Методические рекомендации по выполнению практических работ по географии для 2 курса
учебно-методический материал по географии на тему

Материалы для выполнениюя практических работ по географии для 2 курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od.10_mupr_geografiya_2_kurs.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.10 ГЕОГРАФИЯ

(для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих:

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»;

13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»;

15.01.23 «Наладчик станков и оборудования в механообработке»;

23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»)


Содержание

1 Пояснительная записка                                                                3

2 Методические указания по выполнению практических работ                4

3 Список источников                                                                        11


1. Пояснительная записка.

Одним из  средств, используемых на занятиях для активизации познавательной активности обучающихся, является практическая работа – процесс, направленный на усвоение знаний, приобретение умений и формирование навыков, через комплекс методов, осуществляемых приемами, связанными с применением орудий исследовательского труда. Значимость практических работ состоит  в том, что они обеспечивают:

- актуальность тематики, в связи с тем, что затрагиваются общеучебные умения и навыки;

- при сохранении отведенных на изучение темы часов (в т.ч. и на практические работы) появляется возможность углубленного изучения материала;

- творческий подход к преподаванию предмета.

Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические занятия на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Практические занятия проводятся в учебном кабинете, обязательным этапом является самостоятельная деятельность обучающихся. Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе.


2. Методические указания по выполнению практических работ.

Методические указания по выполнению практической работы № 1

Тема : Состав и структура населения мира

Цель работы: Сопоставить географические карты различной тематики;

Оборудование: медиапроектор, экран, ПК, образец практической работы в электронном виде, учебная литература.

Порядок выполнения работы:

Задание 1:

Законспектируйте данный материал:

Половой состав населения показывает соотношение численности женского и мужского населения. В целом в мире мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. Приблизительно к 15 году жизни это соотношение выравнивается. В зрелом возрасте оно снова нарушается. Почти в половине стран мира, в основном развитых, женское население преобладает над мужским. Это объясняется более высокой смертностью среди мужской части населения. Кроме того, на половом составе населения отдельных стран отразились последствия войн, миграций.

В большинстве стран Азии, Африки, Латинской Америки, напротив, наблюдается заметное преобладание мужского населения. Это объясняется повышенной женской смертностью, что связано с их неблагоприятным экономическим и социальным положением, ранними браками, плохими санитарными условиями жизни.

На соотношение полов в составе населения заметно влияет преобладание мужского населения в самых крупных по численности населения странах мира – Китае и Индии. В целом в мире на каждые 1000 женщин приходится 1009 мужчин.

На возрастной состав населения большое влияние оказывают войны и миграции. Но в основном он складывается под действием естественного движения населения.

Количество трудоспособного населения (трудовые ресурсы) определяется прежде всего возрастом. Как правило, сюда относят людей от 15 до 65 лет. В развитых странах доля трудоспособного населения составляет почти половину от всей его численности. В развивающихся странах этот показатель несколько ниже. Это объясняется общим низким уровнем развития экономики этих стран, незначительной занятостью женщин в производстве, преобладанием в возрастном составе детей.

Больше половины трудоспособного населения мира занято в сельском хозяйстве. В настоящее время наблюдается тенденция некоторого увеличения доли занятых в промышленном производстве и непроизводственной сфере – науке, медицине, образовании и т. д.

Этнический (национальный) состав населения мира чрезвычайно пестрый. Оно состоит из большого количества так называемых этнических общностей: племен, народностей, наций.

Всего на Земле насчитывается несколько тысяч народов, которые отличаются своей численностью и языком. Наиболее многочисленны среди них китайцы, хиндустанцы, американцы, русские, японцы, бразильцы, итальянцы, каждый из которых насчитывает более 50 млн человек.

Классификация народов по языку основывается на родстве их происхождения. Все языки объединяются в языковые семьи. Наибольшая по численности – индоевропейская языковая семья, к которой относятся 2,5 млрд человек. Каждая языковая семья включает ряд языковых групп, а в них выделяют значительное количество говоров и наречий.

Страны мира отличаются также этническим составом населения. Если в стране одна из национальностей составляет свыше 90 % населения, такая страна однонациональная. Например, Польша, Япония. Двух- и многонациональных стран на Земле гораздо больше.

Религиозный состав населения определяется количеством последователей определенных вероисповеданий. Существуют мировые и национальные религии. (Вспомните их.) Наиболее распространенной мировой религией является христианство. Три главных его ветви – католицизм, православие, протестантизм – представлены на всех материках Земли. Второе место по количеству сторонников занимает ислам, или мусульманство. Он распространен почти в 70 странах мира. Третья мировая религия – буддизм – распространена в странах Центральной и Восточной Азии.

Выводы:

Различают половой, возрастной, этнический и религиозный состав населения мира.

Половой состав населения зависит от уровня экономического развития стран, миграций, войн.

В странах с первым типом воспроизводства населения наблюдается преобладание людей старшего поколения, со вторым, наоборот, – молодого.

Трудоспособное население страны составляет его трудовые ресурсы.

В мире выделяют три основных религии, которые принято называть мировыми, – христианство, ислам, буддизм.

Задание 2:

Проанализируйте  карты  атласа  стр.10:

  1. Рождаемость
  2. Смертность
  3. Половой состав населения мира

Запишите выводы в тетради.


Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Баранчиков, Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для НПО и  СПО / Е.В.Баранчиков.-5-е изд., стер..-М.:ИЦ Академия,2014.-304с.


Методические указания по выполнению практической работы № 2, № 3

Тема : География природных ресурсов

Цель работы: Оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Оборудование: медиапроектор, экран, ПК, образец практической работы в электронном виде, учебная литература.

Порядок выполнения работы:

Задание 1

Составить конспект по нижеследующему плану

Задание 2

Подготовиться к устному ответу по дополнительным вопросам

I. Минеральные ресурсы. § 4

  1. Классификация минеральных ресурсов.
  2. Обеспеченность стран мира различными видами минеральных ресурсов. Основные потоки экспорта минерального сырья.
  3. Причины истощения минеральных ресурсов. Приведите примеры нерационального использования минеральных ресурсов.

Дополнительные вопросы.

1. Поиски полезных ископаемых проводятся в двух направлениях: «вширь» и «вглубь». Что это означает? В каких странах мира преобладают такие направления? 
2. Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.

II. Земельные ресурсы. § 5

1.Дайте понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья.
2. Состав сельскохозяйственных угодий.
3. Обеспеченность регионов и стран сельскохозяйственными угодьями.
5. Пути рационального использования сельскохозяйственных угодий.

Дополнительные вопросы и задания.

1. Приведите примеры, характеризующие масштабы антропогенного опустынивания.
2. Каковы возможные пути решения проблемы нехватки используемых земель?

III. Ресурсы пресной воды. § 6

1.Источники пресной воды. 
2. Обеспеченность районов мира и отдельных стран пресной водой.
3. Пути и способы охраны и рационального использования пресных вод. Оборотное водоснабжение.

Дополнительные вопросы и задания.

1. Приведите примеры стран, широко использующих опресненную морскую воду. Объясните данный факт.
2. Каково качество воды в различных регионах мира? Чем это может грозить населению?

IV. Лесные ресурсы. § 7

1. Раскройте понятия: лесистость, запасы древесины.
2. Обеспеченность лесом стран и регионов мира. Состав древесины в северном и южном лесном поясе.
3. Использование древесины. Особенности использования в различных странах.
4. Причины сокращения площади лесов

Дополнительные вопросы.

1. Каковы отдаленные негативные последствия сокращения площади лесов на Земле?
2. Каким образом человечество может спасти лесной покров планеты?

V. Ресурсы Мирового океана. § 8

1. Состав ресурсов Мирового океана. Интенсивность использования ресурсов.
2. Раскройте понятия: марикультура, аквакультура.                                                              3.Экологические проблемы использования ресурсов Мирового океана.
Дополнительные вопросы и задания.

1. Какие ресурсы Мирового океана будут осваиваться человечеством особенно интенсивно в будущем?
2. Какие виды загрязнения Мирового океана особенно опасны по своим последствиям? Приведите примеры наиболее загрязненных районов Мирового океана.

VI. Ресурсы нетрадиционной энергетики. Рекреационные ресурсы. § 9

1.Нетрадиционные источники энергии. Преимущества нетрадиционных источников энергии перед традиционными.
2. Раскройте понятие «рекреационные ресурсы». 
3. Экологические проблемы использования рекреационных ресурсов. Влияние туризма на состояние окружающей среды.

Дополнительные вопросы.

1. Какие отрасли нетрадиционной энергетики, по вашему мнению, наиболее выгодны для капиталовложений в ближайшее время?
2. Какие страны мира могут получать наибольшие прибыли за счет развития рекреационного хозяйства

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Баранчиков, Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для НПО и  СПО / Е.В.Баранчиков.-5-е изд., стер..-М.:ИЦ Академия,2014.-304с.


Методические указания по выполнению практической работы № 4, № 5

Тема : География производств и отраслей мирового хозяйства

Цель работы: Определить и сравнить географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей

Оборудование: медиапроектор, экран, ПК, образец практической работы в электронном виде, учебная литература.

Порядок выполнения работы:

Задание 1

Используя типовой план дать характеристику (по выбору) одной из отраслей промышленности.

План характеристики отрасли мирового хозяйства.


1.Значение отрасли в МХ, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.
2.Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
3.Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам.
4.Главные страны – производители.
5.Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.
6.Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
7.Главные страны (районы) экспорта продукции.
8.Главные страны (районы) импорта продукции.
9.Важнейшие грузопотоки.
10.Перспективы развития и размещения отрасли.

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Баранчиков, Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для НПО и  СПО / Е.В.Баранчиков.-5-е изд., стер..-М.:ИЦ Академия,2014.-304с.


Методические указания по выполнению практической работы № 6.

Тема : Экономико-географическая характеристика стран мира

Цель работы: Составить комплексную географическую характеристику регионов и стран мира.

Оборудование: медиапроектор, экран, ПК, образец практической работы в электронном виде, учебная литература.

Порядок выполнения работы:

Задание 1

Выбрать страну (см.§§33-43)

Задание 2

Заполнить таблицу-кластер (образец на доск

План работы:

  1. Страна (столица), крупнейшие города
  2. Население
  3. Природные ресурсы
  4. Хозяйство
  5. Промышленность

Порядок оформления работы/ содержание отчёта:

Работа выполняется в письменной форме на отдельных листах ( в тетрадях для практических работ), с указанием номера и темы практической работы, фамилии учащегося и номера группы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.

Литература:

1. Баранчиков, Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для НПО и  СПО / Е.В.Баранчиков.-5-е изд., стер..-М.:ИЦ Академия,2014.-304с.


3. Список источников.

Основная литература:

1. Баранчиков, Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для НПО и  СПО / Е.В.Баранчиков.-5-е изд., стер..-М.:ИЦ Академия,2014.-304с.

Дополнительная литература:

2. Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы : учебное пособие  /О.А. Петрусюк. -5-е изд., стер. - М.:ИЦ Академия,2014.-144с.

3. Петрусюк , О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания/ О.А. Петрусюк.- 4-е изд., стер. - М.:ИЦ Академия,2014.- 160с.

4. Петрусюк, О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Методические рекомендации/ О.А.Петрусюк.-2-е изд., перераб. и доп.- .-М.:ИЦ Академия, 2014-166с.

5. Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Практикум :учеб. пособие/ О.А.Петрусюк.Е.В.Баранчиков.- 5-е изд., стер..-М.:ИЦ Академия,2014.- 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине "География" для студентов 1 курса

Обучение географии включает обязательное выполнение и практических работ. Широкое использование практических работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине География (проф.)

Обучение географии включает обязательное выполнение и практических работ. Широкое использование практических работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Математика для студентов 1 курса

Всесторонняя подготовка специалистов – это не только приобретение знаний, но и выработка умений применять знания на практике и в жизни. Особенно важными являются умения по специальностям. Однако специ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по географии в 9 классе

Материал для выполнения практических работ по географии в 9 классе...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории для 1,2 курса

Материалы выполнения практических работ по истории для 1,2 курса...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории 1 курс гр.17,18

Материалы для выполнения практических работ по истории 1 гр.17,18...