рабочая программа
рабочая программа по географии
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области
«Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению МО естественнонаучного цикла Протокол № 1 от 29.08.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка» _____________ А.Н. Родионов Приказ № 166 от 29.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ГЕОГРАФИИ 9 - 10 классов (адаптированная) 2018 - 2020 учебный год Срок реализации 2 года |
Составила: Родионова Т.Ф.
учитель географии
высшей квалификационной категории
2018 г
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№3286-15, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 10 июля 2015 №26;
- Приказ № 74 от 1 февраля 2012 г. « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312;
- Приказ № 889 от 30 августа 2010г « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации» от 9 марта 2004г. №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минообразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427);
- Приказ Управления образования и науки Липецкой области « О базисных учебных планах общеобразовательных учреждений Липецкой области, на 2014/2015 учебный год» от 23.04.2014 № 385
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (одобрена 11 ноября 2011г. на заседании президиума правительства РФ);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г
- Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03\.2004г;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год, утвержденного Приказом МО РФ №253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014 -2015 учебный год»
- Письма Министерства образования и науки РФ от 01. 04 2005 г № 03-417 «О перечне учебного компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (Вестник образования, 2005 №11 или сайт http/www.vestnik.edu.ru);
- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с. Дмитряшевка Хлевенского района»;
- Локальные акты Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с.Дмитряшевка Хлевенского района» на 2018-2019 учебный год;
- Учебный план ГБОУ «Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка» на 2018-2019 учебный год
- Календарный учебный график ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка» на 2018– 2019 учебный год.
Цели и задачи, решаемые для реализации рабочей (адаптированной) программы.
Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В своём содержании отражает основной объём географических знаний, являющихся обязательными для изучения в основной школе, с учётом особенностей региона, детей с ОВЗ
Она включает в себя требования к подготовке учащихся, стандарты образования и является адаптированной к контингенту учащихся ГБОУ «Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка».
Содержание программы сконструировано таким образом, что в каждом курсе пространственные представления формируются комплексно и на всех трёх уровнях – планетарном, региональном и локальном.
Каждый курс имеет при этом свои цели и задачи.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что, помимо научно - ознакомительных функций, он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования.
Главная цель данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
Задачи курса:
- Формирование географического образа своей страны в её многообразии и целостности.
-Формирование представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте мирового (глобального) географического пространства.
-Развитие у школьников необходимых практических умений самостоятельной работы с различными источниками географической информации, а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими.
-Развитие представлений о своём географическом регионе - Липецкой области.
-Создание образа своего родного края, обучение сравнению его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Цели изучения рабочей (адаптированной) программы основного общего образования по географии в 9-10 классах ГБОУ «Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка» Хлевенского района, Липецкой области направлены на:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностей природы, населения и хозяйства разных территорий, об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
- овладение умениями использовать один из языков международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитывать мышление о необходимости бережного отношения к природе.
Для обучающихся с ОВЗ ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка» предусмотрено выполнение коррекционных задач при обучении географии:
развитие речи.
Выработка навыков связной речи
Развитие речевой активности
Обогащение и усложнение словарного запаса
Усложнение смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания)
Усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность)
Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
Развитие мышления.
Учить анализировать.
Учить выделять главное.
Учить сравнивать.
Учит строить аналоги.
Обобщать и систематизировать.
Доказывать и опровергать.
Определять и объяснять понятия.
Ставить и разрешать проблемы.
Коррекция сенсорной сферы.
Развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, наблюдательности.
Точности и тонкости различения цвета, формы, звуков, оттенков речи.
Коррекция двигательной сферы.
Овладение моторикой мелких мышц.
Умение управлять своими двигательными действиями.
Развивать двигательную сноровку, сораизмеримость движения.
Сведения о рабочей (адаптированной) программе:
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению географии.
- Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса, личность обучающегося с ОВЗ, учёт его способностей, возможностей и склонностей.
- Коммуниктативный;
- Культуроведческую направленность обучения, приобщение учеников к осознанию культуры своей страны и других стран.
Рабочая программа курса «География» является адаптированной к учащимся ГБОУ «Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка».
Информация о внесённых изменениях в рабочую программу.
В 9 классе изучается объём курса «География России» Природа . Население.» А.И. Алексеев 8 класс
В 10 классе изучается объём курса «География России. Хозяйство. Географические районы» А.И. Алексеев 9 класс
Место и роль учебного курса: Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение значения географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве
Рабочая программа рассчитана в ГБОУ «Специальная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с. Дмитряшевка разработана с учётом речевых и психофизических возможностей детей и особенностей учебного плана, где программа основной общеобразовательной школы осуществляется за 10 лет. Она соответствует учебному плану школы – интерната. Для 9 – 10 классов количество часов отведено из федерального компонента по 2 часа в неделю.
В 9 классе 2 часа в неделю – 68 часов
В 10 классе 2 часа в неделю -68 часов
Формы организации учебного процесса: уроки общеметодологической направленности, уроки «открытия» новых знаний, презентации, тестирование, ИКТ, игровые технологии, составление проектов уроки отработки умений и рефлексии, уроки развивающего контроля
Технология обучения детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ представляют собой разнородную группу, характеризующуюся степенью и характером нарушений здоровья, уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.
Успешность коррекционной работы с детьми с ОВЗ зависит от ряда благоприятных факторов:
интенсивного систематического и адекватного состоянию ребёнка обучения;
активного участия семьи в его воспитании и обучении;
потенциальных возможностей самого ребёнка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.);
использование коррекционных средств на развитие компенсаторных возможностей
В связи с отставанием в развитии мышления и речи, значительные трудности наблюдаются у них в формировании всех учебных действий. Нарушение влечет за собой отставание в развитии основных мыслительных операций, памяти; медленнее формируются учебные действия: недоразвитие анализа и синтеза приводит к трудностям преобразования условий задачи, недоразвитие абстракции – к трудностям моделирования выделенного отношения. Учебные действия формируются на суженной, недостаточно обобщённой основе, поэтому дети с ОВЗ испытывают затруднения при переносе учебных действий в новые условия, на новые учебные задачи.
Для всестороннего компенсаторного психического развития детей с ОВЗ на каждом возрастном этапе необходимо сочетать обучение и воспитание, а также специально направленные психокоррекционные воздействия, которые обеспечат гармоничное развитие познавательной сферы и личности.
На общеобразовательных и внеклассных занятиях особое внимание уделяется целенаправленной отработке коррекции речи и психофизических процессов восприятия и воспроизведения речевого материала, связанного с их основным содержанием, а также с организацией деятельности учеников. Данные формы требуют дополнительного времени на уроке.
Механизм формирования ключевых компетенций.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами, для учебного предмета «География» на ступени основного образования на базовом уровне являются: установление причинно-следственных связей, анализ, описание, объяснение, доказательства, оценка, поиск информации в различных источниках, умение наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарное исследование, составлять проекты, презентации.
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению географии.
- Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося с ОВЗ, учёт его способностей, возможностей и склонностей.
- Коммуниктативный;
- Культуроведческую направленность обучения, приобщение учеников к осознанию культуры своей страны и других стран.
Виды и форма контроля: различные виды опроса, тестирование через ИКТ, систематизацию знаний, контрольные и практические работы
Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков:
«География Земли» и «География России».
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределение растительного и животного мира.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования. Это формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Результаты изучения учебного предмета.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Планируемые результаты освоения предмета «География. Природа. Население»
9 класс
Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Называть и показывать:
-предмет изучения географии России;
-основные средства и методы получения географической информации;
-субъекты Российской Федерации;
-пограничные государства;
-особенности географического положения, размеры территории, протяжённость морских и
сухопутных границ России;
-границы часовых поясов;
-основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
-климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
-распределение рек страны по бассейнам океанов;
-основные области современного оледенения и крупные ледники;
-зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
-основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального
использования;
-народы, наиболее распространенные языки, религии;
-примеры рационального и нерационального размещения производства;
-объекты Всемирного культурного и природного населения России (список ЮНЕСКО);
-районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели,
землетрясения и т.д.);
-экологические неблагополучные районы России;
-маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России;
Определять (измерять):
-географическое положение объектов;
-разницу в поясном времени территорий;
-погоду по синоптической карте;
-параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам
информации.
Описывать:
-географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды
(экономико- географического, геополитического и т.д.);
-образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного,
сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
-особенности быта и религии отдельных народов.
Объяснять:
-роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
-влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
-образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных
месторождений полезных ископаемых;
-образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды,
образование смога;
-влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
-как составляют прогноз погоды;
распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение
территории человеком;
-почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
-причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
-разнообразие природных комплексов на территории страны;
-различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных
территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского
расселения;
-роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
-уникальность общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
-причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
-особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности,
возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
-объяснить причины географических явлений на основе применения понятий «геологическое
летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»;
«мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»;
«специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «районирование»; «географическое
положение»; «природные ресурсы»; «рынок труда»; «конкуренция»; «экологический кризис».
-проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационых
Прогнозировать:-возможные пути развития территорий под влиянием определённых факторов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«География. Хозяйство и географические районы» 10 класс:
Знать:
-основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы и населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений , разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статических, геоинформационных.
Называть / показывать
-основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-географические районы, их территориальный состав;
-отрасли местной промышленности.
Описывать:
-природные ресурсы;
-периоды формирования хозяйства России;
-особенности отраслевых комплексов и отраслей;
-традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-экономические связи районов;
-состав и структуру отраслевых комплексов;
-основные грузо- и пассажиро-потоки.
Объяснять:
-различия в освоении территории;
-влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-размещение главных центров производства;
-сельскохозяйственную специализацию территории;
-структуру ввоза и вывоза;
-современные социально-экономические и экологические проблемы территории
Прогнозировать:
-возможные пути развития территорий под влиянием определённых факторов
Содержание основных образовательных программ по географии.
9– 10 классы.
География России
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
География своей республики (Липецкой области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по
содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Тематическое планирование по географии. 9 класс 68 часов
№ | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Повторение | 2 | |
2 | Введение | 1 | |
3 | Пространства России | 6 | |
4 | Природа и человек (в том числе «География Липецкой области» 5час | 41 | |
5 | Население России | 15 | |
6 | Итоговое занятие | 1 | |
7 | Экскурсия в заповедник «Галичья Гора» | 2 |
Тематическое планирование по географии 10 класс 68 часов
№ | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Повторение | 1 | |
2 | Введение | 1 | |
3 | Хозяйство (география отраслей и межотраслевых комплексов) | 18 | |
4 | Регионы России | 42ч : | |
4.1 | Европейская часть | 26 | |
4.2 | Азиатская часть | 16 | |
5 | География Липецкой области | 4 | |
6 | Россия в мире | 1 |
Литература и средства обучения
УМК
География Липецкой области Т.Д. Стрельникова, Н.В .Пешкова. Липецк 2012г.
Интерактивная доска с ноутбуком
Учебники: А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким «География России. Природа и население. 8 класс», « География России. Хозяйство и географические районы». 9 класс., М., Дрофа 2017 г.
Атласы с комплектом контурных карт по курсу
- «География России. Природа. Население» 8 кл.: Атлас. - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2017 г.
- Атлас «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс «Дрофа» «Издательство ДИК». 2017г.
- Липецкая область. Атлас: Учебное пособие
- Мир и человек. Географический атлас.
Географические карты настенные по курсу «География России»
Рабочая тетрадь «География России» 8, 9 классы Э.В. Ким, М.,Дрофа 2017 г
Интернет - ресурсы www.gks – Госкомстат России; wwwdemoscope. Ru – электронный журнал «Демоскоп» -информация и анализ по России и миру, с большими и обновляющимися приложениями;www.mirkart.ru/worid/maplist shtml –интерактивные карты мира
Приложение к рабочей (адаптированной) программе - 9-10 кл.
Календарно - тематическое планирование по курсу «География России»
8 класс 2019/20учебный год
География 8 класс А.И. Алексеев «География России. Часть первая. Природа и население» 68 часов, 2 часа в неделю
№ | Разделы. Тема урока | Кол-во час | Дата | Примеч. | |
план | факт | ||||
1 2 3 | Урок-путешествие «По материкам и странам» Урок-экскурсия «Природа нашего края» Повторение. Введение. Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. | 2 1 | 03.09 05.09 10.09 | ||
4 | 1. Пространства России Россия на карте мира | 6 1 | 12.09 | ||
5 | Границы России. Крым . Пр.р.№1. « Обозначение на контурной карте пограничных государств». | 1 | 17.09 | ||
6 | Россия на карте часовых поясов. | 1 | 19.09 | ||
7 | Формирование территории России. | 1 | 24.09 | ||
8 | Географическое изучение территории России. Присоединение Крыма. | 1 | 26.09 | ||
9 | Современные задачи географии России. Географическое районирование | 1 | 01.10 | ||
10 | Раздел II .Природа и человек Тема 1 Рельеф и недра. Строение земной коры на территории России. | 41 4 1 | 03.10 | ||
11 | Важнейшие особенности рельефа России и Липецкой обл.. Пр.р.№3 «Обозначение главных тектонических структур» | 1 | 08.10 | ||
12 | Современное развитие рельефа России и Липецкой обл.. | 1 | 10.10 | ||
13 | Богатства недр России Пр.р.№4. «Установление взаимосвязей тектонических структур» | 1 | 15.10 | ||
14 | Тема 2 Климат Общая характеристика климата России и Липецкой обл.. | 6 1 | 17.10 | ||
15 | Закономерности циркуляции воздушных масс | 1 | 22.10 | ||
16 | Закономерности циркуляции воздушных масс. | 1 | 24.10 | ||
17 18 | Разнообразие типов климата. Типы погоды в Липецкой области | 1 1 | 07.11 12.11 | ||
19 | Климат и человек Агроклиматические ресурсы. Пр.р.№5 «Оценка влияния климатических условий на географию ». | 1 | 14.11 | ||
20 | Тема 3 Внутренние воды и водные ресурсы Реки | 3 1 | 19.11 | ||
21 | Озёра, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники. Пр.р №6 «Обозначение крупных рек и озёр» | 1 | 21.11 | ||
22 | Человек и вода. Водные ресурсы Липецкой области.. | 1 | 26.11 | ||
23 | Тема 4 Почвы – национальное достояние России Почва – «особое природное тело» | 4 1 | 28.11 | ||
24 | География почв России | 1 | 03.12 | ||
25 | Почвы и урожай Пр.р.№7 «Анализ почвенного профиля». | 1 | 05.12 | ||
26 | Рациональное использование и охрана почв. | 1 | 10.12 | ||
27 | География Липецкой области Географическое положение. Физико-географическая хар-ка | 5 1 | 12.12 | ||
28 | История географического познания. Основные этапы освоения заселения. Формирование культуры народов Липецкой области | 1 | 17.12 | ||
29 | Природные ресурсы, их оценка | 1 | 19.12 | ||
30 | Особо охраняемые природные территории | 1 | 24.12 | ||
31 | ЛОСС – особая достопримечательность Липецкой области | 1 | 24.12 | ||
32 | Тема 5 В природе всё взаимосвязано Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. | 4 1 | 26.12 | ||
33 | Свойства природных территориальных комплексов | 1 | 14.01 | ||
34 | Человек в ландшафте | 1 | 16.01 | ||
35 | Экскурсия в природу. Составление прогноза изменения компонентов природы и их взаимосвязь на примере своего края | 1 | 21.01 | ||
36 | Тема 6 Природно – хозяйственные зоны Учение о природных зонах. | 10 1 | 23.01 | ||
37 | Арктика. | 1 | 28.01 | ||
38 | Субарктика. Редкоочаговое расселение. | 1 | 30.01 | ||
39 | Таежная зона. | 1 | 04.02 | ||
40 | Болота | 1 | 06.02 | ||
41 | Смешанные леса | 1 | 11.02 | ||
42 | Лесостепи и степи. | 1 | 13.02 | ||
43 | Полупустыни и пустыни, субтропики- южная полоса России. Крым. | 1 | 18.02 | ||
44 | Природа гор. | 1 | 20.02 | ||
45 46 | Человек и горы. Систематизация знаний по теме «Природа и человек» | 1 1 | 27.02 04.03 | ||
47 | Тема 7 Природопользование и охрана природы Понятие о природной среде Пр.р.№8. «Выявление взаимосвязей природных условий». | 4 1 | 06.03 | ||
48 | Рациональное использование природных ресурсов. | 1 | 11.03 | ||
49 50 | Охрана природы | 1 1 | 13.03 18.03 | ||
51 | Раздел III Население России Численность населения России . | 15 1 | 20.03 | ||
52 | Понятие о воспроизводстве населения. | 1 | 01. 04 | ||
53 | Соотношение мужчин и женщин Пр.р.№9. «Характеристика половозрастного состава населения». | 1 | 03.04 | ||
54 | Половозрастная пирамида населения России | 1 | 08.04 | ||
55 | Виды миграций населения | 1 | 10.04 | ||
56 | Внешние миграции | 1 | 15.04 | ||
57 | Территориальная подвижность населения. Пр.р.№10. «Изучение миграционных потоков». | 1 | 17.04 | ||
58 | География рынка труда | 1 | 22.04 | ||
59 | Этнический состав населения | 1 | 24.04 | ||
60 | Религии России. | 1 | 29.04 | ||
61 | Плотность населения. | 1 | 06.05 | ||
62 | Расселение людей, типы населённых пунктов. | 1 | 08.05 | ||
63 | Города России Пр.р.№11 «Нанесение на карту городов-миллионеров». | 1 | 13.05 | ||
64 | Сельское расселение, его особенности. | 1 | 15.05 | ||
65 66 | Условия и образ жизни людей Пр.р.№12 « Изучение особенностей размещения народов России» Итоговое занятие | 1 1 | 20.05 22.05 | ||
67 68 | Экскурсия в заповедник «Галичья гора» | 2 | 27.05 29.05 | Всего 67 час | Праздн. день25.02 |
Приложение к рабочей (адаптированной) программе - 10 кл.
Календарно - тематическое планирование по учебному курсу
«География» - 10 класс. 2019 - 2020 учебный год
Методическое обеспечение: учебник А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, Г.Ю. Кузнецова, Г.Я. Лисенкова, В.И. Сиротин. «География России. Хозяйство и географические районы.» ( 9 класс )
№ | Разделы. Тема урока | Кол-во час | Дата | Примеч. | |
план | факт | ||||
1. 2 3 | Повторение «Природа России», Введение «Россия на карте мира» 1.Хозяйство России Понятие хозяйства. Его структура | 1 1 18 1 | 02.09 05.09 09.09 | ||
4 | Этапы развития хозяйства России. | 1 | 12.09 | ||
5. | Географическое районирование. | 1 | 16.09 | ||
6 | Сельское хозяйство. Растениеводство | 1 | 19.09 | ||
7 | Сельское хозяйство Животноводство Пр.р. 1. «Объяснение зональной специализации » | 1 | 23.09 | ||
8 | АПК Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. | 1 | 26.09 | ||
9 | Лесной комплекс | 1 | 30.09 | ||
10 | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) | 1 | 03.10 | ||
11 | Электроэнергетика | 1 | 07.10 | ||
12 | Металлургический комплекс Пр.р.3 «Объяснение влияния различных факторов на примере Новолипецкого металлургического комбината»» | 1 | 10.10 | ||
13 | Химическая промышленность. Проблемы и пути решения экологического состояния г. Липецка Пр.р.5. «Составление схемы межотраславых связей». | 1 | 14.10 | ||
14 | . Машиностроительный комплекс Пр.р.4. «Изучение особенностей внутриотраслевых связей» | 1 | 17.10 | ||
15 | Транспортный комплекс. Пр.р.6. «Сравнение транспортной обеспеченности» | 1 | 21.10 | ||
16 | Транспортный комплекс. Пр.р.6. «Сравнение транспортной обеспеченности» | 1 | 24.10 | ||
17 | Информационная инфраструктура | 1 | 28.10 | ||
18 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Пр.р.7. «Объяснение возникновения экологических проблем» | 1 | 31.10 | ||
19 | Территориальное (географическое) разделение труда | 1 | 07.11 | ||
20 | Систематизация знаний по разделу «Хозяйство России» Пр.р 8 «Выделение на контурной карте главных районов» | 1 | 11.11 | ||
21 | 2 Районы России Европейская часть Восточно – Европейская равнина | 42 26 1 | 14.11 | ||
22 | Волга. | 1 | 18.11 | ||
23 | Центральная Россия: состав, географическое положение | 1 | 21.11 | ||
24 | Центральный район: особенности населения | 1 | 25.11 | ||
25 | Центральный район, Хозяйство, его особое значение в жизни России. | 1 | 28.11 | ||
26 | Москва – столица России | 1 | 02.12 | ||
27 | Города Центрального района. Старопромышленный район страны. Пр. р 9 «Составление географических маршрутов» | 1 | 05.12 | ||
28 | Центрально-Черноземный район. Город Липецк – город Металлургов | 1 | 09.12 | ||
29 | Волго-Вятский район. | 1 | 12.12 | ||
30 | Северо-Западный район. | 1 | 16.12 | ||
31 | Древнерусские города Пр.р.10. «Составление географического описания». | 1 | 19.12 | ||
32 | Санкт-Петербург его основание и этапы развития. | 1 | 23.12 | ||
33 | Калининградская область. | 1 | 26.12 | ||
34 | Европейский – Север. | 1 | 09.01 | ||
35 | Этапы освоения и заселения территории. | 1 | 13.01 | ||
36 | Роль Севера в развитии русской культуры. | 1 | 16.01 | ||
37 | Поволжье. Пр.р.11. «Нанесение на контурную карту крупных городов Поволжья». | 1 | 20.01 | ||
38 | Этническая и культурная неоднородность района. | 1 | 23.01 | ||
39 | Северный Кавказ и Крым. (Европейский Юг). Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые | 1 | 27.01 | ||
40 | Народы Северного Кавказа Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов | 1 | 30.01 | ||
41 | Хозяйство Северного Кавказа и Крыма. Рекреационные зоны России | 1 | 03.02 | ||
42 | Южные моря России, их природное использование Транспортное и рекреационное значение морей. Пр.р 12 «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа» | 1 | 06.02 | ||
43 | Урал как природный и экономический район | 1 | 10.02 | ||
44 | Этапы развития и современное хозяйство Урала | 1 | 13.02 | ||
45 | Города Урала. Проблемы района. | 1 | 17.02 | ||
46 | Систематизация знаний по теме «Районы Европейской части» | 1 | 20.02 | ||
47 | Азиатская часть Природа Сибири | 16 1 | 27.02 | ||
48 | Природа и ресурсы пояса гор Южной Сибири | 1 | 02.03 | ||
49 | Арктические моря | 1 | 05.03 | ||
50 | Население Сибири | 1 | 12.03 | ||
51 | Хозяйственное освоение Сибири | 1 | 16.03 | ||
52 | Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы . | 1 | 19.03 | ||
53 | Хозяйство Западной Сибири | 1 | 30.03 | ||
54 | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы | 1 | 02.04 | ||
55 | .Байкал | 1 | 06.04 | ||
56 | Хозяйство Восточной Сибири | 1 | 09.04 | ||
57 | Дальний Восток. Формирование территории | 1 | 13.04 | ||
58 | .Природные условия и ресурсы Дальнего Востока | 1 | 16.04 | ||
59 | Моря Тихого океана | 1 | 20.04 | ||
60 | Население Дальнего Востока | 1 | 23.04 | ||
61 | Хозяйство Дальнего Востока | 1 | 27.04 | ||
62 | Систематизация знаний по теме «Восточные Районы России» | 1 | 30.04 | ||
63 | Липецкая область Особые экономические зоны | 4 1 | 04.05 | ||
64 | Хозяйство и перспективы развития | 1 | 07.05 | ||
65 | Инфраструктура. Рекреационное хозяйство | 1 | 11.05 | ||
66 | АПК. Перспективы развития . | 1 | 14.05 | ||
67 | Россия в мире | 1 | 18.05 | ||
68 | Контрольная работа 1 | 22.05 | |||
Всего : 68ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...