кружок "Вокруг света"
рабочая программа по географии
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».
Кружок предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах.
Цель: формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук; получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений; более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе; ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества; знакомство с народами и странами мира; умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
Программа разработана для обучающихся 5-11 классов (11-17 лет). Рекомендуемый минимальный состав группы 15 человек.
Формы проведения занятий кружка
В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.
Кружок рассчитан на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.
Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:
- повышение качества географических знаний и умений школьников;
- повышение успеваемости по предмету;
- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;
- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;
- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.
В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.
Темы индивидуальных и групповых проектных работ
- Русские путешественники, прославившие Россию.
- Современные российские географические средства массовой информации.
- Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
- Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
- Я – туристический гид по родной Смоленщине.
- Страна, в которой я мечтаю побывать.
- Экологические проблемы района - акция «Живая вода»
- Этот континент меня удивил.
- Эти уникальные животные требуют защиты человека.
- Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
- Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
- Мои кроссворды и викторины по географии.
- В этих местах я был(а).
- «Семь чудес света» моей Родины.
- Моя презентация (тема определяется учащимся).
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | |||
1 | Введение | 1 | 1 | 0 |
1.1 | Знакомство с планом работы кружка | 1 | 1 | 0 |
2 | Путешествуем по природным зонам | 2 | 1 | 1 |
2.1 | Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности. | 1 | 1 | 0 |
2.2 | Природные зоны мира. | 1 | 0 | 1 |
3. | Знакомимся с великими реками мира | 6 | 3 | 3 |
3.1 | Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.2 | Амазонка – великая река мира | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Путешествие по Меконгу | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.4 | Окаванго – загадочная река Африки | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.5 | Колорадо – река застывшего камня | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Отправляемся в плавание по Мировому океану | 5 | 3 | 2 |
4.1 | Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана. | 1 | 1 | 0 |
4.2 | Путешествие в глубины Тихого океана | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Тайны островов Тихого океана, Индийский океан. | 1 | 1 | 0 |
4.4 | Индийский океан. | 1 | 0 | 1 |
5 | Путешествуем по странам и материкам | 9 | 4 | 5 |
5.1 | Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.2 | Величайшие вулканы и горы мира | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.3 | Путешествие в Центральную Америку | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.4 | Ступени цивилизации: Великая Индия | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.5 | Современный Китай | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.6 | Жемчужины Австралии | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.7 | Самые опасные животные африканского континента. | 1 | 1 | 0 |
5.8 | Политическая карта мира. Современные международные отношения. | 1 | 0 | 1 |
5.9 | Как я знаю и умею работать с географической картой | 1 | 0 | 1 |
6 | Туристические маршруты по России | 11 | 6,5 | 4,5 |
6.1 | Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.2 | Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.3 | Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.4 | Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.5 | Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.6 | Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.7 | Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.8 | Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.9 | Старинные русские города Центральной России. Смоленск. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.10 | В гостях у русского народного хора имени Пятницкого. | 1 | 1 | 0 |
6.11 | Как я знаю свою Родину | 1 | 1 | 0 |
7 | Заключительное занятие | 1 | 1 | 0 |
Итого | 35 | 19,5 | 15,5 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Планир. сроки | Фактич. сроки | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Введение | ||||
1 | Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка | 1 | ||
Путешествуем по природным зонам | ||||
2 | Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности. | 1 | ||
3 | Природные зоны мира. | 1 | ||
Отправляемся в плавание по Мировому океану | ||||
4 | Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана. | 1 | ||
5-6 | Путешествие в глубины Тихого океана | 2 | ||
7 | Тайны островов Тихого океана, Индийский океан. | 1 | ||
8 | Индийский океан. | 1 | ||
Знакомимся с великими реками мира | ||||
9 | Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира. | 1 | ||
10-11 | Амазонка – великая река мира | 2 | ||
12 | Путешествие по Меконгу | 1 | ||
13 | Окаванго – загадочная река Африки | 1 | ||
14 | Колорадо – река застывшего камня | 1 | ||
Путешествуем по странам и материкам | ||||
15 | Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. | 1 | ||
16 | Величайшие вулканы и горы мира | 1 | ||
17 | Путешествие в Центральную Америку | 1 | ||
18 | Ступени цивилизации: Великая Индия | 1 | ||
19 | Современный Китай | 1 | ||
20 | Жемчужины Австралии | 1 | ||
21 | Самые опасные животные африканского континента. | 1 | ||
22 | Политическая карта мира. Современные международные отношения. | 1 | ||
23 | Как я знаю и умею работать с географической картой | 1 | ||
Туристические маршруты по России | ||||
24 | Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России. | 1 | ||
25 | Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер. | 1 | ||
26 | Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ | 1 | ||
27 | Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы. | 1 | ||
28 | Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал | 1 | ||
29 | Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири | 1 | ||
30 | Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье | 1 | ||
31 | Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка. | 1 | ||
32 | Старинные русские города Центральной России. Смоленск. | 1 | ||
33 | В гостях у русского народного хора имени Пятницкого. | 1 | ||
34 | Как я знаю свою Родину | 1 | ||
Заключительное занятие | ||||
35 | Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев. | 1 | ||
Итого | 35 |
Содержание рабочей программы.
Раздел 1. Введение (1 час)
Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка.
Раздел 2. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)
Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.
Видео путешествие: Природные зоны мира.
Раздел 3. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)
Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.
География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.
Видео путешествия: Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.
Раздел 4. Знакомимся с великими реками мира (6 часов)
Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.
Видео путешествия: Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.
Раздел 5. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)
Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.
Видео путешествия: Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,
Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии, Самые опасные животные африканского континента.
Раздел 6. Туристические маршруты по России (11 часов)
Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.
Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия): Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные русские города Центральной России. В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.
Раздел 7. Заключительные занятия – 1 час
Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.
Методическое обеспечение
Оборудование:
1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
2. Видеоматериалы:
3. Презентации:
4. Компьютерные фото-альбомы:
5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.
6. Телевизор
Список литературы
1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.
3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.
4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.
5.Интернет ресурсы.
- Литература для учащихся:
1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974
2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.
3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999.
4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.
5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель
А.А.Шибанова , М.: Просвещение, 1986.
6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.
7.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.
8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,
М.: Педагогика, 1981.
9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992.
10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.
11.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Источники света. Распространение света" в 8 классе
План-конспект урока с применением ЭОР....
Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".
Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...
Источники света.Распространение света
Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава "Световые явления" 8 класс...
Методическая разработка. Проверочная работа по теме: "Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света".
Проверочная работа на 15-20 минут, 8 класс, раздел "Световые явления"....