Ситуационные задачи по географии
статья по географии (9 класс)

Ситуация системы есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов и связей между ними, которые состоят из постоянных и причинно-следственных отношений, зависящих от произошедших событий и протекающих процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуационные задачи на уроках географии.

Ситуация системы есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов и связей между ними, которые состоят из постоянных и причинно-следственных отношений, зависящих от произошедших событий и протекающих процессов.

Применение ситуационных задач позволяет значительно расширить, активизировать и индивидуализировать процесс формирования навыков у каждого учащегося, позволяет перевести знания учащегося с репродуктивного (воспроизведение) на креативный (применение) уровень усвоения.

Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций

Метод был впервые применен в Гарварде в 1924 году.  

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения:

  • В процессе обучения
  • В процессе контроля

Развиваются:

  • Аналитические навыки. Умение выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять информацию.
  • Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.
  • Творческие навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
  • Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, убедительный отчет.
  • Социальные навыки. В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.

Ситуационная задача № 1.

Название

Быть или не быть человеку в городе?

Ситуация

Города служат центрами притяжения для людских и материальных ресурсов. Техногенное воздействие на земли: основное локальное загрязнение городских земель происходит под влиянием выбросов промышленных предприятий, транспорта, в местах несанкционированных свалок. Загрязнение сопровождается качественным изменением почв, снижением их продуктивности. Ухудшается здоровье населения, что проявляется в снижении его иммунного статуса, аллергизации, росте различных заболеваний.

Познавательный вопрос

Какие виды загрязнений наблюдаются в городской среде?

Информация

Химические вещества, выбрасываемые из заводских труб больших городов (например, тяжелые металлы), включаются в глобальный круговорот и выпадают на поверхность земли вплоть до ледников Антарктиды и Гренландии. Но наиболее существенное влияние города оказывают на свое непосредственное окружение.

В пределах города постоянно проявляется активность многих повреждающих агентов. Химическое загрязнение (при минимальной способности грунтов, почв и вод к самоочищению), запыленность, воздействие звука, ультразвука и инфразвука, активность электромагнитных и электростатических полей, уплотнение, переуплотнение и вибрация грунтов и почв, погруженность их под асфальтовый покров, локальное попеременное повышение и понижение температуры, освещения и влажности.

Вопросы и задания

  1. Ознакомление

Воздействие человека на природу. Основные причины нарушения городской природы.

  1. Понимание

Объясните причины:

химического загрязнения атмосферы;

химического загрязнения вод;

химического загрязнения почв;

шумового загрязнения;

радиационного загрязнения;

электромагнитного загрязнения.

  1. Применение

Составить схему загрязнения крупным промышленным предприятием городской среды.

  1. Анализ

Загрязнение характеризуется привнесением в среду или возникновением в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических и биологических агентов, также превышением в рассматриваемое время среднемноголетнего уровня концентрации перечисленных агентов в среде.

Возможные пути решения городских экологических проблем.

  1. Синтез

Город создает огромную антропогенную нагрузку на все составляющие природной среды.

Выход из ситуации.

  1. Оценка

Разработка мероприятий по уменьшению загрязнения атмосферы, внутренних водоемов, подземных вод и почвенно-растительного покрова представляет собой важнейшую экологическую проблему. Определите возможные мероприятия (перевод производств на новый путь технологий, найти рычаги экологического управления (воздействия) и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения ситуационных задач по теме "Плотность вещества"

В современной школе, где учитель должен не передать сумму знаний своим ученикам, а научить их эти знания "добывать", ситуационные задачи должны занять достойное место в методическом арсенале учителя.С...

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8 ситуационных задач для закрепления материала по теме  "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи"....

использование ситуационных задач на уроках химии

Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование ситуационных задач на уроках химии"...

Ситуационные задачи по БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи"

Решение ситуационных задач на уроках БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи....

Ситуационные задачи по теме: "Вооруженные Силы РФ. Дни Воинской Славы"

Презентация- задание для обучающихся по решению ситуационных задач к уроку....

Технология конструирования и приемы решения ситуационных задач на уроках географии

В статье можно познакомиться с технологией конструирования и приемами решения ситуационных задач на уроках. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операц...

Ситуационные задачи по географии и биологии

Ситуационные задачи позволят ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синте...