учебная самостоятельность – это умение учиться. Это все помогает проявлять активность, осознанно овладевать универсальными учебными действиями, в том числе рефлексивными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по проблемам преподавания географии

Тема: Повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использования новых образовательных технологий

         В новых социально-экономических условиях возрастает значение образования в формировании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Главное в этом процессе - личность школьника, его способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, которые позволят ему быть успешным.

 Работа в режиме кадетской школы-интерната предполагает инновационную деятельность учителя, которая складывается из нескольких компонентов.

  1. Обогащение содержания образования происходит за счет использования дополнительных источников информации по предмету и методике его преподавания с учетом гендерного подхода и военно-патриотической направленности образовательного процесса.
  2. Технологизация образовательного процесса предполагает

- опору на технологии системно-деятельного подхода

- обогащение интерактивными методами и формами работы.

 3.Продуктивное использование интерактивных технологий, технологии  проектной деятельности, что позволяет сделать учебный процесс высокоэффективным.

Успех образовательного процесса во многом зависит от целесообразности используемых методов и средств обучения для достижения наиболее оптимальных результатов образования. На уроках идёт процесс не только обучения и воспитания, он еще и развития обучающихся.

Урок в первую очередь должен быть эффективным и результативным, а для этого необходимы следующие критерии:

  1. Самостоятельность учащихся
  2. Активная и творческая работа учащихся
  3. Взаимодействие учителя и ученика
  4. Умение общаться, стиль общения
  5. Учет учебных возможностей ученика
  6. Сотрудничество

           В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Процесс учения – это процесс деятельности ученика. Мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Чтобы заставить школьника учиться, необходимо его мотивировать.         Обогащение содержания образования происходит за счет использования дополнительных источников информации по предмету и методике его преподавания с учетом гендерного подхода и военно-патриотической направленности образовательного процесса.

      Продуктивной реализации СДП способствуют технологии деятельностного типа,  используемые мной в течение ряда лет на уроках географии: элементы технологии критического мышления технология проектной деятельности;  технология проблемного обучения; технология исследовательской деятельности;  информационные технологии и т.д.        Продуктивное использование позволяет сделать учебный процесс более высокоэффективным.

Уроки системно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • Уроки «открытия» нового знания
  • Уроки отработки умений и рефлексии
  • Уроки общеметодологической направленности
  • Уроки развивающего контроля

     Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Ставя перед собой задачу добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, я понимаю, что существует два взаимосвязанных пути ее решения: через содержание учебного материала и через организацию учебной деятельности учащихся.

Очень  эффективна  в контексте СДП технология проектной деятельности.

   Проектная деятельность учащихся может занимать как весь урок, так и его часть. Например, при изучении темы в 7 классе: «Открытие и исследование Антарктиды», используя  дневники экспедиций Руаля Амундсена  и Роберта Скота, я вместе с учащимися составляю таблицу причин успеха одной экспедиции  и гибели другой. Далее базируясь на этих знаниях,  предлагаю составить проект  «Помощь Роберту Скоту в организации экспедиции на Южный полюс ”. Задание распределяется  между группами.  

Каждая группа занимается подбором необходимого продовольствия, подбирает для экспедиции необходимое снаряжение.  думает о средствах связи, обеспечивает команду  средствами передвижения, выбирает для членов экспедиции необходимую одежду и обувь.  В результате создания данного проекта учащиеся анализируют причины успеха одной экспедиции и  гибели другой и находят решение по устранению недостатков.  Третья группа готовит проект о  7 легендарных уникальных станций Антарктиды; «Наша Антарктика:7 легендарных советских и российских антарктических станций »

Согласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности. Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования,  направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира.  Итогом такой работы являются выступления учащихся на  ежегодных школьных научно-практических конференциях «Шаг в будущее», конференциях учащихся школ Амурской области «Человек в современном образовательном пространстве»  тема «Климатическое оружие-это миф или реальность.», «Поражение немцев под Москвой  произошло в результате естественных причин?».

Реализация технологии проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Применяемые на уроках технологии позволяют индивидуализировать образовательный процесс. Работа с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, и обучающимися, имеющими затруднения в обучении, даёт положительные результаты. Все обучающиеся активно включаются в образовательный процесс на уроках, который строится с учётом зоны актуального и ближайшего развития каждого кадета.

В результате применения технологии проектной деятельности обучающиеся показывают более развитые познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, критическое и творческое мышление.

Интерактивные технологии тесно связаны с информационными технологиями, с использованием Интернет-ресурсов, работой в режиме онлайн и т. д.

Важное значение для реализации деятельностной парадигмы географического образования  имеет технология проблемного обучения. Это обучение, при котором знания не сообщаются в готовом виде. Моделью организации учебного процесса является обучение через открытие.

Приведу конкретный пример, при изучении темы «Биологические ресурсы » в 8 классе я поставила перед учащимися вопрос: « Если  прогресс не остановить, может, создавать особо охраняемые природные территории России без    «лишних», «бесполезных», «агрессивных» организмов?» Постепенно ребята приходят к выводу, что невозможно представить себе нашу Землю без животных, птиц, деревьев, цветов, насекомых -  они  являются очень  важным компонентов природы и находятся в сложных взаимоотношениях  с другими компонентами природы, нужно биологическое разнообразие.

Другой пример, тему урока в 8 классе «Факторы ,   образующие климат России»  начинаю с проблемного вопроса : «В своих дебатах Х Клинтон к  Дональду Трампу заявила, что  она остановит  круглогодичное использование в Артике    атомного ледокольного флота  русскими. Использование русскими СМП  усиливает климатический  фактор и приводит к парниковому эффекту.» К концу урока ребята формируют выводы об истинных причинах изменения климата.

В 7 классе на уроке «Рельеф земли» при рассмотрении вопроса «Какую роль играет рельеф в природе и жизни человека?»  я задаю проблемный вопрос: пресс-секретарь при президенте Обама заявила русские украли

( отбуксировали канатами)  от берегов  Норвегии остров, нужно ввести санкции» . А  как может человек повлиять на рельеф.?

        В 10 классе Тема : «Население мира» Английский ученый XIX века Т.Мальтус утверждал, что человечеству присуще постоянное стремление к размножению, превышающему средства существования, поэтому чрезмерный рост численности населения угрожает всему человечеству. Попробуйте на конкретных примерах защитить или опровергнуть теорию Мальтуса  ?

          Одна из ведущих технологий деятельностного типа - технология исследовательской деятельности, -взаимосвязана  на моих уроках  с технологиями проектной деятельности и проблемного обучения. Например,

при изучении темы «Биологические ресурсы » в 8 классе, приведённый мной выше. на том же уроке ребятам было предложено ответить на вопрос. а можно ли в тигре воспитать гуманизм. Для этого ребят поделили на 4 группы и каждой группе  было предложено  провести  мини исследование по одной из тем:  причины нападения тигра на людей, причины нападения  амурского тигра  на домашних животных,     почему тигров считают людаедами , а всегда ли тигр  при встрече с человеком проявляет агрессивность? В результате исследований ребята пришли к выводу, что человек повинен в агрессивности тигра, а гуманным тигр станет,  если ему не будет угрожать человек.

         Неумение извлечь практическую значимость из географических знаний и приводит к печальным последствиям. В 2013 году в нашей стране произошло катастрофическое наводнение на реке Амур. При строительстве сооружений на реке  и заселении территорий вблизи водных объектов не были учтены гидрологические  и климатические особенности, которые рассматриваются, анализируются на уроках географии.

     Поэтому помимо  этого, технология исследовательской деятельности применяется мной в процессе решения географических задач практической направленности.          

     1)При  решении социально-контекстных задач:

     Определите, о каком архипелаге идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.

     Сильные северо-восточные ветры порой приносят на этот архипелаг горячий и очень сухой воздух с материка. Архипелаг состоит из двух десятков островов вулканического происхождения, и в остальное время года климат мягкий, но сухой, с постоянными температурами около 26-27ºС. На островах расположено одноименное государство, где официальным языком является португальский. Из какого физико-географического региона дует горячий ветер? Как он называется?  Какое течение проходит вблизи островов и какое влияние оно оказывает?

    Задачу можно упростить для младших классов (7-8), указав, у берегов какого именно материка расположен архипелаг.

    Для старших классов (10-11) можно усложнить задание, попросив назвать другие колонии, принадлежавшие той же метрополии, что и архипелаг.

2)Найти ошибки в тексте.

                                                    «Горы Анды»

     Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались еще во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь уже давно  прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина - гора Тубкаль (8848 м.). На западе граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышают 1500 м.

«Река Конго»

         Река Конго расположена в западной части Северной Америки. Она берет свое начало на Восточно-Африканском плоскогорье близ горы Мак-Кинли, течет по Амазонской низменности с запада на восток и впадает в Мексиканский залив вблизи мыса Пиай. Река течет в высокогорной местности и поэтому почти не имеет притоков. Режим реки сложный: зимой продолжительный ледостав сковывает ее, а осенью – межень, так как здесь совсем отсутствуют осадки. Питание преимущественно снеговое и ледниковое. Это самая полноводная река в мире.

3) задачи, в основе которых лежит научная гипотеза

Что произойдет с природой пустыни Намиб, если представить, что холодное Бенгельское течение изменит свое направление: а) переместится от берегов Африки далеко на запад; б) на его месте появится теплое течение

4) задачи с опорой на жизненный опыт

Например

Перед вами план местности. Представьте, что у вас появилась возможность приобрести здесь участок. Где и почему вы бы его выбрали? Для каких целей использовали бы? Как бы преобразовали эту местность?   Если вы задумали построить дом у реки, то где вы выберите место для строительства: в пойме или на террасе. Почему?

                       

5)Задачи с краеведческой направленностью 

      Так, в 8-ом классе при изучении темы “Природные уникумы Амурской области” детям показываю фильм  «Лотос-священный цветок чистоты». После просмотра фильма детям задаю проблемный вопрос: «Скажите , а может ли расти такое чудо у нас в Амурской области?». Как правило кадеты говорят , что у нас прохладнее и это угнетает рост растений . Но если в классе есть ребята , проживающие рядом с села Ивановка , тогда  они рассказывают о том, что в селе растет лотос Комарова  благодаря супругам Титоренко., некоторые участвовали в проекте по уходу за саженцами. Если требуется то,   читаем текст о том, как появился этот уникальный природный водоем.   Некоторые жителя села недовольны тем, что в озеро были высажены лотосы. После этого рассказа  задаю  детям вопросы: «Что важнее рыба в водоеме или лотос? Почему? Хотели бы вы участвовать в подобном проекте?”. Я  обязательно рассказываю о своих пережитых чувствах после посещения озера. “Были ли у вас подобный опыт слияния с природой? Какие переживания Вас охватывали?   Далее учащимся предлагается задание-проект составить презентацию  или рассказ о своих незабываемых встречах с природой

           Лекционно-семинарские занятия практикую в 9-10-х классах, а отдельные его элементы в 6-8-х классах.

       Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников начинаю готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.   Умение красиво и грамотно говорить, аргументировать и отстаивать свое мнение необходимо в современном обществе. Развитию этого способствует семинар.

   Семинар — такая форма обучения, при котором источником информации являются сами ученики.

    На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера.

        На семинарах обычно наблюдается высокая самостоятельная активность не только у тех детей, которые выступают с сообщениями, но и у обсуждающих их. Семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения.  Главное при подготовке семинарского занятия подготовить дискуссионные вопросы.

      Так, например, в 10-ом классе, рассматривая тему “Городское и сельское население”, выношу на обсуждение следующие вопросы дискуссионного плана: Урбанизация – благо или зло для планеты? Как можно прокормить все увеличивающееся население Земли?

     Теория  Мальтуса «Опыта о законе народонаселения», гласит, что воспроизводство населения растет в геометрической прогрессии, в то же время рост продуктов питания в арифметической , что неизбежно приведет к  нищете, бедности трудящихся масс - это результат неотвратимых законов природы. Выход из этой ситуации:  войны, эпидемии , ГМО продукты  или  без ГМО продуктов , стабилизация населения или мои предложения. Эпидемии сегодня миф или реальность?

         Реализация творческого потенциала учащихся возможна также через различного рода творческие работы детей, рефераты. Иногда итоговый контроль по отдельным темам организую, как защиту рефератов. Так в 10-ом классе по теме “География транспорта мира” детям предлагаю следующие темы рефератов: «Почему западные аналитики считают  Русская Арктика и Северный морской путь должны стать «свободными»? или  «Зачем России нужен Северный морской путьУдобные флаги (Панама, Либерия, Багамы). Причины появления удобных флагов. «Шелковый путь. Если ли  будущее у этого транспортного коридора в России.» « Шелковый путь - угроза или выгода западу» 

             Развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках географии способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока

        1.Интеллектуальная  разминка

      Всегда нужно настрой на определенный вид деятельности .  Для этого существует процедура «входа в урок» так называемая интеллектуальная разминка- два. Три не слишком сложных вопроса на размышление. Данный вид деятельности не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Разминку проводят по разному:

Что лишнее (Черное море, Белое, Красное)

Что пропущено- логическая цепочка  (Береза –растение  =  волк-…….;   Береза- лиственное дерево  =  сосна-..)

Расшифруй слово ( фотсеарам – атмосфера) и т.д.

2.Прием «Да-нет»

Это игра ставит  учащихся всех классов в активную позицию. Этот прием учит:

- связывать разрозненные факты в единую картинку

- систематизировать уже имеющуюся информацию

- слушать и слышать участников игры

Учитель загадывает какого-либо путешественника или объект, а ученики должны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача ученика состоит в том, чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов. Если использовать этот прием на уроке для проверки знаний, то вводится следующий принцип выставления оценки: угадавший с 4 вопросов получает «5», с 5 - 6 вопросов – «4», с 10 вопросов – «3». Здесь задача ученика сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта, то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать.

Он  путешествовал в 15веке ( нет)

Он путешествовал по Евразии ( да)

Он был венецианским купцом..(да)

Путешествовал, долгие годы путь лежал через Индию в  Китай (да)

ответ: Марко Поло

3..Прием «Географический диктант» или «Согласен – не согласен»

Учитель зачитывает предложения, а ученики должны определить верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны. Проводиться может в устной форме , в этом случае учащимся выдаются жетоны за правильный ответ. Либо письменно( фронтально), тогда ответы вносятся  в таблицу в виде цифр, тех ответов с которыми согласен:

Согласен

Не согласен

2, 3, 7

1,4,5,6

  1. Утверждения по теме «Северная Америка»:
  2. Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
  3. Северная Америка – третий по площади материк
  4. На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.
  5. Северная Америка самый жаркий материк.
  6. На западе материка расположены горы Анды.
  7. Самая большая река Северной Америки – Амазонка.
  8. Аляска –часть Северной Америки

6.Прием «Географические шарады»

 Шарадами называют загадки, в которых загадывается какое-либо слово. Слово должно быть разбито на несколько частей, каждое из которых должно звучать как отдельное слово. Например, слово ЯПОНИЯ можно разбить на три слова Я ПОНИ Я. Часто шарады можно найти в стихотворной форме в пособиях по занимательной географии.

Вот вам лёгкая шарада:

К ноте "Н" прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт.(До + Н = Дон.)

7.Прием «Поиск общего»

          Даются два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. Например: п-ов Калифорния – г. Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет. Но при более тщательном размышлении можно найти несколько общих признаков:

 1. Оба лежат в Северном полушарии.

 2. Оба объекта пересекает изотерма + 24°С.

 3. Среднегодовое количество осадков от 300 до 400 мм.

 4. И в том и в другом слове по одной букве «А», «Л» и «Р».

 5. И то и другое является сушей.

 Как показывает практика нечто общее можно найти практически у любой пары объектов. Лучше это задание давать в виде соревнования на время. Это хорошая гимнастика для ума.

8.Прием «Поиск аналогов».

Учитель называет, какой либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам. Например возьмем город Рио-де-Жанейро. Здесь можно составить огромное количество пар аналогов.

 Рио-де-Жанейро – Рига (Оба начинаются на букву «Р»)

 Рио-де-Жанейро – Стамбул (Оба бывшие столицы)

 Рио-де-Жанейро – Копенгаген (Оба лежат на берегу моря)

 Рио-де-Жанейро – Кейптаун (оба расположены в южном полушарии)

 Рио-де-Жанейро – Гавана (Оба лежат в тропическом поясе) и т.д.

 При желании можно придумать еще не менее двух десятков аналогов Рио-де-Жанейро. Этот прием, как и предыдущий, лучше проводить в форме соревнования.

9.«Творческое задание»

          Этот прием подразумевает замену обычного домашнего задания творческой работой. В географии домашнее задание, как правило, сводится к изучению какого-либо параграфа учебника или блока номенклатуры,  это может быть работа в рабочей тетради. Однако можно придумать множество других заданий, с помощью которых учащиеся запомнят и теоретический материал, и  географические  названия. Например, в любом классе по любой теме составить кроссворд по данной теме, разработать дидактическую карточку, составить литературный рассказ об изучаемой местности, придумать тесты к параграфу, самостоятельно разработать опорный конспект заданной темы, ребусы и т. д. Такое задание делает выполнение домашнего задания более интересным.

10. Тренировочная проверочная работа

Проводиться в классе контрольная работа, как обычно, но оценки в журнал ставятся по желанию ученика.

11. Синквейн

   СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому – либо поводу.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Данный приём я использую в конце урока на стадии рефлексии. Например, после изучения темы «Вулканы» в 6 классе у ребят получается следующее:

 Вулканы

Грозные, разрушительные

Извергаются, возникают, создают

Страшно, но захватывающе

Стихия

Для учащихся 8-11 классов написание  такого синквейна, не представляет большого труда,   поэтому прошу написать синквейнна одно и тоже определение , но с точки зрения разных предметов.

Например, географии

Ветер

Теплый холодный

Расширяется, поднимается, перемещается

 Ветер-это перемещение воздуха в горизонтальном направлении

Движение воздуха

Например, литературы

Ветер

Легкий, прозрачный

Освежает,по морю гуляет и кораблик подгоняет

дует на просторах Земли

Дыхание живой планетыи.т.д.

13.Работа с книгой

    Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать,  потому что техника чтения у многих учеников низкая. Поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения. Задавать вопросы при затруднениях . выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками,. схемами, таблицами.  Затем работу усложнять 6 предлагать учащимся составить рассказ по рисунку, сравнить изображаемые объекты.  

    Опыт работы в данном направлении был представлен на областном семинаре для учителей естественно-научного цикла в 2017-6-2017году .Все этапы урока системно-деятельностной направленности можно проследить было на примере открытого урока в 8А классе по теме «Факторы, определяющие климат России»  

      Использование информационно коммуникационных технологий  на уроках географии. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.

     Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.

     Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

     Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с использованием комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.

     Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет.

     Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.

     Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников.

     Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему.

      Систематически использую на уроках ЭОР: электронное приложение к учебнику, самостоятельно созданные презентации для наглядности, для работы с интерактивной доской на уроках и тесты для индивидуальной и групповой работы. В подготовке к урокам, индивидуальным консультациям - интернет-

www.fcior.edu.ru  – применяю на уроках компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, учебные видеофильмы и звукозаписи, предоставленные Федеральным центром информационных образовательных ресурсов.

http://www.edu.ru  - каталог образовательных ресурсов;

http://prosv.ru  - сайт издательства «Просвещение», применяю для самообразования;

www.uchportal.ru – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки скачиваю и применяю;

www.proshkolu.ru  - обмен опытом;

http://school-collection.edu.ru/  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

 www.metodkabinet.eu   – Проект «Методкабинет»;

Geo.historic.ru - Страны мира: географический справочник

Geo.1september.ru - "География" - еженедельная газета (электронная версия, geo.1september.ru) Полный архив материалов газеты с 1999 года: методические материалы для учителей географии, познавательные статьи о странах мира и пр.

Geographer.ru - Новые книги по географии. Статьи на географические темы. Полезные ссылки. Стихи о городах и странах.

Geo-Site.ru - географический портал Ойкумена.  Много информации по физической географии. Землеведение. Континенты. Географические зоны. Климат

Geo-Tour.net - Все, что Вы хотели знать о географии. География стран и континентов, карты стран мира и материков, ЭГП, история стран мира. Население и климат стран мира. Статистические данные, интересные факты, словарь по географии. Материалы для реферата и доклада по географии.

RGO.RU - География. Планета Земля - межпредметный образовательный портал Русского географического общества (РГО)

                 Применяю при подготовке обучающихся к ЕГЭ:

http://www.ege.edu.ru  – Официальный информационный портал ЕГЭ,

http:www.fipi.ru - ФИПИ. Федеральный институт педагогических измерений;

http://rus.reshuege.ru  - «Решу ЕГЭ» Образовательный портал для подготовки к экзаменам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта

Повышение качества профессиональной деятельности.Поощрения за профессиональную деятельностьЧленство в комиссиях и курсы повышения квалификации...

Критерий 4: Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивногоиспользования новых образовательных технологий, трансляция в педагогических коллективах опыта

4.1.1. Методическая деятельность руководителя физического воспитанияв сфере образования4.1.2 Разработка электронных образовательных продуктов4.1.3 Повышение квалификации руководителем физического восп...

Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профе

Доклад с кратким описанием собственного опыта педагогической деятельности, основанного на совершенствовании и развитии методов и средств обучения, воспитания и развитияДоклад "Повышение уровня со...

Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профе

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах...

Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Формирование современной образовательной средыПродукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий Транслирование опыта профессиональной деятельности пе...

Критерий 4. Личный вклад в повышения качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практической деятельности.

4.1. Методическая деятельность в сфере образования.4.2. Разработка электронных образовательных продуктов.4.3. Повышение квалификации педагогов4.4. Проектирование уроков на основе применения образовате...