Мировые природные ресурсы
план-конспект урока по географии (10 класс)

Гуркина Марина Эдуардовна

Мировые природные ресурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10kl_otkrytyy_urok_doc.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы; классифицировать природные ресурсы по различным признакам, сформировать понятие   ресурсообеспеченности.

Задачи: Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; проанализировать причины и результаты изменений в природе под влиянием деятельности человека; составить классификацию природных ресурсов и научить определять ресурсообеспеченность мира ресурсами (на примере отдельных природных ресурсов), показать природные и антропогенные ландшафты разных типов.

Развивающие – развивать учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки- умения работы с терминами, таблицами и текстом, географической картой, со статистическими данными, с дополнительными источниками информации;

Воспитательные – воспитывать умение находить причинно-следственные связи между явлениями;  продолжить формирование  экологического стиля мышления и духовно – нравственного воспитания

ХОД УРОКА

Организационный момент.

1. Я приветствую вас. У нас прекрасное настроение и огромное желание учиться, познавать новое и мы отправляемся географическими тропами по блоку??? «Мировые природные ресурсы»

2. Каждый путешественник, собираясь в путь, основательно готовится к дороге. И мы, прежде чем отправимся в путешествие по географическим тропам, тоже выполним тренировочное упражнение. Итак, выход на Тропу I

Назовите:

1. Длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности - общество

2. «Живая оболочка Земли» - часть природы, населённая живыми организмами.- биосфера

3. Среда обитания человека и существования человеческого общества - окружающая среда 

4. Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов). Объясните с помощью этапов взаимоотношений природы и общества

5. Всё сущее, весь мир и многообразие его форм. - природа

Тропа II Д/З и Тропа III

По мимо параграфа, у Вас было задание найти красивое стихотворение о природе, о взаимоотношении человека и природы

Мы сейчас послушаем, что Вы нам приготовили, но не все стихи сразу, начнём по алфавиту,  и в течение урока Литературная тропинка будет нас сопровождать

Литературная тропинка

Тропа IV «Пирамида потребностей»

 «Пирами́да потре́бностей» А. Маслоу

По  теории А. Маслоу первоочередными являются физиологические потребности: такие как ???  воздух, вода, пища, кров и т.д.

- С помощью чего человек реализует физиологические потребности?

(природных ресурсов) подсказка (Компоненты и силы природы, используемые в жизни и хозяйстве).

- Вот этим важным элементам окружающей среды и посвящена тема нашего урока «МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ».

 Вернёмся на Литературную тропинку

Тропа V «Мировые природные ресурсы»

Природные ресурсы

Напишите не менее 3 понятий, которые ассоциируются у вас с этими словами.

(Компоненты и силы природы, используемые в хозяйстве).

Компоненты природы                    Природные ресурсы

горные породы                               Климатические

климат                                             Биологические

вода                                                 Лесные

растительность                              Минеральные

почвы                                             Земельные 

животный мир                               Водные

                                                        Рекреационные

Потребности общества безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения, - ограничены. 

                           Природные ресурсы

▼                                                                   ▼

             исчерпаемые                                              неисчерпаемые

▼                                     ▼

невозобновляемые    возобновляемые

Исчерпываемые бывают возобновляемые и невозобновляемые.

Выберите один правильный ответ

1. Примером исчерпаемых возобновимых природных ресурсов является

а) полиметаллические руды                                  б) ядерная энергия

в) морская вода                                                       г) лесные ресурсы

2.  Наиболее эффективным путем преодоления дефицита воды является

а) рациональное использование водных ресурсов

б) опреснение вод Мирового океана

в) транспортировка айсбергов

г) сокращение потребления воды населением

3.  Примером рационального природопользования является

а) Перевозка нефтепродуктов на морских судах

б) Рекультивация земель в районах добычи угля

в) Захоронение ядерных отходов на полигонах

г) Создание водохранилищ на равнинных реках

Рекультивация — комплекс мер по  восстановлению земель, плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось.

4. Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к исчерпаемым невозобновимым?

а) нефть   б) лесные ресурсы  в) почвенное плодородие  г) климатические ресурсы

5. Ведя разговор о Мировых природных ресурсах мы не должны забывать о родном крае – о какой области???????????? В этом году нашей области исполнилось??? 65 -лет

Литературная тропинка

Тропа VI «Карта» Работа с тестом и картой

1. Площади  обрабатываемых земель  преобладают в странах

а) Северной Африки        б) Южной Азии   в) Австралии   г) Латинской Америки

2. Какое утверждение об обеспеченности природными ресурсами стран мира является верным?

а) Китай обладает крупнейшими запасами каменного угля

б) На территории Саудовской Аравии расположены крупнейшие месторождения бокситов

в) Реки стран Южной Европы обладают гидроэнергетическим потенциалом

г) Мексика является лидером по заготовке промышленного леса

3. Наиболее обеспечены водными ресурсами страны:

а) экваториального пояса         б) тропического пояса              в) арктического пояса

4. Наиболее обеспечены лесными ресурсами страны:

а) США, Египет           б) Россия, Китай                 в) Канада, Финляндия

5. Выберите страны, с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

а) Китай, Россия, США      б)  Конго, Египет, Мали       в) ФРГ, Бразилия, Великобритания

Тропа VII Релаксация

Формирование учебного мыслеобраза.

Займите удобное положение, почувствуйте свой ритм дыхания. Поселите спокойствие и равновесие в вашем теле. Закройте глаза и не открывайте пока я Вам не скажу.

 А теперь найдите тропинку, отправляйтесь по ней к чудесному источнику. Посмотрите, как вода сверкает в лучах солнца, послушайте её плеск в окружающей тишине. Вообразите, что она способна протекать сквозь каждую клеточку, освобождая вас от разочарований, огорчений, обид, которые неизбежно накапливается день за днём. Ощутите, как чистота этого природного  источника становится вашей чистотой, а его энергия – вашей энергией. Поблагодарите источник, и пусть он станет символом водных ресурсов суши. Вообразите, что вы берёте в руки капельки воды, сверкающие радугой в лучах Солнца.

Какова она на ощупь? Почувствуйте вкус. В ней для вас информация: «ресурсы пресной воды лишь 3% от общего объема гидросферы. Но большая часть пресной воды находится в ледниках и многолетних снегах Антарктиды, Арктики, горных ледниках».

Ваша капелька попала в океан. Ощутите запах океана... Вдохните свежего воздуха. Чувствуете прилив бодрости и сил? Поблагодарите океан, пошлите ему свою любовь...

А теперь, мысленно единым взором, окиньте берег океана.

Океан - символ жизни, ее  многообразия, текучести, изменчивости

А нам пора возвращаться. Почувствуйте,  тело наливаются силой... Подвигайте ладонями, плечами. Поверните голову влево, вправо. Улыбнитесь, открывайте глаза и возвращайтесь в класс.

Литературная тропинка

Тропа VIII  Решим ВПР   2б

1. Древесина и изделия из неё по сей день играют большую роль в повседневной жизни людей. Древесина является не только сырьём для производства пиломатериалов, мебели и домов, но и источником целлюлозы для изготовления бумаги и картона, которые используются практически повсеместно.

Какие три из перечисленных стран относятся к мировым лидерам заготовки необработанной круглой древесины?

 

1) Китай

2) Испания

3) Россия

4) США

5) Австралия

6) Камбоджа

Литературная тропинка

Итог урока

Какие понятия вы сегодня  повторили и определили?

Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно…

я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…

я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

у меня получилось … я смог… я попробую…

меня удивило… урок дал мне для жизни

Синквейн

РЕСУРСЫ

растительные, животные

помогают, исчезают, восстанавливаются

чтобы жить – надо охранять

богатства

IХД/З п10

Список использованных источников:

1. Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский География: Экономическая и социальная география мира : в 2 ч. Ч. 1.

2. География от урока к экзамену. Сборник задач. Книга для учителя. Под ред. Наумова А.С.-М, Просвещение ,2011.

3. Мишняева Е.Ю.География,10 класс. Поурочные планы. Волгоград, Учитель АСТ,2018.Составитель Толмачёва Е.В.

4. Петрова Н.И. Тесты по географии,6-10 классы, методическое пособие. Дрофа, 2017

5. Шатных А.В. Современный урок географии. Часть 3.Методические разработки уроков географии,10 класс.-М., Школьная пресса,2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировые природные ресурсы

Иллюстративные материал по теме Мировые природные ресурсы...

Тестовые задания по географии 10 класс Мировые природные ресурсы

Два варианта тестовых заданий в  форме ЕГЭ  для 10 класса по теме " Мировые природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды"...

географический диктант по терминам тем "Современная политическая карта мира", "География мировых природных ресурсов"

Диктант составлен по материалам учебника "География мира. 10 класс" Максаковский В.П....

Урок в 10 классе "Мировые природные ресурсы" опорные схемы урока-лекции

Опорные схемы урока-лекции по теме "Мировые природные ресурсы"...

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Тест по теме: « География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» ...

География мировых природных ресурсов. 10 класс

1.Взаимодействие общества и природы.2. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.3. Минеральные ресурсы....

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»...