Урок "Реки"
план-конспект урока по географии на тему
Реки покрывают земной шар словно голубой паутиной. Они играли и играют в жизни человека большую роль. По ним селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека связана с реками. Реки "кормили" и "поили" людей. Они были естественной преградой от врагов. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Волга-матушка, Амур-батюшка, Енисей-богатырь, Ока-красавица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reki.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Реки
Класс: 6
Цели урока:
- Образовательные: ввести понятия «река», «речная система», «исток», «устье», «долина», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады», «питание реки», «режим реки».
- Развивающие: продолжить развитие и умения выделять главное при работе с учебником географии; совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать сопереживание и любознательность.
- Воспитательные: формирование бережного отношения к объектам природы.
Цели деятельности учителя: Способствовать формированию представлений об особенностях равнинных и горных рек; создать условия для формирования умений называть и показывать на карте крупные реки мира и России; описывать ГП реки по плану.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России.
Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водоразделы; объяснять понятия режим реки, питание реки, половодье, паводок, половодье, пороги, водопады; описывать ГП реки по плану.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, познают позицию партнера.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.
Личностные УУД: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности.
Термины и понятия: река, горная река, равнинная река, руло, пойма, речная долина, исток, устье, приток, речная система, бассейн реки, водораздел, пороги, водопад, питание реки, режим реки, половодье, паводок.
Геономенклатура: реки: Волга, Ока, Кама, Днепр, Дон, Нева, Обь, Иртыш, Амур, Лена, Амазонка, Конго, Нил, Миссисипи; водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория.
Учебно-наглядный комплекс: географические карты полушарий и России, атласы, контурные карты, рисунок «Схема речной системы», репродукции картин, на которых изображена река, карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток», «речная система», «речная долина», «пойма», «русло», словарь – справочник.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая
.
ХОД УРОКА
I. Организационно-мотивационный блок
1. Учитель:
– Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Между гор, между дол
Бежит белый конь.
– Вы уже поняли, что тема урока … (Река.)
– Итак, открываем тетради, записываем тему.
– Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова «Северный край» («Керженец» Н. М. Романдина, «Большая вода» И. И. Левитана, «Река – царевна» Н. М. Ремезова). Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели … Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…»
– Любили реки и поэты. Много красивых и прекрасных строк им посвятили они.
О, Волга!.. колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
(Некрасов.)
Нева всю ночь рвалася к морю…
И спорить стало ей невмочь…
…Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
(А. С. Пушкин.)
2. Разбивка класса на группы:
Каждой группе выдаются инструктивные карточки, где указан параграф и пункт по учебнику Т. П. Герасимовой «Начальный курс географии» (см. Приложение №1).
На выполнение задания отводится 15 минут. Затем представители групп объясняют новый материал у доски, каждой группе отводится для этого 4 минуты.
II. Работа в группах
Группа 1. Путешествие по реке (части реки)
Прочитайте пункт 1 §23 и ответьте на вопросы. Основное запишите себе в тетрадь. Объясните прочитанное одноклассникам, продиктуйте необходимые записи.
1. Какая часть реки называется истоком? Какие виды истоков вы знаете? Покажите на карте истоки Волги, Ангары и Оби.
2. Что называется речной системой? Главной рекой?
3. Какая часть речной системы называется притоком? Сформулируйте правило, по которому можно определить, где у реки левый приток, где правый, где левый берег, где правый.
4. Проанализируйте легенду физической карты России. Ответьте на вопросы:
а) Линиями какого цвета обозначаются реки на физических картах?
б) Как обозначаются временно пересыхающие реки? Найдите такие реки на физической карте России, покажите их?
в) На рисунке на доске поставьте недалеко от устья реки у правого берега красный бакен, у левого – белый.
(Во время самостоятельной работы учащихся учитель выполняет на доске рисунок речной системы, см. Приложение №2).
Группа 2. Бассейн реки и водораздел
Прочитайте пункт 2 §23 и ответьте на вопросы. Основное запишите в тетрадь. Объясните прочитанное одноклассникам, продиктуйте необходимые записи.
1. Что называют бассейном реки? По аналогии с определением понятия «бассейн реки» подумайте, как определить понятия «бассейн моря», «бассейн океана». Затем посмотрите, как эти понятия определяются в словаре-справочнике.
2. От чего зависит количество притоков у реки?
3. Что такое водораздел? Какие формы рельефа часто служат водоразделом? Где, как правило, проходит водораздел на равнинах?
4. Определите, водоразделами, каких рек являются Уральские горы? Валдайская возвышенность?
5. На физической карте России найдите реку Лену, покажите её бассейн.
Группа 3. Питание и режим реки
Прочитайте пункт 3 §23, ответьте на вопросы. Объясните прочитанное одноклассникам, продиктуйте необходимые записи.
1. Чем питается река?
2. Объясните, чем будут питаться, а чем нет следующие реки: Амазонка, Волга, Амударья.
3. Что влияет на режим реки?
4. Чем отличается половодье от паводка?
5. Что такое пойма реки?
Группа 4. Реки горные и равнинные
Прочитайте пункт 4 §23, ответьте на вопросы, заполните таблицу. Объясните прочитанное одноклассникам, продиктуйте необходимые записи.
Для справки. Исток – начало реки; устье – место, где река впадает в другую реку, море или озеро.
1. От чего зависит скорость течения реки?
2. Как вы понимаете термин «падение реки»?
3. Заполните таблицу:
ОСОБЕННОСТИ РЕК | РЕКИ | |
равнинные | горные | |
Характер течения | ||
Скорость течения | ||
Характер долины | ||
Падение реки | ||
Примеры рек |
Найдите реки, выписанные в качестве примера на физической карте атласа. Покажите эти реки на карте.
4. Может ли одна и та же река быть равнинной и горной одновременно? Покажите эти реки на карте.
(при объяснении материала учениками этой группы каждый учащийся класса получает карточку с такой же таблицей, карточка затем вклеивается в тетрадь см. Приложение №3).
Группа 5. Пороги и водопады
Прочитав пункт 5 §23, основное запишите в тетрадь. Объясните прочитанное одноклассникам, продиктуйте необходимые записи.
1. Что такое порог? Как вы думаете, мешают ли пороги судоходству? Возможно ли сделать порожистую реку судоходной?
2. Что такое водопад? Как называется самый высокий водопад? Где он находится? Почему Он так назван?
3. Ниагарский водопад в Северной Америке не самый высокий в мире. Как вы думаете, почему о нем упоминается в учебнике? В чем его особенность?
4. Найдите на физической карте мира водопады Анхель, Ниагарский и Виктория. Покажите их на физической карте мира.
III. Оценивание работы групп
1. Работа группы I, группы III, группы V оценивается отметкой «5»:
- ответ полный, правильный, отражающий основной материал урока;
- правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей;
- правильное использование карты;
- ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания.
2. Работа группы II и группы IV оценивается отметкой «4»:
- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;
- есть неточности в изложении основного материала;
- допустили ошибки в использовании карт при ответе.
IV. Домашнее задание
Для экономии времени на уроке учащимся домашнее задание дается в виде предварительного выполненных ксерокопий. Домашнее задание состоит из двух частей: обязательной для всех и «Вопросов для знатоков» (вторая часть выполняется по желанию). Наличие домашнего задания по выбору очень нравится ребятам, и можно быть уверенным, что большинство учащихся его тоже выполнит.
1. §23 и ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Выполнить работу в тетрадях:
а) Определите, к бассейнам, каких морей и океанов относятся бассейны речных систем: Обь, Инд, Волга, Нил, Енисей, Урал, Днепр, Лена, Амур, Лимпопо, Замбези, Ганг, Конго, Амазонка, Нигер, Тигр, Янцзы, Колорадо, Дунай, Миссисипи, Хуанхэ;
б) Определите, водоразделами, каких бассейнов Мирового океана и внутреннего стока являются горные системы: Кордильеры, Анды, Гималаи, Альпы;
в) Пользуясь планом описания реки на стр. 155, определите географическое положение рек Волги, Енисея, Амазонки.
3. Вопросы для знатоков
Путник шел по левому берегу притока большой реки и дошел до устья, где приток впадает в реку. Перейдя здесь на другой берег притока по мосту, путник пошел вниз по течению большой реки. Этот приток у данной реки правый или левый?
Приложение №2
Группа 1. Путешествие по реке (части реки)
Прочитайте пункт 1 §23 и ответьте на вопросы. Основное запишите себе в тетрадь. Объясните прочитанное, продиктуйте необходимые записи.
1. Какая часть реки называется истоком? Какие виды истоков вы знаете? Покажите на карте истоки Волги, Ангары и Оби.
2. Что называется речной системой? Главной рекой?
3. Какая часть речной системы называется притоком? Сформулируйте правило, по которому можно определить, где у реки левый приток, где правый, где левый берег, где правый.
4. Проанализируйте легенду физической карты России. Ответьте на вопросы:
а) Линиями какого цвета обозначаются реки на физических картах?
б) Как обозначаются временно пересыхающие реки? Найдите такие реки на физической карте России, покажите их?
в) На рисунке на доске поставьте недалеко от устья реки у правого берега красный бакен, у левого – белый.
Приложение №3
Группа 2. Бассейн реки и водораздел
Прочитайте пункт 2 §23 и ответьте на вопросы. Основное запишите в тетрадь. Объясните прочитанное одноклассникам, продиктуйте необходимые записи.
1. Что называют бассейном реки? По аналогии с определением понятия «бассейн реки» подумайте, как определить понятия «бассейн моря», «бассейн океана». Затем посмотрите, как эти понятия определяются в словаре-справочнике.
2. От чего зависит количество притоков у реки?
3. Что такое водораздел? Какие формы рельефа часто служат водоразделом? Где, как правило, проходит водораздел на равнинах?
4. Определите, водоразделами, каких рек являются Уральские горы? Валдайская возвышенность?
5. На физической карте России найдите реку Лену, покажите её бассейн.
Приложение №4
Группа 3. Питание и режим реки
Прочитайте пункт 3 §23, ответьте на вопросы. Объясните прочитанное одноклассникам, продиктуйте необходимые записи.
1. Чем питается река?
2. Объясните, чем будут питаться, а чем нет следующие реки: Амазонка, Волга, Амударья.
3. Что влияет на режим реки?
4. Чем отличается половодье от паводка?
5. Что такое пойма реки?
Приложение №5
Группа 4. Реки горные и равнинные
Прочитайте пункт 4 §23, ответьте на вопросы, заполните таблицу. Объясните прочитанное одноклассникам, продиктуйте необходимые записи.
Для справки. Исток – начало реки; устье – место, где река впадает в другую реку, море или озеро.
1. От чего зависит скорость течения реки?
2. Как вы понимаете термин «падение реки»?
3. Заполните таблицу:
ОСОБЕННОСТИ РЕК | РЕКИ | |
равнинные | горные | |
Характер течения | ||
Скорость течения | ||
Характер долины | ||
Падение реки | ||
Примеры рек |
Найдите реки, выписанные в качестве примера на физической карте атласа. Покажите эти реки на карте.
4. Может ли одна и та же река быть равнинной и горной одновременно? Покажите эти реки на карте.
Приложение №6
Группа 5. Пороги и водопады
Прочитав пункт 5 §23, основное запишите в тетрадь. Объясните прочитанное одноклассникам, продиктуйте необходимые записи.
1. Что такое порог? Как вы думаете, мешают ли пороги судоходству? Возможно ли сделать порожистую реку судоходной?
2. Что такое водопад? Как называется самый высокий водопад? Где он находится? Почему Он так назван?
3. Ниагарский водопад в Северной Америке не самый высокий в мире. Как вы думаете, почему о нем упоминается в учебнике? В чем его особенность?
4. Найдите на физической карте мира водопады Анхель, Ниагарский и Виктория. Покажите их на физической карте мира.
Приложение №3
ОСОБЕННОСТИ РЕК | РЕКИ | |
равнинные | горные | |
Характер течения | ||
Скорость течения | ||
Характер долины | ||
Падение реки | ||
Примеры рек |