Программа "Краеведение"
рабочая программа по географии (8 класс)
программа предназначена для 8 классов. Краеведческий материал подобран по Кемеровской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_8_klass.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Краеведение
для учащихся 8 классов
(общекультурное направление)
Составитель:
Е.П. Исионова
учитель географии
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________
2019
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности……3-6
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………6-13
Тематическое планирование………………………………….14
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельностиэстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
№ п/п | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации | Виды деятельности | ||
1 | Введение – 1 час Наука краеведение – это краезнание, краелюбие. Стихи о родном крае. Знакомство с символами Кемеровской области: герб, флаг, гимн. | Фронтальная работа | Лекция, творческая работа | ||
2 | Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса – 2 часа. Земля Кузнецкая до прихода русских и покорения Сибири Ермаком Тимофеевичем (1581 год). Коренные жители – шорцы, телеуты. Набеги соседних племен. Занятия аборигенов края – охота, собирательство, начало земледелия и кузнечного дела. Первые чертежные карты С. У. Ремезова – «Чертеж Земли Кузнецкого Города» и «Чертеж Томского города», 1701 года. Первые крепости и поселения на земле Кузнецкой. Первые рудознатцы и землепроходцы родного края. | групповая работа и индивидуальная работа | Лекция,самостоятельная работа | ||
3 | Ориентирование на местности. План местности. План своего населенного пункта – 4 часа. Ориентирование на местности. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по компасу, Полярной звезде, Солнцу, местным признакам. Масштаб. Измерение расстояний на плане и местности. Отличие плана местности от топографической и географической карт: условные знаки, масштаб, способы указания направлений, площадью охвата территории. Изготовление планшета и подготовка к проведению различных видов съемок на местности. | Коллективная и групповая работа | познавательно -краеведческая | ||
4 | Географическая карта Кемеровской области и своего района – 2 часа. Географическая карта – особый источник информации. Элементы и легенда карты. Условные знаки. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот, направлений и расстояний Нанесение на контурную карту отдельных объектов Кемеровской области с указанием направлений и расстояний (на стрелках направлений сторон горизонта). | Индивидуальная и фронтальная работа | Познавательно-краеведческая | ||
5 | Рельеф и горные породы родного края – 4 часа. Неоднородность земной поверхности Кемеровской области как результат взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа: горы и равнины. Различие гор по высоте: низкие – Салаирский; средние – Горная Шория; высокие – Кузнецкий Алатау. Различие гор по происхождению: Салаирский кряж – глыбовые; Горная Шория и Кузнецкий Алатау – складчато-глыбовые. Равнины: Кузнецкая котловина и юго-восток Западно-Сибирской низменности. Характеристика основных форм рельефа по хрестоматийным описаниям, демонстрация фотографии и Интернет ресурсов. Деление горных пород на группы по происхождению, особенности формирования осадочных (каменного угля) и магматических (рудных) ископаемых. Работа с образцами горных пород и минералов, наиболее распространенных в Кемеровской области и заполнение таблицы. Исследование геологических разрезов земной коры. Движения земной коры: медленные колебания суши и землетрясения. Условия жизни и быта людей в горах и на равнинах. Описание форм рельефа своего населенного пункта и района. | Дискуссии, коллективная работа | познавательно -краеведческая и туристско-краеведческая | ||
6 | Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами – 3 часа. Понятие «внутренние воды». Принадлежность рек родного края к бассейну Оби и Карского моря Северного ледовитого океана. Распределение речных систем по территории Кемеровской области (Томи, Кии, Ини, Яи, Чумыша, Чулыма). Их краткая характеристика. Хозяйственное использование. Обозначение на контурной карте главных рек родного края и их крупных притоков. Стрелками указать направление течения. Подписать на реках, имеющиеся на них памятники природы. Озера родного края, различие озерных котловин по происхождению, Водохранилища и искусственные озера. Минеральные источники. Подземные воды. Стихийные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, оползни и другие). Хозяйственное использование водоемов своего населенного пункта и района. | Индивидуальнаяработа, Ролевые игры | познавательно -краеведческая и туристско-краеведческая. Наблюдение | ||
7 | Погода и климат Кемеровской области. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой – 4 часа. Организация наблюдений за погодой – ведение календаря наблюдений за погодой. (Учащиеся должны вести его с 1 сентября). Типы погод в нашей области. Метеорологические станции и посты наблюдений. Описание погоды за день. Климат Кемеровской области: климатообразующие факторы и их влияние на формирование резко континентального климата. Охрана атмосферного воздуха. Озеленение территории школы, родного населенного пункта. Времена года. Урок – путешествие «12 месяцев в родном крае». | Индивидуальная и фронтальная работа. Коллективная работа по озеленению города | Практическая работа на местности, познавательно -краеведческая | ||
8 | Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов по ее территории – 2 часа. Биологический процесс формирования разных типов почв (факторы, структура, плодородие и т. д.). Географ: Из истории изучения почв родного края, размещение разных типов почв по территории Кузбасса, охрана почв. Растительность – лицо природной зоны. Хвойные, лиственные деревья, кустарники, лекарственные и съедобные травы, ягодники, грибы и т. п. Животный мир – его разнообразие. | Групповая и коллективная работа | практико -краеведческая | ||
9 | Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы родного края – 2 часа. Понятия «природный комплекс» и «природная зона». Краткая характеристика горной тайги, равнинной тайги, тундры, альпийских и субальпийских лугов, лесостепи, степи, природного комплекса речных долин и болот. Урок – путешествие «От крайнего севера до крайнего юга родного края – по природным зонам Кузбасса». Красная книга Кемеровской области. Описание двух природных зон (тайги и лесостепи) по плану: в какой части родного края распространены; рельеф; почвы; растительность; животный мир; города и другие населённые пункты; хозяйственное использование; проблемы экологии. | Коллективная и фронтальная | познавательно –краеведческая,практико-ориентированная деятельность | ||
10 | Особо охраняемые природные территории родного края (ООПТ) – 2 часа. Понятие ООПТ: заповедник, национальный парк, заказники, памятники природы и отдельные объекты природы. Краткая характеристика заповедника «Кузнецкий Алатау», Шорского национального парка, зоологических заказников и охраняемые в них животные, Караканский биологический заказник и охраняемые в нём растения, памятники природы и их размещение по территории области. Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница», районный заказник или памятник природы. | Коллективная, групповая | познавательно -краеведческая и туристско-краеведческая | ||
11 | Население и его хозяйственная деятельность – 2 часа. Численность населения Кузбасса по переписям населения по сравнению с другими регионами России. Коренное и пришлое население в Кузбассе. Характеристика жизни и быта шорцев и телеутов. Население вашего населенного пункта: численность, её изменения (рост или убыль), национальный состав населения. Из каких регионов страны приехали семьи (их предки). Кузбасс многонациональный край. Фестиваль национальных культур – обычаи, обряды татар, чувашей, украинцев, белорусов, мордвы и других народов. | Коллективное проектирование, ролевые игры | познавательно –краеведческая | ||
12 | Взаимодействие человека и природы – 2 часа. Влияние природных условий на здоровье, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Территории с наибольшей степенью изменения природных ландшафтов (Кузнецкая котловина, Салаирский кряж и Горная Шория). Антропогенные ландшафты (города, дороги, мосты, шахты и терриконы, заводы и фабрики, рудники, сельскохозяйственные угодья и т. д.). | Фронтально-индивидуальная | Практическая работа. | ||
13 | Города родного края – 3 часа. Природные, исторические и экономические условия, способствующие росту городов. Шахтерские города, города рудники (Таштагол, Салаир), на Транссибирской магистрали (Тайга, Юрга, Мариинск). Понятия город и рабочий поселок. Фестиваль городов (их краткая характеристика). | Групповая | Проектная деятельность | ||
14 | Обобщение знаний по курсу «Краеведение». Урок-игра «Знаете ли вы край родной?»- 2 часа | Ролевые игры | игровая |
Тематическое планирование
Раздел | Название темы | Всего часов | теория | практика |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса | 2 | 1 | 1 |
3. | План местности. План своего населенного пункта. Ориентирование на местности. | 4 | 1 | 3 |
4. | Географическая карта Кемеровской области, своего района, их анализ | 2 | 1 | 1 |
5 | Рельеф и горные породы родного края | 4 | 1 | 3 |
6. | Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами родного края. | 3 | 1 | 2 |
7. | Погода и климат Кемеровской области. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой | 4 | 1 | 3 |
8. | Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов на территории Кемеровской области. | 2 | 1 | 1 |
9. | Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы родного края | 2 | 1 | 1 |
10. | Особо охраняемые объекты Кемеровской области и своего района | 2 | 1 | 1 |
11. | Население Кемеровской области, его хозяйственная деятельность | 2 | 1 | 1 |
12. | Взаимодействие человека и природы на территории Кемеровской области. | 2 | 1 | 1 |
13. | Города Кемеровской области | 3 | 1 | 2 |
14. | Обобщение знаний (урок-игра) | 2 | 2 | |
Итого: | 35 |