Статья о пользе логико-понятийных схем.
статья по географии (6 класс) по теме

Шкавро Надежда Владимировна

В статье раскрываются возможности творческой деятельности учителя при использовании технологии логико-понятийных схем. В статью включен образец ЛПС для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shkavro.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

О ПОЛЬЗЕ ЛОГИКО-ПОНЯТИЙНЫХ СХЕМ

Хочу поделиться методической разработкой, в основу создания которой положена технология «Логико-понятийных схем (ЛПС)». Из личного опыта хочу отметить, что данный способ подачи материала успешно работает во всех классах и с разным уровнем развития детей. Он основан на актуализации и интенсификации деятельности учащихся, позволяя:

1) создать у учащихся четкое, наглядное представление о системе понятий, как системе знаний в целом;

2) выделить ведущие понятия в излагаемом материале;

3) активизировать мыслительные процессы, направленные на установление взаимосвязей;

4) осуществить проверку знаний и умений на основе установления взаимосвязей;

5) создать целостное восприятие изучаемого материала.

Содержание каждого урока можно структурировать с помощью ЛПС. Для лучшего восприятия материала схемы можно дополнить рисунками. Более того, они могут быть использованы как элемент опорного конспекта.

В 90-е годы данную технологию я применяла при работе в классах коррекционного обучения. Постепенно эти слабоуспевающие, имеющие проблемы с развитием дети, увлеклись составлением логико-понятийных схем. Для них это была часть игры. К концу учебного года они уже самостоятельно составляли простые ЛПС, с помощью которых могли четко излагать учебный материал. Таким образом, такой формат представления материала является огромным полем для творчества, как учителя, так и ребенка.

Предложенная мной разработка была создана для учащихся 6 класса, прилагаю ее в полном объеме. В зависимости от типа урока, цели, которую вы хотите достичь, и поставленных задач ее можно изменить.,

Дети, которые у меня учатся, называют ЛПС – «шпаргалками». Применение таких «шпаргалок» дает положительный результат: при ответе ребята чувствуют себя уверенно, материал излагают последовательно, используют слова-связки, могут продемонстрировать свой кругозор и свои художественные возможности.


ЛПС к теме урока «Ледники»

ЛЕДНИКИ подвижные скопления льда на поверхности суши.

                    Fтяжести

v=80м/сут               v=200м/год

снег уплотняется – фирн

                        

ПОКРОВНЫЕ

ГОРНЫЕ

  1. Большая площадь;
  2. Значительная мощность;
  3. Скрывает неровности рельефа;

Антарктида

о.Гренландия

  1. Вершины гор;
  2. Углубления на склонах и долинах;
  3. Снеговая линия;
  4. Меньше размер;
  5. Разнообразны.

Айсберги – огромные глыбы льда отколовшиеся от ледника.

горы       Гималаи 

        Анды

        Кордильеры

вул.   Килиманджаро

ледник Беринга (Аляска)

ледник Федченко (Памир)

ледник Безенги (Кавказ)

? Опасны ли айсберги?

1912г Титаник

V =90% ↓H2O

?Можно ли использовать айсберги?

ИСТОК РЕК

?Почему площадь ледников уменьшается?

Морена – ледниковые отложения

МОРЕННЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

?! Какой должна быть высота горы, чтобы на её вершине образовался ледник, если самая высокая температура у её подножия +10°С?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "О пользе рукоделия"

В статье приведены 12 причин, почему надо заниматься рукоделием....

Статья о пользе закаливания для детей младшего школьного возраста.

Статья о пользе закаливания детей младшего школьного возраста.  О пользе закаливания писал еще Гиппократ, утверждающий, что холод благотворно влияет на состояние здоровья. Поэтому, закаливан...

Статья о пользе чтения

В данной статье приводятся убедительные  для родителей факты, которые  мотивируют последних уделять большее  внимание культурному развитию своих детей через чтение....

Статья о пользе физической культуры и спорта

Статья о пользе физической культуры и спорта...

Статья о пользе физической культуры

Статья о пользе физической культуры...

Статья "О пользе объятий…."

...ребенку надо совсем немного - ему нужно убедиться, что мама здесь, что она никуда не исчезла и что она по-прежнему любит своего малыша.........