Урок "Озера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
По государственной программе «География: начальный курс» 6 класс для общеобразовательных учреждений на изучение темы «Озера» отводится 1 учебный час. Тема «Озера» изучается в разделе «Оболочки Земли», «Гидросфера», «Воды суши».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok-ozera.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Класс: 6
- Название курса: Начальный курс географии.
- Название раздела/темы: Земные оболочки. Гидросфера. Воды суши.
- Название темы урока: Озера.
- Автор: Власова Вера Семеновна, учитель географии ГБОУ лицей с. Хрящевка.
Роль и место данной темы в курсе.
По государственной программе «География: начальный курс» 6 класс для общеобразовательных учреждений на изучение темы «Озера» отводится 1 учебный час. Тема «Озера» изучается в разделе «Оболочки Земли», «Гидросфера», «Воды суши».
Цели и задачи включения компьютерного сопровождения в содержание урока: «Озера».
1) Повышение мотивации обучения и как следствие активизация познавательной деятельности.
2) Развитие наглядно - образного мышления, представлений, восприятия, зрительной памяти.
3) Открытие для обучающихся возможности лучше осознать характер изучаемого объекта, активно включаясь в процесс его познания.
4) Применение компьютерного изображения в сочетании с рассказом учителя позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей.
5) Развитие коммуникативных компетенций, как средство повышения эффективности и результативности учебного процесса, за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.
6) Организация индивидуальной практической работы обучающихся, развитие их познавательной самостоятельности и творчества.
Отбор содержание и логика структуры урока.
Структура урока
1. Актуализация субъективного опыта учащихся - опорных знаний об озерах. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация. Постановка целей и задач.
2. Получение новых знаний.
3. Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера - уникумы.
4. Первичное закрепление новых знаний (по каждому пункту плана урока).
5. Закрепление и применение новых знаний: практическая работа «Описание озера», работа в рабочих тетрадях.
6. Оценки. Домашнее задание.
7. Подведение итогов. Обобщение. Рефлексия.
Презентация отражает основные этапы урока.
Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний: 1) восприятие; 2) осмысление; 3) запоминание; 4) применение; 5) обобщение; 6) рефлексия.
На этапе целеполагания и мотивации визуальные медиасредства организуют внимание учащихся и, как основное условие - возбуждают интерес, любопытство. С этим тесно связано то, что медиасредства содействуют интенсификации восприятия через образное представление.
На этапе изучения нового материала, предъявления новой информации, обучающиеся знакомятся с основными объектами и явлениями, учитель фронтально объясняет тему с использованием презентации.
Иллюстративный ряд представлен фотографиями, схемами, которые взаимосвязаны друг с другом, что помогает развитию целостного восприятия. Отдельные слайды презентации представлены в виде рисунков, к ним даются различные задания. Иллюстрации служат информированию, представлению и передаче образов объектов.
Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Каждый учебный эпизод складывается в логически выстроенную цельную канву урока.
На этапе закрепления и подведения итогов урока приобретаются следующие умения и навыки:
- Четкое структурирование информации.
- Интеграция информации из разных отраслей знания (окружающий мир, биология).
- Умение исследовать имеющуюся информацию и творчески ее применить.
- Умение самостоятельно работать и организовывать себя.
Закрепление изученного материала идет вместе с повторением, что дает возможность связать новые знания с заранее полученными. Повторение осуществляется во второй половине урока, когда дети работают самостоятельно в индивидуальном темпе.
Считаю, что на данном уроке наиболее эффективными методами являются проблемный и частично поисковый, способствующие развитию личности ученика, что проявляется в познавательной активности, развитии умения структурировать и систематизировать новую информацию. Данные методы создают возможности активного умственного роста каждого ученика, глубокому и осмысленному усвоению знаний.
Учебное взаимодействие строится на основе диалога, который стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, дает прочные знания и в итоге воспитывает активную личность.
Гигиенические нормы достигаются благодаря чередованию разных методов и форм работы.
Технологическая карта урока
Тип урока | Урок изучения нового материала (комплексного применения знаний и умений) |
Цели деятельности учителя | Сформировать понятие озеро, организовать работу учащихся по усвоению знаний о многообразии озер Земли, происхождении озерных котловин, бессточных и сточных озерах, озерах - рекордсменах; продолжить работу по совершенствованию навыка работы с географической картой. |
Образовательные ресурсы | Учебник «География. Начальный курс. 6 класс» Т.П.Герасимова, Н. П. Неклюкова, М.: Дрофа, 2014; География. Проблемные задания и тесты. 5-6 классы. И.М. Савкин, Д.И. Савкин - Волгоград: «Учитель»; атлас «География 6-7 классы»; рабочая тетрадь «География. Начальный курс. 6 класс» Т. А. Карташева, С. В. Курчина, М.: Дрофа, 2015; презентация «Озера»; физическая карта полушарий; физическая карта и атласы Самарской области. |
План урока |
|
Методы и форм обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные и групповые. |
Основные понятия | Лимнология, озеро, озерная котловина, карст, старица, сточные и бессточные озера, болота. |
Межпредметные связи | Геология, биология, экология |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
|
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация). | Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) | Ребята, я предлагаю вам вспомнить: Какую оболочку Земли мы изучаем? Какую часть гидросферы мы с вами изучаем? С каким водным объектом мы познакомились на последнем уроке? Как называют реки нашей планеты? Сегодня на уроке мы будем изучать одни из самых загадочных и таинственных мест на нашей планете. Эти места в народе называют «глазами Земли». Какие виды внутренних вод называют «голубыми глазами Земли» (или жемчужинами)? Ответ на этот вопрос и тему нашего урока вы сможете сформулировать сами, отгадав загадку: Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. Глядят в него молодые рябинки, Цветные свои, примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц, и звезды- В нём всё отражается … Слайд №1 Что это за зеркало и как оно называется? О каком объекте гидросферы идет речь? | Ответы обучающихся. Версии обучающихся, обсуждение. | |
2. Формулирование темы урока, (1мин) | Попробуйте сформулировать тему урока! Слайд №2 | Версии обучающихся, обсуждение. | |
3. Изучение нового материала (21 мин) 4.Физкультминутка (2мин) 5.Практикум (5мин) 6.Первичное закрепление и проверка усвоения новых знаний (2 мин). 7. Оценивание работы групп (3мин). 8. Домашнее задание (1мин): 9.Рефлексия (2мин). | Ребята, наш урок я предлагаю провести в необычной форме. Сегодня вы – не обычные ученики, а я – не учитель. Сегодня вы - специалисты, а я - директор Научно-исследовательского института Лимнологии. (Лимнология, озероведение – наука об озерах). В нашем институте действуют 4 лаборатории, которые будут проводить различные исследования в области лимнологии. Слайд №3 Нам предстоит сегодня решить много задач. Поэтому в конце урока каждая лаборатория даст объективную оценку работе соседней лаборатории. Каждый ученый накануне исследования определяет цель. Ученые-лимнологи, поставьте и вы перед собой цель нашего исследования, исходя из темы урока.
Озер на Земле очень много – около 5 млн. Воды в них в 30 раз больше, чем в реках. Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки. Те из вас, которые не видели озеро, помогут вам слайды презентации. С какими словами у вас ассоциируется озеро? Слайды № 4-9 Задание. Попытайтесь, сформулировать определение понятие “озеро”. Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника на странице 95. Слайд №10
. Это углубление называется – озерная котловина.
Лимнологи, сравните озеро с рекой и морем. В чем их сходство и различие? Слайд №11 Продолжим наше исследование по карте и атласам. Ваша задача: определить размещение озер по территории мира. Используя карты атласа, определить размещение озер на различных материках. Результаты своих исследований – это показ озер на физической карте полушарий. Лимнологи, как вы думаете, какие условия необходимы для образования озера? Попытайтесь их выделить и обосновать. Слайд №12 А теперь вернемся к озерным котловинам. Как директор научно-исследовательского института я ставлю перед лабораториями задачу. Используя видеоролик «происхождение озерных котловин», вы должны выявить причину образования озерной котловины. Ученые-лимнологи, доложите результаты ваших исследований. Какие причины, на ваш взгляд вызывают образования озерных котловин? Дотягиваемся до вершины гор; сели, отдыхаем, руки на коленях; радуемся Солнцу, делаем радугу! Лимнологи, откройте свои рабочие тетради с.79 и письменно ответьте на задания №2 и №3. Вначале нашего занятия мы определили, что озеро – это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера? Слайд №13 Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы: сточные и бессточные. Слайд №14 Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей. Давайте вспомним, что такое соленость? А в чем она выражается? Все озера по солености можно разделить на 2 группы: пресные и соленые. Подумайте, почему в одних озерах вода пресная, а в других - соленая? От чего это зависит? Откройте атласы, посмотрите в легенду карт. В чем различие изображения соленых и пресных озер по карте? Слайды №15-17 Лимнологи, как вы считаете, каким образом происходит развитие озера? Какие факторы влияют на этот процесс? Слайды №18-19 Демонстрация видеоролика «Зарастание озера» Лимнологи, мы живем с вами в Самарской области. Назовите реки, протекающие по территории нашей области? А озера есть в нашей области? Учитель знакомит с некоторыми озерами области ( Голубое, Серное, Васильевские).
Слайды №20-25 Лимнологи, каково значение озер в жизни человека? Слайд №26 Лимнологи, зависит ли судьба озер от влияния хозяйственной деятельности людей? Слайд №27 Лимнологи, откройте рабочие тетради на странице 80. Письменно выполните задание №3. Лимнологи, я хотела бы узнать, какие новые знания вы получили сегодня на нашем уроке? Слайд №28 п.24(1-3); рабочая тетрадь, с.79(1); сообщение об интересном озере мира. Слайд №29-30 | Версии обучающихся, осуждение. Выяснить что такое озеро? Как образуются озера? Какие виды озер бывают? Значение и использование озер. Жизнь озер. Многообразие озер. Ответы обучающихся: маленькие, большие, глубокие, мелкие, круглые и т.д. Обучающиеся дают определение, что такое озеро и сравнивают его с учебником. Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Ответы обучающихся: Озеро отличается от реки тем, что вода в озере не течёт, как поток в русле у реки. Озеро отличается от моря тем, что не имеет связи с океаном. С морями, океанами озёра соединяют только вытекающие из них реки. Каждая лаборатория по атласу исследует определенный материк: 1 группа – Евразия. 2 группа – Африка. 3 группа – Северная Америка. 4 группа – Южная Америка и Австралия. Версии обучающихся, обсуждения. 1. Влажный климат (Атмосферные осадки) 2. Наличие котловины 3. Близость подземных вод Каждая лаборатория ученых специалистов получает конкретное задание объяснить происхождение одной озерной котловины. 1 группа – тектонические озера. 2 группа – вулканические озера. Дополнительный вопрос: «Как, вы думаете, почему вулканические озера существуют не на всех вулканах?» 3 группа – ледниковые озера. 4 группа – запрудные озера. Дополнительный вопрос: «Почему они возникают именно в горных районах, а не на равнинах?» По ходу проверки выступают обучающиеся с короткими сообщениями. Работа с рабочими тетрадями, страница79. Обучающиеся выполняют задания №2,3. Версии обучающихся, обсуждение. 1.Атмосферными осадками. 2.Подземными водами. 3.Водами втекающих рек. Ответ обучающихся: Количество минеральных веществ в 1 литре воды. В промилле – тысячных долях числа. Версии обучающихся, обсуждение. Ответ обучающихся: пресные – голубым цветом, а соленые – розовым. Продолжительность жизни озера зависит от его глубины и размеров. Быстро зарастают растительностью, наполняются осадками и постепенно превращаются в болота, более мелкие водоемы. Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью. Ответы обучающихся. Ответы обучающихся: пути сообщения запасы пресной воды; регуляция стока рек; создание микроклимата на прилегающей территории; рыбный промысел; водоплавающие птицы и животные; водная растительность; лечебные грязи; нефть, соль; места отдыха;
Ответы обучающихся промышленными отходами; нефтью; выбросом в озёра тёплых вод, используемых для охлаждения электростанций; загрязненными водами с полей; коммунальными, сельскохозяйственными отходами, в результате чего очень быстро развиваются сине-зелёные водоросли, которые, отмирая, разлагаются и отравляют воду. Каждая лаборатория описывает одно озеро мира по плану. 1 группа – Ладожское озеро. 2 группа - озеро Танганьика. 3 группа – озеро Верхнее. 4 группа – озеро Титикака. Ответы обучающихся: Каждая лаборатория оценивает работу соседней лаборатории! Организация деятельности обучающихся по самооценке . | |