рабочая программа
рабочая программа по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №6»
143985, Московская область, г. Балашиха, мкр. Саввино ул. Саввинская д.1а E-mail: savschool6@mail.ru | тел/факс: 8 (495) 527 70 22 |
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №6
____________ Л.А. Кузнецова
Рабочая программа
по географии
для обучающихся 9А, 9Б, 9В, 9Г классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Глазкова Лилия Юрьевна,
учитель географии
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы составлена на основании:
1 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями)
4.Учебный план школы на 2019-2020 учебный год
Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева М.Дрофа, 2017 г
Количество часов за год- 68 часов (2 часа в неделю).
Выбор программы мотивирован тем, что она - рекомендована министерством образования для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по географии, социальному заказу родителей;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
учитывает принципы системности, научности, доступности и преемственности при обучении школьников
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны, народы и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель : формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи программы:
- сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 8 классе. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
На прохождение программы «География России. Хозяйство и географические районы» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит в 9 классе 68 часов, 2 часа в неделю.
Результаты освоения курса географии в 9 класс
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 9 классе
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 9 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диало] с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуальной: и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и в акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание
№ | Тема | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | Урок | работа с картой, таблицами. Учебником, беседа, |
2 | Хозяйство России (продолжение) | 19 | Урок. Практическое занятие | Практическая работа, работа с картой, таблицами, учебником, беседа, составление конспекта, плана к параграфу. Составление презентации, доклады. тестирование |
3 | География крупных регионов России. | 48 | Урок. Практическое занятие Заочная экскурсия | Практическая работа, работа с картой, таблицами, учебником, беседа, составление конспекта, плана к параграфу. Составление презентации, доклады. Тестирование. Работа с контурными картами. Анализ схем, диаграмм |
ИТОГО | 68 часов |
.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
1 | Введение | 02.09-06.09 | ||
Часть IV Хозяйство России (19 часов) | ||||
Тема | Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье (12 час.) | |||
2 | Топливно - энергетический комплекс, его значение | 02.09-06.09 | ||
3 | Нефтяная промышленность | 09.09-13.09 | ||
4 | Газовая промышленность . | 09.09-13.09 | ||
5 | Угольная промышленность. Практическая работа. Составление по картам характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов. | 16.09-20.09 | ||
6 | Электроэнергетика | 16.09-20.09 | ||
7 | Металлургия. География черной металлургии. Практическая работа Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам | 23.09-27.09 | ||
8 | География цветной металлургии | 23.09-27.09 | ||
9 | Химическая промышленность | 30.09-04.10 | ||
10 | География химической промышленности | 30.09-04.10 | ||
11 | Лесная промышленность | 07.10-11.10 | ||
12 | Машиностроение. Практическая работа «Определение по картам размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения» География машиностроения | 07.10-11.10 | ||
13 | Пищевая и легкая промышленность | 14.10-18.10 | ||
Тема «Третичный сектор экономики»(7 часов) | ||||
14 | Состав и значение третичного сектора | 14.10-18.10 | ||
15 | Роль и значение транспорта. | 21.10-25.10 | ||
16 | Сухопутный транспорт | 21.10-25.10 | ||
17 | Водный транспорт | 05.11-08.11 | ||
18 | Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь | 05.11-08.11 | ||
19 | Наука | 11.11-15.11 | ||
20 | Жилищное и рекреационное хозяйство | 11.11-15.11 | ||
Часть V География крупных регионов страны Районирование России (48час) | ||||
21 | Зачем районировать территорию России? | 18.11-22.11 | ||
Европейская Россия (Западный макрорегион) 30 часов | ||||
22 | Общая характеристика Европейской России | 18.11-22.11 | ||
23 | Европейский Север. Географическое положение | 25.11-29.11 | ||
24 | Природа Европейского Севера | 25.11-29.11 | ||
25 | Население и хозяйственное освоение Европейского Севера | 02.12-06.12 | ||
26 | Хозяйство Европейского Севера | 02.12-06.12 | ||
27 | Северо – Западный район. Географическое положение | 09.12- 13.12 | ||
28 | Природа Северо-Запада | 09.12- 13.12 | ||
29 | Население и хозяйственное освоение Северо-Западного района | 16.12-20.12 | ||
30 | Хозяйство Северо - Запада | 16.12-20.12 | ||
31 | Центральная Россия. Географическое положение | 23.12-27.12 | ||
32 | Природа Центральной России | 23.12-27.12 | ||
33 | Население и хозяйственное освоение Центральной России | 09.01-17.01. | ||
34 | Хозяйство Центральной России Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий. Практическая работа | 09.01-17.01. | ||
35 | Европейский Юг. Географическое положение | 20.01-24.01 | ||
36 | Природа Европейского Юга | 20.01-24.01 | ||
37 | Население и хозяйственное освоение Европейского Юга | 27.01-31.01 | ||
38 | Хозяйство Европейского Юга | 27.01-31.01 | ||
39 | Поволжье Географическое положение | 03.02-07.02 | ||
40 | Природа Поволжья | 03.02-07.02 | ||
41 | Население и хозяйственное освоение Поволжья | 10.02-14.02 | ||
42 | Хозяйство Поволжья Практическая работа сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья | 10.02-14.02 | ||
43 | Особенности ЭГП региона, формирование природы Практическая работа Определение географического положения Московской области | 17.02-21.02 | ||
44 | Население и хозяйственное освоение Московской области | 17.02-21.02 | ||
45 | Особенности хозяйства Московской области. | 24.02-28.02 | ||
46 | Особенности административного центра региона | 24.02-28.02 | ||
47 | Социально экономические проблемы Московской области | 02.03-06.03 | ||
48 | Урал. Географическое положение | 02.03-06.03 | ||
49 | Природа Урала | 10.03-13.03 | ||
50 | Население и хозяйственное освоение Урала | 10.03-13.03 | ||
51 | Хозяйство Урала Практическая работа. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала. Определить пути решения | 16.03-20.03 | ||
Азиатская Россия (Восточный макрорегион 13 час.) | ||||
52 | Азиатская Россия. Географическое положение | 16.03-20.03 | ||
53 | Западная Сибирь. Географическое положение | 30.03-03.04 | ||
54 | Природа Западной Сибири Практическая работа. Оценка природных условий Западно-Сибирского района для быта и жизни человека | 30.03-03.04 | ||
55 | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири | 06.04-10.04 | ||
56 | Хозяйство Западной Сибири | 06.04-10.04 | ||
57 | Восточная Сибирь. Географическое положение | 13.04-17.04 | ||
58 | Природа Восточной Сибири | 13.04-17.04 | ||
59 | Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири | 20.04-24.04 | ||
60 | Хозяйство Восточной Сибири Практическая работа Составление характеристики Норильского промышленного узла | 20.04-24.04 | ||
61 | Дальний Восток. Географическое положение | 27.04-.30.04 | ||
62 | Природа Дальнего Востока. | 27.04-.30.04 | ||
63 | Население и хозяйственное освоение района | 04.05-08.05 | ||
64 | Хозяйство Дальнего Востока | 04.05-08.05 | ||
Россия в современном мире 3 часа | ||||
65 | Россия и страны СНГ | 11.05-15.05 | ||
66 | Взаимосвязи России с другими странами | 11.05-15.05 | ||
67 | Объекты мирового природного и культурного наследия | 18.05-22.05 | ||
68 | Обобщение изученного. | 18.05-22.05 | ||
Итого: 68 ч. | ||||
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Программа | 9 | Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева | М.: Дрофа | 2014 г. |
2 | Учебник (основной) | 9 | В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром География России. Хозяйство и географические районы | М.: Дрофа | 2016 г. |
3 | Методическое пособие | 9
| Н.Ю. Маерова Уроки географии 8-9 класс. | М.:Дрофа | 2014 |
4 | Методическое пособие | 9 | В.И.Сиротин. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. | М. Дрофа | 2013 |
5 | Географический атлас | 9 | География России. 9 класс | М.: Дрофа | 2018 |
Согласовано
на заседании ШМО учителей
естественнонаучного цикла
руководитель ШМО
___________ Павлова З.В.
Протокол №___________
«____» ____________2019 г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
____________Злобина Е.Г.
«____» ___________ 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...