Ориентирование на местности
план-конспект урока по географии (5 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.
Задачи:
Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом
Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять стороны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;
Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ориентирование на местности | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Ориентирование на местности»
Цель урока: познакомить учащихся с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.
Задачи:
Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом
Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять стороны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;
Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование познавательного интереса к исследования.
Метапредметные:
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом.
Предметные: научиться определять стороны горизонта.
Тип урока: урок - практикум
Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах
Виды деятельности: работа с текстом учебника, работа в парах, работа с компасом.
Техническое оборудование: мультимедийная установка, компасы.
Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно – коммуникационные, проблемного обучения.
- Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Учитель. Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете почему?
- Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому.
2.Оценка усвоенных детьми знаний
Работа с классом. За каждый правильный ответ дается жетон, по количеству набранных жетонов выставляется оценка в журнал в конце урока (накапливают в течение урока жетоны). Работа в парах.
По карте. (лучше не количество жетонов давать, а красный - всё правильно, зелёный – 1 ошибка, синий – 2 и более ошибок. Так получится, каждой парте по три цвета)
- Назовите и покажите материки, которые пересекает экватор.
- Назовите и покажите океаны, которые пересекает экватор.
- Назовите и покажите материки, которые пересекает Гринвичский меридиан.
- Назовите и покажите океаны, которые пересекает Гринвичский меридиан.
- Назовите и покажите океаны, которые пересекает меридиан 180°.
Сверяют правильность выполнения работы по слайду-образцу.
Взаимопроверка, оценивание.
3.Новый материал
(1 вариант) Актуализация знаний и целеполагание (выбрать)
Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала:
« Обратите ваше внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» .
У каждого человека бывают такие ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу. И что же делать?»(варианты ответов детей)
Поэтому каждый должен уметь в любой местности находить нужный объект, т. е. ориентироваться.
(2 вариант) Актуализации знаний и целеполагания.
Любите ли вы путешествовать? В экскурсиях, прогулках в лес за грибами всегда нужно знать направление – куда идти и как вернуться обратно.
Поэтому каждый должен уметь в любой местности находить нужный объект, т. е. ориентироваться.
- Так, попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока).
- А каковы цели нашего сегодняшнего урока? (Цель: Узнаем, что такое ориентирование. Научимся работать с компасом).
Как вы считаете, зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся знания по теме? (Чтобы не заблудиться в незнакомой местности)
- Открытие «нового» знания
- Просмотрите параграфы 16 – 17. Составьте план действий по теме нашего урока.
Физ. минутка (здоровье-сберегающий компонент на выбор)
- Мы сейчас все дружно встанем.
И немножко отдохнём (потягивание).
Вправо, влево потянитесь (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок!
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом, вприпрыжку …
Молодцы! Вы ребятишки!
- Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
голову не опускаем,
дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.
На поляну мы заходим, много ягод там находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
В окошко мы увидели и речку, и цветы.
Узнали много нового и я, и ты, и мы.
- Работа в парах.
Фронтальная работа по вопросам
- Что такое горизонт?
- Как вы понимаете, что такое ориентирование? (определение своего местоположения относительно сторон горизонта)
- В переводе с латыни «ориенс» означает «восток». При чём тут восток? (Первое направление, которое человек научился определять был восток. Нет ничего проще: где встаёт солнце – там и восток).
- А какие стороны горизонта вы знаете? (север, юг, запад).
- Подпишите стороны горизонта (раздать парам)
1. С
2.Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
(Поднимают свои ответы (если всё правильно совпало с ответами на слайде-образце). Получают и накапливают жетоны)).
- Отгадайте загадку:
По стране в поход идём -
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудится,
от маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг. (Компас)
- Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор?
Рассказ учителя об изобретение компаса.
О свойстве намагниченного железного штыря (иглы) знали древнейшие мудрецы: жрецы, купцы, и проводники Египта, Византии, Индии и Китая. Русские поморы и племена западных викингов в морских многомесячных переходах пользовались такой «волшебной иглой» и тщательно охраняли её от чужаков. Все подобные приспособления – это древнейшие прообразы современного компаса.
- Творческая работа (раздать поролон, иголку, тарелочку с водой, магнит)- конструируют простейший компас.
Задания.
- Раздать компасы современные.
- Как устроен компас?
- Людям, каких профессий он необходим?
- Давайте составим правила работы с компасом.
СМ. СТР. 81.
- Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами в учебнике?
Работа в парах. Практическая работа. Определение нахождения сторон горизонта предметов в кабинете.
- Ребята, у вас на партах лежат компасы. Определите, в каком направлении от вас находится дверь класса, окно, доска (получают за правильные ответы жетоны).
- А теперь вспомните, как еще можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса? Вам поможет учебник стр. 81-82.
- Составляют на доске кластер ( слова все напечатать).
по Солнцу
I
по компасу-Ориентирование - по звездам
I
по местным признакам
Рефлексия
- Получают оценки за количество жетонов
- Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, поняли что такое ориентирование?
- Оцените свою работу сегодня на уроке?
- Кого вам хочется похвалить за работу на уроке?
- Нарисуйте смайликом своё настроение (приносят цветные карандаши)
- Молодцы, ребята! Я думаю, вы в жизни не потеряетесь! Вы очень хорошо сегодня работали: показали себя, свои знания . Меня не подвели.
- А домашнее задание поможет вам закрепить знания. §16-17, отвечать на вопросы устно «Проверь…»
по С о л н ц у
по компасу
по звездам
по местным
признакам
Ориентирование
Подпишите стороны горизонта
С С
Подпишите стороны горизонта
С С
Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
с
ю
з
в
↓
- В каком направлении от вас находится:
Дверь класса –
Окно класса –
Доска –
- В каком направлении от вас находится:
Дверь класса –
Окно класса –
Доска –
3.В каком направлении от вас находится:
Дверь класса –
Окно класса –
Доска –
3.В каком направлении от вас находится:
Дверь класса –
Окно класса –
Доска –
3.В каком направлении от вас находится:
Дверь класса –
Окно класса –
Доска –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."
Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....
Ориентирование на местности
В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....
Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.
Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...
Ориентирование на местности разными способами.
В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности...
Ориентирование на местности
Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....
Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".
Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....