Мировое хозяйство
план-конспект урока по географии (10 класс)
IV. Закрепление знаний
В качестве закрепления нового материала можно провести письменный диктант.
1. Исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями называется... мировое хозяйство.
2. Главным условием формирования мирового хозяйства является:
а) мировой рынок; б) мировой транспорт; в) машинная индустрия.
3. Н. Н. Баранский ввел термин ... (МГРТ).
4. МГРТ выражается в специализации стран на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем ... (обмене ими).
5. «Лицо» страны определяют ... (отрасли специализации).
6. Объединение стран называют... (интеграцией стран).
7. Страны Зарубежной Европы входят с экономическую группировку... (ЕС).
8. Организация стран экспортеров нефти называется ... (ОПЕК).
9. Североамериканская ассоциация свободной торговли называется... (НАФТА).
10. Россия является членом группировки ... (АТЭС).
VI. Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 98-102.
2. Самостоятельно изучить и законспектировать текст о факторах размещения на с. 99-103.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_10_mgrt.docx | 158.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение
«Цуртильская СОШ»
План – конспект
Открытого урока по географии в 10 классе
на тему:
«Мировое хозяйство ».
Разработала урок:
Учитель географии Рашидова З.Ф.
Цуртиль 2017 г.
Цели урока: сформировать понятия «мировое хозяйство», «междунородное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК ; ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран ; дать представление о роли международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства; развить умение составлять таблицы, составлять логические опорные схемы.
Задачи урока.
Образовательные:
- способствовать усвоению новых знаний;
- способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;
- на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;
- развивать практическую направленность знаний и умений;
- показать связь с другими курсами и предметами: история (8 класс), география (7 класс).
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество;
- воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.
Тип урока – комбинированный с использованием презентации, созданной в программе Power Pojnt, Smart Notebook 10.
Планируемый результат - учащиеся должны: уметь четко определять мировое хозяйство, знать и показывать региональные и отраслевые группировки по карте, приводить примеры известных ТНК.
Основные термины и понятия: мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция, транснациональные корпорации.
Основное содержание - понятие о мировом хозяйстве, понятие о МГРТ. Отрасль международной специализации - результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Интернационализация хозяйственной жизни: роль транснациональных корпораций.
Технология оценивания результатов урока - компьютерное тестирование.
Ресурсы:
- учебник География 10 класс, В.П. Максаковский, издательство “Просвещение”, 2009 г;
- программы Smart Notebook Version 10, Microsoft Power Point;
- источники из интернета:
- Оборудование:
- Рабочие тетради;
- проектор;
- интерактивная доска;
- таблица “Международные организации”;
- политическая карта мира;
- атласы по географии 10 класса, рабочие тетради.
Ход урока
I Организационный момент.
II. Изучение нового материала. Сообщение плана урока (слайд 1).
| Географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, от которого она не может оторваться ни при изучении отраслей , ни при изучении экономических районов и стран . Это неизбежный результат развития человеческого общества. |
Н.Н. Баранский . |
Это неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями существуют различия:
. во – первых, в географическом положении;
. во – вторых, в природных условиях и ресурсах;
. в – третьих социально- экономических условиях;
.
Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится не только к отдельным экономическим районам, но и к целым странам, которые связаны между собой международным разделением труда.
Используя, знания из курса истории вспомните, когда начало формироваться МХ.
Перечислить условия вовлечения страны МГРТ ( Слайд 2).Презентация.
Вопрос . Каковы условия формирования мирового хозяйства?
Главным условием его формирования является появление машинной индустрии. Замена ручного кустарного производства товаров машинным позволила странам резко увеличить производительность труда и иметь излишки более дешевой продукции.
Вторе условие-продукцию необходимо было продавать в другие страны, то есть искать рынки сбыта .
Третье условие – образование мирового рынка. Для доставки продукции из стран Европы в США, в страны Азии, Латинской Америки необходим транспорт.
Результатом МГРТ выступают отрасли международной специализации , т.е. такие отрасли которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют лицо страны .
Вопрос. Устоновите отрасли международной специализации для стран Швейцария, Финляндия, Япония,
Италия.
Определить отрасли международной специализации. Установить соответствие стран и видов продукции, которые являются для, данной страны экспортными
(Слайд 3). Презентация
Что же такое МГРТ? Сделать вывод и дать определение.
Составить определение МГРТ
( Слайд 4). Презентация.
Вопрос. Почему страны имеют различную специализацию?
а) страны имеют различное географическое положение (сухопутное, приморское, соседское и т.д.).
б) различные природные условия ( рельеф, климат, почвы и т.д.).
в) разный уровень социально-экономического развития.
Вы- известный российский бизнесмен занимаетесь поставкой товаров из зарубежных стран . Из какой страны вы привезете товары?
Установить соответствие. Перемещая лупу, можно сразу определить правильность ответов.
( Слайд 5).
Какой вывод можно сделать, что является условием международной специализации?
(Слайд 6).
Международное географическое разделение труда в настоящее время не столько расширяется , сколько углубляется приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Так возникла международная экономическая интеграция - высшая степень МГРТ . Форма интернационализации производительных сил процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики, как между самими странами так и по отношению к третьим странам. Назвать понятие -Международная экономическая интеграция .
(Слайд 7)
Пользуясь материалами параграфа 2. Темы 4 и пункта 4 и таблицей « Международные организации » , распределить предложенные группировки по группам . В какую из них входит наша страна?
Заполнить таблицу. ( Слайд 8)
III. Сообщение учителя.
Европейский Союз или ЕС. ЕС образовался в 1957 году под названием «Общий рынок». В него вошли ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург. Позднее членами ЕС стали: Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Кипр. Огромное желание стать членами ЕС имеют другие страны Восточной Европы.
В Европе сформировано единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг, рабочей силы. По Шенгенской визе можно свободно без виз переезжать из Франции в Англию, из ФРГ и Бельгии в Италию и др. С января 1999 г. введена единая валюта - евро. ЕС имеет свой флаг, герб, гимн, единый паспорт.
2. АСЕАН — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Членами ее являются: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.
3. НАФТА — Североамериканская ассоциация свободной торговли (США, Канада, Мексика).
4. ЛАИ — Латиноамериканская ассоциация интеграции. Членами ее являются: Аргентина, Боливия, Чили, Перу, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Уругвай, Эквадор.
5. АТЭС — Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (21 страна, в том числе Россия).
6. Отраслевой группировкой является ОПЕК — организация стран— экспортеров нефти. В ОПЕК входят Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Алжир, Ливия, Нигерия, Венесуэла.
8. ТНК — транснациональные корпорации, в рамках которых объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, расположенных в разных странах. В мире их насчитывается боде 40 тысяч. ТНК имеют филиалы (более 250 тыс.) в разных странах и оказывают огромное влияние на экономическую жизнь стран, а в последнее время их влияние глобально.
Вопрос. Вспомните крупнейшие ТНК мира и их продукцию?
«Самсунг» — Южная Корея (телевизоры, магнитофоны и др.).
«Мицубиси», «Тойота» — Япония (автомобили).
«Дженерал моторе» «Форд моторе» — США ( автомобили).
«Филипс» — Нидерланды (электроника, электротехника).
Рабочая тетрадь к уроку по теме “Мировое хозяйство”
1. Отрасли международной специализации. Установить соответствие.
|
|
развернуть таблицу свернуть таблицу
Ответ: …
2. МГРТ.
Из отдельных слов составить определение МГРТ.
видов отдельных в стран производстве обмене Специализация на продукции определенных и услуг и ими последующем.
Ответ: ………..
3. Из какой страны вы привезете следующие товары? Установить соответствие страны и товара.
развернуть таблицу свернуть таблицу
|
|
развернуть таблицу свернуть таблицу
Ответ: …
4. Условия международной специализации. Исключить лишнее.
- Существование стран, нуждающихся в этой продукции.
- Насыщение внутреннего рынка.
- Максимальные затраты на транспортировку.
- Минимальные затраты на транспортировку.
Ответ: …
5. Международная экономическая интеграция. Выписать региональные и отраслевые группировки:
ЕС, АСЕАН, ЮНЕСКО, АТЭС, НАФТА, ЛАИ, МАГАТЭ, ОПЕК.
развернуть таблицу свернуть таблицу
Региональные | Отраслевые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
развернуть таблицу свернуть таблицу
6. Выполнить тест.
1) Основным фактором, определяющим необходимость участия стран мира в МГРТ, являются:
- различия в численности населения;
- различия в уровне урбанизации;
- различия в природных условиях и обеспеченности природными ресурсами;
- различия в уровне жизни населения.
2) Не являются региональными экономическими группировками...
- ЕС, АСЕАН
- ЛАИ, НАФТА
- НАТО, ОПЕК
- НАФТА, АСЕАН
3) Являются региональными экономическими группировками...
- НАФТА, ОПЕК
- ЕС, ОПЕК
- ОПЕК, АТЭС
- ЕС, АСЕАН
4) Какая из обозначенных буквами страна является членом АСЕАН? (Обозначены на карте)
- A
- B
- C
- D
5) Образование мирового хозяйства и углубление МГРТ привели к формированию...
- всемирных экономических отношений;
- международной экономической интеграции;
- научно-технической революции;
- научно-технического прогресса.
6) Гигантские финансово-промышленные объединения, являющиеся основными участниками внешнеэкономических связей и главной движущей силой объединения мировой экономики – это...
- транснациональные корпорации;
- совместные предприятия ;
- совместные производства;
- специальные (свободные) экономические зоны.
7) В каком из высказываний содержится информация о проявлении международной экономической интеграции?
- К началу 21 века в более чем 80 странах мира доля сферы услуг в ВВП превышала 50%
- По запасам природного газа в мире особо выделяются 2 региона – Зарубежная Азия и СНГ.
- В странах Северной Америки и Западной Европы темпы экономического роста в конце 20 века были ниже среднемировых.
- Страны ЕС сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.
Вопрос. Вспомните крупнейшие ТНК мира и их продукцию?
«Самсунг» — Южная Корея (телевизоры, магнитофоны и др.).
«Мицубиси», «Тойота» — Япония (автомобили).
«Дженерал моторе» «Форд моторе» — США ( автомобили).
«Филипс» — Нидерланды (электроника, электротехника).
Учитель проверяет запись лекции в виде плана, часть работы можно выполнить, используя текст учебника, например, страны — члены интеграционных группировок.
IV. Закрепление знаний
В качестве закрепления нового материала можно провести письменный диктант.
1. Исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями называется... мировое хозяйство.
2. Главным условием формирования мирового хозяйства является:
а) мировой рынок; б) мировой транспорт; в) машинная индустрия.
3. Н. Н. Баранский ввел термин ... (МГРТ).
4. МГРТ выражается в специализации стран на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем ... (обмене ими).
5. «Лицо» страны определяют ... (отрасли специализации).
6. Объединение стран называют... (интеграцией стран).
7. Страны Зарубежной Европы входят с экономическую группировку... (ЕС).
8. Организация стран экспортеров нефти называется ... (ОПЕК).
9. Североамериканская ассоциация свободной торговли называется... (НАФТА).
10. Россия является членом группировки ... (АТЭС).
VI. Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 98-102.
2. Самостоятельно изучить и законспектировать текст о факторах размещения на с. 99-103.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс
Лекция и презентация к лекции к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 10 КЛАССЕ " ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА"
РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СЛАЙДОВ ДЛЯ ИТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ...
Презентация для 10 класса по теме "Мировое хозяйство"
Презентация ук уроку для 10 класса по теме "Мировое хозяйство". Формируются понятия "мировое хозяйство", "международное географическое разделение труда", международная экономическая интеграция....
Презентация по теме "Мировое хозяйство. МГРТ"
В презентации выделены этапы формирования мирового хозяйства, информация о вкладе Н.Н. Баранского и И.А. Витвера в развитие понятия МГРТ, краткая характеристика МГРТ, международной экономической...
разработка урока географии "Мировое хозяйство", 10 класс
Урок "Мировое хозяйство" разработан в рамках технологии развития критического мышления. В нем обозначены стадии: вызова, осмысления, рефлексии. Обучающимся дается возможность самим решить главную проб...
НТР и мировое хозяйство
диктант по терминам темы "НТР и мировое хозяйство" 10 класс....
Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)
Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....