Развитие речи на уроках географии.
статья по географии
в статье представлен опыт работы по развитию устной речи на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_urokah_geografii_doklad.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи на уроках географии.
Слайд 2
А помните диалог учителя географии и ученика из рассказа «Тиха украинская ночь…»
— Ну… — это ты немножко поверхностно понял… Надо глубже понимать. Не маленький. Ведь это Пушкин… Давай по фразам, «Тиха украинская ночь…» Как ты это понял?
— Я понял, что тихая ночь.
— Нет, - Пойми же, что в словах «Тиха украинская ночь» тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и знать, Кораблев! Договорились? Читай дальше!
— «Прозрачно небо», — сказал я, — небо, значит, прозрачное. Ясное. Прозрачное небо. Так и написано: «Небо прозрачно».
— Эх, Кораблев,— Ну что ты, как попка, затвердил: «Прозрачно небо, прозрачно небо». А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание, Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта?
А после урока Мишка вдруг отвернулся от меня, покраснел и сказал:
— А мое любимое — про сосну: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» Знаешь?
— Знаю, конечно, — сказал я. — Как не знать?
Я выдал ему «научное» лицо.
— «На севере диком» — этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а все-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «стоит на голой вершине» дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корнем…
Слайд 3
Не секрет, что современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная речь. Многим детям зачастую бывает сложно выразить свои мысли не только на уроке, но и при обычном разговоре.
Есть мнение, что развитие речи учащихся — это обязанность учителей-словесников, а у предметника задачи иные, и специального времени для такого обучения нет. Но всякий учебный предмет предполагает усвоение новых терминов и понятий, это и расширяет словарный запас обучающегося, так или иначе он усваивает язык, на котором происходит обучение.
Во время уроков я часто сталкиваюсь с тем, что при ответе дети теряются, не могут сформулировать предложение, просят «задавать вопросы», им легче отвечать на какой-то конкретный вопрос односложным предложением, а не выстраивать сложные предложения для полного ответа.
С целью развития навыков устной речи я стараюсь давать задания, которые требуют от учащихся развёрнутого ответа, позволяющего проверить, насколько обучающийся усвоил тему, а также требующего от него умения логически мыслить, сопоставлять факты и самостоятельно делать выводы.
Так, например, в шестом классе
- при изучении темы «Гидросфера» школьникам даётся задание «Путешествие капельки». Дети должны не только образно представить себе, какой путь пройдёт капелька по пути к океану, но и написать об этом путешествии рассказ-сказку, который они потом зачитывают всему классу.
Слайд 4
Для развития связной монологической речи использую картинки так
- при изучении темы «Литосфера» даются разные задания: рассмотрите фотографии и опишите вулкан, опираясь на зрительный образ, составь небольшой рассказ о вулкане, почему вулкан называют «огнедышащая гора», почему аэропорты закрывают во время извержения вулкана. Или выделите существенные признаки характерные для вулкана, приведите, как можно больше глаголов при написании своего рассказа о вулкане.
Слайд 6
Создание собственного вулкана с демонстрацией и сопроводительным рассказом, одно из заданий для обучающихся 5-6 классов.
Слайд 7
Создание плана местности по сказке со своими условными обозначениями, так же задание для развития устной речи.
Слайд 8
Значительного успеха можно достигнуть, обучая учащихся строить свой ответ как рассуждение. Для развития умения рассуждать предлагаю учащимся высказывать свое мнение, пользуясь такой схемой:
1.Тезис (основное положение).
2. Аргументы (доказательства):
а) …
б) …
3. Вывод.
Например, при ответе на вопрос «От чего зависит сила ветра?» ученик, используя схему ответа, говорит: «Сила ветра зависит от разности атмосферного давления» (основное положение). И далее объясняет, что если разность давления невелика, то ветер будет слабый, а если разность давления большая, то ветер будет сильный (доказательство). Следовательно, чем больше разница в атмосферном давлении между двумя участками земной поверхности, тем быстрее будет перемещаться воздух и тем сильнее будет ветер (вывод).
Слайд 8
В седьмом классе тоже много возможностей для развития навыков разговорной речи обучающихся. Например, при изучении природы каждого из материков, отвечая на вопросы, школьники не просто перечисляют характерные виды растений и животных, но и рассказывают об их интересных особенностях и использовании их людьми.
Если мы сравним два задания для семиклассников, например:
- Расскажите о широтном положении Африки.
- Африку называют континентом коротких теней. Почему?
То поймем, что для того чтобы выполнить первое задание, семикласснику необходимо и достаточно воспроизвести известные ему сведения. При выполнении же второго задания ученику придется сформулировать собственные высказывания, основанные на выстроенной им самим цепочке взаимосвязей:
- длина тени зависит от высоты Солнца, чем выше Солнце, тем короче тень;
- большая часть Африки находится в тропических и в экваториальных широтах, где Солнце бывает в зените;
- в экваториальных и в тропических широтах Солнце поднимается выше, чем в умеренных, поэтому там и тень короче…
Слайд 9-10
Используя литературные произведения, формулирую задания такого типа, которые требуют понимать и сопоставлять, прежде чем обучающийся выдаст устный ответ.
- Почему герои романа Ж.Верна " Дети капитана Гранта" в поисках потерпевших кораблекрушение вынуждены были посетить все материки?
- Вблизи какого континента потерпел крушение корабль «Британия», из произведения Ж.Верна «Дети капитана Гранта», опишите климатические особенности данного региона.
Слайд 12-13
Давая задания в игровой форме, можно пробудить творческие силы ученика, помочь ему ответить лучше, повысить интерес к выполнению работы, так как при этом возникают положительные эмоции к предстоящей деятельности. (защита лепбуков)
Слайд 14
Задание: подготовить устные рассказы на тему «День в Сахаре» (или в сельве, джунглях и т. д.), разрешив составить такой рассказ в форме дневника от первого лица, дать возможность пофантазировать, продумать в деталях собственное путешествие, с непременным использованием знаний о реальных природных особенностях описываемой территории.
Или предложить игру-обобщение «Экспедиция в Австралию (Арктику, Южную Америку и т.д.)». В экспедицию входят: начальник, метеоролог, гидролог, геолог, биолог. Начальник экспедиции получает пакет с заданиями и раздает их специалистам. О результатах своей работы они докладывают письменно или устно.
Слайд 15
В 8-9 классах навыки разговорной речи развиваются при изучении всех тем. При ответе добиваюсь от обучающихся не просто перечисления признаков, например природной зоны, но и её описания – характерные растения, животные, их взаимосвязь и зависимость от климатических условий, и, следовательно, зависимость природных зон от географического положения.
Привлекаю к работе знаменитые полотна художников, которые так же учат школьников формулировать мысли, хорошо, если есть подсказка в виде небольших вопросов, главное что бы ни получился рассказ по картинке.
Задание. Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана « На Волге»
-опишите характер течения реки? Как вы определили эту особенность?
-что вы можете сказать о режиме реки? Свяжите с особенностями климата.
-вспомните место начала и место впадения ( исток и устье) реки?
-какие крупные притоки вы помните? Какие крупнейшие города расположены по берегам реки?
-изменилось ли хозяйственное значение реки со времени написания картины И.Левитана.?
Слайд 16 день Ломоносова в школе.
По моему мнению, все вышеизложенные приемы работы в сочетании с другими формами устной работы на уроках географии способствуют совершенствованию устной речи учащихся и формируют познавательный интерес к предмету.
Человеку нужен УСПЕХ. Язык может привести к успеху - если им правильно пользоваться.
В статье использовались:
- Учебные задачи курса «Как научить школьников выражать географические идеи», под ред. О.В. Крылова; Москва, Педагогический университет, «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Не секрет, что современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная (разговорная) речь. Многим детям зачастую бывает сложно выразить сво...
Развитие речи на уроках географии
презентация по работе над связной речью на уроках географии...
Задания для развития речи на уроках географии.
Использование произведений живописи и литературы на уроках географии....
Проектная работа по теме: «Развитие разговорной речи на уроках географии в школе I-II вида»
В данной работе раскрыты методики и техники формирования и развития речи на уроках географии в специальной школе I-II вида, показаны формы и методы, применяемые на уроках, для активизации речево...
«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г
laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...
Письмо и развитие речи Тема урока: Значение глаголов в речи. 8 класс
Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.Задачи урока:образовательные:- показать роль глаголов в языке и речи;- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;- прод...
Контрольно–диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и развитию речи, истории и географии
9 класс (вспомогательный ) школы для учащихся II видаЦель работы: проверить:– сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);– умение отвечать на воп...