География Карелии. Экология
план-конспект занятия по географии (9 класс)
При изучении родного края один из разделов посвящен экологии. Здесь представлена разработка урока по данному разделу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9klass_ekologiya_karelii.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 9 классе. Раздел: Изучение родного края.
Тема: Охрана природы. Экологические проблемы использования природных ресурсов.
Цели и задачи урока:
- сформировать понятия заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, учить находить черты сходства и различия; углубить и обобщить знания о природоохранных территориях Беларуси;
- развивать умение оценивать и анализировать ситуации, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; формулировать проблемы и грамотно излагать свои мысли;
- формировать чувства ответственности и сострадания, осознанного и заботливого отношения к растениям и животным.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебные пособия, конверты с заданиям
Ход урока
- Организационный момент
Вступительное слово учителя:
- Ребята, я приглашаю вас сегодня совершить путешествие. Закройте глаза и представьте себе свое сердце, такое маленькое, но ни на минуту не останавливающееся… А теперь представьте себя в этом классе… Нашу школу, в которой находится наш класс, а в нем – вы, и у каждого из вас есть сердце. Поднимемся выше и представим себе нашу Карелию – удивительно красивую, чистую, зеленую и солнечную. А хотите ли Вы всегда видеть её такой? Давайте подумаем, что для этого необходимо. Сможете сформулировать тему нашего сегодняшнего разговора? Правильно! Разговор пойдёт об экологических проблемах. Какие поставим задачи?(Выслушать ответы)
- Сегодня на уроке нам предстоит посетить не только самые красивые и необыкновенные уголки нашей Карелии, но и самые недоступные и даже запретные. А дело все в том, что на территории Карелии есть места, которые находятся под охраной человека. Что же это за территории, почему их надо охранять и каким образом человек делает это? На все эти вопросы мы с вами сегодня ответим вместе.
Запишем в тетради тему нашего урока «Охрана природы Экологические проблемы использования природных ресурсов.
1 слайд «Охрана природы Карелии. Экологические проблемы использования природных ресурсов»
2. Объяснение нового материала
- На уроке вы узнаете, что такое природоохранные территории, для чего они создаются, какие мероприятия по охране природы проводятся у нас в Карелии. Каждый из нас очень любит свою Родину и мы должны ее оберегать, делая все, чтобы наша природа дарила всем радость. А как это сделать, нам помогут знания, полученные сегодня на уроке.
2 слайд «Особо охраняемые территории Карелии»
- Территория Карелии характеризуется большим биологическим разнообразием и в этом вы убедились на предыдущих уроках, на которых мы обсуждали растительный и животный мир карельских лугов, болот, лесов. Для того, чтобы оставить нашим потомкам типичные участки природных комплексов в естественном состоянии, и создаются природоохранные территории.
3 слайд «Карта природоохранных объектов Карелии»
- Посмотрите на кару и скажите: равномерно ли распределены природоохранные объекты?
Физкультминутка для глаз
- Закрепление знаний
- Ребята, сейчас вам необходимо будет провести интересные исследования. У каждого из вас на столе лежат конверты. В каждом конверте находится название одной из природоохранных территорий Карелии №1природоохранные объекты на территории Карелии? Вам необходимо, используя Интернет, найти как можно больше интересных сведений об этом объекте и описать его по плану образец № 2 который вы так же найдете в вашем конверте. Весь найденный материал вы вносите в свои таблицы, которые находятся под № 3.
(Ученики выполняют задание и кратко воспроизводят результаты поисков)
5 слайд «Заповедники»
6 слайд «Водлозерский национальный парк»
7 слайд «Национальные парки»
8 слайд «Национальный парк «Паанаярви»
9 слайд «Заказники»
10 слайд «Музей минералов в Чупе»
11 слайд «Памятники природы»
12 слайд «Нильма – губа - «санаторий» для белух»
Выслушать всех выступающих и задать вопросы друг другу.
Закрепление материала
(Выполнение теста по десятибалльной системе оценивания с использованием компьютерной программы)
Тест по теме «Охрана природы Карелии. Экологические проблемы использования природных ресурсов.
1.Выберите правильные утверждения:
- Вся территория нашей республики находится в пределах ландшафтов лесного типа
- Кемский район является самым северным.
- В Карелии в среднем за год выпадает 900 мм осадков в год
- Самый старый заповедник – Калевальский.
2. Обозначьте правильный вариант ответа.
Какая природоохранная территория была создана в 1992 году для сохранения природы северных лесов?
- Национальный парк «Паанаярви»;
- Заповедник «Кивач»
- Национальный парк «Водлозерский»
3. Выберите правильный вариант ответа.
В каком районе Карелии расположен Водлозерский национальный парк?
- Кемском
- Лоухском
- Медвежьегорском
- Пудожском
4.Выберите правильное утверждение.
- Типичными жителями тайги являются грызуны
- Самыми распространенным видом деревьев карельских лесов являются сосна и ель
- Природоохранные территории в республике составляют 10%
- В заповеднике «Кивач» расположена гора Нуорунен.
5.Выберите из списка названия животных, которые занесены в Красную книгу Республики Карелия.
Бурый медведь, дикий кабан, гадюка обыкновенная, форель, рысь, норка европейская, заяц, птица гага, серый гусь .
6. Постройте логическую цепь « Изменения в природном комплексе в результате осушения верхового болота»
- уменьшение испарения;
- обмеление рек и ручьев;
- исчезновение клюквы и морошки;
- появление лесной растительности;
- осушение болота
7. Что составляет основу животного мира Карелии:
- животные болот;
- животные лесной зоны;
- животные полей и лугов;
- животные водоемов и побережий
8. Закончите предложение:
Самой распространенной породой деревьев в Карелии является…
9. Вставьте пропущенные слова.
Охрана природы включает систему…, которые направлены на сбережение и … природных богатств, эффективное использование … ресурсов, уменьшение вредного воздействия на природу хозяйственной …. человека.
10. О какой природоохранной территории идет речь.
1. На данной территории запрещена любая деятельность человека, кроме научной
2.На территории разрешена туристическая и научная деятельность
5. Рефлексия «Острова»
(Учитель и ученики читают стихи под музыку)
- Домашнее задание
Составить репортаж на тему: «Экологические проблемы Лоухского района»
7.Подведение итогов, выставление оценок (правильные ответы теста на доске) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по географии "Юный эколог"
Программа дополнительного образования кружок по географии "Юный эколог", расчитана на детей возраста 11-14 лет. Срок реализации - 1 год.Целью работы кружка «Юный эколог» состоит в развитии экологическ...
Интегрированный урок по географии и экологии «Природные зоны Австралии»
Разработка урока поможет всем, кто хочет интересно рассказать о Автралии своим ученикам....
Презентация "Внеклассная работа по географии и экологии"
В презентации кратко рассказала о внеурочной работе по географии и экологии....
Внеклассная работа по географии и экологии.
Внеурочная деятельность ведется по четырем направлениямНеделя географии и экологии .2. Кружковая деятельность: работают кружки «Поисково - краеведческая», «Клуб друзей WWF «Сардаана...
Интегрированный урок по химии, географии и экологии по теме "Черное золото"
На уроке изучается состав и свойства нефти, раскрывается сущность фракционной перегонки нефти, крекинга нефти, расширяются знания о нефтепродуктах. Рассматриваются способы разведки. добычи и транспорт...
Применения здоровьесберегающих технологий на уроках географии и экологии
Главной целью применения здоровье сберегающих технологий на уроках является: необходимость обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сф...