«200 лет с момента открытия Антарктиды»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Рашидова Зейнаб Фейзуллаевна

·         Ход урока.

·         I.Организационный момент.

·         Приветствие.

·         Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас  приветствовать в этот прекрасный день! Давайте, согреем, друг друга улыбками и отправимся в плавание на материк  Антарктида.

 

·         II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Антарктида».

·         Дело нам предстоит трудное, важное, и поэтому девизом в работе нашей экспедиции пусть будут слова английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

·         Я уверена, что вместе нас не остановят никакие преграды, и мы справимся со всеми трудностями.

   Юбилейной датой является 2020 год – 200 лет со дня открытия Антарктиды. Шестой континент- нейтральная территория, здесь находятся полярные Аргентины, России, США и многих других стран. И мы знаем что нашли Антарктиду именно русские мореплаватели- Фадей Фадеевич Белинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Давайте вспомним и разберемся,  как все было.

          О материке Антарктида «Ричард Берд сказал: « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося амметистамии изумрудами льдов» (слайд 1)                              

                                                  Антарктида далеко,

                                                  Добираться нелегко,

                                                  Мы к таинственной земле

                                                  Поплывем на корабле!

                                                                                       (слайд 1 )

    А чтобы попасть на данный материк нам нужно взять с собой вещи первой необходимости.

 . На столе учителя лежат: тёплая одежда, очки, верёвка, компас, вертолет, зонтик, резиновые сапоги, машина. Учащимся нужно выбрать предметы, которые необходимо взять с собой при поездке в Антарктиду, при этом ученик объясняет свой выбор.

 

       (слайд 3). Таким образом:

1. Антарктида – самый холодный материк, там зарегистрированы самые низкие средние годовые температуры (теплая одежда).

2. В Антарктиде господствуют самые сильные ветра (верёвка).

3. Это самый снежный материк, и чтобы не потеряться в пургу (компас)

4. В Антарктиде самое высокое альбедо, отражение солнечных лучей снегом (очки).

Учитель . Молодцы ребята вы прекрасно справились с заданием.

Выступление учащихся об открытии Антарктиды.

      Ученик 1. Первую гипотезу о существовании Terra Austalis Incoqnita- неизвестной южной земли- выдвинули древние греки. Чтобы найти подтверждение этой догадки, на крайний юг отправились путешественники из Европы- произошло это 200 лет спустя, во время великих географических открытий.

     Учитель.  В 1520 году Фернан Магеллан, проходя проливом, который  носит его имя, увидел на юге землю. Это был архипелаг «Огненная Земля». Магеллан предположил, что это северная оконечность огромного южного континента. Спустя 58 лет, в 1578 году, Френсис Дрейк на своем галеоне также прошел Магеллановым проливом. Он выяснил, что предполагаемый Магелланом «континент» является всего лишь цепочкой островов у Южной Америки (слайд 4).

   Ученик 2.Ближе всего к ледяному континенту в XVIII веке подошли участники экспедиции Джеймса Кука

Впервые на поиски южного материка английский мореплаватель отправился в 1768 году. Правда официальной целью экспедиции было исследование прохождения Венеры через диск Солнца. Вернувшись в Англию через 3 года, Кук и его команда привезли массу ценной информации по географии, биологии и антропологии. Однако им не удалось узнать что-либо о новом континенте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urok_v_7_kl_antarktida.docx838.72 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Цуртильская средняя общеобразовательная школа»

                План –конспект

Открытого урока по географии в 7 классе

на тему:

«200 лет с момента  открытия  Антарктиды»

                                                                                                                                                                                 Разработала:

                                          Учитель географии Рашидова З.Ф.

                                   Цуртиль 2020г.

Тема: « 200 лет с момента открытия Антарктиды»

ФИО : Рашидова Зейнаб Фейзуллаевна

Должность: учитель географии

Класс: 7

Предметгеография (базовый уровень)

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint.

Цели урока: 

  1. Расширение географической картины мира каждого ребенка.
  2. Знакомство учащихся со значением исследований в Антарктиде .
  3. Проверить уровень усвоение материала.
  4. Обобщение знаний полученных по теме Антарктида .

Задачи: 

1) Образовательные:

     .  углубить ранее изученный,  материал;

      .  познакомить учащихся с необходимостью исследований                     Антарктиды и ролью холода в жизни всей планеты;

     .  закрепить знания о природе Антарктиды;

      . обобщить изученный материал.

2) Развивающие:

       . формировать коммуникативные компетенции учащихся;

       . умение работать  с дополнительными источниками информации;

       . развивать умение применять полученные знания при выполнении творческих работ;

     .  продолжать формирование умений работать с географической картой, устанавливать следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать, выделять главное, систематизировать материал, обобщать и делать выводы.

3) Воспитательные: 

    .  формировать экологическое мировоззрение о неразрывной связи природы планеты;

     . формировать чувства коллективизма через совместную творческую деятельность.

 4)Личностные:

          Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни исследователей Антарктиды.

Оборудование урока:

    . интерактивная доска;

    . физическая карта полушарий;

    . карта Антарктиды;

    . портреты путешественников;

    . атласы, контурные карты;

    . компьютер;

    . презентация к уроку.

    . видеофильм «Погружение в Антарктиду», дополнительный информационный материал для учащихся.

  • Ход урока.
  • I.Организационный момент.
  • Приветствие.
  • Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас  приветствовать в этот прекрасный день! Давайте, согреем, друг друга улыбками и отправимся в плавание на материк  Антарктида.

  • II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Антарктида».
  • Дело нам предстоит трудное, важное, и поэтому девизом в работе нашей экспедиции пусть будут слова английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».
  • Я уверена, что вместе нас не остановят никакие преграды, и мы справимся со всеми трудностями.

   Юбилейной датой является 2020 год – 200 лет со дня открытия Антарктиды. Шестой континент- нейтральная территория, здесь находятся полярные Аргентины, России, США и многих других стран. И мы знаем что нашли Антарктиду именно русские мореплаватели- Фадей Фадеевич Белинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Давайте вспомним и разберемся,  как все было.

          О материке Антарктида «Ричард Берд сказал: « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося амметистамии изумрудами льдов» (слайд 1)                              

                                                  Антарктида далеко,

                                                  Добираться нелегко,

                                                  Мы к таинственной земле

                                                  Поплывем на корабле!

                                                                                       (слайд 1 ) 

    А чтобы попасть на данный материк нам нужно взять с собой вещи первой необходимости.

 . На столе учителя лежат: тёплая одежда, очки, верёвка, компас, вертолет, зонтик, резиновые сапоги, машина. Учащимся нужно выбрать предметы, которые необходимо взять с собой при поездке в Антарктиду, при этом ученик объясняет свой выбор.

       (слайд 3). Таким образом:

1. Антарктида – самый холодный материк, там зарегистрированы самые низкие средние годовые температуры (теплая одежда).

2. В Антарктиде господствуют самые сильные ветра (верёвка).

3. Это самый снежный материк, и чтобы не потеряться в пургу (компас)

4. В Антарктиде самое высокое альбедо, отражение солнечных лучей снегом (очки).

Учитель . Молодцы ребята вы прекрасно справились с заданием.

Выступление учащихся об открытии Антарктиды.

      Ученик 1. Первую гипотезу о существовании Terra Austalis Incoqnita- неизвестной южной земли- выдвинули древние греки. Чтобы найти подтверждение этой догадки, на крайний юг отправились путешественники из Европы- произошло это 200 лет спустя, во время великих географических открытий.

     Учитель.  В 1520 году Фернан Магеллан, проходя проливом, который  носит его имя, увидел на юге землю. Это был архипелаг «Огненная Земля». Магеллан предположил, что это северная оконечность огромного южного континента. Спустя 58 лет, в 1578 году, Френсис Дрейк на своем галеоне также прошел Магеллановым проливом. Он выяснил, что предполагаемый Магелланом «континент» является всего лишь цепочкой островов у Южной Америки (слайд 4).

   Ученик 2.Ближе всего к ледяному континенту в XVIII веке подошли участники экспедиции Джеймса Кука

Впервые на поиски южного материка английский мореплаватель отправился в 1768 году. Правда официальной целью экспедиции было исследование прохождения Венеры через диск Солнца. Вернувшись в Англию через 3 года, Кук и его команда привезли массу ценной информации по географии, биологии и антропологии. Однако им не удалось узнать что-либо о новом континенте. https://www.russiadiscovery.ru/upload/files/files/Cook_in_Antarctica%281%29.jpg

Рисунок Уильяма Ходжеса

 

В 1772-1775 годах прошло второе кругосветное плавание Джеймса Кука. На этот раз единственной целью экспедиции были поиски нового материка. Во время путешествия судно «Резолюшн» не раз пересекло Южный полярный круг, а также достигло 71-го градуса южной широты — до этого никому не удавалось продвинуться так далеко на юг. В январе 1775 года мореплаватель подошел к островам, сейчас известным как Южные Сандвичевы острова — в те времена они стали самой южной сушей, нанесенной на карту.

В феврале 1775 года Джеймс Кук пришел в точку, которую пересек в 1772 году.

   Ученик 3.Кук завершил первое путешествие вокруг Антарктиды, так и не достигнув самого материка 

Джеймс Кук провозгласил миру, что если южный континент и существует, то вряд ли он настолько большой, как представлялось ранее. И судя, по суровому антарктическому климату он не пригоден для жизни. Следовательно, от него не будет никакой пользы, и смысла в проведении дальнейших исследований нет. Как известно,  авторитетное высказывание Дж. Кука, о том, что нет больше земель южнее 50-й широты надолго отвратило желающих исследовать океан.

Учитель. Но ещё Джеймс Кук предупреждал:

«Если кто-либо обнаружит решимость и упорство…и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия не принесут никакой пользы».

   Ученик 4. После исследований Джеймса Кука правительства стран перестали спонсировать экспедиции в южные широты. Следующие десятилетия суровые арктические воды посещали только китобойные и зверобойные суда. 

 Открытие шестого континентаhttps://www.russiadiscovery.ru/upload/files/files/200-let-s-otkritiya-antarktidy_1%281%29.jpg

Русские мореплаватели поставили под сомнение выводы Джеймса Кука. Иван Фёдорович Крузенштерн выступил с инициативой отправить экспедицию для поиска южного континента. Император Александра I одобрил предложение; началась подготовка к путешествию. 

4 июля 1819 года из Кронштадта в путь отправились два шлюпа — «Мирный» и «Восток». Суднами командовали лейтенант Михаил Петрович Лазарев и капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен 

 Учитель.  Цель экспедиции была определена как научная: «Открытие в возможной близости Антарктического полюса». Войдя в антарктические воды, моряки сделали опись юго-восточного берега острова Южной Георгии. Затем экспедицией был открыт архипелаг, который назвали островами Маркиза де Траверса — в честь морского министра России.

15 января 1820 года судна пересекли Южный полярный круг. На следующий день корабли подошли к неизвестному «льдинному материку» — это был первый случай, когда человек увидел берега шестого континента. 

28 января (16 января по старому стилю) 1820 года вошло в историю как день открытия Антарктиды

Еще трижды в это лето экспедиция пересекала Южный полярный круг. В марте 1820 года плавание у берегов континента стало невозможным из-за скопления льдов. Судна повернули обратно, закончив исследование Антарктики. Год спустя команды вернулись в Антарктиду и обогнули континент во второй раз после Кука. https://www.russiadiscovery.ru/upload/files/files/200-let_antarktida.jpg

Акварель из альбома П.Н.Михайлова

 Экспедиция длилась 751 день, шлюпы прошли более 92 000 километров. Мореплаватели открыли шестой материк, 29 островов, собрали научные материалы, составили карты. И положили начало эпохе антарктических исследований. 

  • Сообщение ребят.
  • Итак, путешествие русских исследователей началось 16 июля 1819 г., когда корабли покинули порт Крондштадт в Балтийском море. Через 3,5 месяца они подошли к столице Бразилии – г. Рио-де-Жанейро. Отсюда взяли курс на юг в неизвестные районы полярного океана. Чем ближе к югу, тем становилось холоднее. Вскоре показались первые айсберги. Вначале 1820 г. был открыт ряд островов. Плавание было трудным и опасным, но единственным поводом прекратить экспедицию могла служить только смерть, таково было указание правительства России.
  • И однажды участники этой экспедиции оказались в подобной ситуации – их корабли оказались заточены во льдах и лишь умелое руководство командиров спасло экспедицию от гибели.

 (Просмотр фильма об открытии материка. Запись в тетради имен, названий, дат)

  Учитель. В то время существовали такие законы, что стране-первооткрывателю принадлежала вновь открытая территория. К сожалению, в наше время всё по другому, но мы можем с полным правом гордиться тем, что первыми Антарктиду открыли русские.

Практическая работа:

Учащиеся выполняют работу на контурных картах.

                                             Юный географ!

Я приглашаю тебя в путешествие. Во время путешествия веди судовой журнал, где ты сам будешь изучать новую тему и оценишь свои достижения в изученной теме.

Установки на выполнение заданий:

  • Если тебе трудно выполнить задание, обратись к товарищу или учителю  за помощью.
  • Если ты легко справился с заданием - помоги товарищу, сидящему рядом.
  • Работай тихо, не мешай классу: сегодня все работают самостоятельно!

Нанести на контурную карту:

Крайнюю точку материка_____

Нанести моря Антарктиды______

Научные станции России________

Станция « Восток » и « Мирный»______

Параллели 50, 71, 90 градусов ю.ш._______

III. Подведение итогов. Выставление оценок

IV. Рефлексия.

Учитель. Экспедиция в Антарктиду - это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний и даже собственной жизни. Материк был открыт последним, интенсивное исследование проводилось главным образом во второй половине XX в. Берег Антарктиды люди увидели впервые 28 января 1820 г. С той поры прошло 189 лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе или приветливее. И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено с большими трудностями и риском, а выполнение исследовательских работ требует от персонала научных станций огромного напряжения физического и духовных сил

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Памяти капитана Скотта»

Квадратный айсберг. Чёрная вода.

И в чёрных фраках белые пингвины.

Угрюмый бастион сверкающего льда.

И к смерти уводящие равнины.

И чудятся мне мачты кораблей,

Охваченных предерзостной надеждой –

Пробиться сквозь тиски сверкающих полей

К земле, сокрытой панцирной одеждой,

Мерещится костлявая рука,

Застывшая над стойким и суровым,

Последним, ею не рождённым словом

Последней записи скупого дневника.

V. Рефлексия урока.

Дерево успеха»  

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Ребята на доске изображен дерево успеха, у вас  на парте лежат  листочки разного цвета.

Сейчас каждый из вас должен взять одну листочек изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана – все удалось, удовлетворен уроком, средняя – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком,  нижняя – ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите лстик нужного цвета на наше дерево успеха.

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

Базовое: Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §14-15,16 стр.10-29 Р.т. §14-15,16 стр. 58-66

Углубленное:

Подробно изучить и подготовить проект: «Смутное время».

Творческое:

Составить кроссворд по теме: «Последствия Смуты»