https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/statya_-_neotemlemoy_sostavlyayushchey_sovremennogo_uroka.doc
статья по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии.
Неотъемлемой составляющей современного урока является разнообразная познавательная деятельность учащихся. С этим, уже несколько поднадоевшим утверждением, никто не спорит и ничего против не имеет. Проблема в том, как (активизировать) реализовать это в учебном процессе - на том самом ежедневном уроке.
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти.
Не каждый ученик способен работать в таком режиме. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке.
Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника.
Я работаю в коррекционной школе и моя основная задача постараться заинтересовать предметом география учеников с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным органическими нарушениями, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка - подчеркиваю, что пограничная интеллектуальная недостаточность у ребенка с ЗПР является вторичной, обусловленной нарушениями так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирующейся личности. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости и несформированная мотивация к обучению.
В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность в уроке.
Такие дети, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Однако эти дети лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.
Поэтому можно сделать один вывод – необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий.
В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для коррекционных школ VII вида электронными программами по географии и естествознанию, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций). Мультимедийная учебная презентация–электронное пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления учебного материала.
Следуя из всего выше сказанного, я работаю над доступностью обучения и повышения интереса к предмету география. Выделяется несколько аспектов или направлений исследования.
Аспекты исследования:
1. Мультимедийные ресурсы.
2. Их использование в учебном процессе.
3. Использование на этапе контроля.
4. Организация работы учащихся при работе с мультимедийными ресурсами.
5. Целесообразность использования
в учебном процессе компьютерных технологий.
Поиск эффективных путей для обучения привел к использованию мультимедийных презентаций на уроке как средство создания ситуации занимательности, что будет повышаться интерес к учебной деятельности. Это является важнейшим из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к предмету география, - и повышению мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.
Знакомство учащихся с мультимедийными презентациями начинается с курса «Природоведения», где начинает складываться «Система контроля и игровых технологий».
Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать специфику развития этих детей в выборе форм и методов работы. Строить данные уроки таким образом, чтобы ученики имели возможность повторить материал по географическому положению и при изучение природы. В ходе урока производится частая смена видов деятельности, в результате чего дети могут проявить себя при выполнении коллективного, группового либо индивидуального задания.
С целью активизации мыслительной функции мозга использован прием создания проблемной ситуации, работа с картой способствует развитию памяти, а коррекция речи осуществляется при составлении рассказа. Заключительные этап урока содержит задание, позволяющее закрепить навыки работы с компьютером. Особое внимание в процессе обучения и воспитания детей следует уделять здоровье сберегающим технологиям. Благоприятный психологический климат создает игровая ситуация. Роль учителя заключается в организации различных форм работы учеников, объяснении нового материала, а при необходимости – в оказании помощи для успешного усвоения.
Использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока.
Благодаря мультимедийным пособиям, ученики стали отличаться хорошей активностью на уроках - высказывают своё мнение, рассуждают, по аналогии самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического восприятия.
Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.
Я стараюсь, использовать личностно ориентированный подход в обучение, он позволяет осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.