Кейс-метод как один из способов достижения новых образовательных результатов
статья по географии
Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Ситуации могут быть самыми различными по объёму и содержанию. Это зависит от целей обучения, от уровня знаний учеников, а также от того, какую помощь необходимо оказывать и какие средства работы необходимо предоставлять во время процесса решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кейс метод, как один из способов
достижения новых образовательных результатов».
Начну с притчи Шалвы Александровича Амонашвили, которая на мой взгляд, является знаковой для современного образования.
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребёнка крылаты. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу». В чём же современная знаковость данной притчи?
Знаковость, лежащая на поверхности, заключается в том, что развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения.
Теперь о глубинной знаковости притчи для нас.
Понятно, что под крыльями ребёнка подразумеваются те образовательные результаты, которые получены им в результате педагогического воздействия. Для нас с вами эти результаты достаточно подробно прописаны в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Говоря образным языком, нам объяснили, какими должны быть крылья, чтобы при их помощи можно было не только взлететь, но и летать.
И тут возникает закономерный вопрос, как сделать ребенка крылатым, как получить тот образовательный результат, который нашел отражение в образовательных стандартах нового поколения. Думаю, что этот вопрос задает себе каждый учитель, среди них и я.
Одно дело задавать вопросы – другое искать на них ответы, т.е. искать необходимые методические, профессиональные возможности, для достижения новых образовательных результатов. Здесь хороши все способы.
Это и преломление уже имеющегося у каждого из нас продуктивного технологического, методического инструментария сквозь призму новых результатов образования. Это и поиск новых инструментов (технологий, методов, приемов).
Одним из таких методов, для меня стал кейс – метод. Нет, не в силу его нарастающей популярности в педагогическом сообществе (хотя и это тоже аргумент в его пользу), а в силу его продуктивной значимости для достижения новых образовательных результатов. Впервые о данном методе я услышала на курсах в Республиканском институте квалификации управления и образования 5 лет назад. Заинтересовавшись этим методом, стала работать над темой «Кейс метод, как один из способов достижения новых образовательных результатов». Моя работа носит не только теоретический, но и практический характер. И сегодня хочу поделиться с вами своим опытом именно по этому вопросу, так как считаю, что данный метод универсален для любых предметных областей.
Кейс-метод – это рассмотрение и оценка реальной ситуации (в переводе с английского «case» - случай). Метод дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.
Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Ситуации могут быть самыми различными по объёму и содержанию. Это зависит от целей обучения, от уровня знаний учеников, а также от того, какую помощь необходимо оказывать и какие средства работы необходимо предоставлять во время процесса решений.
Метод демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
В настоящее время могу сказать, что разработка кейса является сложной задачей, требующей эрудиции, педагогического мастерства и … главное времени.
Кейс – это подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация.
При этом предусматриваются те УУД, которыми будут овладевать учащиеся в ходе работы с данным кейсом.
Кейс включает в себя:
- сюжетную часть (ситуация, случай, проблема, история из реальной жизни, контекст ситуации – хронологический, исторический, особенности действия или участников ситуации, комментарии ситуации)
2. методическую часть – вопросы и задания для работы с кейсом;
3. информационную часть – приложения.
Подготовку кейса осуществляю пятью этапами.
На 1 этапе определяю цель создания кейса.
На 2 подбираю ситуации соответствующие цели
На 3 этапе провожу работу по поиску источников информации для кейса. При создании своих кейсов по географии материал черпаю из реальной жизни, науки, литературы, научных статей, СМИ и, конечно - же из Интернет-ресурсов
На 4 этапе подготавливаю первичный вариант представления материала в кейсе. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы
На заключительном этапе веду подготовку методических рекомендаций по использованию кейса, т. е. разрабатываю задания для учащихся и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации кейса.
Опыт показывает, что хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности, т. е содержать проблемы, понятные школьнику;
- быть актуальным на сегодняшний день, должен вызывать интерес и сопереживания;
- иллюстрировать типичные ситуации, т. е. должен рассказывать;
– развивать аналитическое мышление
– провоцировать дискуссию;
Теперь коротко о том, как выстраивается работа учащихся с кейсом.
На ознакомительном этапе происходит вовлечение учащихся в обсуждение ситуации. В своей практике использую мини-кейсы с объёмом печатного текста не более 3 страниц, прочитать которые можно непосредственно во время занятия за 5-10 минут.
Основной этап работы – работа группах. На этом этапе школьники учатся творчески применять имеющиеся знания и отстаивать свою точку зрения. Здесь имеется возможность высказать свое мнение тем учащимся, которые по характеру менее активны и порой остаются в тени при работе с целым классом. Итогом работы в малой группе является выработка общего решения, которое может сопровождаться схемами, тезисами.
По моим наблюдениям считаю, что оптимальное количество участников в группе должно быть 4-6 человек. Оптимальное количество групп в одной аудитории – 4. Хочу вас предупредить, что если вы вынуждены будете увеличить размер группы или число групп, то вам понадобятся дополнительные усилия для контроля над ситуацией, а учащимся - дополнительное время для третьего этапа, что в целом снизит эффективность урока.
3 этап - итоговая презентация авторского продукта группы с последующей дискуссией. Каждая группа представляет свой вариант решения проблемы всей аудитории кратко и ясно. Итоговая групповая презентация обычно занимает не более трех минут, чтобы хватило времени на проведение групповой дискуссии.
На первых этапах работы по методу кейсов у меня не хватало времени на групповую дискуссию, и я заканчивала урок, подводя итоги и тем самым, навязывая свою точку зрения на решение данной проблемы. Но я считаю, что межгрупповая дискуссия является естественным завершением работы с конкретной ситуацией и содержит в себе высокий развивающий потенциал.
Кейсы могут быть самыми разнообразными. В настоящее время приобретен опыт разработки трех типов кейсов.
1. практических, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации (Япония)
2. обучающих, основной задачей которых выступает обучение (природные зоны)
3.научно-исследовательских, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности (топонимы Онохоя)
Приведу конкретные примеры:
Тема кейса | Тема курса географии | Вид кейса |
«Мирный» атом Японии. | Электроэнергетика мира (10 класс) | Практический |
«Биосфера» | Биосфера (6 класс) | Обучающий |
«Топонимы посёлка Онохой» | (за пределами программы) | Научно-исследовательский |
Таким образом, мы видим, что при использовании метода кейсов изменяется роль учителя и учащихся: учитель из транслятора знаний становится организатором деятельности учащихся, а школьники в свою очередь из пассивных слушателей становятся активными.
Результатом становится развитие таких компетенций, как: аналитические умения (анализ ситуации, вскрытие противоречия, расщепление проблемы на составляющие элементы, синтез, обобщение полученных знаний); практические умения (для решения кейса часто необходимо применить разнообразные методы познания и способы деятельности, например, выполнить математические расчёты, проанализировать карты и др.); творческие умения ( решение кейса почти всегда многовариантно, а потому учащемуся необходимо сделать выбор, найти своё оригинальное и эффективное решение учебной задачи, что требует творчества и нестандартности мышления); коммуникативные умения ( один из этапов реализации кейс-технологии – обсуждение проблемы в группе и выработка общего решения, поэтому кейс формирует у учащихся умения слушать и слышать собеседника, развивает навыки устной речи, учит аргументации, формирует общую культуру общения); социальные умения (зачастую кейс требует максимального погружения в проблему при использовании приёмов ролевых игр, это формирует у учащихся социальные навыки взаимодействия, развивает потребность в социальных связях, способствует адаптации личности в современном обществе).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что география располагает широкими возможностями для реализации кейс-технологии. Именно «проблемность» географии, изучающей всё многообразие проблем современного мира, служит богатым потенциалом для интеллектуального и нравственного развития человека, позволяет играть ей значимую социальную роль в обществе, формируя географическую культуру, которая является частью общей культуры молодого поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...
Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...
Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...
Использование приемов ЛСМ как способа достижения метапредметных образовательных результатов при изучении темы "ЛАЗЕРЫ"
При изучении темы "Лазеры" очень эффективно использовать педагогическую технологию логиго- смыслового моделирования, которая позволяет наглядно в виде схем разложить трудно усваемваемый мате...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)
Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с уч...
Электронная образовательная среда как инструмент достижения новых образовательных результатов
Материал будет полезен и интересен заместителю директора, руководителю кафедры и председателю методического объединения...