Рабочая программа "География Бурятии" (элективный курс 10-11 класс)
рабочая программа по географии (10, 11 класс) на тему
Элективный курс "География Бурятии" предназначен для обучающихся 10-11 классов, рассчитан на профильное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "География Бурятии" | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Булыкская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО: _________ ________/Бутакова Г.Н../ Протокол № _________ от ____________20___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР: ______________/БалдановаД.В./ «__»____________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет География Бурятии Класс 10-11 Количество часов в год 35 Учитель Тугаринов А.С. Категория I (первая) Стаж работы 22 года 2018-2019 г. | «Утверждено» Директор школы: _________ ________ /Тугаринов А.С./ Приказ № 42 от «03.09.»2018г. |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии Бурятии для 10-11 классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», №273 от 29.12.2012 г.;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
примерной программой основного общего образования. География 2011г.(Стандарты второго поколения);
учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 03.09.2018 №41;
федеральным перечнем учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 (с изменениями и дополнениями);
положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ» утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 27.08.2011 г. № 71.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Булыкская СОШ» программа рассчитана на 1 час в неделю, итого 35 часов в год, соответственно на 70 часов за 2 года.
Программа элективного курса «География Бурятии» адресована ученикам 10-11 классов.
Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия , способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности. Этому должна способствовать разработка нового содержания образования в соответствие с идеями вариативности, включая региональный компонент по предметам учебного плана.
Анализ публикаций, посвящённых национально-региональному компоненту в России показал что на сегодняшний день методика реализации НРК по географии в практике обучения разработана недостаточно в силу ряда противоречий:
-между нормативным введением национально-регионального компонента (НРК) в регионах с целью повышения качества обучения и отсутствием целостной концепции НРК содержания школьного предмета географии в основной общеобразовательной школе;
- между заявленным введением НРК школьного предмета географии и отсутствием его соответствующего учебно-методического обеспечения.
Программа элективного курса разрабатывалась и апробировалась с учётом новых ФГОС. Она нацелена на изменения деятельности учащихся, усвоение норм современного мышления и мировоззрения, приобретения метапредметных знаний, обеспечения глубокой дифференциации обучения.
Актуальность использования НРК в изучении географии, на мой взгляд, определяется необходимостью формирования у учащихся чувства ответственности за судьбу родного края, понимая престижности профессий, востребованных в регионе. Выпускники предпочитают покидать регион и получать специальность, пусть даже технического направления, в центральных районах страны, где впоследствии остаются. Повышение качества географического образования – важное условие мотивации выпускников на получение инженерно-технических специальностей, чтобы после окончания ВУЗов и СУЗов восполнить недостаток кадров. Значит та часть учеников, которые хотели и могли бы получить профессию политехнической направленности остаются в незавидном положении. Современные требования, предъявляемые к школьным программам , стремление снизить нагрузку, привели к уменьшению количества часов, отводимых на изучение географии, что не позволяет в полной мере изучить отдельные темы, методику решения проектных задач, выполнить практические работы.
С этой целью необходимо использовать все возможные способы, которые позволят приблизить уровень обученности учащихся к необходимому для поступления в политехнические образовательные учреждения.
Цели программы:
- создание условий для успешной социализации личности, профессионального определения и непрерывного образования в условиях региона;
- ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
- повышения познавательного интереса учащихся к географии;
- предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических работ по географии в Бурятии в процессе познавательной и творческой деятельности;
- знакомство на практике с такими видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях региона, связанных с практическими применениями географии;
-предоставление учащимся информации о возможных путях продолжения образования на села, района, республики.
Ожидаемый результат ведения элективного курса:
Формирование ключевых компетенций.
В области учебных компетенций:
Уметь:
-организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;
- решать учебные проблемы;
- связывать воедино, используя отдельные части задания.
В области исследовательских компетенций:
Уметь:
- получать и использовать информацию;
- использовать различные источники данных;
- систематизировать информацию.
В области коммутативных компетенций:
Уметь:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
-выступать перед аудиторией;
- читать и интерпретировать графики, диаграммы, таблицы;
-быть готовыми к сотрудничеству, уметь работать в команде.
Отсроченный результат ведения курса:
- осознанный выбор профильного обучения;
- участие в олимпиадах, конкурсах, НПК;
- личностный рост учеников.
Оценка результативности данного курса предполагает не только оценивание ЗУНов, но в большей степени уровня самостоятельности, творчества учащихся, умения представлять свои результаты, поэтому итоговое занятие строится в форме конференции, на которой учащиеся защищают разработанные в ходе изучения элективного курса проекты.
Особую привлекательность для учащихся научно-исследовательская деятельность приобретает тогда, когда её результаты становятся востребованными вне школьных стен. Поэтому выбор темы исследования является одним из самых важных моментов в работе с одарённой молодёжью. Иновационость, прикладное значение работы определяет заинтересованность учащегося и дальнейшее её продвижения.
Содержание программы элективного курса.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Особенности ГП Республики Бурятия | 4 |
2 | Природа Республики Бурятия | 25 |
3 | Население Республики Бурятия | 6 |
4 | Хозяйство Республики Бурятия | 25 |
5 | Проблемы и перспективы развитиия | 10 |
Календарно - тематическое планирование.
№ П/П | Перечень разделов и тем | Всего часов | Количество часов практических занятий | Количество часов контрольно-диагностических занятий | Дата |
10 класс | |||||
Особенности ГП Республики Бурятия ( 4 часа) | |||||
1 | Географическое положение Республики Бурятия. | 1 | 08.09 | ||
2 | Сравнение ГП Бурятии и положения соседних регионов. | 1 | 15.09 | ||
3 | История освоения и изучения территории Бурятии | 1 | 22.09 | ||
4 | Современное административно-территориальное деление | 1 | 1 | 29.09 | |
Природа Республики Бурятия ( 25 часов) | |||||
5 | Рельеф Бурятии: основные формы, их связь со строением земной коры | 1 | 06.10 | ||
6 | Геологическое строение территории | 1 | 13.10 | ||
7 | Минеральные ресурсы республики и проблемы их рационального использования | 1 | 20.10 | ||
8 | Полезные ископаемые Бурятии | 1 | 1 | 27.10 | |
9 | Климат Республики Бурятия | 1 | 10.11 | ||
10 | Стихийные бедствия, связанные с особенностями климата | 1 | 17.11 | ||
11 | Погода и климат Джидинского района. Роза ветров | 1 | 1 | 24.11 | |
12 | Водные ресурсы республики | 1 | 01.12 | ||
13 | Основные речные системы Республики Бурятия | 1 | 08.12 | ||
14 | Озёра Джидинского района: Белые озёра, Таглей. | 1 | 1 | 15.12 | |
15 | Достояние Республики – озеро Байкал | 1 | 1 | 22.12 | |
16 | Эндемики озера Байкал | 1 | 29.12 | ||
17 | Стихийные бедствия, связанные с особенностями питания вод республики | 1 | 12.01 | ||
18 | Основные типы почв, расположенных на территории Бурятии | 1 | 19.01 | ||
19 | Мелиорация и рекультивация почв | 1 | 26.01 | ||
20 | Растительный и животный мир Республики Бурятия | 1 | 02.02 | ||
21 | Биологические ресурсы | 1 | 09.02 | ||
22 | Разнообразие лесов Бурятии | 1 | 16.02 | ||
23 | Природные зоны Республики Бурятия | 1 | 23.02 | ||
24 | Высотная поясность в горах Бурятии | 1 | 01.03 | ||
25 | Заповедники и национальные парки Республики Бурятия | 1 | 15.03 | ||
26 | Разнообразие природных комплексов Бурятии | 1 | 22.03 | ||
27 | Рекреационные ресурсы республики | 1 | 05.04 | ||
28 | Памятники природы и священные места Бурятии | 1 | 12.04 | ||
29 | Защита проекта – «Бурятия – наш общий дом» | 1 | 1 | 19.04 | |
Население Республики Бурятия ( 6 часов) | |||||
30 | Исторические особенности заселения территории Республики Бурятия | 1 | 24.04 | ||
31 | Численность населения Республики Бурятия | 1 | 03.05 | ||
32 | Национальный состав республики | 1 | 1 | 10.05 | |
33 | Главный центр буддизма России- Иволгинский дацан | 1 | 17.05 | ||
34 | Миграции населения Республики Бурятия | 1 | 1 | 24.05 | |
35 | Городское и сельское населения Республики Бурятия | 1 | 31.05 | ||
11 класс | |||||
Хозяйство Республики Бурятия (25 часов) | |||||
36 | Машиностроительный комплекс республики | 1 | 08.09 | ||
37 | Транспортное, приборостроительное машиностроение | 1 | 15.09 | ||
38 | Топливно-энергетический комплекс | 1 | 22.09 | ||
39 | Энергетика Республики Бурятия | 1 | 29.09 | ||
40 | Горнодобывающая промышленность | 1 | 06.10 | ||
41 | Угольная промышленность. Основные угольные разрезы | 1 | 1 | 13.10 | |
42 | Лесная промышленность | 1 | 20.10 | ||
43 | Деревообрабатывающая промышленность | 1 | 1 | 27.10 | |
44 | Земледелие Республики Бурятия | 1 | 10.11 | ||
45 | Животноводство | 1 | 17.11 | ||
46 | АПК Джидинского района | 1 | 24.11 | ||
47 | Пищевая промышленность Республики Бурятия | 1 | 01.12 | ||
48 | Пищевая промышленность Джидинского района | 1 | 08.12 | ||
49 | Лёгкая промышленность Республики Бурятия | 1 | 15.12 | ||
50 | Традиционные ремёсла народов Бурятии | 1 | 1 | 22.12 | |
51 | Инфраструктурный комплекс Бурятии | 1 | 29.12 | ||
52 | Транспорт Республики Бурятия | 1 | 12.01 | ||
53 | Железнодорожный транспорт | 1 | 19.01 | ||
54 | Воздушный транспорт Аэропорт «Байкал» | 1 | 26.01 | ||
55 | Автомобильный транспорт | 1 | 02.02 | ||
56 | Связь и сфера обслуживания Республики Бурятия | 1 | 09.02 | ||
57 | ЖКХ Джидинского района. | 1 | 16.02 | ||
58 | Образования и наука Республики Бурятия | 1 | 23.02 | ||
59 | Учреждения культуры. Театры. Музеи. | 1 | 01.03 | ||
60 | Курорты и места отдыха Республики Бурятия | 1 | 15.03 | ||
Проблемы и перспективы развития ( 10 часов) | |||||
61 | Демографическая политика Республики Бурятия | 1 | 22.03 | ||
62 | Энергетическая проблема | 1 | 05.04 | ||
63 | Сырьевая проблема | 1 | 12.04 | ||
64 | Проблема занятости населения | 1 | 19.04 | ||
65 | Развитие приграничных территорий | 1 | 26.04 | ||
66 | Международное сотрудничество Республики Бурятия | 1 | 03.05 | ||
67 | Отраслевая структура экономики | 1 | 10.05 | ||
68 | Особенности экономики МО «Джидинский район» | 1 | 17.05 | ||
69 | Приоритеты развития Республики Бурятия | 1 | 24.05 | ||
70 | Защита проектов | 1 | 31.05 | ||
ИТОГО | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу. " Математика". 6 класс.
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-тематич...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образова...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....