Практические работы 10-11 класс
план-конспект занятия по географии (10, 11 класс)
Практические работы 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_10-11_klassy.docx | 301.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий комплект практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе предмета «География» 10-11 класс
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по географии 10- 11 класса, ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Правила выполнения практических работ.
Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.
Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.
Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:
- задания выполнены правильно и в полном объеме;
- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
- работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.
Практическая работа № 1.
Обозначение на контурной карте стран различных типов.
Ход работы:
Вариант 1. Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира.
- Используя атлас (стр. 2 - 3), учебник ”География” Ю.Н. Гладкий или дополнительную литературу, подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом – по численности населения . Подпишите их столицы.
- Выпишите страны, вошедшие в эти группы ( и по площади территории, и по численности населения ).
- Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально-экономическим типам.
Вариант 2. Обозначение на контурной карте островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран и их столиц.
- Используя атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте обозначьте границы и подпишите названия, стран, дополнительно заштриховав красным цветом островные, зелёным - полуостровные и жёлтым - внутриконтинентальные страны и подпишите их столицы.
- Назовите регионы, в которых преобладают страны различные по географическому положению.
Вариант 3.Обозначение на контурной карте стран различных социально-экономических типов.
- Используя текст учебника, дополнительную литературу и атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте синим цветом обозначьте страны ”Большой семёрки”, серым - страны переселенческого капитализма, красным - социалистические, розовым - страны с переходным типом экономики, зелёным - ключевые развивающиеся страны, чёрным - нефтедобывающие, жёлтым - новые индустриальные страны. Подпишите их названия и их столицы.
- Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.
Вариант 4. Обозначение на контурной карте богатейших и беднейших стран мира.
- Используя атлас (стр. 2 - 3) и приведённую таблицу, на контурной карте подпишите и обозначьте различными цветами страны с максимальными и минимальными показателями ВВП на душу населения.
- Сделайте вывод о размещении этих стран по регионам мира и их отношении к различным социально-экономическим типам.
Страны мира с самыми высокими и самыми низкими показателями ВВП на душу населения в 1998 году.
Страны с самыми высокими показателями | ВВП на душу населения (долларов США) | Страны с самыми низкими показателями | ВВП на душу населения (долларов США) |
| 41210 40630 39640 31250 29890 26980 26890 26730 26210 24990 |
| 80 100 120 130 160 170 180 185 190 230 |
Вариант 5. Обозначение на контурной карте монархий и федеративных государств.
Ход работы:
- Используя учебник ”География” Ю.Н. Гладкий и атлас ( стр. 2 - 3 ), на контурной карте подпишите и обозначьте синим цветом абсолютные ( включая теократические ), зелёным - конституционные монархии и красным - федеративные государства; подпишите их столицы.
- Подчеркните красным цветом названия федеративных монархий.
- Сделайте вывод о размещении государств с монархической формой правления и федеративным административно-территориальным устройством по регионам мира.
Практическая работа № 2.
Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.
Ход работы:
Вариант 1. Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира”.
Используя учебник ”География” Ю.Н. Гладкий и дополнительную литературу, заполните таблицу , приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.
Форма правления | Унитарные государства | Федеративные государство |
Президентская республика |
|
|
Парламентская республика |
|
|
Конституционная монархия |
|
|
Абсолютная монархия |
|
|
Абсолютная теократическая монархия |
|
|
Государства Британского Содружества |
|
|
Вариант 2. Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира по регионам мира”.
Государственный строй | СНГ | Зарубежная Европа | Зарубежная Азия | Африка | Америка | Австралия и Океания | |
Зависимые страны и колонии |
|
|
|
|
|
| |
Унитарные государства | Республика |
|
|
|
|
|
|
Конституционная монархия |
|
|
|
|
|
| |
Абсолютная монархия |
|
|
|
|
|
| |
Абсолютная теократическая монархия |
|
|
|
|
|
| |
Государства Британского Содружества |
|
|
|
|
|
| |
Федеративные государства | Республика |
|
|
|
|
|
|
Конституционная монархия |
|
|
|
|
|
| |
Абсолютная монархия |
|
|
|
|
|
| |
Абсолютная теократическая монархия |
|
|
|
|
|
| |
Государства Британского Содружества |
|
|
|
|
|
|
- Используя учебник ”География” Ю.Н. Гладкий и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством; в строке ”Зависимые страны и колонии” после названия стран укажите в скобках сокращённые названия метрополий ( Великобритания – брит., Дания – дат., Франция – фр., Нидерланды – нид. и Соединённые Штаты Америки – США ).
- Сделайте вывод о размещении стран с различным государственным строем по регионам мира.
Практическая работа № 3.
Анализ политико-географического положения одной из стран мира.
Ход работы:
Работа выполняется письменно по типовому плану.
План описания
политико-географического положения страны:
- Общие сведения о стране ( размеры страны, социально-экономический тип, столица ).
- Положение страны на материке.
- Вид страны по географическому положению.
- Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.
- С какими странами и где граничит страна.
- Участие стран-соседей в международных организациях.
- Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств.
- Какими морями ( океанами ) и где омывается страна.
- Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций.
- ”Горячие точки”, угрожающие безопасности страны.
- Вывод о политико-географическом положении страны.
Вариант 1. Характеристика политико-географического положения Израиля.
Вариант 2. Характеристика политико-географического положения Канады
Вариант 3.Характеристика политико-географического положения Бельгии.
Вариант 4.Характеристика политико-географического положения Эфиопии.
Вариант 5.Характеристика политико-географического положения Чехии.
Вариант 6.Характеристика политико-географического положения Республики Корея.
Практическая работа № 4.
Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.
Вариант 1. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов топливных ресурсов мира.
Ход работы:
- Используя атлас ( стр. 4 ), текст учебника и дополнительную литературу, на контурную карту условными знаками нанесите крупнейшие угольные и нефтегазоносные бассейны и подпишите их названия.
- Условными знаками нанесите крупнейшие месторождения нефти и природного газа.
- Различными цветами обозначьте страны, обладающие наибольшими запасами каменного угля, нефти и природного газа.
- Сделайте вывод о размещении топливных ресурсов по регионам мира и странам различных социально-экономических типов.
Вариант 2. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов рудных ресурсов мира.
Ход работы:
- Используя знания полученные на уроке или дополнительную литературу, штриховкой различного цвета покажите основные металлогенические пояса мира ( алюминиевый, медный и оловянный ).
- Используя атлас (стр. 4), условными знаками покажите крупнейшие месторождения железных руд, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота и подпишите их названия.
- Подпишите страны, выделяющиеся запасами железных, алюминиевых, медных, никелевых и оловянных руд и обозначьте их границы.
- Сделайте вывод о размещении этих видов рудных ресурсов по странам и регионам мира.
Вариант 3. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов нерудных ресурсов мира.
Ход работы:
- Используя атлас (стр. 4), условными знаками покажите крупнейшие месторождения апатитов, фосфоритов, калийных солей и алмазов и подпишите их названия.
- Подпишите названия стран, выделяющиеся запасами данных видов минерального сырья.
- Сделайте вывод о размещении нерудных ресурсов по странам и регионам мира.
Вариант 4. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения важнейших видов неминеральных ресурсов.
Ход работы:
- Используя атлас ( стр. 5 - 8 ), учебник ”География” Ю.Н. Гладкий и дополнительную литературу, покажите на контурной карте различными цветами страны, выделяющиеся по величине лесных, водных и агроклиматических ресурсов.
- Нанесите различными цветами основные ареалы северного и южного лесных поясов, почвенных ресурсов и важнейшие рекреационные зоны мира.
- Обозначьте основные аридные зоны мира и подпишите названия крупнейших пустынь.
- Сделайте вывод о размещении лесных, водных, почвенных и рекреационных ресурсов по регионам мира.
Практическая работа № 5.
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Ход работы:
Вариант 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах.
Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы ( млрд. тонн ) | Добыча ( млн. тонн ) | Ресурсообеспеченность ( в годах ) | ||||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 |
|
|
|
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 281 | 107 |
|
|
|
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 249 | 0 |
|
|
|
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1341 | 170 |
|
|
|
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 |
|
|
|
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 282 | 60 |
|
|
|
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 402 | 937 | 58 |
|
|
|
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 |
|
|
|
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 |
|
|
|
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 206 | 33 |
|
|
|
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 29 | 243 | 112 |
|
|
|
- Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах),
З – запасы,
Д – добыча;
- выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
- сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Вариант 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы ( млрд. тонн ) | Население (млн. человек) | Ресурсообеспеченность ( тонн на душу населения ) | ||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | ||
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 6015 |
|
|
|
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 145 |
|
|
|
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 82 |
|
|
|
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 1275 |
|
|
|
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 20 |
|
|
|
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 1015 |
|
|
|
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 280 |
|
|
|
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 31 |
|
|
|
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 173 |
|
|
|
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 42 |
|
|
|
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 19 |
|
|
|
- Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Н, где
Р – ресурсообеспеченность в годах,
З – запасы,
Н – численность населения страны.
- Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
- Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Вариант 3. Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира.
- используя карты атласа ( стр. 4 - 9 ) и текст учебника ”География” Ю.Н. Гладкий , заполните таблицу, отмечая знаком l- полную обеспеченность,w- частичную обеспеченность и знаком О - отсутствие или острую нехватку данного ресурса.Обеспеченность отдельных стран некоторыми видами природных ресурсов.
Страна | Виды ресурсов | |||||||||
Минеральные | водные | Биологические | климатические | геотермальные | рекреационные | |||||
топливные | рудные | нерудные | лесные | рыбные | ||||||
Россия |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Швеция |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Германия |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Испания |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Япония |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
ОАЭ |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Таиланд |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Ливия |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
ЮАР |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
США |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Бразилия |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Австралия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.сделайте вывод об обеспеченности этих стран отдельными видами природных ресурсов.
Практическая работа № 6.
Объяснение процессов воспроизводства населения
двух регионов мира.
Ход работы:
- Используя учебник ”География” Ю.Н. Гладкий и статистические данные таблицы (см. ниже), заполните её, определив тип воспроизводства и демографический этап для каждого региона;
- Сравните особенности воспроизводства двух регионов мира в зависимости от номера варианта;
- Назовите причины этих особенностей;
- Назовите демографические последствия данной ситуации в этих регионах и пути решения возможных проблем;
- Сделайте вывод о различиях воспроизводства населения по регионам мира.
Вариант 1.Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Европы и СНГ.
Вариант 2.Объяснение процессов воспроизводства населения стран Африки и Зарубежной Азии.
Вариант 3.Объяснение процессов воспроизводства населения стран Восточной и Юго-Западной Азии.
Вариант 4.Объяснение процессов воспроизводства населения стран Северной и Латинской Америки.
Вариант 5.Объяснение процессов воспроизводства населения Австралии и стран Океании.
Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.
Практическая работа № 7.
Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов,
объяснение значения и причин выявленных различий,
составление демографического прогноза.
Ход работы:
- Используя учебник ”География” Ю.Н. Гладкий , внимательно рассмотрите половозрастные пирамиды стран разных типов;
Половозрастные пирамиды стран разных типов в 2000 году.
- Определите различия в средней продолжительности жизни, соотношении мужского и женского населения и основных возрастных групп;
- Назовите причины выявленных различий;
- Чем объясняются ”изъяны” населения в половозрастной пирамиде Германии в различных возрастных группах;
- Начертите половозрастные пирамиды Индии и Германии в 2030 году с учётом увеличения средней продолжительности жизни на 5 лет и стабилизации главных показателей воспроизводства населения (рождаемости, смертности и естественного прироста);
- Как изменится форма половозрастных пирамид и какие изменения произойдут в половом, возрастном составе этих стран ?
- Сделайте вывод об изменении численности и возрастного состава населения в странах различных типов воспроизводства населения.
Практическая работа № 8.
Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом.
Ход работы:
Вариант 1.Составление классификационной таблицы стран с различным национальным составом населения.
- Используя текст учебника ”География” Ю.Н. Гладкий, атлас (стр. 2–3 и 12–13), справочную и дополнительную литературу, заполните таблицу "Типы стран по национальному составу", вписав примеры стран и проживающие в них народы;
Типы стран по национальному составу.
Регионы мира | Однонациональные страны | Двунациональные страны | Многонациональные страны | ||||
примеры стран | крупнейший народ | примеры стран | основные народы | примеры стран | крупнейшие народы | ||
СНГ |
|
|
|
|
|
| |
Зарубежная Европа |
|
|
|
|
|
| |
Зарубежная Азия |
|
|
|
|
|
| |
Африка |
|
|
|
|
|
| |
Северная Америка |
|
|
|
|
|
| |
Латинская Америка |
|
|
|
|
|
| |
Австралия и Океания |
|
|
|
|
|
|
- сделайте вывод о размещении стран с различным национальным составом по регионам мира.
Вариант 2.Составление классификационной таблицы стран с различным религиозным составом населения.
- Используя текст учебника ”География” Ю.Н. Гладкий , карты атласа (стр. 2-3 и 12) справочную и дополнительную литературу, заполните таблицу ''Виды стран по религиозному составу населения'', вписав примеры стран и преобладающие в них религии;
Виды стран по религиозному составу населения.
Регионы мира | Однорелигиозные страны | Многорелигиозные страны | ||
примеры стран | господствующая религия | примеры стран | наиболее распространённые религии | |
СНГ |
|
|
|
|
Зарубежная Европа |
|
|
|
|
Зарубежная Азия |
|
|
|
|
Африка |
|
|
|
|
Северная Америка |
|
|
|
|
Латинская Америка |
|
|
|
|
Австралия и Океания |
|
|
|
|
- Сделайте вывод о размещении стран с различным религиозным составом населения по регионам мира.
Практическая работа № 9.
Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.
Ход работы:
- Используя текст учебник ”География” Ю.Н. Гладкий, карты атласа (стр. 15), справочную и другую дополнительную литературу, определите общий уровень урбанизации в одном из регионов мира в зависимости от номера варианта);
- Назовите страны с максимальными и минимальными показателями уровня урбанизации в регионе;
- Назовите крупнейшие города региона, численность их населения и страны, в которых они расположены;
- Назовите причины, определяющие уровень и темпы урбанизации в регионе в целом, странах – лидерах и странах – аутсайдерах;
- Назовите главные проблемы региона, связанные с процессом урбанизации;
- Сформулируйте обоснованный прогноз уровня и темпов урбанизации региона в ближайшие 25 – 30 лет.
Вариант 1.Особенности урбанизации стран Зарубежной Европы.
Вариант 2. Особенности урбанизации стран Зарубежной Азии.
Вариант 3. Особенности урбанизации стран Африки.
Вариант 4. Особенности урбанизации стран Северной Америки.
Вариант 5. Особенности урбанизации стран Латинской Америки.
Вариант 6. Особенности урбанизации Австралии и Океании.
Практическая работа № 10.
Составление картосхемы современных путей миграции населения
и объяснение причин мировых миграционных процессов.
Ход работы:
- Используя текст учебника учебника ”География” Ю.Н. Гладкий, рассказ учителя и дополнительную литературу, нанесите на контурную карту мира основные пути современных миграций населения;
- Синим цветом заштрихуйте страны с преобладанием эмиграции, а красным цветом – иммиграции населения и подпишите их названия;
- Обозначьте главные мировые регионы привлечения иностранной рабочей силы и напишите факторы их определяющие;
- Объясните причины наиболее крупных миграционных потоков;
- Сделайте вывод о различиях в современных миграционных процессах.
Практическая работа № 11.
Построение картодиаграммы «Центры мирового хозяйства».
Ход работы:
- На контурной карте мира, используя атлас (стр. 2 - 3), учебник ”География” Ю.Н. Гладкий, заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства;
- Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП;
- Постройте диаграммы, расположив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства;
- Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП;
- Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.
Практическая работа № 12.
Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономической развитой и развивающейся страны.
Ход работы:
- Используя текст учебника ”География” Ю.Н. Гладкий и карты атласа в зависимости от номера варианта в тетради нарисуйте контур заданной Вам страны;
- Условными знаками покажите размещение основных природных ресурсов;
- Различными цветами заштрихуйте ареалы основных типов экономических регионов страны: высокоразвитые, старые промышленные (депрессивные), аграрные, нового освоения – для развитых стран и столичный, горнодобывающий, экспортного (плантационного) и потребительского сельского хозяйства – для развивающихся стран;
- Укажите отрасли специализации в каждом выделенном регионе;
- Условными знаками обозначьте крупнейшие морские порты страны и основные транспортные магистрали;
- Сделайте вывод о уровне экономического развития страны и особенностях территориальной структуры её экономики.
Вариант 1. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Великобритании.
Вариант 2. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Японии.
Вариант 3. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Алжира.
Вариант 4. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Канады.
Вариант 5. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Бразилии.
Вариант 6. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Австралии.
Практическая работа № 13.
Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира.
Вариант 1. Электроэнергетика мира.
Ход работы:
- Используя статистические данные, представленные в учебнике ”География” Ю.Н. Гладкий , на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи основных видов топлива (нефти, природного газа, угля) и валового производства электроэнергии в конце ХХ века;
- Стрелками разного цвета покажите основные пути транспортировки нефти, газа и угля;
- Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства электроэнергии на душу населения (более 5000 кВт.ч);
- Красным цветом подчеркните страны, в которых энергетика развивается на собственном сырье и синим цветом – на привозном;
- Сделайте вывод о развитии энергетики по странам и регионам мира.
Вариант 2. Чёрная металлургия мира.
Ход работы:
- Используя атлас (стр. 17), статистические материалы, предоставленные в учебнике «География» Ю.Н. Гладкий, на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи железных руд и производства стали в конце ХХ века;
- Стрелками покажите основные пути транспортировки железных руд;
- Условными знаками обозначьте крупнейшие мировые центры и районы чёрной металлургии;
- Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства стали на душу населения (более 100 кг);
- Красным цветом подчеркните страны, в которых металлургия развивается на собственном сырье, синим цветом – на привозном и зелёным – на собственном и привозном;
- Сделайте вывод о развитии чёрной металлургии по странам и регионам мира.
Вариант 3. Цветная металлургия мира (на примере алюминиевой промышленности).
Ход работы:
- Используя атлас (стр. 18), статистические данные таблицы "Крупнейшие страны – производители бокситов, и металлического алюминия в 2000 году", на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи бокситов и выплавки алюминия в 2000 году;
- Стрелками покажите основные пути транспортировки бокситов;
- Условными знаками обозначьте крупнейшие центры и районы металлургии алюминия;
- Красным цветом подчеркните страны, в которых металлургия алюминия развивается на собственном сырье, синим цветом – на привозном и зелёным – на собственном и привозном;
- Сделайте вывод о развитии металлургии алюминия по странам и регионам мира.
Крупнейшие страны – производители бокситов и металлического алюминия в 2000 году.
Страна | Добыча бокситов (млн. т) | Страна | Производство алюминия (млн. т) |
| 49,0 15,0 13,2 11,2 8,0 6,2 4,4 4,0 3,9 3,3 |
| 3,7 3,2 2,6 2,3 1,7 1,2 1,0 0,7 0,6 0,5 |
Вариант 4. Машиностроение мира.
Ход работы:
- Используя статистические данные, предоставленные в учебнике «География» Ю.Н. Гладкий, на контурной карте мира постройте картодиаграмму производства отдельных видов машиностроительной продукции в середине 90-ых годов;
- Используя карты атласа (стр. 19), заштрихуйте страны с высоким уровнем развития машиностроения;
- Условными знаками нанесите на карту и подпишите названия крупнейших центров машиностроения мира;
- Стрелками покажите основные пути транспортировки продукции машиностроения;
- Сделайте вывод о развитии машиностроения по странам и регионам мира.
Вариант 5. Химическая промышленность мира.
Ход работы:
- используя данные таблицы "Основные показатели химической промышленности мира в 1998 году ", на контурной карте мира постройте картодиаграмму производства основных видов продукции химической промышленности;
- Используя карты атласа (стр. 20), заштрихуйте страны с высоким уровнем развития химической промышленности;
- Условными знаками нанесите на карту крупнейшие центры химической промышленности мира и подпишите их названия;
- Стрелками покажите основные пути транспортировки химического сырья и продукции химической промышленности;
- Красным цветом подчеркните страны, использующие собственное сырьё, синим – привозное, зелёным – собственное и привозное;
- Сделайте вывод о развитии отрасли по странам и регионам мира.
Основные показатели химической промышленности мира в 1998 году.
Страна | Производство минеральных удобрений (млн. т) | Страна | Производство пластмасс (млн. т) | Страна | Производство химических волокон (млн. т) |
| 28,5 25,5 12,5 12,0 9,5 5,0 3,9 3,4 3,1 2,4 |
| 31,0 14,8 11,2 8,4 8,3 6,2 6,0 4,5 3,6 3,5 |
| 4,5 4,2 3,2 2,4 1,8 1,3 1,1 1,1 0,7 0,6 |
Практическая работа № 14.
Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.
Ход работы:
- Используя текст и рисунки учебник ”География” Ю.Н. Гладкий, карты атласа и данные таблицы "Крупнейшие производители основных зерновых культур во второй половине 90-ых годов", постройте на контурной карте мира, самостоятельно подобрав масштаб, столбиковые диаграммы различного цвета крупнейших производителей пшеницы, кукурузы и риса;
Крупнейшие производители основных зерновых культур в 2000 году.
Страна | Производство пшеницы ( млн. т ) | Страна | Производство кукурузы ( млн. т ) | Страна | Производство риса ( млн. т ) |
| 109,0 62,6 62,1 35,9 34,9 30,5 23,5 18,9 16,9 16,0 |
| 267,7 137,7 37,8 31,2 27,8 25,5 24,8 22,2 20,8 17,7 |
| 191,0 120,8 51,5 27,8 25,8 21,1 16,0 12,9 11,5 9,1 |
- Стрелками разного цвета нанесите на контурную карту основные пути транспортировки основных зерновых культур;
- Обозначьте границы и подпишите названия крупнейших стран – производителей, экспортёров и импортёров пшеницы, кукурузы и риса;
- Сделайте вывод о размещении главных производителей основных видов зерновых культур по странам и регионам мира.
Практическая работа № 15.
Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.
Ход работы:
- Используя карты атласа (стр. 23), определите общий уровень развития транспорта страны или региона (в зависимости от номера варианта);
- Используя справочную и дополнительную литературу, назовите длину важнейших сухопутных путей сообщения (железных, автомобильных дорог и трубопроводов), густоту железных и автодорог с твёрдым покрытием и определите вид транспортной системы по конфигурации транспортной сети (широтно-меридианальная, радиальная или колониальная), назовите крупнейшие транспортные узлы;
- Определите уровень развития водных видов транспорта, назовите важнейшие судоходные реки и каналы, крупнейшие морские порты;
- Дайте характеристику уровня развития воздушного транспорта, назовите крупнейшие аэропорты;
- Определите структуру транспорта, долю ведущих видов транспорта в грузо- и пассажирообороте страны или региона и назовите причины, влияющие на развитие и работу отдельных видов транспорта;
- Опишите проблемы, с которыми сталкивается страна или регион, связанные с развитием транспорта;
- Назовите основные перспективы развития транспорта;
- Сделайте вывод о развитии транспорта в данной стране или в регионе.
Вариант 1. Особенности развития транспорта в Германии.
Вариант 2. Особенности развития транспорта в Японии.
Вариант 3. Особенности развития транспорта в Мавритании.
Вариант 4. Особенности развития транспорта в США.
Вариант 5. Особенности развития транспорта в Бразилии.
Вариант 6. Особенности развития транспорта в Австралии.
Практическая работа № 16.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.
Ход работы:
1. Работа выполняется в письменном виде в форме реферата или сочинения по типовому плану.
План
экономико-географической характеристики
отрасли хозяйства:
- Значение отрасли.
- Состав отрасли.
- Факторы, влияющие на размещение отрасли.
- Регионы мира., выделяющиеся наилучшими и наихудшими показателями развития этой отрасли.
- Крупнейшие страны – производители продукции отрасли.
- Крупнейшие страны – производители на душу населения.
- Главные центры ( районы ).
- Проблемы и перспективы развития отрасли.
- Вывод о развитии отрасли по странам и регионам мира.
2. Тему работы (отрасль хозяйства) учащиеся выбирают самостоятельно.
Практическая работа № 17.
Составление проекта международного туристического маршрута.
Ход урока:
- На контурной карте мира или соответствующего региона условными знаками нанесите некоторые уникальные объекты природы и общечеловеческой культуры, которые Вы предлагаете посетить;
- Выберите вид (или виды) транспорта, на котором (-ых) Вы предполагаете провести круиз;
- Нанесите на карту маршрут Вашего международного круиза с посещением указанных Вами достопримечательностей;
- Дайте обоснование выбора объектов, которые Вы предполагаете посетить и вида (видов) транспорта (т.е. проведите рекламную кампанию).
Вариант 1. Составление туристического маршрута по странам СНГ.
Вариант 2. Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Европы.
Вариант 3. Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Азии.
Вариант 4. Составление туристического маршрута по странам Африки.
Вариант 5. Составление туристического маршрута по странам Северной Америки.
Вариант 6. Составление туристического маршрута по странам Южной Америки.
Вариант 7. Составление туристического маршрута по Австралии и Океании.
Вариант 8. Составление туристического маршрута кругосветного путешествия.
Практическая работа № 18.
Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.
Ход работы:
- Нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: СНГ, Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Северную Америку, Латинскую Америку, Австралию и Океанию.
- В каждом макрорегионе выделите границы, закрасьте различными цветами и подпишите названия важнейших субрегионов: Северной, Средней, Южной и Восточной Европы, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Северной и Тропической Африки, Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран, стран бассейна Амазонки и Ла-Платы, Австралии и Океании (отдельно).
Образец выполнения работы:
Практическая работа № 19.
Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
Ход работы:
- Используя карты атласа ( стр. 41 ), нанесите на контурную карту США государственные границы страны.
- Используя атлас и учебник «География» Ю.Н. Гладкий условными знаками обозначьте на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов и главные промышленные пояса США.
- Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и т.д.
- Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.
- Назовите пути решения экологических проблем в США и меры, которые следует предпринять правительству США для улучшения экологического состояния страны.
- Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в США.
Практическая работа № 20.
Влияние природных факторов
на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения
в макрорегионах США.
Ход работы:
- Используя текст учебника «География» Ю.Н. Гладкий, атлас (стр. 40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:
а) выделите характерные черты экономико-географического положения;
б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и хозяйство региона;
в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;
г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и назовите крупнейшие города региона;
д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации региона;
е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.
- Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйство региона.
Вариант 1. Северо-Восток США.
Вариант 2. Средний Запад США.
Вариант 3. Юг США.
Вариант 4. Запад США.
Практическая работа № 21.
Построение картосхемы
главных промышленных и сельскохозяйственных районов
Канады.
Ход работы:
- Используя текст учебника, карты атласа ( стр. 44 ), обозначьте государственную границу Канады, подпишите приграничные страны, моря и океаны, омывающие её берега, выделите Северный полярный круг.
- Условными знаками нанесите основные месторождения полезных ископаемых Канады (нефти, природного газа, железных, медных, никелевых, полиметаллических, молибденовых руд, золота и платины, калийных солей и асбеста ).
- Условными знаками отметьте регионы, обеспеченные лесными, рыбными, агроклиматическими, почвенными, водными и гидроэнергетическими ресурсами.
- Условными знаками нанесите на карту крупнейшие центры обрабатывающей промышленности, отразив его специализацию.
- Заштрихуйте основные сельскохозяйственные районы Канады.
- Стрелками разного цвета покажите пути экспорта и импорта сырья и готовой продукции.
- Сделайте вывод о размещении и специализации хозяйства основных экономических районов Канады: Севера, Юго-Запада, Центра и Юго-Востока.
Практическая работа № 22.
Составление программы освоения новой территории
в Латинской Америке.
Ход работы:
Используя текст учебника, карты атласа (стр. 45 - 46), справочную и дополнительную литературу, составьте программу освоения одного из районов нового освоения Латинской Америки по следующему плану:
План описания программы освоения новой территории:
- Актуальность освоения данной территории.
- Экономико-географическое положение района нового освоения.
- Природно-ресурсный потенциал региона.
- Проблемы освоения региона.
- Главные опорные центры ( ”ядра” ) освоения территории.
- Наиболее перспективные направления региональной политики государства с целью освоения территории и развития хозяйства данной территории:
а) по развитию промышленности;
б) по развитию сельского хозяйства;
в) по развитию транспорта;
г) по развитию социальной сферы.
- Характер изменения облика территории и решение проблем, связанных с процессом освоения региона.
- Влияние освоения данной территории на экономическое и социальное развитие страны в целом.
Вариант 1.Программа экономического развития Амазонии в XXI веке.
Вариант 2.Программа экономического развития Патагонии в XXI веке.
Практическая работа № 23.
Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы
Ход работы:
- На контурную карту Европы нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых Зарубежной Европы.
- Условными знаками обозначьте на карте основные регионы размещения неминеральных ресурсов: лесных, рыбных, агроклиматических, гидроэнергетических, геотермальных.
- На отдельном листочке, вложенном в карту, выпишите наиболее и наименее обеспеченные природными ресурсами страны Зарубежной Европы.
- Назовите основных поставщиков и укажите наиболее предпочтительные для европейских стран пути перемещения основных видов сырья: нефти и газа, угля, руд чёрных и цветных металлов.
- Подпишите на карте красным цветом страны с преобладанием эмиграции, а синим - иммиграции.
- Стрелками покажите главные пути перемещения мигрантов по территории Зарубежной Европы.
- Различными цветами заштрихуйте территорию стран Северной, Средней, Южной и Восточной Европы
- Зелёным цветом подчеркните на карте страны - члены Европейского Союза.
- Укажите положительные и отрицательные стороны свободного перемещения труда, ресурсов и капитала в условиях ''Объединённой'' Европы.
Образец выполнения работы на контурной карте:
Цифрами на карте обозначены:
1 - Нидерланды 7 - Албания
2 - Чехия 8 - Португалия
3 - Венгрия 9 - Швейцария
4 - Хорватия 10 - Австрия
5 - Югославия 11 - Бельгия
6 - Болгария 12 - Люксембург
Практическая работа № 24.
Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы.
Ход работы:
- На контурной карте Европы подпишите названия соседних регионов, а также морей и океанов, омывающих её берега.
- Обозначьте условными знаками главные районы добывающей промышленности европейских стран.
- Условными знаками обозначьте на карте важнейшие промышленные районы Зарубежной Европы, отразив их промышленную специализацию. Не забудьте подписать названия промышленных районов !
- Условными знаками обозначьте страны, в структуре энергетики которых преобладают ГЭС и АЭС.
- Различным цветом заштрихуйте территорию стран с разными типами сельского хозяйства.
- Сделайте вывод о развитии промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.
Образец выполнения работы:
Обрабатывающая промышленность: | |||
| - чёрная металлургия |
| - нефтеперерабатывающая |
| - цветная металлургия |
| - лесная |
| - машиностроение |
| - лёгкая |
| - химическая |
| - пищевая |
| |||
Энергетика: | |||
- страны с преобладанием ГЭС |
|
| |
- страны с преобладанием АЭС |
|
| |
|
|
|
|
Типы сельского хозяйства: | |||
| - северо-европейский |
|
|
| - средне-европейский |
|
|
| - южно-европейский |
|
|
Практическая работа № 25.
Составлениесравнительной экономико-географической
характеристикидвух развитых стран Европы.
Ход работы:
Работа выполняется в письменном виде в форме реферата или сочинения по типовому плану:
План экономико-географической характеристики страны.
- Общие сведения о стране( тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);
- Географического положение: вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;
- Природные условия и ресурсы;
- Население: численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;
- Структура национального хозяйства;
- Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры;
- Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы;
- Характерные черты развития транспорта;
- Характерные особенности непроизводственной сферы;
- Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;
- Вывод о развитии стран.
Внимание!Типичной ошибкой при выполнении данной работы является написание двух ”параллельных” характеристик, слабо связанных между собой. Обратите внимание насравнение двух стран, выявляя черты их сходства и различия по всем пунктам плана.
Вариант 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Великобритании и Италии.
Вариант 2. Сравнительная экономико-географическая характеристика Франции и Германии.
Практическая работа № 26.
Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух – трёх отраслей промышленности в одной из стран Зарубежной Европы.
Ход работы:
- Используя различные источники информации, постройте схему производственных связей важнейших отраслей промышленности отдельных стран Зарубежной Европы, отражающую причины возникновения и развития двух - трёх отраслей промышленной специализации, для этого:
а) с помощью условных знаков укажите факторы, влияющие на формирование данных отраслей хозяйства ( природные, трудовые ресурсы и т.д. );
б) покажите стрелками влияние различных факторов на формирование отдельных отраслей хозяйства;
в) стрелками другого цвета покажите возникающие межотраслевые связи между различными отраслями;
г) условными знаками обозначьте основные экспортируемые и импортируемые товары;
д) выделите отрасли международной специализации страны ( см. образец выполнения работы);
- сделайте вывод об индустриальном развитии данной страны.
Вариант 1. Экономико-географическое обоснование развития и размещения энергетики, алюминиевой и лесной промышленности Норвегии.
Вариант 2. Экономико-географическое обоснование развития и размещения металлургии, машиностроения и химической промышленности Германии.
Вариант 3. Экономико-географическое обоснование развития и размещения лёгкой и пищевой промышленности Португалии.
Вариант 4. Экономико-географическое обоснование развития и размещения алюминиевой промышленности, машиностроения и пищевой промышленности Венгрии.
Вариант 5. Экономико-географическое обоснование развития машиностроения и лесной промышленности Финляндии.
Вариант 6. Экономико-географическое обоснование развития чёрной металлургии, машиностроения и химической промышленности Польши.
Образец выполнения работы:
Экономико-географическое обоснование развития и размещения машиностроения, лёгкой и стекольной промышленности Чехии
Условные знаки: | |
- каменный уголь | |
- бурый уголь | |
- графит | |
- стекольные пески | |
- население | |
- межотраслевые связи | |
- экспорт | |
1 | - автомобили, локомотивы, электротехника, оборудование для АЭС |
2 | - лекарства, бытовая химия, карандаши |
3 | - стекло, хрусталь |
4 | - одежда, обувь |
- импорт | |
1 | - руды чёрных металлов |
2 | - цветные металлы |
3 | - нефть, природный газ |
4 | - хлопок, шерсть, кожа |
Практическая работа № 27.
Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии.
Ход работы:
- Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте Зарубежной Азии нанесите границы её главных экономических районов: Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, подпишите названия соседних с Азией стран и регионов, моря и океаны, омывающие её берега.
- Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения нефти, природного газа, каменного угля, железных, хромовых, марганцевых, алюминиевых, медных, полиметаллических, вольфрамовых, молибденовых и оловянных руд, фосфоритов и калийных солей.
- Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными, агроклиматическими, гидроэнергетическими, геотермальными и рекреационными ресурсами.
- Условными знаками нанесите на карту основные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, отразив специализацию каждого промышленного района и подпишите их названия.
- Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства.
- Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства по субрегионам Зарубежной Азии.
Образец выполнения работы:
Не забудьте сделать легенду карты!
Практическая работа № 28.
Характеристика специализации
основных сельскохозяйственных районов Китая.
Ход работы:
- Используя текст учебника «География» Ю.Н. Гладкий и карты атласа ( стр. 32 ), заполните таблицу:
Сельскохозяйственные районы Китая.
Название района | Географическое положение | Особенности природных условий | Структура сельского хозяйства | Специализация растениеводства | Специализация животноводства |
”Жёлтый Китай” |
|
|
|
|
|
”Зелёный Китай” |
|
|
|
|
|
”Холодный Китай” |
|
|
|
|
|
”Сухой Китай” |
|
|
|
|
|
- Сделайте вывод о развитии и специализации сельскохозяйственных районов Китая.
Практическая работа № 29.
Составление картосхемы
международных экономических связей Японии
Ход работы:
- На контурной карте мира заштрихуйте территорию Японии и подпишите её название;
- Используя текст учебника «География» Ю.Н. Гладкий, карты атласа и другие источники, стрелками различного цвета нанесите пути импортируемого Японией сырья: нефти, природного газа, каменного угля, железных, алюминиевых, медных, полиметаллических руд, текстильного волокна и продовольствия;
- Подпишите красным цветом названия основных поставщиков сырья и продовольствия в Японию;
- Нанесите стрелками другого вида и разного цвета основные экспортируемые Японией товары и финансовые потоки;
- Подпишите синим цветом названия крупнейших стран – получателей японской продукции и капитала;
- Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Японии и о структуре её импорта и экспорта.
Практическая работа № 30.
Оценка природных предпосылок
для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.
Ход работы:
- Используя текст учебника «География» Ю.Н. Гладкий, карты атласа ( стр. 35 ), знания, полученные при изучении курса 7 класса, и дополнительную литературу, постройте схему, показывающую влияние природных условий и ресурсов Индии на развитие её промышленности и сельского хозяйства;
Примерный вид схемы ”Влияние природных предпосылок на развитие хозяйства Индии”:
- Дайте хозяйственную оценку природно-ресурсного потенциала страны, выделив наиболее перспективные направления развития индийской экономики;
- Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на развитие и специализацию хозяйства Индии.
Практическая работа № 31.
Построение картосхемы главных промышленных
и сельскохозяйственных районов Африки.
Ход работы:
- Используя карты атласа ( стр. 37 - 39 ), учебник, нанесите на контурную карту Африки границы и подпишите названия Северной и Тропической Африки, названия соседних с Африкой регионов, а также морей и океанов, омывающих берега Африки;
- Условными знаками нанесите главные месторождения полезных ископаемых: нефти, природного газа, каменного угля, железных, хромовых, марганцевых, алюминиевых, медных, кобальтовых, полиметаллических, оловянных, урановых руд, золота, платины, фосфоритов, асбеста, графита и алмазов;
- Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, водными, гидроэнергетическими и рекреационными ресурсами;
- Условными знаками разного масштаба нанесите на карту главные районы и центры обрабатывающей промышленности, отразив их специализацию и подпишите их названия;
- Штриховкой различного цвета закрасьте основные районы выращивания важнейших экспортных культур: арахиса, масличной пальмы, цитрусовых и винограда, кофе, какао, хлопчатника;
- Условными знаками обозначьте важнейшие животноводческие регионы Африки;
- Сделайте вывод о размещении и специализации основных районов добывающей и обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства Африки.
Образец выполнения работы:
Внимание: не забудьте сделать легенду карты.
Практическая работа № 32.
Составление прогноза экономического развития
стран Африки.
Ход работы:
- Используя атлас ( стр. 37 – 38 ), справочную и другую дополнительную литературу, охарактеризуйте факторы, влияющие на экономическое развитие данной страны (в зависимости от варианта ): экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности демографической ситуации и трудовых ресурсов;
- Используя различные источники информации (материалы периодической печати, выпуски новостей радио и телевидения и т.п.), охарактеризуйте политическую ситуацию в стране и вокруг неё;
- Дайте краткую характеристику современного состояния экономики страны;
- Назовите отрасли хозяйства, имеющие наилучшие (благодаря географическому положению, природно-сырьевой базе и трудовым ресурсам) перспективы развития и отрасли, которые в дальнейшем могут возникнуть на их базе;
- Назовите проблемы, которые предстоит решить правительству страны для успешного развития национального хозяйства;
- Сделайте вывод - прогноз о перспективах экономического развития страны в ХХI веке.
Вариант 1. Прогноз экономического развития Египта в XXI веке.
Вариант 2. Прогноз экономического развития Кот-д'Ивуара в XXI веке.
Вариант 3. Прогноз экономического развития Чада в XXI веке.
Вариант 4. Прогноз экономического развития Эфиопии в XXI веке .
Вариант 5. Прогноз экономического развития Анголы в XXI веке.
Вариант 6. Прогноз экономического развития ЮАР в XXI веке.
Практическая работа № 33.
Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Ход работы:
- Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, в зависимости от номера варианта заполните таблицу:
План | Черты сходства | Черты различия | ||
1 страна | 2 страна | 3 страна | ||
1. Социально-экономический тип страны |
|
|
|
|
2. Государственный строй и столица |
|
|
|
|
3. Географическое положение |
|
|
|
|
4. Природные условия и ресурсы |
|
|
|
|
5. Характерные черты населения |
|
|
|
|
6. Отрасли специализации промышленности |
|
|
|
|
7. Отрасли специализации сельского хозяйства |
|
|
|
|
8. Особенности развития транспорта |
|
|
|
|
9. Внешние экономические связи |
|
|
|
|
10. Особенности развития непроизводственной сферы |
|
|
|
|
11. Проблемы развития страны |
|
|
|
|
12. Вывод о развитии страны |
|
|
|
|
- Сделайте общий вывод о экономическом развитии этих стран.
Вариант 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Саудовской Аравии, Нигерии и Мексики.
Вариант 2. Сравнительная экономико-географическая характеристика Индии, Гвинеи и Чили.
Вариант 3.Сравнительная экономико-географическая характеристика Таиланда, Ливии и Бразилии.
Практическая работа № 34.
Составление картосхемы
международных экономических связей Австралии.
Ход работы:
- Используя карты атласа, текст учебника и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.
- Подпишите названия стран - основных потребителей австралийской продукции.
- Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта;
- Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.
- Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта.
Практическая работа № 35.
Разработка проекта
решения одной из глобальных проблем человечества.
Ход работы:
Используя текст учебника, справочную и дополнительную литературу и предложенный план, дайте описание одной из глобальных проблем человечества (по выбору учащегося):
Примерный план
описания одной из глобальных проблем человечества.
- Значение и сущность проблемы.
- Причины возникновения проблемы.
- Географическое распространение проблемы.
- Пути решения проблемы.
- Вывод.
Практическая работа № 8 . 11 класс
Составление прогноза экономического развития стран Африки.
Ход работы:
- Используя атлас за 10 класс, охарактеризуйте факторы, влияющие на экономическое развитие данной страны (в зависимости от варианта ): экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности демографической ситуации и трудовых ресурсов;
- Охарактеризуйте политическую ситуацию в стране и вокруг неё;
- Дайте краткую характеристику современного состояния экономики страны;
- Назовите отрасли хозяйства, имеющие наилучшие (благодаря географическому положению, природно-сырьевой базе и трудовым ресурсам) перспективы развития и отрасли, которые в дальнейшем могут возникнуть на их базе;
- Сделайте вывод - прогноз о перспективах экономического развития страны в ХХI веке.
6. Нанести на контурную карту Африки:
- Страны, имеющие наибольшие перспективы успешного развития: Кения, Уганда, Танзания, Эфиопия, Руанда
- Страны богаты ресурсами разнообразного минерального сырья: ЮАР, Заир, Гвинея
- Страны богатые одним-двумя видами минерального сырья: Марокко, Алжир, Ливия, Тунис,
Египет, Габон, Либерия, Мавритания, Гана, Замбия, Ботсвана, Танзания.
- Страны бедные минеральным сырьем : Сомали, Эфиопия, Судан.
Вариант 1. Прогноз экономического развития Египта в XXI веке.
Вариант 2. Прогноз экономического развития Кот-д'Ивуара в XXI веке.
Вариант 3. Прогноз экономического развития Чада в XXI веке.
Вариант 4. Прогноз экономического развития Эфиопии в XXI веке .
Вариант 5. Прогноз экономического развития Анголы в XXI веке
.Вариант 6. Прогноз экономического развития ЮАР в XXI веке.
Практическая работа № 31.
Построение картосхемы главных промышленных
и сельскохозяйственных районов Африки.
Ход работы:
- Используя карты атласа ( стр. 37 - 39 ), учебник, нанесите на контурную карту Африки границы и подпишите названия Северной и Тропической Африки, названия соседних с Африкой регионов, а также морей и океанов, омывающих берега Африки;
- Условными знаками нанесите главные месторождения полезных ископаемых: нефти, природного газа, каменного угля, железных, хромовых, марганцевых, алюминиевых, медных, кобальтовых, полиметаллических, оловянных, урановых руд, золота, платины, фосфоритов, асбеста, графита и алмазов;
- Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, водными, гидроэнергетическими и рекреационными ресурсами;
- Условными знаками разного масштаба нанесите на карту главные районы и центры обрабатывающей промышленности, отразив их специализацию и подпишите их названия;
- Штриховкой различного цвета закрасьте основные районы выращивания важнейших экспортных культур: арахиса, масличной пальмы, цитрусовых и винограда, кофе, какао, хлопчатника;
- Условными знаками обозначьте важнейшие животноводческие регионы Африки;
- Сделайте вывод о размещении и специализации основных районов добывающей и обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства Африки.
Образец выполнения работы:
Практическая работа № 35.
Разработка проекта
решения одной из глобальных проблем человечества.
Ход работы:
Используя текст учебника, справочную и дополнительную литературу и предложенный план, дайте описание одной из глобальных проблем человечества (по выбору учащегося):
Примерный план
описания одной из глобальных проблем человечества.
- Значение и сущность проблемы.
- Причины возникновения проблемы.
- Географическое распространение проблемы.
- Пути решения проблемы.
- Вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 10 КЛАССЕ " ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА"
РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СЛАЙДОВ ДЛЯ ИТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ...
Практические работы для 9 класса
Практические работы по информатике для 9 класса (по учебнику И.Г. Семакина). Всего 27 практических заданий по темам: компьютерная сеть, поиск информации в интернете, электронная почта, создание сайта,...
Практическая работа для 8 класса: "Форматирование текста"
Цель данной практическрй работы: ученик научится создавать понятные и грамотные тексты для обмена информацией через овладение способами форматирования текста...
Практическая работа в 7 классе на тему "Очистка поваренной соли"2
Практическая работа по химии в 7 классе по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»Тип урока - применение знаний на практике.В ходе выполнения практической работы учащиеся учатся выделя...
Практические работы для 7 класса
Набор содержит 10 практических работ: Работа с папками Кодирование информации (решение задач) Работа в программа "Калькулятор" и "Блокнот" Работа с флэш-диском Использование графических примити...
Практическая работа для 9 класса по творчеству А.С.Пушкина
Работа представляет собой тест без выбора ответов по лирике поэта....
Задания для практической работы в 5 классе
Задания для практической работы для учащихся 5 класса при изучении тем "Клавиатура", "Текстовый редактор", "Графический редактор"...