Урок по теме "Реки" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)
Урок начинается с проверки домашнего задания. Индивидуальные задания по карточкам и по вопросам для беседы. Изучение нового материала начинается по плану: 1.Что такое река. 2. Бассейн и водораздел реки. 3. Питание и режим реки.4. Реки горные и равнинные 5.Пороги и водопады. 6.Значение реки. 7.Реки Мордовии. Изучение начинается с вводной беседы в виде загадок. затем, начинается объяснительный рассказ учителя с элементами беседы по данной теме.Закрепление изученного материала проводится в виде тестов. Потом проводится работа с контурными картами. Подписать крупные реки мира.практическая работа "Описание реки по выбору учащихся.".Несколько слов о реках Мордовии. Самыми крупными являются: Сура, Алатырь, Мокша, Инсар. Имеют смешанное питание, не судоходны. Следующий этап - рефлексия и перечень используемых на данном уроке ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_reki_6_klass.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Реки. Практическая работа «Описание реки»
ФИО (полностью) | Кудашева Раиса Егоровна | |
2. | Место работы | МБОУ «Мордовско-Полянская СОШ» |
3. | Должность | Учитель географии |
4. | Предмет | География |
5. | Класс | 6 |
6. | Тема и номер урока в теме | №3 Гидросфера. №21 Реки |
7. | Базовый учебник | Начальный курс географии. Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова М.; Дрофа.2010. |
8. Цель и задачи урока
Цель: сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины.
Задачи:
Обучающие: формирование умения работать с картой, определять географическое положение реки, площадь речных бассейнов; находить водоразделы рек; формирование умения составлять описание географического объекта, навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
Развивающие: научить измерять длину реки по географической карте, определять правый и левый берега, определять практическое значение рек, развивает навыки использования, обработки информационных ресурсов.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе своего края, страны, рекам , видеть красоту горной и равнинной реки.
9.Тип урока: комбинированный урок с практической работой
10.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
11. Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, карты атласа, контурные карты, демонстрационная таблица «Речная долина»; рельефная карта России, иллюстрации с изображением рек, макеты: «Водораздел», компьютерная презентация
Требования ФГОС ООО:
Достижение метапредметных результатов:
Умения вести самостоятельный анализ, отбор информации, ее преобразование, передачу с помощью технических средств и информационных технологий.
Достижение предметных результатов:
Представление о современной географической картине мира и владение основами научных географических знаний (базовых понятий).
Умение выделять, описывать и объяснять географические объекты и явления.
картографическая грамотность.
Умение вести наблюдения за объектами, процессами географической среды, их изменениям.
Умение применять географические знания в повседневной жизни.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
Метапредметные: При помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках. Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
Предметные: Преобразование и применение предметных знаний. Формирование навыка наблюдения, сравнения, обобщения.
Методы обучения: Наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Методы познания: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, картографический.
Структура и ход урока
I Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока
II Вопросы и задания для повторения и проверки изученного материала
Индивидуальные задания по карточкам
1-я карточка
-Что такое планктон?
2-я карточка
- Что такое бентос?
3-я карточка
-Что такое нектон?
Вопросы для беседы
- Что такое течение?
- На какие группы делятся океанические течения?
- Назовите основные причины образования океанических течений?
- Как вы можете определить на карте теплое течение или холодное? Приведите примеры.
- Какую роль играют океанические течения в природе?
- Назовите и покажите на карте самое мощное течение в Мировом океане
- На какие группы подразделяется органический мир Мирового океана?
- Сколько видов животных обитает в океане? А сколько видов растений?
- В каких широтах более богат океан живыми организмами? Почему?
- От чего нужно охранять океан?
III Изучение нового материала
План
- Что такое река?
- Бассейн реки и водораздел
- Исследовательская работа «Описание реки»
- Питание и режим реки
- Реки равнинные и горные
- Пороги и водопады
- Значение рек
- Реки Мордовии
1 Вводная беседа
- Темой урока сегодня будет отгадка следующих загадок
- Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
- Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Между гор, между дол
Бежит белый конь
- Да, это река. И эта тема нашего урока на сегодня. Река такое творение природы, которую воспевают в своих произведениях поэты, писатели, художники, музыканты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты..
О, Волга! колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я? (Некрасов)
Нева всю ночь рвалась к морю..
. И спорить стало ей невмочь...
... Но силой ветра от залива
Прегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова. (А.С. Пушкин)
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят. (М.Ю. Лермонтов)
1 Объяснительный рассказ учителя «Речная система» с элементами беседы
- Так что такое река? (Дети дают свои определения). Давайте сравним ваши высказывания с точным определением реки по учебнику.
Далее по определению: Постоянные потоки – сплошной линией, временные – штрихами. В Африке они называются вади, В Австралии - криками.
--Когда показывают реки на карте, то указку перемещают вдоль линии – от истоков к устью.
Исток-начало реки. (По схеме речной системы). http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html
Это может быть простой родник, ледник, болото, другая река.
(По карте) Совершим воображаемое путешествие по реке Волга от её истока к устью. Справа от нас будет располагаться правый берег, с лева, соответственно, левый берег. Река на своём бегу принимает притоки; правые и левые. Для Волги река Ока – правый приток, Кама – левый приток. Приток, запишем в тетрадь.
Главная река и её притоки образуют речную систему.
Река собирает свои воды с ручьёв, с подземных вод. И эту территорию суши, с площади которой все воды текут в реку называют бассейном реки. Самый большой бассейн в мире у реки Амазонка – 7180 кв. км; в России – у реки Обь – 2990 кв. км. Мы проживаем на территории бассейна великой реки Волги. Между 2-мя соседними бассейнами проходит линия водораздела. http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html
В горах она ярко выражена и совпадает с линией главного хребта. Например, Верхоянский хребет является водоразделом рек Лена и Яна. (По карте показать и на рельефной карте, макете «Водораздел») На равнинах водораздел находится на плоских возвышенностях.
И вот река заканчивает свой путь. Путь у рек различен. Самая длинная река в мире (по карте показать)
Нил – 6671 км, далее по порядку:
Амазонка - 6420 км
Миссисипи – 6400 км
Янцзы – 5800 км
Обь с Иртышом – 5510 км
Хуанхэ – 4845 км
Волга – 3531 км
Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – называют устьем. Основные типы устьев рек – простые устья, эстуарии, дельты. http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html
Основными типами устьев являются: простые, эстуарии и дельты. Эстуарии – воронкообразные устья, расширяющие в сторону моря и имеют большие глубины. Устье в виде эстуария имеют российские реки Амур и Енисей. Дельта реки – низменность. Сложенная речными наносами и прорезанная многочисленными протоками. Дельта реки формируется постепенно. Дельту имеют реки Амазонка, Лена, Волга, Нил.
2.Запись новых понятий в тетрадь: речная система, устье, исток, речная долина, пойма, порог, водопад, русло, половодье, паводок, приток, дельта, водопад. Анхель, водопад. Ниагарский, реки: Амозонка, Конго, Волга, Нил. Реки Мордовии: Мокша, Сура, Алатырь. 3 Описание географического положения реки Волги.(Описывает ученик с помощью учителя)
План
- Название
- Положение реки на градусной сетке
- Начало (исток) реки
- В каком направлении течет
- Куда впадает. Тип устья
- Примерная длина
- К бассейну какой реки (моря, озера) относится
4 Аналогичное выполнение практической работы учащимися. ( Название реки по
выбору)
5 Объяснительный рассказ учителя
А) Питание и режим рек. Работа с рисунком учебника 59. График изменения уровня
Волги у города Ярославля до и после возведения плотин.
Б) Реки горные и равнинные с использованием иллюстраций и рис. Учебника 57.
В) Пороги и водопады с использованием иллюстраций http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html
Г) Значение рек
Д) Реки Мордовии.
Вопросы для беседы
- Перечислите наиболее крупные реки Мордовии.
- По характеру течения какие эти реки?
- Какое питание имеют?
- В какое время года бывает половодье на реках Мордовии?
- Притоком какой реки является наша речка Лундан?
- К бассейну какой реки относится? Проследим его путь.
Лундан ---- Парца ---- Вад ---- Мокша ---- Ока ---- Волга.
IV Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1.Тесты http://yandex.ru/yandsearch?text=scool-collection.edu.ru&clid=1923017&lr=47
2 Работа с контурными картами
- Подпишите на контурной карте реки: Нил, Конго, Амазонка, Волга, Енисей, Лена
V. Задание на дом: прочитать § 30 учебника, ответить на вопросы в конце текста данного параграфа
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
-Какую новую информацию получили о реках?
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Схема речной системы рис.№2 | Изображение. | иллюстрация | http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html |
2 | Водораздел равнинной и горной рек рис. №15 | Изображение, | иллюстрация | http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html |
3 | Дельта и эстуарий рис. №4 | Изображение, | иллюстрация | http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html |
4 | Пороги и водопады рис. №12 и рис. №14 | Изображение, | иллюстрация | http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html |
5 | Тесты | Тесты, | тесты | http://yandex.ru/yandsearch?text=scool-collection.edu.ru&clid=1923017&lr=47 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....