"Демографическая проблема в мире"
учебно-методический материал по географии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Демографическая проблема в мире
Цели:
1. Вызвать интерес к изучению предмета географии
2. Расширить представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в разных странах, рассмотреть закономерности динамики численности населения мира.
3. Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
4. Обобщить и закрепить знания по темам “ Демографическая проблема”
В начале урока раздать план и прием «Рыбная кость»!!!!!!
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся! Я рада приветствовать Вас на нашем занятии. Зрительная проверка присутствующих
2. Изучение нового материала:
Активизация учащихся.
Учитель географии. Мы с вами живем в 21 веке– веке ноосферы и высоких компьютерных технологий. Вам уже не интересно просто читать и конспектировать материал, нужно применить полученные знания в жизни. Вы умеете строить графики разного уровня сложности. Вы должны понимать, что многие гуманитарные, естественные и точные предметы взаимосвязаны и необходимы в нашей жизни.
Формулирование темы.
Для того чтобы определить, чем мы сегодня будем заниматься, Вам предлагается посмотреть на экран (слайды 1-5). Просмотрев предложенные Вам фото, как Вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?
Как Вы понимаете такое множество проблем невозможно рассмотреть в рамках одного занятия. В связи с этим мы остановимся на одной из них. А какой именно Вы должны определить сами. Так, по мнению Урхо Кекконен об этой проблеме можно сказать следующим образом «Будущее нации зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок». О какой, по вашему мнению, проблеме высказался подобным образом ученый? (слайд №6,7)
Если у учащихся возникают затруднения в определении проблемы, о которой пойдет речь на уроке можно привести высказывание Эрика Линкантера, который по этому поводу сказал: «Если бы люди могли выбирать, где им рождаться, некоторые страны совершенно бы обезлюдели».
Совершенно верно речь идет о демографической проблеме как о проблеме мирового масштаба.
Итак, тема нашего занятия – демографическая проблема (слайд №8).
Толковый словарь Ушакова. «ДЕМОГРА́ФИЯ, демографии, мн. нет, жен. (от греч. demos - народ и grapho - пишу) (стат.). Отдел статистики, изучающий состав и движение населения».
ДЕМОГРАФИЯ — (от греч. demos — народ и grapho — пишу) наука о народонаселении, изучающая изменение численности населения, рождаемость и смертность, миграцию, половозрастную структуру, национальный состав, географическое распределение и их зависимость от социально-экономических, исторических и других факторов. Экономический словарь терминов
Откройте тетради. Запишите число и тему.
У нас необычный урок. Мы проведем мини-конференцию, и заслушаем четыре исследовательские группы, каждая из которых работала по одному из направлений:
- Составление графиков «Рост численности населения мира»
- Демографический взрыв: причины и последствия.
- Теория демографического перехода.
- Демографическая политика.
В ходе урока ваша задача делать в тетради записи необходимые для написания отчета, о проведенной конференции используя предложенный план.
План работы над отчетом по итогам конференции. (слайд 9)
1. В чем сущность демографической проблемы?
2. Причины и последствия демографического взрыва?
3. Что такое теория демографического перехода? На какой фазе находятся развитые и развивающиеся страны?
4. В чем отличия демографической политики в развитых и развивающихся странах?
По ходу выступления наших исследовательских групп вы должны будете, используя прием «Рыбная кость», разложить проблему на причины и аргументы, в конце сделать вывод. (слайд 10)
Постановка проблемы.
В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Вы знаете, что в мире существует огромное количество проблем, от предотвращения ядерной войны до загрязнения окружающей природной среды. Но особое место среди них занимает – демографическая.
Из-за быстрого роста населения на планете, перед человечеством появляются все новые задачи. По оценкам ООН к 2020 году на Земле будет жить около 8 млрд. чел. Всем им будут нужны вода, пища, воздух, энергия. Чтобы обеспечить людей всем необходимым, человечество прилагает огромные усилия, нанося непоправимый вред природе. Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. От ее решения зависит эколого-экономическое развитие мира, дальнейшая жизнь всего человечества
Слово предоставляется первой исследовательской группе, занимавшейся построением графиков (приложение).
Что мы видим на графиках, из - за чего происходит рост населения?
До Второй мировой войны высокая рождаемость и высокая смертность (из-за болезней, голода, эпидемий) уравновешивали друг друга. Во второй половине XX века пришедшие в развивающиеся страны достижения цивилизации (вакцинация, медицинское обслуживание, санитарно-гигиенические меры, улучшение материальных условий) привели к высокому естественному приросту населения.
Теперь давайте посмотрим на динамику численности населения в России ( слайд №11)
Что происходит с численностью населения в России и почему?
Слово предоставляется второй исследовательской группе изучившей проблему Демографического взрыва. (слайд 12)
Другая группа задает вопрос.
Какие же последствия демографического взрыва существуют или будут существовать???:
На основе проведенных нами исследований можно четко сформулировать проблемы и последствия демографического взрыва в развивающихся странах:
- сокращение природных ресурсов
- голод
- «трущобная» урбанизация поскольку расширять с/х угодия уже нет возможности, то происходит рост городов из-за того, что люди в них устремляются, след., образуются многомиллионные трущобные зоны, кот. Загрязняют среду, надвигаются на пахотные земли и нац. Парки
- безграмотность
- эпидемии
- терроризм (военные конфликты)
Вопрос к классу: Как вы думаете, какова роль религий мира в процессе демографического взрыва.
Посмотрите на слайд 13 и 14.
Ислам (мусульмане) полигамная форма брака, след., увелич. Рождаемости, брак является священным ( расторгнуть нельзя). Самая строгая религия – буддизм. Не поощряется брачность, аборты, средства контрацепции.
В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным считается – ваххабизм. Голодными, безграмотными и фанатиками легче управлять в вере.
Религия все таки играет не ведущую роль в процессе демографического взрыва!
Несмотря на остроту демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. Что же произошло? (слайд № 15)
Ответ нам дадут участники третьей исследовательской группы, изучившие вопрос теории демографического перехода.
Задание к классу: давайте подведем итог: в какой фазе демографического перехода находятся развитые и развивающие страны? что происходит с населением и какие последствия могут быть?
РАЗВИВАЮЩИЕ СТРАНЫ – 2 И 3 ЭТАП – ЧТО ЗНАЧИТ???
РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ – НА 4 ЭТАПЕ?
Вы знаете, что в развитых и развивающихся странах демографическая политика носит разный аспект. В чем ее отличия нам расскажет четвертая исследовательская группа.
Вопрос классу: какая демографическая политика проводится в России: материнский капитал, льготы семьям, имеющим 3 и более детей, перинатальные центры, миграционный поток. (разумная иммиграция и сокращение эмиграции).
3. Итоги урока.
Подведем итог.
Сегодня вы расширили свои знания о демографической ситуации в мире, отдельных регионах и странах. Выяснили, что демографическая проблема существует во всем мире: в развивающихся странах резкое увеличение населения, в развитых – наоборот. Первая группа показала нам, как практические навыки, полученные на уроках информатики, можно применить на уроке географии. На следующем уроке весь класс будет участвовать в построении графиков по статистическим данным
4. Этап Рефлексия
прием "Три М"
я предлагаю вам назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.
4. Домашнее задание: параграф 11 в. 6 после параграфа (п)
Я благодарю Вас за работу на уроке. И напоследок хочу сказать, что будущее нации зависит от ее детей, т.е. от Вас. И я очень надеюсь, что каждый из Вас задумается о будущем России и перспективах ее развития.
На этом наше занятие подошло к концу. Всего доброго, до свидания!
5. Использованная литература:
- Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд.-М.: Дрофа
- http://ru.wikipedia.org/
- Климанова О.А. География в таблицах, дрофа 2006
Прием «Фишбоун»
Демографическая проблема в мире | |
причины | Аргументы и факты |
Отсутствие контроля над рождаемостью, низкая смертность детей (развитая медицина), низкий уровень образования | Развивающие страны – рост населения |
Много денег тратится на детей, эмиграция, высокая смертность от болезней, природные катастрофы | Убыль населения в развитых странах |
Вывод: в развивающихся странах происходит рост населения, а в развитых – наоборот. |
Приложение
Построить график «Рост численности населения мира»
Регион | Численность населения, млн. чел. | |||||
1950 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 | 2010 | |
Европа (включая Россию) | 597 | 700 | 721 | 728 | 728 | 738 |
Зарубежная Азия | 1398 | 2632 | 3168 | 3680 | 3905 | 4060 |
Африка | 221 | 470 | 622 | 796 | 906 | 976 |
Сев. Америка | 172 | 256 | 284 | 316 | 330 | 426 |
Латинская Америка | 167 | 361 | 442 | 520 | 561 | 585 |
Австралия и Океания | 13 | 23 | 27 | 31 | 33 | 35 |
Мир в целом | 2519 | 4435 | 5264 | 6071 | 6465 | 6820 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ и ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
здоровье населения России ухудшается из года в год, что крайне неблагоприятно влияет на демографическую ситуацию. Так, средняя продолжительность жизни россиян ныне всего около 65 лет, а у мужчин – 57-...
Научно - практическая работа Заргарян Микаел. "Демография. Демографические проблемы России на примере д. Верх - Чик"
Научно - практическая работа, выполненная учащимся 8 класса Заргарян Микаелом. Работа признана лучшей на районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" -2012 года...
Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».
К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знан...
Урок в 10 классе "Демографическая проблема в мире"
Мы с вами живем в 21 веке– веке ноосферы и высоких компьютерных технологий. Вам уже не интересно просто читать и конспектировать материал, нужно применить полученные знания в жизни. Вы умеете строить ...
Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема"
Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема" может быть использована на уроках географии в старшей школе....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...
Презентация по теме:«Глобальные проблемы человечества ( демографическая проблема)»
Данную презентацию можно использовать на уроках географии в 11 классе. Она затрагивает вопросы: демографический взрыв, демографических переход, перенаселение и пути решения демографической проблемы....