Ориентирование на местности
план-конспект урока по географии (5 класс)

Голованова Алёна Владимировна

Технологическая карта урока "Ориентирование на местности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie.docx200.47 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Тема урока: Ориентирование на местности.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель  урока: Формирование навыков ориентирования на местности при помощи компаса, карты и местных признаков.

Задачи:

Образовательные:

– раскрыть содержание понятий «ориентирование на местности» и «стороны горизонта»;

– обучить приёмам определения сторон горизонта по компасу и местным признакам.

 Развивающие:

– расширить знания о приборах и способах ориентирования;

– выделить различие между основными и промежуточными сторонами горизонта;

– развить умение работы с текстом, делать выводы на основе прочитанного.

Воспитательные:

– способствовать формированию географической культуры;

– содействовать развитию умения работать в паре.

Планируемые результаты:

Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные: работать с текстом и выявлять причинно-следственные связи.

Предметные: применять навыки ориентирования для определения своего положения в пространстве при помощи плана местности и компаса.

Формы работы учащихся: фронтальная,  индивидуальная, в парах.

Техническое оборудование: мультимедиа, компасы, план местности.

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие. Настрой на работу. Перекличка.

Настраиваются на урок.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке; уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по параграфу 5:

– Что такое глобус?

– Что такое географическая карта?

– Чем отличается глобус от географической карты?

– Почему на географической карте отражено больше разной информации, чем на глобусе?

– Почему на карте появляются искажения земной поверхности?

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: умение слушать и слышать своих одноклассников.

Целеполагание

Сегодня на урок я принесла следующий прибор – компас (демонстрирует). Что можно осуществлять  с помощью него? Как данный предмет может быть связан с темой нашего урока?

Вступают в диалог с учителем. Выдвигают предположения о теме урока. Совместно с учителем формулируют тему, записывают её в тетрадь.

Личностные: умение вести диалог.

Коммуникативные: учитывать мнения своих одноклассников; аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

Целеполагание.

Актуализация знаний

Вспомните, по каким признакам можно ориентироваться на местности?

Предлагают свои варианты: по компасу, по карте, по Солнцу, по звёздам, по мху, по муравейнику, по веткам деревьев, по кольцам на пнях и т.д.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Личностные: умение не нарушать дисциплину

Изучение нового материала

Понятие «стороны горизонта» имеют несколько синонимов (одинаковых по смыслу, но различных в написании значений) – стороны света и румбы.

4 основных румба + 12 промежуточных.

Учитель зарисовывает  и подписывает стороны горизонта  на доске.

Картинки по запросу промежуточные стороны горизонта

Румбы отражены на компасе, с помощью которого мы сможем ориентироваться на местности.

Учитель раздаёт по одному компасу на парту. Проговаривает правила пользования компасом.

Далее, прочитайте пункт «Зюйдвестка» на стр. 31 и ответьте устно на вопросы:

– Что такое зюйдвестка?

– От куда появилось такое название?

Слушают учителя

Подписывают стороны горизонта в тетради.

В парах настраивают компас и определяют основные стороны горизонта.

Читают учебник.

Устно отвечают на поставленные вопросы.

Личностные:

развивать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Коммуникативные: умение работать в парах;

сотрудничать в поиске информации

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

Познавательные:

работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Закрепление и проверка знаний

Учитель выводит на интерактивную доску план местности.

Картинки по запросу план местности 5 класс

Объясняет алгоритм работы с планом.

Задаёт следующие   вопросы:

– В каком направлении от колодца расположено отдельно стоящее дерево?                

– В какой части плана расположено болото?

Совместно с учителем знакомятся с планом местности.

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на представленный план.

Северо-восточном

Юго-западном

Познавательные:

умение структурировать знания.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: анализировать информацию и применять в новой ситуации.

Рефлексия

Какие задания показались наиболее сложными? Почему?

Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Показывают учителю смайлик, соответствующий, личностной оценки своей деятельности на уроке

Личностные: уметь оценивать свою работу на уроке

Домашнее задание

Параграф 6, читать. Учить стороны горизонта.

Записывают домашнее задание в дневник

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Ориентирование на местности

В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....

Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.

 Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...

Ориентирование на местности разными способами.

В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности...

Ориентирование на местности

Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....