Рабочая программа по географии 8 класс Домогацких по ФГОС
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС. Состоит из Пояснительной записки и таблицы КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografiya_8_kl.doc | 387 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по географии, 8 класс Жукова И.А.
Статус документа
Данная программа является рабочей программой по предмету «География» для учащихся 8 «А», «Б» классов МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №1. Настоящая программа определяет содержание, объём и порядок изучения предмета «География» в 8«А», «Б» классах, в соответствии с которыми, непосредственно, осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем географии Жуковой Ириной Анатольевной (высшая квалификационная категория) на основе авторской программы Домогацких Е.М. (М.:ООО «Русское слово»,2015). Рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Стандарты второго поколения. Москва, «Просвещение», 2010), Основной образовательной программе школы и Положению о рабочей программе.
Структура документа
Программа содержит следующие разделы:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- календарно – тематическое планирование;
- лист дополнений и изменений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
- аргументированная оценка своих и чужих поступков в разных ситуациях, опираясь на общечеловеческие ценности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся у саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
- строить логичные рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей; уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Регулятивные УУД
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Коммуникативные УУД
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
Предметные результаты:
- осознание роли географии в познании окружающего мира;
- умение объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- умение составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- освоение системы географических знаний о природе России;
- выявление взаимосвязи компонентов геосферы и их изменения, объяснение проявления в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- умение определять географические особенности природы отдельных территорий и страны вцелом;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; уметь их читать;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы.
Содержание учебного предмета
Раздел I. Общая физическая география России (35 часов)
Тема 1. Введение.
Что изучает физическая география России.
Тема 2. Географическое положение России (4 часа).
Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте границ, пограничных государств, крайних точек России.
- Определение поясного времени для разных пунктов России.
Тема 3. Исследования территории России (3 часа)
Русские землепроходцы XI-XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (4 часа)
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практические работы:
- Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры.
Тема 5. Климат и погода (8 часов).
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практические работы:
- Определение по картам основных климатических показателей для различных пунктов.
- Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Тема 6. Моря и внутренние воды (6 часов).
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы:
- Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.
- Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России.
- Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.
Тема 7. Почвы (2 часа).
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 8. Природные зоны (7 часов).
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепи и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Практические работы:
- Описание по плану одной из природных зон России.
Раздел II. Крупные природные районы России (32 часа)
Географическое положение района. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Влияние географического положения на природу и хозяйственное развитие района. Геополитические интересы России в районе. Историко-географические этапы развития района. Природные уникумы района.
Комплексная характеристика Московской области. Географическое положение, размеры территории, протяженность и характер границ, соседи. Закономерности формирования рельефа и его современное развитие. Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат и погода. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Внутренние воды и водные ресурсы. Экологические проблемы. Особенности почв. Меры по сохранению плодородия почв. Особенности растительного и животного мира.
Практические работы:
- Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири.
- Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.
Раздел III. Природа и человек (3 часа).
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особ охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.
Календарно-тематическое планирование для 8 «А» класса
Кол-во часов | Тема | Формируемые УУД | Сроки прохождения программы | ||||||
общее | по разделу | Предметные | Личностные | Метапредметные | плановые | фактич. | |||
Раздел I. Общая физическая география России (35 часов) | |||||||||
Тема 1. Введение (1 час) | |||||||||
1 | 1 | Что изучает физическая география России. | Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. | Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | сентябрь | |||
Тема 2. Географическое положение России (4 часа) | |||||||||
2 | 1 | Россия на карте мира. Практическая работа «Обозначение на к/к границ, пограничных государств, крайних точек России» | Знать основные виды границ, понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и называть соседние страны. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | сентябрь | |||
3 | 2 | Физико-географическое положение России. | Знать специфику ФГП России. Уметь объяснять существенные признаки объектов. Понимать связь между ФГП и другими компонентами природы. | сентябрь | |||||
4 | 3 | Часовые пояса России. | Знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | сентябрь | |||||
5 | 4 | Практическая работа «Определение поясного времени для разных пунктов России». | сентябрь | ||||||
Тема 3. Исследования территории России (3 часа) | |||||||||
6 | 1 | Этапы изучения территории России. | Знать результаты географических открытий, объекты природы, названные в честь русских землепроходцев. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты. | сентябрь | |||
7 | 2 | Русские землепроходцы 11-17 вв. | сентябрь | ||||||
8 | 3 | Географические открытия и исследования в России в 18-20 вв. | сентябрь | ||||||
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (4 часа) | |||||||||
9 | 1 | Геологическое летоисчисление и геологическая карта. Тектоническое строение территории. | Научатся показывать по карте основные формы рельефа России, определять зависимость рельефа от геологического строения территории, причины изменения рельефа во времени. Научатся отмечать положительные и отрицательные действия человека на литосферу, предсказывать последствия этих действий. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | сентябрь | |||
10 | 2 | Общие черты рельефа. Практическая работа «Сопоставление фи-зической и тектони-ческой карт и установ-ление зависимости рельефа от строения земной коры». | октябрь | ||||||
11 | 3 | Человек и литосфера. | октябрь | ||||||
12 | 4 | Контрольная работа по теме «Геологическое строение и рельеф» | октябрь | ||||||
Тема 5. Климат и погода (8 часов) | |||||||||
13 | 1 | Анализ контрольной работы. Климатообразующие факторы. | Научатся определять факторы, определяющие климат России. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | октябрь | |||
14 | 2 | Распределение тепла и влаги на территории России. Практическая работа «Выявление закономерностей рас-пределения основных климатических показа-телей в пределах России» | Научатся определять закономерности распространения тепла и влаги на территории России, читать и строить климатограммы. | октябрь | |||||
15 | 3 | Типы климатов России. | Научатся различать типы климата России по основным показателям, показывать границы климатических поясов; называть основные элементы погоды. Знать характеристики циклонов, антициклонов и атмосферных фронтов. | октябрь | |||||
16 | 4 | Погода. | |||||||
17 | 5 | Атмосферные вихри. | |||||||
18 | 6 | Практическая работа «Анализ синоптической карты. Составление прогноза погоды» | |||||||
19 | 7 | Атмосфера и человек. | Научатся рассуждать и делать выводы о взаимосвязи человека и климата. | ноябрь | |||||
20 | 8 | Контрольная работа по теме «Климат и погода» | ноябрь | ||||||
Тема 6. Моря и внутренние воды (6 часов) | |||||||||
21 | 1 | Анализ контрольной работы. Моря России. Практическая работа «Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России» | Знать моря и реки России и их особенности. Уметь показывать их на карте, составлять описание моря и реки по типовому плану. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение морей, составлять описание реки по предложенному плану. | ноябрь | |||
22 | 2 | Реки России.
| |||||||
23 | 3 |
| Уметь использовать карты и другие источники информации для составления характеристики реки, прогнозировать изменения в результате хозяйственной деятельности. | ноябрь | |||||
24 | 4 | Озера и болота. | Отработают умения различать внутренние воды, показывать их на картах. | ||||||
25 | 5 | Природные льды. Великое оледенение. | декабрь | ||||||
26 | 6 | Гидросфера и человек. | Отработают умения пользоваться картами, показывать водные ресурсы на физической карте России. | ||||||
Тема 7. Почвы (2 часа) | |||||||||
27 | 1 | Условия формирования и развития почв. | Научатся определять тип почв по натуральным образцам. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | декабрь | |||
28 | 2 | Основные зональные типы почв на территории России. | Научатся читать почвенную карту, определять места распространения зональных типов почв. | ||||||
Тема 8. Природные зоны (7 часов) | |||||||||
29 | 1 | Природные комплексы России. | Научатся называть и показывать природные зоны России на карте, описывать по типовому плану одну из природных зон. Уметь определять закономерности распределения основных элементов природных комплексов, доказывать их взаимное влияние друг на друга и прогнозировать изменения всех компонентов при изменении одного из них. Научатся различать среди территорий России особо охраняемые природные территории. | Осознавать ценность географических знаний как важнейшего компонента познания научной картины мира. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | декабрь | |||
30 | 2 | Природные зоны Арктики и субарктики | |||||||
31 | 3 | Леса умеренного пояса. | |||||||
32 | 4 | Безлесные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность. | |||||||
33 | 5 | Практическая работа «Описание по плану одной из природных зон России». | |||||||
34 | 6 | Ресурсы растительного и животного мира. | январь | ||||||
35 | 7 | Контрольная работа по теме «Природные зоны России». | |||||||
Раздел II. Крупные природные районы России (32 часа) | |||||||||
36 | 1 | Анализ контрольной работы. Природа арктических островов | Объяснять условия выделения и размещения природных районов, их специфические черты. Уметь показывать природные районы на карте. Определять географические особенности природных районов, характер влияния на них человека. Давать комплексную характеристику Московской области. Знать закономерности формирования рельефа и его современное развитие, особенности почв, растительного и животного мира. Описывать внутренние воды и водные ресурсы Московской области, экологические проблемы. | Понимать роль географии в решении современных практических задач человечества; выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешнсти/ неуспешности учебной деятельности. | Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы. | январь | |||
37 | 2 | Русская равнина. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | |||||||
38 | 3 | Климат, внутренние воды и природные зоны Русской равнины. | |||||||
39 | 4 | ПТК Русской равнины. | |||||||
40 | 5 | Московская область как часть Русской равнины. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | февраль | ||||||
41 | 6 | Климат и внутренние воды Московской области | |||||||
42 | 7 | Природа Московской области. Особо охраняемые природные территории. | |||||||
43 | 8 | Проект «Мой край родной». Разработка маршрута путешествия по Подмосковью. | |||||||
44 | 9 | Северный Кавказ. Геологическая история и рельеф. | |||||||
45 | 10 | Климат, внутренние воды и высотная поясность Северного Кавказа. | |||||||
46 | 11 | Животный и растительный мир. Заповедники и курорты Кавказа. | |||||||
47 | 12 | Урал- каменный пояс земли Русской. | |||||||
48 | 13 | Климат и внутренние воды Урала. | март | ||||||
49 | 14 | ПТК Урала. | |||||||
50 | 15 | Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала | |||||||
51 | 16 | Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | |||||||
52 | 17 | Климат и внутренние воды Западной Сибири. | март | ||||||
53 | 18 | ПТК Западной Сибири. Практическая работа «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири». | |||||||
54 | 19 | Средняя Сибирь: рельеф и геологическое строение. | апрель | ||||||
55 | 20 | Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири. | |||||||
56 | 21 | Практическая работа «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска». | |||||||
57 | 22 | Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф и климат. | |||||||
58 | 23 | Внутренние воды и ПТК Северо-Восточной Сибири. | |||||||
59 | 24 | Горы Южной Сибири: геологическое строение и рельеф. | |||||||
60 | 25 | Климат и внутренние воды Южной Сибири. | апрель | ||||||
61 | 26 | Байкал- жемчужина России. | |||||||
62 | 27 | ПТК Южной Сибири. | |||||||
63 | 28 | Дальний Восток: геологическое строение и рельеф. | май | ||||||
64 | 29 | Климат, внутренние воды и природные зоны Дальнего Востока. | май | ||||||
65 | 30 | ПТК Дальнего Востока. | |||||||
66 | 31 | Повторение по теме «Природа регионов России». | |||||||
67 | 32 | Контрольная работа по теме «Природа регионов Росии» | |||||||
Раздел III. Природа и человек (3 часа) | |||||||||
68 | 1 | Анализ контрольной работы. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Определять понятие «рациональное природопользование». Объяснять влияние природных условий на жизнь и здоровье человека (на конкретных примерах), значение географии в современном мире. | Определять целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы. | май | |||
69 | 2 | Рациональное природопользование. | май | ||||||
70 | 3 | Роль географии в современном мире. |
Календарно-тематическое планирование для 8 «Б» класса
Кол-во часов | Тема | Формируемые УУД | Сроки прохождения программы | ||||||||
общее | по разделу | Предметные | Личностные | Метапредметные | плановые | фактич. | |||||
Раздел I. Общая физическая география России (35 часов) | |||||||||||
Тема 1. Введение (1 час) | |||||||||||
1 | 1 | Что изучает физическая география России. | Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. | Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | сентябрь | |||||
Тема 2. Географическое положение России (4 часа) | |||||||||||
2 | 1 | Россия на карте мира. Практическая работа «Обозначение на к/к границ, пограничных государств, крайних точек России» | Знать основные виды границ, понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и называть соседние страны. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | сентябрь | |||||
3 | 2 | Физико-географическое положение России. | Знать специфику ФГП России. Уметь объяснять существенные признаки объектов. Понимать связь между ФГП и другими компонентами природы. | сентябрь | |||||||
4 | 3 | Часовые пояса России. | Знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | сентябрь | |||||||
5 | 4 | Практическая работа «Определение поясного времени для разных пунктов России». | сентябрь | ||||||||
Тема 3. Исследования территории России (3 часа) | |||||||||||
6 | 1 | Этапы изучения территории России. | Знать результаты географических открытий, объекты природы, названные в честь русских землепроходцев. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты. | сентябрь | |||||
7 | 2 | Русские землепроходцы 11-17 вв. | сентябрь | ||||||||
8 | 3 | Географические открытия и исследования в России в 18-20 вв. | сентябрь | ||||||||
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (4 часа) | |||||||||||
9 | 1 | Геологическое летоисчисление и геологическая карта. Тектоническое строение территории. | Научатся показывать по карте основные формы рельефа России, определять зависимость рельефа от геологического строения территории, причины изменения рельефа во времени. Научатся отмечать положительные и отрицательные действия человека на литосферу, предсказывать последствия этих действий. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | сентябрь | |||||
10 | 2 | Общие черты рельефа. Практическая работа «Сопоставление фи-зической и тектони-ческой карт и установ-ление зависимости рельефа от строения земной коры». | октябрь | ||||||||
11 | 3 | Человек и литосфера. | октябрь | ||||||||
12 | 4 | Контрольная работа по теме «Геологическое строение и рельеф» | октябрь | ||||||||
Тема 5. Климат и погода (8 часов) | |||||||||||
13 | 1 | Анализ контрольной работы. Климатообразующие факторы. | Научатся определять факторы, определяющие климат России. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | октябрь | |||||
14 | 2 | Распределение тепла и влаги на территории России. Практическая работа «Выявление закономерностей рас-пределения основных климатических показа-телей в пределах России» | Научатся определять закономерности распространения тепла и влаги на территории России, читать и строить климатограммы. | октябрь | |||||||
15 | 3 | Типы климатов России. | Научатся различать типы климата России по основным показателям, показывать границы климатических поясов; называть основные элементы погоды. Знать характеристики циклонов, антициклонов и атмосферных фронтов. | октябрь | |||||||
16 | 4 | Погода. | |||||||||
17 | 5 | Атмосферные вихри. | |||||||||
18 | 6 | Практическая работа «Анализ синоптической карты. Составление прогноза погоды» | |||||||||
19 | 7 | Атмосфера и человек. | Научатся рассуждать и делать выводы о взаимосвязи человека и климата. | ноябрь | |||||||
20 | 8 | Контрольная работа по теме «Климат и погода» | ноябрь | ||||||||
Тема 6. Моря и внутренние воды (6 часов) | |||||||||||
21 | 1 | Анализ контрольной работы. Моря России. Практическая работа «Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России» | Знать моря и реки России и их особенности. Уметь показывать их на карте, составлять описание моря и реки по типовому плану. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение морей, составлять описание реки по предложенному плану. | ноябрь | |||||
22 | 2 | Реки России.
| |||||||||
23 | 3 |
| Уметь использовать карты и другие источники информации для составления характеристики реки, прогнозировать изменения в результате хозяйственной деятельности. | ноябрь | |||||||
24 | 4 | Озера и болота. | Отработают умения различать внутренние воды, показывать их на картах. | ||||||||
25 | 5 | Природные льды. Великое оледенение. | декабрь | ||||||||
26 | 6 | Гидросфера и человек. | Отработают умения пользоваться картами, показывать водные ресурсы на физической карте России. | ||||||||
Тема 7. Почвы (2 часа) | |||||||||||
27 | 1 | Условия формирования и развития почв. | Научатся определять тип почв по натуральным образцам. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | декабрь | |||||
28 | 2 | Основные зональные типы почв на территории России. | Научатся читать почвенную карту, определять места распространения зональных типов почв. | ||||||||
Тема 8. Природные зоны (7 часов) | |||||||||||
29 | 1 | Природные комплексы России. | Научатся называть и показывать природные зоны России на карте, описывать по типовому плану одну из природных зон. Уметь определять закономерности распределения основных элементов природных комплексов, доказывать их взаимное влияние друг на друга и прогнозировать изменения всех компонентов при изменении одного из них. Научатся различать среди территорий России особо охраняемые природные территории. | Осознавать ценность географических знаний как важнейшего компонента познания научной картины мира. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | декабрь | |||||
30 | 2 | Природные зоны Арктики и субарктики | |||||||||
31 | 3 | Леса умеренного пояса. | |||||||||
32 | 4 | Безлесные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность. | |||||||||
33 | 5 | Практическая работа «Описание по плану одной из природных зон России». | |||||||||
34 | 6 | Ресурсы растительного и животного мира. | январь | ||||||||
35 | 7 | Контрольная работа по теме «Природные зоны России». | |||||||||
Раздел II. Крупные природные районы России (32 часа) | |||||||||||
36 | 1 | Анализ контрольной работы. Природа арктических островов | Объяснять условия выделения и размещения природных районов, их специфические черты. Уметь показывать природные районы на карте. Определять географические особенности природных районов, характер влияния на них человека. Давать комплексную характеристику Московской области. Знать закономерности формирования рельефа и его современное развитие, особенности почв, растительного и животного мира. Описывать внутренние воды и водные ресурсы Московской области, экологические проблемы. | Понимать роль географии в решении современных практических задач человечества; выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешнсти/ неуспешности учебной деятельности. | Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы. | январь | |||||
37 | 2 | Русская равнина. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | |||||||||
38 | 3 | Климат, внутренние воды и природные зоны Русской равнины. | |||||||||
39 | 4 | ПТК Русской равнины. | |||||||||
40 | 5 | Московская область как часть Русской равнины. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | февраль | ||||||||
41 | 6 | Климат и внутренние воды Московской области | |||||||||
42 | 7 | Природа Московской области. Особо охраняемые природные территории. | |||||||||
43 | 8 | Проект «Мой край родной». Разработка маршрута путешествия по Подмосковью. | |||||||||
44 | 9 | Северный Кавказ. Геологическая история и рельеф. | |||||||||
45 | 10 | Климат, внутренние воды и высотная поясность Северного Кавказа. | |||||||||
46 | 11 | Животный и растительный мир. Заповедники и курорты Кавказа. | |||||||||
47 | 12 | Урал- каменный пояс земли Русской. | |||||||||
48 | 13 | Климат и внутренние воды Урала. | март | ||||||||
49 | 14 | ПТК Урала. | |||||||||
50 | 15 | Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала | |||||||||
51 | 16 | Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | |||||||||
52 | 17 | Климат и внутренние воды Западной Сибири. | март | ||||||||
53 | 18 | ПТК Западной Сибири. Практическая работа «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири». | |||||||||
54 | 19 | Средняя Сибирь: рельеф и геологическое строение. | апрель | ||||||||
55 | 20 | Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири. | |||||||||
56 | 21 | Практическая работа «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска». | |||||||||
57 | 22 | Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф и климат. | |||||||||
58 | 23 | Внутренние воды и ПТК Северо-Восточной Сибири. | |||||||||
59 | 24 | Горы Южной Сибири: геологическое строение и рельеф. | |||||||||
60 | 25 | Климат и внутренние воды Южной Сибири. | апрель | ||||||||
61 | 26 | Байкал- жемчужина России. | |||||||||
62 | 27 | ПТК Южной Сибири. | |||||||||
63 | 28 | Дальний Восток: геологическое строение и рельеф. | май | ||||||||
64 | 29 | Климат, внутренние воды и природные зоны Дальнего Востока. | май | ||||||||
65 | 30 | ПТК Дальнего Востока. | |||||||||
66 | 31 | Повторение по теме «Природа регионов России». | |||||||||
67 | 32 | Контрольная работа по теме «Природа регионов России» | |||||||||
Раздел III. Природа и человек (3 часа) | |||||||||||
68 | 1 | Анализ контрольной работы. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Определять понятие «рациональное природопользование». Объяснять влияние природных условий на жизнь и здоровье человека (на конкретных примерах), значение географии в современном мире. | Определять целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы. | май | |||||
69 | 2 | Рациональное природопользование. | май | ||||||||
70 | 3 | Роль географии в современном мире. | |||||||||
СОГЛАСОВАНО ШМО учителей естественно — научного цикла (Протокол от «__» _______________ 2017г. №1) Руководитель ШМО_____________ О.И. Парамонова | |||||||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________И.А. Воронкова «__» _________________ 2017г |
- Лист изменений и дополнений в рабочую программу
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочя программа математика 5 класс Виленкин по ФГОС
Рабочая программа к учебнику Виленкина 5 класс ( по стандартам второго поколения) . Приложение : календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 5 класса по обществознанию (ФГОС)
Программа отвечает всем требованиям ФГОС, вместе с календарно-тематическим планированием. УМК Боголюбова...
Проект «Проект рабочей программы по географии в условиях реализации ФГОС ООО»
В проекте показаны аспекты составления работчей программы по географии в условиях реализации ФГОС ООО...
Рабочая программа для 5 класса (с учётом ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Физической культуре для 5 «А» класса(учебный предмет) Разработана на основе Примерной государственной программы«Комплексная программа физического воспитания ...
Рабочая программа 5-9 класс по информатике ФГОС
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии 5 кл )Новые ФГОС)
рабочая программа по географии...