умк
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

 Эрхитуева Соелма Элбэковна

тесты, тесты по ФГОС, рабочая программа,материалы по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глобальные проблемы человечества

I вариант

  1. Укажите количество главных глобальных проблем:

1) 1—2;       2) 8—10;       3) 40—45;         4) 90—100.

  1. В результате аварии на Чернобыльской АЭС особенно сильно пострадали территории:

1) Турции и Болгарии;

2) Болгарии и Украины;

3) Украины и Белоруссии;

4) Белоруссии и Турции.

  1. По прогнозам ООН, численность населения Земли к 2050 г. составит примерно:

1) 6 млрд. чел.;       2) 7,5 млрд. чел.;         3) 9 млрд. чел.;       4) 10,5 млрд. чел.

  1. Опасность мировой ядерной войны начала ослабевать в конце:

1) 1940-х гг.;        2) 1960-х гг.;        3) 1980-х гг.;        4) 1990-х гг.

  1. Найдите ошибку в перечне стран, где среднее количество килокалорий, потребляемых человеком в сутки, превышает среднемировой уровень:

1) Италия;

2) Австралия;

3) Аргентина;

4) Индонезия.

  1. Коэффициент полезного использования уже добытого топлива и сырья обычно составляет в настоящее время:

1) 0,1;      2) 0,3;       3) 0,6;       4) 0,8.

  1. Укажите смертельно опасную болезнь, которая в настоящее время практически полностью ликвидирована во всем мире:

1) оспа;       2) малярия;        3) СПИД;         4) рак.

  1. Найдите ошибку в перечне отраслей, характерных для портово-промышленных комплексов:

1) судостроение;

2) нефтепереработка;

3) деревообработка;

4) металлургия.

  1. Страна, которая является одним из мировых лидеров в освоении космоса, — это:

1) Япония;    

2) Германия;    

3) Австралия;  

4) Россия.

  1. Выберите пару стран, относящихся к наиболее отсталым в мире:

1) Греция и Португалия;

2) Аргентина и Чили;

3) Чад и Нигер;

4) Малайзия и Индонезия.

  1. Глобальная проблема, не характерная для развитых стран, — это:

1) голод;

2) загрязнение окружающей среды;

3) освоение космоса;

4) освоение Мирового океана.

  1. В глобальных прогнозах развития человечества 1990-х гг. преобладал подход:

1) пессимистический;       2) оптимистический.

  1. Гипотеза «Ойкуменополиса» предполагает:

1) создание на Земле зоны сплошного городского расселения;

2) прекращение роста численности населения Земли;

3) потепление климата на Земле;

4) похолодание климата на Земле.

  1. Стратегия устойчивого развития принята под эгидой:

1) НАТО;       2) ЮНЕСКО;       3) ООН;      4) АСЕАН.

  1. Найдите ошибку в перечне главных компонентов стратегии устойчивого развития:

1) устойчивое экономическое развитие;

2) устойчивое социальное развитие;

3) устойчивое политическое развитие;

4) устойчивое экологическое развитие.

Глобальные проблемы человечества

II вариант

  1. Менее острой к концу XX в. стала глобальная проблема:

1) предотвращения третьей мировой войны;

2) демографическая;

3) экологическая;

4) преодоления отсталости развивающихся стран.

  1. Укажите следствие загрязнения окружающей среды, имеющее мировые масштабы и угрожающее существованию человечества:

1) эрозия почв;     2) опустынивание;      3) изменение климата;     4) рост преступности.

  1. Демографический взрыв на Земле имел свой пик в годы:

1) 1960-е;      2) 1970-е;      3) 1980-е;       4) 1990-е.

  1. Крупнейшими поставщиками оружия на мировой рынок являются страны:

1) США и Япония;

2) Япония и Китай;

3) Китай и Великобритания;

4) Великобритания и США.

  1. Найдите ошибку в перечне стран, где среднее количество килокалорий, потребляемых человеком в сутки, ниже среднемирового уровня:

1) Бразилия;      2) Индия;     3) ЮАР;     4) Эфиопия.

  1. При существующих способах добычи нефти на месторождениях извлекается:

1) менее 25% нефти;    

2) 25—50% нефти;

3) 50—80% нефти;

4) более 80% нефти.

  1. Укажите смертельно опасную болезнь, массовое появление которой впервые отмечено только в конце XX в.:

1) оспа;      2) малярия;      3) СПИД;       4)рак.

  1. Укажите страну, являющуюся одним из мировых лидеров по развитию марикультуры:

1) Япония;     2) Россия;      3) Монголия;      4) Саудовская Аравия.

  1. Найдите ошибку в перечне стран, участвующих в создании международной космической станции:

1) США;       2) Россия;        3) Япония;        4) Китай.

  1. Укажите пару стран, относящихся к наиболее отсталым в мире:

1) Афганистан и Бангладеш;

2) Тунис и Марокко;

3) Мексика и Венесуэла;

4) Болгария и Румыния.

  1. Глобальная проблема, имеющая в развивающихся странах наименьшие масштабы:

1) продовольственная;   2) экологическая;      3) демографическая;    4) сырьевая.

  1. В глобальных прогнозах развития человечества 1970-х гг. преобладал подход:

1) пессимистический;         2) оптимистический.

  1. Гипотеза парникового эффекта предполагает:

1) создание на Земле зоны сплошного городского расселения;

2) прекращение роста численности населения Земли;

3) потепление климата на Земле;

4) похолодание климата на Земле.

  1. Стратегия устойчивого развития была принята на всемирной конференции в:

1) Нью-Йорке (1948 г.);

2) Париже (1968 г.);

3) Рио-де-Жанейро (1992 г.);

4) Шанхае (2000 г.).

  1. Стратегия устойчивого развития предполагает создание благоприятных условий жизни нынешних и будущих поколений людей за счет:

1) развития общества при сохранении современного состояния природы;

2) развития природы при сохранении современного состояния общества;

3) развития и природы, и общества.

Глобальные проблемы,

I вариант

ФИО, Класс_______________________________

Глобальные проблемы,

II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

 

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

Глобальные проблемы,

I вариант

ФИО, Класс_______________________________

 1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

 

Глобальные проблемы,

II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

Глобальные проблемы,

I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

 

Глобальные проблемы,

II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

Глобальные проблемы,

I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

 

Глобальные проблемы,

II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

Глобальные проблемы,

I вариант

ФИО, Класс_______________________________

Глобальные проблемы,

II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

 

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

Глобальные проблемы, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

 

Глобальные проблемы, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

Глобальные проблемы, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

Глобальные проблемы, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

 

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

BD21325_

Глобальные проблемы, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

Глобальные проблемы,  II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2     

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4

 

1

1     2     3     4

9

1     2     3     4

2

1     2     3     4

10

1     2     3     4

3

1     2     3     4

11

1     2     3     4

4

1     2     3     4

12

1        2    

5

1     2     3     4

13

1     2     3     4

6

1     2     3     4

14

1     2     3     4

7

1     2     3     4

15

1     2     3     4

8

1     2     3     4



Предварительный просмотр:

НТР и мировое хозяйство,

I вариант, ФИО, класс ____________________________________

  1. Главной предпосылкой формирования мирового хозяйства явилось:

1) формирование мирового рынка;

2) развитие крупной машинной индустрии;

3) развитие транспорта;

4) развитие сельского хозяйства.

  1. Дополните:

Специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции или услуг и обмен ими называется «.... ………………………….»

  1. Как изменялась с течением времени географическая модель мирового хозяйства?

1) Упрощалась;

2) не изменялась;

3) усложнялась.

  1. Установите соответствие:

Страна

1. США.

2. Канада.

3. Кувейт.

Отрасль международной специализации

А. Производство программных продуктов.

Б. Нефтяная промышленность.

В. Производство зерна.

Г. Банковские услуги.

Д. Производство промышленных роботов.

  1. Какой экономической группировкой является ЕС?

1) Региональной;

2) отраслевой.

  1. Научно-техническая революция влияет:

1) только на отраслевую структуру хозяйства;

2) только на территориальную структуру хозяйства;

3) на отраслевую и территориальную структуру хозяйства.

  1. Постиндустриальная структура хозяйства характеризуется:

1) ведущей ролью производственной сферы;

2) ведущей ролью непроизводственной сферы.

  1. Установите соответствие.

Страна

1. Япония.

2. Польша.        

3. Сенегал.        

Структура хозяйства

А. Аграрная.

Б. Индустриальная.

В. Постиндустриальная.

  1. Распределите указанные страны по мере уменьшения числа занятых в непроизводственной сфере:

1) США;

2) Россия;

3) Япония.

  1. В эпоху НТР среди отраслей промышленности наиболее высокими темпами развиваются:

1) машиностроение и черная металлургия;

2) черная металлургия и химия полимеров;

3) химия полимеров и машиностроение.

  1.  Новые факторы размещения производства в эпоху НТР — это:

1) фактор наукоемкости и природно-ресурсный;

2) природно-ресурсный и экологический;

3) экологический и фактор наукоемкости.

НТР и мировое хозяйство,

II вариант, ФИО, класс ____________________________________

  1. Решающее условие формирования мирового хозяйства — это:

1) крупная машинная индустрия;

2) развитие транспорта;

3) образование мирового рынка.

  1. Дополните:

Совокупность национальных хозяйств мира, объединенных внешними экономическими связями, называется  «………………………………………….....»

  1. Существенными признаками понятия «международное географическое разделение труда» являются:

1) концентрация и обмен;

2) обмен и специализация;

3) специализация и кооперирование;

4) кооперирование и концентрация.

  1. Установите соответствие.

Страна

1. Чили.

2. Япония.        

3. Куба.

4. США.

Отрасль международной специализации

А. Производство сахара.

Б. Производство промышленных роботов.

В. Производство программных продуктов.

Г. Банковские услуги.

Д. Медная промышленность.

  1. В начале XXI в. географическая модель мирового хозяйства имеет характер:

1) полицентрический;

2) моноцентрический.

  1. Какой экономической группировкой является ОПЕК?

1) Региональной;

2) отраслевой.

  1. Если ведущую роль в хозяйстве страны играет непроизводственная сфера, то структура хозяйства является:

1) индустриальной;

2) постиндустриальной;

3) аграрной.

  1. Установите соответствие:

Страна

1. Япония.

2. Россия.

3. Эфиопия.        

Структура хозяйства

А. Аграрная.

Б. Индустриальная.

В. Постиндустриальная.

  1. Распределите указанные страны по мере увеличения числа занятых в непроизводственной сфере:

1) Япония;      

2) США;    

3) Россия.

  1.  В эпоху НТР среди отраслей промышленности наиболее высокими темпами развиваются:

1) электроэнергетика и текстильная промышленность;

2) текстильная промышленность и машиностроение;

3) машиностроение и электроэнергетика.

  1.  Как изменилась роль транспортного фактора и фактора трудовых ресурсов в размещении производства в эпоху НТР?

1) Увеличилась;

2) уменьшилась.

НТР и мировое хозяйство, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д      

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

 

НТР и мировое хозяйство, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д  4– А Б В Г Д    

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

НТР и мировое хозяйство, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д      

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

 

НТР и мировое хозяйство, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д  4– А Б В Г Д    

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

НТР и мировое хозяйство, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д      

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

 

НТР и мировое хозяйство, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д  4– А Б В Г Д    

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

НТР и мировое хозяйство, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д      

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

 

НТР и мировое хозяйство, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д  4– А Б В Г Д    

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

НТР и мировое хозяйство, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д      

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

 

НТР и мировое хозяйство, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д  4– А Б В Г Д    

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

НТР и мировое хозяйство, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д      

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

 

НТР и мировое хозяйство, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д  4– А Б В Г Д    

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

НТР и мировое хозяйство, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д      

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

 

НТР и мировое хозяйство, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д  4– А Б В Г Д    

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

НТР и мировое хозяйство, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д      

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

 

НТР и мировое хозяйство, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -     2 -    3 -    

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д  4– А Б В Г Д    

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

НТР и мировое хозяйство, I вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

Географическое

разделение труда

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -1     2 -3     3 -2   

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д      

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

 

НТР и мировое хозяйство, II вариант

ФИО, Класс_______________________________

1

1     2     3     4

7

1     2     3     4

2

Мировое

хозяйство

8

1 – А Б В        2 – А Б В

3 – А Б В

3

1     2     3     4

9

1 -3     2 -1     3 -2   

4

1–А Б В Г  Д   2– А Б В Г Д

10

1     2     3     4

3 – А Б В Г  Д  4– А Б В Г Д    

5

1     2     3     4

11

1     2     3     4

6

1     2     3     4

РЕКОМЕНДУЕМАЯ    НОРМА   ОЦЕНКИ

Число верных ответов

Оценка

10—11

5

8—9

4

6—7

3

5 и менее

2



Предварительный просмотр:

Внедрение ФГОС в образовательную область география

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт.  Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ,  устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.

Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Зачем нужен новый образовательный стандарт? Советское образование было одним из лучших в мире. Примерно так думают многие родители и учителя. Однако со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени.

Сравнительный анализ образовательных систем PISA-2009 направлен не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15-летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Оценка образовательных достижений в 2009 году проводилась по направлениям:

  • грамотность чтения (Россия – 41-43 места)
  • естественнонаучная грамотность(37-40 места)
  • математическая грамотность (38-40 места) из 65.

Глобализация экономики приводит и к интеграции образовательных систем разных стран. Как российское образование интегрируется в мировую систему образования?

1. Начиная с принятия в 1992 г. первой редакции закона «Об образовании» создается новая нормативно-управленческая база деятельности образовательных учреждений.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» призвана сделать российское образование привлекательным, конкурентноспособным.

3. На интеграцию в мировую систему образования направлены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»

Причинами изменения парадигмы служат, во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания, во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.

Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Введение федеральных государственных стандартов общего образования будет вводиться поэтапно. С 1 сентября 2011 года во всех школах страны вводится ФГОС начального общего образования. С 1 сентября 2015 года – ФГОС основного общего образования, с 1 сентября 2020 года – ФГОС среднего общего образования.

Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.

Положительно в ФГОС следующее:

1)      ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.

      2)      Это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

       3)      Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.

ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности. Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек. География будет относиться к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая.

Место учебного предмета «География» в учебном плане: «География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 272 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7,8,9 классах.

Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.

Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC

География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе новым стандартом не предусмотрен, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс "География. Землеведение" изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю). Наличие дополнительного часа на изучение географии поможет решить проблему с изучением достаточно сложных понятий и формированием практических умений и навыков, предусмотренных содержанием  курса географии в 5-6 классах. Особого внимания, а, следовательно, и увеличения количества часов требует такая важнейшая тема курса, как «План и карта», при изучении которой формируются важнейшие географические компетенции.

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.

Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны  понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний.

Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6  классах, являются умения ориентироваться на местности. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.

Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

Курс «География России» изучается  в 8-9 классах как единый страноведческий курс.  Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться  и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.  Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

Именно эти направления в методике преподавания  представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.



Предварительный просмотр:

Тесты «Зарубежная Европа».

Вариант 1

1. Найдите варианты, в которых верно указаны названия морей и стран, которые они омывают:

а) Норвежское, Балтийское — Швеция;

б) Северное, Средиземное — Великобритания;

в) Северное, Балтийское — Германия;

г) Черное, Адриатическое — Италия;

д) Норвежское, Баренцево — Норвегия.

2. Найдите варианты, в которых верно указаны страны, граничащие друг с другом:

а) Польша, Чехия, Германия;

б) Италия, Австрия, Венгрия;

в) Испания, Франция, Швейцария;

г) Норвегия, Швеция, Финляндия;

д) Словакия, Литва, Польша.

3. Какие государства с монархической формой правления входят в Европейский союз?

а) Нидерланды;

б) Испания;

в) Португалия;

г) Монако;

д) Таиланд.

4. Выберите вариант, в котором верно указана языковая группа и религия населения Норвегии:

а) германская группа, православие;

б) романская группа, ислам;

в) финская группа, протестантизм;

г) германская группа, протестантизм;

д) славянская группа, католицизм.

5. Какая из указанных агломераций является самой южной?

а) Лондонская;

б) Миланская;

в) Парижская;

г) Верхнесилезская;

д) Рурская.

6. Выберите правильные варианты ответа.

Первое место в зарубежной Европе занимают:

а) по добыче нефти — Нидерланды;

б) по добыче железной руды — Норвегия;

в) по добыче каменного угля — Германия;

г) по выплавке алюминия — Норвегия;

д) по производству автомобилей — Швеция.

7. Какие отрасли характерны для среднеевропейского типа сельского хозяйства?

а) свиноводство и птицеводство;

б) горно-пастбищное овцеводство;

в) молочно-мясное животноводство;

г) выращивание серых хлебов;

д) субтропическое земледелие.

8. Выберите неправильное утверждение.

а) Германия занимает 1-е место в зарубежной Европе по длине железных дорог, а ее транспортная сеть имеет многоцентровую конфигурацию.

б) На севере Франции, в Лотарингии, формируется важный научно-производственный центр «Долина высокой технологии».

в) Страны зарубежной Европы превосходят США по произ - водству автомобилей и промышленных роботов.

г) В Италии туристов привлекают достопримечательности, приморские и горные рекреационные зоны.

д) Экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

9. Выберите высокоразвитый район зарубежной Европы:

а) Рур; г) Большой Париж;

б) Северное море; д) остров Сицилия.

в) Португалия;

10. Страны какого субрегиона зарубежной Европы экспортируют бумагу, целлюлозу, пиломатериалы?

а) Западная Европа; в) Северная Европа;

б) Восточная Европа; г) Южная Европа.

Вариант 2

1. Найдите варианты, в которых верно указаны названия морей и стран, которые они омывают:

а) Адриатическое, Средиземное — Италия;

б) Черное, Эгейское — Греция;

в) Ирландское, Средиземное — Франция;

г) Северное, Балтийское — Дания;

д) Средиземное, Ионическое — Испания.

2. Найдите варианты, в которых верно указаны страны, граничащие друг с другом:

а) Белоруссия, Польша, Болгария;

б) Словения, Хорватия, Швейцария;

в) Греция, Албания, Македония;

г) Дания, Германия, Чехия;

д) Нидерланды, Бельгия, Германия.

3. Выберите государства, которые входят в Европейский союз:

а) Швейцария; г) Великобритания;

б) Бельгия; д) Австрия.

в) Финляндия;

4. Выберите вариант, в котором верно указаны языковая группа и религия населения Польши:

а) германская группа, католицизм;

б) славянская группа, православие;

в) романская группа, протестантизм;

г) кельтская группа, ислам;

д) славянская группа, католицизм.

5. Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:

а) Рурская — Германия;

б) Миланская — Франция;

в) Лионская — Италия;

г) Верхнесилезская — Чехия;

д) Бирмингемская — Великобритания.

6. Выберите правильные варианты ответа.

Первое место в зарубежной Европе занимают:

а) по добыче газа — Дания;

б) по валовому сбору пшеницы — Франция;

в) по производству стали — Испания;

г) по производству автомобилей — Германия;

д) по производству электроэнергии — Венгрия.

7. Какие черты характерны для западноевропейского типа транспортной системы?

а) по дальности перевозок уступает транспортным системам США и России;

б) каркас сухопутной транспортной системы образуют магистрали меридионального направления;

в) густота транспортной сети очень велика;

г) между транспортными системами Западной и Восточной Европы нет транспортных коридоров;

д) ведущая роль в перевозке пассажиров и грузов принадле - жит автомобильному транспорту.

8. Выберите неверные утверждения.

а) В границах «центральной оси развития» сосредоточено около половины экономического потенциала зарубежной Европы.

б) В начале XXI в. в результате проведения региональной политики на севере Италии начнет формироваться новый промышленный район.

в) В результате проведения региональной политики в Рурском промышленном районе улучшится экологическая ситуация.

г) Экономические реформы в странах Восточной Европы приведут к резкому увеличению доли занятых в сельском хозяйстве.

д) На рубеже XX—XXI вв. возрастет значение района Ниццы на юге Франции как района высоких технологий.

9. Выберите старопромышленный район зарубежной Европы:

а) Рур; г) Большой Париж;

б) Северное море; д) Роттердам.

в) Португалия;

10. Страны какого субрегиона зарубежной Европы экспо тируют цитрусовые, вина, оливковое масло?

а) Западная Европа; в) Северная Европа;

б) Восточная Европа; г) Южная Европа.        

Вариант 1

1в; д. 2. а; г. 3. а; б. 4. г. 5. б. 6. в; г. 7. а; в. 8. б. 9. г. 10. в.

Вариант 2

1. а; г. 2. в; д. 3. б; д. 4. д. 5. а; д. 6. б; г. 7. а; в; д. 8. б; г.

9. а. 10. г.



Предварительный просмотр:

Номенклатура 8 класс.География России.

 пограничные с Россией государства (на суше): Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР;

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса, о. Ратманова, м. Дежнева

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого,Таганрогский,

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский,

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Чусовая, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Ильмень, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Зейское

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Окско-Донская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская,, Тувинская котловина.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Самарская Лука, Тебердинский, Башкирский, Ильменский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Вулканы:

22 Республика

1. Адыгея (Майкоп)

2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)

3. Башкортостан (Уфа)

4. Бурятия (Улан-Удэ)

5. Дагестан (Махачкала)

6. Ингушетия (Магас)

7. Кабардино-Балкария (Нальчик)

8. Калмыкия (Элиста)

9. Карачаево-Черкесия (Черкесск)

10. Карелия (Петрозаводск)

11. Коми (Сыктывкар)

12. Марий Эл (Йошкар-Ола)

13. Мордовия (Саранск)

крупные природные регионыРусская (Восточно-Европейская) равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Каким я вижу свое село через 10 лет».

   У каждого из нас любовь к родному краю, к родной культуре, родному селу или городу приходит по-разному, и начинается она то ли «с песни, что пела нам мать», то ли «с картинки в твоём букваре». Но, так или иначе, она начинается с малого и со временем перерастает в большое патриотическое чувство. Родина не обязательно должна быть большой, но любовь к ней должна быть огромной!
  Село Улюнхан Курумканского района Республики Бурятия – маленькая незаметная точка на карте России. В нём я росла и живу.
Со всех сторон он окружен лесами, где растут вековые ели, высокие сосны, роскошные белоствольные березы, трепетные осины. Через село протекает некогда полноводная, а сейчас значительно обмелевшая река Улгана, питающая своими водами величественный Байкал. Для меня село стало родным и любимым, потому что именно здесь я научилась доброте, отзывчивости, любви к Родине.

    Территория сельского поселения находится в живописном уголке Баргузинской долины, на стыке 2-х хребтов - Баргузинского и Икатского. Имеются уникальные термальные источники – аршаны, обладающие целебными свойствами, это Кучигер, Умхей, Сею. Со всех концов света к нам приезжают люди, чтобы излечиться, отдохнуть на наших термальных источниках и поэтому природа испытывает сильную нагрузку.

На территории нашего села, на термальном источнике  расположен районный детский оздоровительный лагерь «Радуга». В летний период большинство девчонок и мальчишек из района приезжают отдыхать именно к нам.
    В Улюнхане есть всё для полноценной жизни: школа, детский сад, дом культуры, магазины, ФАП, спортивные сооружения, библиотека и, самое главное, добрые люди.                                                                                        Восхищаясь своей малой Родиной, нередко задумываюсь о сохранности, целостности всего, что так мило мне с детства.

Я мечтаю, чтобы спустя многие годы мое село оставалось таким же, как и сейчас, чтобы то, что со временем наживалось, налаживалось в родном селе, ни в коем случае не исчезало, не разрушалось, а лишь наоборот приумножалось и приукрашалось.

Через десять лет я представляю себе свое село таким: оно так и сияет чистотой и опрятностью. Никаких  бумажек, бутылок и другого мусора нет на улицах, на полях и лесах. Каждый праздник его украшают по-разному. У каждого месяца свое убранство. У января серебряные снежинки, у декабря сосновые шишки, новогодние елки. У марта подснежники и бусы в виде стеклянных шариков и так далее… В селе построены новые музеи, театры. А еще необычные здания. Например "Приют для бездомных кошек" или  "Шоколадный рай". Как вы поняли, теперь по улицам не будут бегать голодные и грязные кошки и собаки - они будут жить в тепле и чистоте, а желающие всегда смогут забрать их к себе домой, или по настроению люди могли бы выбрать любой шоколад. Каждый день проводят шоу на улицах для детей и взрослых. А раз в неделю по пятницам проводится шоу "Денежный дождь". Тогда в центр села выходят нуждающиеся и просто желающие, а участники шоу берут большие коробки денег и кидают в толпу - кто поймает, тот возьмет. Но там установлены специальные правила. Нельзя толкаться и драться. Кто эти правила нарушает, того запоминают в лицо и больше месяца его туда не пускают. А еще, больше чем восемьдесят человек в центре находиться не могут. И два раза подряд туда ходить нельзя, нужно уступить другим. Только если ты нуждаешься, то можно. И-и-и-и так далее фантастические идеи приходят в мечтах…

   А на самом деле хочу, чтобы в центре нашего села открылся парк. Пока в селе есть, небезразличные к судьбе малой Родины, люди, я могу смело представить этот парк в будущем: это будет красивый, зелёный парк с асфальтированными дорожками, с расписными скамейками, с уютными беседками и с маленьким фонтанчиком. Каждый побывавший обязательно захочет посадить в нём дерево и поставить скамейку, чтобы как можно больше людей смогли посетить наш уголок природы. Отрадно, что детей рождается много и проблема, где играть стоит остро.
Время, действительно, стремительно мчится. С каждым годом меняется мода, меняются ценности, меняется спрос на различные профессии и специальности, что влияет на рост безработицы. Ведь есть примеры народной стройки, где инициаторами являются неравнодушные жители нашего села. И именно поэтому я хочу, чтобы в моём селе как можно больше строилось жилья, вводились различные инновации во все сферы деятельности, что позволит созданию новых рабочих мест, а это значит, что молодому поколению будет где жить, работать, развивать и прославлять своё село, ведь ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая Родина!
 

На сегодняшний день в Улюнхане живут и работают около 700 людей, которые, как правило, заняты на низкоквалифицированных рабочих местах. Очень много выходцев из села работают в столице Республики. Они помогают продвигать(некоторые даже инвестировать) социальные проекты выдвигаемые молодежью села, такие как «Улюнхан – территория трезвости», строительство детской площадки, о чем можно узнать также «в контакте».К 70- летию Великой Победы я выдвинула идею облагородить памятник павшим героям, автором которого является мой дядя, заслуженный художник Бурятской АССР.

    Я верю, что мечты сбываются, особенно, если к этому приложить усилия. И поэтому я с надеждой смотрю в будущее и вижу мое любимое село развивающимся, живым.

    Я надеюсь, что все эти перемены произойдут в недалеком будущем, и я со своими современниками смогу внести достойный вклад в будущее родного села. Наши дети будут гордиться, что мы сохранили село для них.

   Автобус. Июнь месяц. Непонятно, как в такой маленький автобус, смогло поместиться такое огромное количество народа. Неимоверная жара. Сельская дорога. За окном бегут бесконечные лесные массивы. Неожиданно внимание всего народа привлекает новое здание с высоким крыльцом,  белым фасадом и зеленой крышей – и окна, огромные, почти немыслимые по меркам того времени. (Это моя новая школа при въезде в село)Тут на весь автобус начинают спорить два человека:
- Нет, эти новостройки годятся для другого грунта.
- Да нет же, это новая английская технология...
Вдруг на весь автобус разносится голос маленького человека:
- Вы оба не правы, эти новостройки построены по новой немецкой технологии, у них  специальный фундамент, который можно ставить на любой грунт, даже такой.
Все замолкли. 
Все внимание сосредоточилось на этой девочке. Вдруг начали появляться новые возгласы: кто-то об этом читал, кто-то видел  по телевизору, а один человек сказал, что это абсолютная правда, так как он сам является архитектором...
- Смышленый ребенок, многого добьется, - произнесла в раз одна пара...

Это было ровно 8 лет назад и этим ребенком была я. Тогда мне было 8 лет, я толком не помню эту историю и она написана со слов моих родственников. Но я много раз за свою жизнь убеждалась в одном - если я могу разговаривать на равне с людьми, которые старше меня в несколько раз, я действительно многого добьюсь в своей жизни.
Каким я буду еще через 10 лет?
 Я никогда в жизни не намечала каких-то грандиозных целей, затем четко придерживаясь особенного плана по их достижению. Я просто каждый день совершенствовалась, не отступая назад и не стоя на месте. Я знала, раз я совершенствуюсь, я и так уже двигаюсь вперед.
И сейчас я не стараюсь предсказать, какой я буду в будущем. Но помечтать могу:
Я буду более здорова и умна, чем сейчас.
До 8 класса школы всегда был лентяйкой, хотя учеба давалась легко, без напряга. Потом, наконец-то, что-то щелкнуло в моем мозгу, и я записалась в секцию волейбола. С этого момента изменилось все.
 В моем теле появилась энергия, новые силы. У меня появилось столько друзей, о количестве которых я могла раньше только мечтать. Я поняла, что спорт - это просто супер.
 Я бесконечно рада тому щелчку, который изменил мое представление о жизни. Сейчас я чувствую себя намного здоровее и энергичнее, чем много лет назад. 

Я взяла на себя обязательство прочитывать не менее двух книг в неделю, независимо от ее загруженности и напряженности. Я пообещал себе каждый день совершенствоваться в физическом плане: делать больше отжиманий, больше бегать.
 Я стану еще более выносливой  и энергичной, ведь я буду и дальше себя совершенствовать в умственном и физическом плане, я буду следить и дальше за выполнением этих обязательств, которые когда-то взяла на себя.
У меня будет свое дело.

Ох, кто бы знал, как я люблю свое родное село. Мне нравятся эти, еще нетронутые новыми технологиями, речки и леса, где я могу зимой кататься на лыжах, наслаждаясь свежим воздухом и потрясающими видами. Я люблю этот климат - своеобразный, конечно, но такой привычный. Я прикипела к этому месту. Но...
Я не могу сидеть долго на одном месте. Такой уж я человек. Я давно хочу побывать в разных странах.... Все  меня так привлекает...
Какой можно подвести итог?
Я хочу сделать многое, у меня есть огромное количество желаний, которые мне хотелось бы осуществить в жизнь. Я не буду что-то загадывать, я буду просто и дальше двигаться вперед. И спустя 10 лет, я буду с удовольствием читать это, поп ивая свой любимый чай, мечтая о еще больших свершениях.
Спасибо за внимание!

Предсказать будущее невозможно. Но знаю- все в наших руках…

Гомбоева Гэрэлма, ученица 10 класса МБОУ «Улюнханская СОШ»

671632, Республика Бурятия, Курумканский район, с. Улюнхан, ул. Новая,1.

Для участия в Лагере-семинаре


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Слайд 2

В американском штате Невада расположено одно из самых удивительных мест на земле - пустыня Чёрного камня . Она является частью доисторического озера Лахонтан , которое исчезло 7 тысяч лет назад. Сама пустыня представляет собой солончак протяженностью 110 км. Вулканические и геотермальные образования встречаются здесь очень часто. Самым узнаваемым из них является гейзер Флай . Необычные яркие, сочные цвета гейзера просто завораживают. В расколеровке виновата богатая минералами вода из подземного озера, а также водоросли и бактерии. На сегодня высота «гейзерной горки» с учётом террас и природного возвышения составляет около … 1. 3,6 метра 2. 36 метров 3. 360 метров

Слайд 3

В течение столетий ветер и вода формировали изящный рельеф в песчанике Навахо . Результатом этой кропотливой работы стал Каньон Антилопы - изумительная фантазия природы. А название своё он получил из-за схожести по цвету со шкурой животного, ярко-рыжему с красным отливом. Каньон Антилопы – удивительное, чарующее, даже мистическое место на Земле. Кажется, языки пламени застыли во времени и каким-то чудесным способом перенеслись в реальный мир. Находится это чудо природы на юго-западе США в штате 1. Айдахо 2. Айова 3. Аризона

Слайд 4

Выдающийся нос встречается только у самцов и служит им для привлекательности. Длина тела носача составляет 55–70 см, хвоста — 65–75 см, масса 12–24 кг. Носач – лучший пловец среди приматов. Эти животные способны прыгать в близлежащий водоем прямо с ветвей деревьев и, нырнув, проплыть под водой более 20 м! Уникальный остров с огромными пещерами и непроходимыми лесами – настоящий райский сад на нашей планете. Здесь обитает около 350 видов животных, многие из которых еще неизвестны науке. Носач , иначе кахау , встречается только на этом острове. В тропических лесах, недалеко от воды, эти красавцы живут стаями. Родина носача - остров на экваторе у границы Южно-Китайского моря – 1. Суматра 2. Бали 3. Борнео

Слайд 5

Чтобы увидеть это удивительное животное - чудо природы, ежемесячно на остров специально приезжает около 1 тыс. туристов. Живые драконы или гигантские вараны вызывают большой интерес. Средний вес гиганта составляет 90 кг, а длина тела, соответственно, 2,5 м. В 1980 году для защиты гигантского варана от вымирания здесь был организован Национальный парк. Этот небольшой остров в Индонезии имеет площадь 390 км². Его население составляет всего 2 тысячи человек. Название этого острова… 1. Ява 2. Калимантан 3. Комодо

Слайд 6

В одной из стран Северной Африки, недалеко от городка Сиди-бель-Аббес , есть природное озеро, заполненное чернилами. Называется оно Чернильное озеро . В этом озере нет рыбы и растений, так как токсичные темно-синие чернила пригодны лишь для того, чтоб ими писать. Всё дело в составе воды двух небольших рек, вливающихся в это таинственное озеро. В одной из них содержится просто огромное количество растворенных солей железа, в другой — различные органические соединения из находящихся в речной долине торфяных болот. Потоки взаимодействуют друг с другом, пополняя количество отличных чернил. Местные жители относятся к данному чуду по-разному: одни считают его дьявольским наваждением; другие, напротив, извлекают из него выгоду, торгуя этими чернилами. Это озеро находится… 1. в Алжире 2. в Ливии 3. в Марокко

Слайд 7

ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

Слайд 8

Сон-трава (прострел) Растение похоже на маленького котёнка — пушистое и нежное. Большие цветы прострела поддерживают серебристые коротенькие стебельки, покрытые тоненькими ворсинками. Именно сон-трава сообщает о том, что весна действительно наступила. Растение не боится холода: уверенно пробивается сквозь мерзлую землю. Светолюбивая трава неприхотлива. И хотя расцветает прострел рано, плоды созревают только в начале лета. Опасен прострел тем, что… 1. его сок вызывает ожоги на коже. 2. его пыльца вызывает кашель и насморк. 3. его запах вызывает отёк носоглотки.

Слайд 9

Нежное растение с белыми цветами на стебле радует своим ароматом с апреля по май. Ягоды созревают в июне. Они похожи на коралловые бусинки — насыщенного красного цвета. Ароматный цветок растет в светлых сосновых и, изредка, дубовых лесах. А вот в степи или в поле вы его не найдете. Стебель, цветы, листья, плоды содержат сердечные гликозиды и сапонины. Эти вещества вредны. Даже вода в вазе, где стояли цветы, ядовита. Боль в желудке, тошнота, рвота, диарея, нарушение пульса — явные признаки отравления. 2. ландыш 3. ятрышник (кукушкины слёзки) 1. купена О каком растении идёт речь?

Слайд 10

Этот паук любит путешествовать в поисках пищи. Именно эта особенность делает его очень опасным. Такие путешествия часто приводят его в жилые дома. Паук не из пугливых тварей и в случае опасности моментально становится в боевую позу на задние лапы, а передние поднимает вверх и начинает покачиваться. В 2007 году он был внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый ядовитый паук в мире и виновник наибольшего количества смертей в результате укуса паука. А называется он – каракурт 2. бразильский блуждающий паук 3. тарантул

Слайд 11

Голубо-кольчатый осьминог - м аленькое морское существо с мирным характером и опасным ядом. Несмотря на скромные размеры (4-5 см — длина тела и 10 см — длина щупалец, вес до 100 граммов), яд осьминога очень токсичен, что п ротивоядия для его нейтрализации не существует. Распространен у берегов Австралии и Юго-Восточной Азии. Обитает он на небольших глубинах , но встретиться с ним довольно сложно по причине ночного образа жизни. Осьминог не представляет опасности для людей в воде, однако, когда его вытаскивают, он может укусить своим острым клювом, расположенным на месте схождения его восьми ног. Одной порции яда этого осьминога достаточно, чтобы погубить всего за несколько минут… 1. 25 человек 2. 15 человек 3. 10 человек

Слайд 12

Ест акула, в основном, тюленей и китов, но имеет и печально известную славу беспощадного людоеда из-за имевших место многочисленных атак на пловцов, дайверов и серферов . Когда акула кусает и трясёт головой из стороны в сторону, зубы с зазубренными краями как пила режут и отрывают куски плоти. Белая акула живет в теплых водах абсолютно во всех океанах, а кроме того в Японском и Средиземном морях. Часто особи вырастают до 7-8 метров, но встречаются и великаны – до 12 метров в длину. Именно белая акула считается самой свирепой, сильной и опасной из всех акул. Острейшие зубы расположены во рту белой акулы в пять рядов, их количество доходит до… 1. 200 2. 300 3. 400

Слайд 13

ХИМИЯ ВОКРУГ НАС

Слайд 14

Вода H 2 O Человек примерно на 65% состоит из воды. Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза (99%), а самая бедная – эмаль зуба (0,2%). В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного баланса, т.е. количество потребляемой воды равно количеству воды, выводимой из организма. Общий объём воды, потребляемой человеком при питье и с пищей, составляет 2-2,5 литра. При потере организмом 6-8% влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, учащается сердцебиение, появляется мышечная слабость. К смерти приводит потеря воды сверх нормы 1) 10-15% 2) 15-20% 3) 20-25%

Слайд 15

Хлорид натрия NaCl Поваренная соль совершенно необходима для жизнедеятельности организма человека и животных. Недостаток этой соли приводит к функциональным и органическим расстройствам: могут возникать спазмы гладкой мускулатуры, иногда поражаются центры нервной системы. Длительное солевое голодание может привести к гибели организма. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 10-15 г. В условиях жаркого климата и при работе в горячих цехах соль выводится из организма с потом, и для восстановления утрат в организм нужно вводить больше соли. Врачи рекомендуют пить подсоленную воду, так как соль способствует удержанию воды в тканях. В условиях жаркого климата потребность человека в соли возрастает до 1) 20-25 г 2) 25-30 г 3) 30-35 г

Слайд 16

Англичане даже называли его «свинским железом» – pig iron . В Австрии его называли сорным или навозным камнем, а в Германии – грязным камнем. Сейчас же его довольно широко применяют, хотя он хрупок и труден в обработке. « C винское железо» Его в твёрдом виде нельзя ковать, он хрупкий и разлетается на куски от одного удара молотом. Раньше его, как и шлак, считали отходом производства. Речь идёт о 1) свинце 2) чугуне 3) цинке

Слайд 17

персидского двора – алмаз с безукоризненной прозрачностью, цвета воды с желтовато-бурым оттенком, массой 88,7 карата. Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля. Алмаз 30 января 1829 г. в Тегеране был убит русский посол А.С.Грибоедов, автор комедии «Горе от ума». Убийство дипломата грозило серьёзными осложнениями. И поэтому для разрешения конфликта в Петербург был направлен принц Хозрев-Мирза . Он передал русскому правительству одну из величайших драгоценностей Его название - 1) « Дериа-нур » (море света) 2) « Кохи-нур » (гора света) 3) «Шах»

Слайд 18

«уникальное произведение природы», которое натурально может стоить те самые 10 миллионов сестерциев – предмет спора. По легенде, царица Египта Клеопатра поспорила с возлюбленным – римским полководцем Марком Антонием. Он утверждал, что она, несмотря на баснословные богатство и власть, не сможет потратить 10 миллионов сестерциев за один раз. Не очень сложно, если не знать, что «один раз» - это один прием пищи. Клеопатра приказала слугам принести ей сосуд с уксусом, вынула из уха серьгу с жемчужиной. Поместила жемчужину в сосуд. После того, как уксус быстро растворил ее, Жемчуг Клеопатра выпила содержимое сосуда… Римский естествоиспытатель и философ Плиний Старший эту жемчужину описывает как «самую большую в истории», Жемчуг мог раствориться в уксусной кислоте, потому что на 86-90% состоит из 2) карбоната кальция 1) карбоната натрия 3) оксида кальция

Слайд 19

Из букв этого слова составьте за отведённое время как можно больше слов – имён существительных в единственном числе, в именительном падеже. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Слайд 20

Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!..



Предварительный просмотр:

МОУ «Гулинская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено                                                                                 Утверждаю                                                                                                                                                                                         на педсовете.                                                                                директор школы                                                                                                                                                                                             Протокол № 1                                                                               _________ /Л.Р.Сереброва                                                                                                                                                                               от 28.08.2012.                                                                                03.09.2012.                                                                                                                                                                                              

Рабочая программа  кружка

 «Моя малая родина»

(проектная деятельность)

для учащихся начальной школы

 

 

 

Руководитель: Маркова Елена Викторовна

                                                                                                            

2012 – 2013 уч.год

1.Тема проекта: « Моя малая родина»

2. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗУЕМОГО ПРОЕКТА

2.1. Актуальность для нашей школ

В «Концепции модернизации российского образования»  перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями».   Предпосылкой для создания  Программы по краеведению  стало  отсутствие  в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана  подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ  для  начальной школы  федерального и местного значения.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».

2.2. Актуальность для общества

          Как же возникла идея создания такого проекта?

      Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь,  нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».  

         Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

          Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

           Изменения,  произошедшие  в  общественном  строе,  внесли  изменения  в  нравственные  ценности.  В  младшем  школьном  возрасте  происходит  формирование  характера,  мышления,  речи  человека,  начинается  длительный  процесс  формирования  нравственных  ценностей,  которые  лежат  в  основе  любви  к  Родине.  Любовь  к  родине  подрастающего  поколения  начинается  с  ощущения  родного  края,  родной  земли.  Материал  по  краеведению  является  богатым  источником,  дающим  возможность  восполнить    пробелы  в  нравственном  воспитании  учащихся,  которые  возникли  в  последнее  время.  

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: 

Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

         В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:

  • отсутствие доступной информации по истории своего края;
  • отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
  • слабое умение представить окружающим полученные знания.

3. Цели и задачи проекта

3.1. Цель проекта:

  • воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой  родной  край,  деревня,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства.  
  • воспитание  деятельного  гражданина, с активной жизненной  позицией,  желающего  принять  непосредственное  участие  в  развитии  и  процветании  своего  города.

3.2. Задачи проекта:

  • ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  родной деревни.
  • развитие  гражданских  качеств  личности  младшего  школьника;  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;  формирование  личностно-ценностного  отношения  и  побуждение  деятельной  любви  к  родному  месту  проживания.
  • укрепление  родственных  и   семейных  связей  через  погружение  в  историю  жизни  своей  семьи,  почитание  семейных  традиций  для  укрепления  отношений  между   представителями  разных  поколений.
  • развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей  учащихся.
  • формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.
  • профессиональная  ориентация  при  решении  вопросов  дальнейшего  образования,  выбора  профессии  и  места  работы.
  • овладение  начальными  формами  исследовательской деятельности,  включая умения  поиска и работы с информацией.
  • ознакомление   учащихся  с технологией  проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся начальной школы, родители учеников.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: СЕНТЯБРЬ 2012 ГОДА – МАЙ 2013 ГОДА.

ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.


ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская. 

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: культурологический, лингвистический, краеведческий.

ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • фотографии, рисунки, поделки
  • презентации, видеофильмы
  • стенд - макет  деревни Никановская  в современном виде

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: сельская и школьная библиотеки,  интернет,  школьный музей, архивные материалы школы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для учеников:

-  ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

- самореализация.

Для педагога:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей.

- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- Познавательные занятия, экскурсии;

- Продуктивная деятельность;

- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.

Деятельность участников проекта на различных этапах

№ п/п

Этапы

Задачи

Деятельность учащегося и родителей

Деятельность педагога

1.

Подготовительный

Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации.

Уточнение информации;

Обсуждение задания.

Выбор и обоснование критериев успеха.

Мотивация учащихся и родителей;

обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам;

наблюдение.

2.

Выполнение

Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта

Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/ф, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.

Выполнение работ;

оформление, словотворчество "Моя малая Родина".

 Конкурс рисунков и семейных поделок,

изготовление модели «Наша деревня в 21 веке», фотоматериал

« Моя малая родина".

Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о малой родине – деревне Никоновская.
Организация экскурсий с родителями на предприятия Гулинского поселения, школьный музей.

Наблюдение;

советы (по просьбе).

3.

Рефлексия

Подведение итогов работы над проектом.

Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая родина» с целью дальнейшего использования).

Благодарность за работу в проекте.

 4. ПЛАН – ГРАФИК ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. 

Название и содержание деятельности

 

1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование

  1. Определение темы и актуальности

  1. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия

  1. Определение ресурсного потенциала

  1. Нормативно-правое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по школе).

2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами. Основная деятельность – исследовательская

2.1. Классный час «Край родной – навек любимый»

1. Приглашение почетных гостей – старейших жителей деревни

2. Проведение мероприятия

3. Рефлексивный отчет учащихся – беседа

«За что я люблю свой край?»

2.2. Защита индивидуальных проектов

«Горжусь тобой мой край родной!»

1. Подготовка индивидуальных проектов        

2. Презентация проектов

3. Обсуждение представленных проектов

2.3. Выпуск стенгазеты «Путешествие по родной деревне»

1. Принятие решения – узнать, как можно больше о своей малой родине.

2. Экскурсия  по деревне.

3. Фотографирование.

2.4. Выставка рисунков «Любимый край»

1. Изготовление рисунков

2. Оформление выставки рисунков.

2.5. Оформление стенда «Край родной навек любимый»

1. Сбор материала о знаменитых людях  

3.  Проведение экскурсии по материалам стенда.

2.6. Социологический опрос «Что для Вас значат слова «Малая Родина»?

1. Выбор фотокорреспондентов

2. Выбор интервьюеров

3. Составление анкеты

4. Опрос жителей деревни

2.7. Классный час «Традиции малой родины»

1.   Игра «Калейдоскоп народных традиций»

2. Изготовление дерева Дружбы и наклеивание на него листочков с личными пожеланиями учащихся.

2. 8. Викторина « Край родной на век любимый»

1. Подбор вопросов для викторины.

2.  Подведение итогов, выявление победителей.

2.9. Выпуск презентации «Путешествие по родному краю»

1.  Деление на группы: редколлегия, фотографы, литераторы.

2. Подбор материалов для создания презентации (фото, стихи)

3.  Показ презентации на школьной краеведческой конференции.

2.10. Создание макета  « Никоновская в 20-21 веках»

1. Подготовка макета деревни

2. Сбор материала о строительстве в деревне .

3. Опрос жителей деревни  - «Какою  была деревня в вашу первую встречу?»

4. Подготовка доклада на школьную краеведческую конференцию

2.11. Литературный конкурс  « Слово о деревне»

1. Встреча с местными поэтами и прозаиками.

2. Написание сочинений: рассказ, сказка, стихи.

3. Конкурсы   «Герб деревни»          

                        «Гимн деревни»

2.12  Воинская слава наших земляков

 1. Классный час: «Деревня в годы Великой Отечественной войны».

2. Исследовательская деятельность: «История памятника Неизвестному солдату»

3. День защитника Отечества.

        Устный журнал: «Ребята нашей деревни на защите  своей Родины»

4.  Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

2.13 Фотоконкурс «В деревне виднее природа и люди»

1. Подготовка фотографий.

2. Оформление фото выставки.

3. Определение победителей.

2.14 Трудовые десанты «Чистота моей деревни»

1. Уборка школьной территории

2.Трудовой десант у памятника Неизвестному солдату ( по сезонам)

3.Чистота моего двора.

4. Выращивание рассады цветочных растений.

3. Школьная краеведческая конференция «Милая моя родина»

1. Подготовка материалов

2. Выступление с презентацией «Горжусь тобой мой край родной!»

3. Выступление по проекту: « Никоновская в 20-21 веках»