Географический турнир по теме "Население мира" в 10 классе
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Географический турнир по теме "Население мира" в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desktop.rar2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка обобщающего урока  / внеклассного мероприятия

 Географический турнир  по теме:  «Население мира»

10 класс

Знания – это только тогда знания, когда они приобретены

усилиями своего мозга, а не твоей памятью.

Л.Н. Толстой

Задачи:

  • повторить, закрепить и проверить знания уч-ся по основным темам раздела: «География населения мира»;
  • проверить знание основных терминов, умения работать с картами;
  • продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов), учить выступать публично;
  •  развивать интерес к предмету;
  • способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека;
  • формирование ответственности, самостоятельности, умения работать в группе, способствовать формированию коллективного решения.

Оборудование: атласы, иллюстрации, картосхемы к теме, карточки с заданиями,

                          деревянный бочонок,  грамоты

Форма организации: групповая  - участвуют 2 команды (по 5- 6 человек)

Жюри (2 чел.) – каждый правильный ответ оценивается одним баллов

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Представление команд.

На протяжении нескольких уроков мы изучали материал и важный раздел курса 10 кл. – население мира. Еще в 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!» - писал он. Теперь география населения мира стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие.

На протяжении нескольких уроков мы изучали материал этого важного раздела курса, и сегодня мы проверим прочность ваших знаний.

                                   

  1. Конкурсная программа с использованием презентации: 

I конкурс: Разминка – «БЛИЦ - ВОПРОС» - население в цифрах

 Задача команд объяснить, что обозначают эти цифры.

  • 400
  • 22-8 = 14
  • 4-5 тыс.
  • 48 ч/км²
  • 47,5%
  • 6,6 млрд. чел
  • 15-20 млн.
  • 4000
  • 1,344 млрд. чел
  • 8 млрд. чел.

          Ответы:

  • кол-во городов – миллионеров
  • формула Еп, мир
  • кол-во этносов
  • ср. плотность населения
  • коэффициент урбанизации в мире

                    Ответы:

  • численность населения, 2008 г.
  • кол-во сельских населенных пунктов
  • кол-во городов в начале 21 века
  • численность населения Китая, 2006 г.
  • прогноз численности населения на 2025 г.

II конкурс: «ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?» - прокомментируйте содержание понятий

  • агломерация
  • Ватикан
  • воспроизводство
  • демографический взрыв
  • демография
  • депопуляция
  • ЭАН
  • эмиграция
  • демографическая политика
  • иммигрант
  • мегалополис
  • Мекка
  • миграция
  • синтоизм
  • урбанизация
  • этнос

III конкурс: «НАЗОВИ СТРАНУ»

  1. Страна – гигант по численности населения.
  2. Страна – карлик по численности населения.
  3. Самая многонациональная страна.
  4. Страна – город, где 100% городского населения.
  5. Страна с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни в 21 веке
  6. Страна – лидер по плотности населения (кроме стран-карликов)
  7. Двунациональные страны.
  8. Страна, девиз дем. политики которой: «Нас двое – нам двоих».
  9.  Страна, девиз дем. политики которой: «Одна семья – один ребенок».
  10. Эта страна попала в книгу рекордов Гиннеса в номинации «Дефицит женщин».
  11. Самая низкая доля детей (14%)
  12. Самая высокая доля детей (50%)
  1. Китай
  2. Ватикан
  3. Индия
  4. Сингапур
  5. Япония
  6. Бангладеш
  7. Канада, Бельгия
  8. Индия
  9. Китай

  1. Катар
  2. Италия
  3. Нигер

 IV конкурс: Геотест – «В ДЕБРЯХ КОВАРНЫХ ВОПРОСОВ»

  1. Какое из перечисленных государств возглавляет королева Великобритании?

       а) Ямайка            б) Коста-Рика             в) Гана               г) Шри-Ланка                            (а)

  1. Кто является главой государства Н.Зеландия?

а) президент США                б) король Испании      

в) император Японии           г) королева Великобритании                                                      (г)

  1. Исторически первым городом – «миллионером» был:

      а) Токио             б) Рим               в) Рио-де-Жанейро                г) Лондон                          (б)

  1. Какого статуса домов сумели добиться от властей англичане?

      а) цитадель      б) крепость        в) бункер            г) блиндаж                                              (б)

  1. В какой стране национальная одежда кимоно?

     а) Китай          б) Корея              в) Япония               г) Индия                                               (в)

  1. Когда национальные границы  совпадают с политическими, образуются государства:

      а) многонациональные          б) двунациональные  

      в) однонациональные            г) самостоятельные                                                               (в)

  1. Женщины какой страны носят сари ?

     а) Япония          б) Греция            в) Индия             г) Монголия                                          (в)

  1. Как почтительно обращаются к мужчинам в Польше?

      а) мсье           б) пан          в) сэр             г) дон                                                                      (б)

  1. И житель Сеула, и житель Пхеньяна – это:

     а) кореец               б) китаец                   в) вьетнамец                г) монгол                            (а)

  1. Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?

       а) Фудзияма             б) Колизей                в) Тадж -Махал               г) Тауэр                      (в)

  1. Какой город удостоен титула «вечный город»?

        а) Киев            б) Каир            в) Стамбул            г) Рим                                                      (г)

  1. Какому из этих слов «дал жизнь» немецкий город Кельн ?

       а) кулон        б) одеколон            в) колье               г) колония                                             (б)

  1. Перемещение иностранных ученых, инженеров, врачей, спортсменов и других специалистов высокой квалификации:

  а) «утечка мускулов»           б) «утечка денег»      

  в) «утечка знаний»               г) «утечка мозгов»                                                                       (г)

  1. Какой город является центром трех мировых религий?

   а) Иерусалим            б) Москва             в) Рим                   г) Стамбул                                   (а)

 V конкурс: «СТОЛИЦЫ- АНАГРАММЫ»

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нем буквы так, чтобы получилась столица государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

 Учитель раздает карточки с заданием для каждой команды.

  • Антоним ссоры - …. (на реке Тибр, «вечный город»)                                             мир – Рим
  • Питерская водная артерия - …. ( на Дунае, «столица вальсов»)                            Нева – Вена
  • Пешеходная улица Москвы - …. (в Африке, «апельсиновая столицы»)               Арбат – Рабат
  • Сахарный остров - …. (в Закавказье, на Каспийском море)                                    Куба – Баку
  • Планета – богиня - … (на реке Раздан, в Закавказье)                                              Венера – Ереван
  • Медвежья ягода - …. (в Ю-В Азии, на о-ве Лусон)                                                 Малина – Манила
  • Основное занятие детей и актеров - …( на реке Даугава, в Прибалтике)             игра – Рига
  • Очень приличная леди на английский манер - …. (на р. Джамма, в Азии)           леди – Дели
  • Главные шторки - .. (на р. Днепр, в Вост. Европе)                                                   веки – Киев
  • Бывает красная, черная, кабачковая, баклажанная - ..(на р. Нил, С-В Африки)   икра – Каир

  VI конкурс: «ЗАМОРОЧКИ  ИЗ БОЧКИ»

       (участники команд вытаскивают из бочонка карточки с вопросами).

  1. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве,

есть своя «Малая Италия», свой «Чайна-Таун». Чем вы объясните современную многонациональную структур США?

(коренное население США было практически истреблено, а современнее

жители США являются потомками мигрантов из различных стран мира)

  1. В чем различие половозрастных пирамид 1 и 2-го типа воспроизводства? (по рис.)
  2. Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио. О какой форме расселения идет речь? В каких странах она распространена?

(жизнь на ферме, сельская рассеянная форма расселения; Канада, США, Австралия)

  1. Влияет ли религия на тип воспроизводства? Ответ обоснуйте.

( мусульманство поощряет ранние  и обязательные браки, многодетность,

 многоженство, отрицательно относится к демографической политике;

это способствует высокому Еп, большой доле молодых возрастов

 в возрастной структуре населения и как следствие 1-му типу воспроизводства населения)

  1.  Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?  

                                (эти критерии – показатели Р, С, Еп)

  1. Что влияет (факторы) на воспроизводство населения?
  2. Какие критерии лежат в основе разделения человечества на государства? Какие государства по преобладающей нации существуют? (национальные критерии; однонациональные, двунациональные, многонациональные)
  3. Какие крупные скопления населения существуют в современном мире?

(Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Европа, побережье Атлантического океана  - С-В США)

  1. Что такое субурбанизация? какой вид внутренних миграций характерен для этого процесса? Как связаны между собой субурбанизация и развитие агломераций?

(С. – процесс роста пригородных зон городов и городов – спутников, что приводит к постоянной маятниковой миграции между пригородом и центром города, С. – способствует «расползанию агломераций»)

  1. Чем характеризуется понятие «качество населения»?
  2. Какова была причина «белой  эмиграции» в России? (политическая)
  3. В какой стране на португальском говорят в 14 раз больше людей, чем в Португалии? (Бразилии)

 VII конкурс: «ВЕРИШЬ – НЕ ВЕРИШЬ» (правильны ли утверждения?)

  1. Урбанизация – это слияние городов
  2. Буддизм распространен в Новой Зеландии
  3. Высокий уровень рождаемости характерен для Кении.
  4. 70% населения проживает на 7% суши.  
  5. Плотно заселены тропические пустыни, тайга, тундра.  
  6. Турция, Пакистан, Индия – страны иммиграции.
  7. 90% прироста населения приходится на РС.
  8. В начале 21 века в пятерку крупнейших агломераций будут входить агломерации таких городов как Токио, Мехико, Сан-Паулу.

-

-

+

+

-

-

+

+

  1. Деревенская форма расселения характерна для России, З. Европы.  
  2. Лучшими городами по качеству жизни признаны – Берн, Ванкувер, Вена, Цюрих.  
  3. Китайцы, хиндустанцы, американцы – крупнейшие народы мира.  
  4. В мире количество женщин превышает количество мужчин.
  5. Синтоизм – мировая религия.
  6.  Более половины населения З. сосредоточена в 5- км полосе вдоль побережья.
  7. Второй тип воспроизводства характерен для ЭРС.
  8. Арабское население З. исповедует ислам.

+

+

+

-

-

+

-

+

 VII конкурс: «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (сценки) –

                                команды показывают друг другу сценки и задают вопросы.

№1. Диалог между мужем и женой.

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, о планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает дорогая? У нас есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все наши зарплаты и доплаты и купим мини сауну и видеокамеру.

Жена: Нет, нет, я не хочу этого … Я хочу … ребенка!

Муж: Да ты с ума сошла!

№2. Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

1-й: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

2-й: А у тебя все тот же старенький «Пежо».

1-й: Да … Да … Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем обо мне? Твоя кузина сказала мне, что купил шикарный дом в пригороде. В общем богатеешь! …

2-й: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

Вопросы:

  • В каких странах могут происходить данные сцены?
  • К какому типу воспроизводства можно отнести эти сценки?
  • Что называется демографической политикой?
  • Куда направлена дем. политика стран, отображенных в данных сценках?

  1. Жюри подводит итоги игры.
  2. Награждение команд (сладкие призы, грамоты)

Литература:

  1. Агеева И.Д. – Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004, 240 с.
  2. Морозова Л.П. – Олимпиады по географии. 10 класс. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006, 128 с.
  3. Романова А.Ф. – Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах – Волгоград: Учитель, 2007, 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРНИР «ПО МОРЯМ, НО ВОЛНАМ».

Внеклассное мероприятие по географии для 7-классов....

Географический турнир по географии. Тема "Население мира" 10 класс

Урок -обобщение по теме "Население мира" 10 класс. Урок-презентация. Включает в себя так же индивидуальную работу учеников по карте-столица-страна, найди пару; и головоломка по основным понятиям данно...

Географический турнир

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов. Можно использовать в рамках предметной недели по географии....

Методическое пособие для проведения географического турнира в 6 классе

Цели и задачи:1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме „План и карта”; закрепить знание основных понятий, умение определять географические координаты, азимуты, масштабы; ...

Внеклассное мероприятие 6 класс "Географический турнир"

Внеклассное мероприятие 6 класс "Географический турнир" между командами в параллели или в классе (сценарий)...

Презентация по географии "В мире географии" географический турнир

Данная презентация предназначена для внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов. Турнир состоит из множество заданий на память, логику и мышление. Имеются задания творческого характера....

Географический турнир по теме: "План и карта" (6 класс).

Задания для повторения и закрепления материала по теме....