Западная Сибирская равнина: особенности природы
план-конспект урока по географии (8 класс)
УМК: Учебник Баринова И.И. География. Природа 8 класс-М.: Дрофа, 2016
Атлас: География России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2016.
Контурные карты: России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2016
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)
Методы: самостоятельная работа, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.
Приемы обучения (составление схем, составление неполных предложений, работа с оценочными листами, справочным материалом)
Оборудование: учебник, атлас, компьютер, проектор, мультимедийный экран , презентация Power Point, физическая карта России.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, групповая, парная работа, фронтальная работа
Форма урока: ролевая игра
Планируемые образовательные результаты. Развитие умений, формирование знаний, носящих метапредметный характер.Целевое назначение. Применение предметных знаний в условиях решения учебных задач
На различных этапах урока организовано учебное сотрудничество различных уровней взаимодействие ученик- ученик, ученик-учитель, ученик-группа.
На данном уроке организована деятельность учеников способных к самоорганизации в решении учебных задач, на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 51.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Западная Сибирская равнина: особенности природы
Цели урока:
1) Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Западно-Сибирской равнины. Выявить причины особенностей природы (плоского рельефа, суровости климата, обилия поверхностных вод и др.). Познакомиться с новыми понятиями (колки, гривы, урманы)
2). Развивать умение выделять главное, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы, совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.
3). Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, развитию внимательности, логического мышления, собственных суждений, формирование географической культуры.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)
Методы: самостоятельная работа, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.
Приемы обучения (составление схем, составление неполных предложений, работа с оценочными листами, справочным материалом)
Оборудование: учебник, атлас, компьютер, проектор, мультимедийный экран презентация Power Point, физическая карта России.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, фронтальная работа
Форма урока: ролевая игра
I. Организационно-мотивационный этап урока
Учитель. Изучая природу России мы выяснили, что на территории России выделяют много разнообразных ПТК.
Слайд1
Каждый из вас должен ответить на один из вопросов, выберите какой:
1.Дать определение понятия ПТК
2. Назвать и показать ПТК, которые мы изучили
3. На основании, каких различий выделяют ПТК (различия в геологическом строении, рельефе, климатические различия)
(Кто отвечает на 1, 2, 3 отвечают, остальные слушают и дополняют)
Учитель. Изучив Русскую равнину и Кавказ, перевалив через Уральский хребет, мы попадем в восточную часть нашей необъятной страны, которую называют – Сибирь.
- Откуда появилось такое название?
Опережающее задание (заслушиваем рассказ)
Слайд 2,3
Название Сибирь появилось на карте в 16 веке, происходит от слова «Сибир» (шибур)- название группы финно-угорских народов.
Существует несколько версий происхождения слова «Сибирь», и до сих пор не установлено, какая из них является истинной
Шибир» — монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингис-хана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги.
В конце 15 века русские проникли на Иртыш. Особенно много сведений сохранились о походе в Сибирь казака Ермака Тимофеевича
Учитель. Территорию Сибири простирается от Урала до горных хребтов тихоокеанского водораздела. Сибирь-эта крупнейшая область на земном шаре. Большая протяженность ее территории с запада на восток и с севера на юг определяет многообразие природы
-Какой на ваш взгляд регион мы будем исследовать сегодня первым?
Стадия вызова. Послушайте стихотворение и определите, о какой территории идет речь?
Учитель читает Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина на север,
Равнина на юг
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
И.Фролова
УЧИТЕЛЬ В словах поэта показано все величие необъятной равнины. Первый уникальный природный комплекс-это Западно-Сибирская равнина, является одной из крупнейших и важных в жизни нашей страны.
- И тема нашего урока: Западно-Сибирская равнина: особенности природы
Слайд 4
(запись темы в тетрадь, определение целеполагания урока с позиции ученика- выяснить особенности рельефа, климата, вод, рельефа, ландшафта, развивать умения работать с текстом учебника, атласом, выделять главное, обобщать и делать выводы)
Эпиграф
Знания - это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти Л. Н.Толстой
II Процессуально-содержательный этап урока
Актуализация знаний: 1.Дайте определение равнина
2.Как различают равнины по высоте
Но, прежде, чем изучить данную территорию, нужно знать ФГП данной территории.
Изучение нового материала
Слайд 5
Географическое положение
Работа в парах
1. По картам учебника или атласа определите, с какими природными районами граничит Западная Сибирь
2.Определите какую геометрическую фигуру, напоминает очертания Западно-Сибирской равнины. В какой части равнины протяженность с запада на восток наименьшая, в какой – наибольшая?
Учитель: Кто работал с первым вопросом? Покажите природные рубежи территории
Кто ответит на второй вопрос?
Слайд 6
Граница равнины - это отчетливо выраженные естественные рубежи:
- на севере - береговая линия Карского моря;
- на юге - подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау;
- на западе - восточные предгорья Урала;
- на востоке - долина р. Енисей.
В плане имеет форму трапеции. В северной части имеет наименьшую протяженность а в южной наибольшую.
Учитель:
Для выявление особенностей природных компонентов, предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Мы отправимся в деловое турне по Западно-Сибирской равнине, по речной системе Оби и Иртыша.
слайд 7 Работа в группах исследователей
Геоморфологи Климатологи Гидрологи» Ландшафтоведы
Исследователи рельефа Исследователи климата Исследователи вод Исследователи ландшафта
Распределение групп; выбор объекта исследования; распределение ролей; презентация итогов работы групп; время отведенное в группе на работу 10 минут.
Презентация материала
Отчет групп
1 группа – Геоморфологи
Слайд 8-9
1. Определите абсолютные высоты, В каком направлении общий уклон равнины?
2.По тектонической карте определите тектоническую структуру
3. Какой рельеф? Почему рельеф плоский?
4.Какое влияние на рельеф оказал ледник
Вывод о рельефе. Составить в виде схемы
Плоский рельеф
Горизонтальное наложение Оледенение древнеледниковые наносы рыхлые отложения рек
осадочных пластов
2 группа – Климатологи
Слайд 10
1.В каком климатическом поясе располагается равнина? Тип климата
2. По картам установите, какое количество солнечной радиации получает равнина.
3. Определите средние температуры января и июля?
4.Как распределяются осадки на территории?
Вывод о климате представить в виде схемы
Причины суровости климата
Умеренный пояс Удаленность от океана Равнинность горы по периферии
3 группа – Гидрологи
Слайд11-12
1. Определите крупные реки равнины. Какое место занимает в России?
2.В каком направлении текут? К бассейну, какого океана относятся? Какое течение(быстрое, медленное)
3. Какое происхождение имеют озера Западно-Сибирской равнины7
4. Какое место занимает по количеству болот?
Вывод о поверхностных водах представить в виде таблицы
Причины заболоченности
Плоский рельеф
Многолетняя мерзлота Избыточное увлажнение Торф
4 группа – Ландшафтоведы
Слайд 13-21
1. В чем особенности размещения природных зон на Западно - Сибирской равнине?
2. Перечислите природные зоны, встречающиеся на территории? Какая самая большая7
3.Что такое урманы? Гривы, колки?
4.В чем особенности лесостепи Западной Сибири?
Вывод представить в виде схемы
Типичные ландшафты
Таежные леса Урманы Гривы Колки
Учитель. Мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири.
Насколько эффективно и убедительно смогли довести до других групп.
(В листочках имеются предложение, вставьте пропущенные слова)
Что узнали на уроке? Каждая группа зачитывает предложения
Слайд 22
Вывод:
- Западная Сибирь - одна из крупнейших (равнин) земного шара.
- Климат (континентальный), достаточно суровый.
- Богата (реками), озёрами, (болотами).
- Отчётливо выражена (зональность) её природы - от тундры до степей.
Рефлексия
Учащиеся отвечают на вопросы и оценивают результаты деятельности
Слайд 24
- Чему научились на уроке?
- О чём бы вы хотели узнать больше?
-Оцените свою работу.
-Оцените работу группы.
( моя оценка вашей работы и оценка за урок будет выставлена на следующем уроке)
Лист оценивания и рефлексии см приложение
Д/З. По выбору
1. п. 35,
2. Письмо другу.
В этом письме вы должны рассказать об особенностях природы Западно – Сибирской равнины.
Письмо вы пишите в произвольной форме:
- это может быть логико - смысловая схема, рисунок, тезисы, просто текст с использованием новых понятий и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Западно-Сибирская равнина: особенности природы
Презентация способствует наилучшему усвоению знаний учащихся по теме "Западно-Сибирская равнина"....
"Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"
Урок географии в 8 классе по теме: "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы" Равнина. Равнина.Ни яра, ни пади.Равнина – на север,Равнина – на юг.Как будто гористую землю разгладилКако...
Презентация к уроку "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"
презентация к уроку географии 8 класс...
План урока по географии в 8 классе "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"
Данный план урока содержит подробное описание, на уроке представлены различные формы деятельности учащихся...
Презентация к уроку "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"
Презентация к уроку по географии в 8 классе по теме "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"...
"западно-Сибирская равнина: особенности природы"
Данный урок-презентации составлен по учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России"....
Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»
Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ». Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы региона....