Рабочая программа 10 кл
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Куршева Надежда Александровна

Рабочая программа 10 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_kl.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета   География  в   10 классе

2013 г.

Пояснительная записка

     1. Цель изучения учебного предмета «География. 10 класс»

-  продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

     2. Общая характеристика учебного предмета:

     -краткая характеристика:

     Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников. Курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией.

     - Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» составлена на основе примерной программы:

Примерная программа среднего (полного)  общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI  классы), рекомендованная письмом МЩиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

В соответствии с авторской программой:

Авторская программа Максаковского В.П.  «Экономическая  и социальная география мира», опубликованная  в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. География 10-11 класс», составитель Сиротин В.И. – М.Дрофа -2008г.

 

   - Изменения, внесенные в программу:

     - в рабочую программу  включен урок «Современные методы географических исследований», так как он предусмотрен примерной программой.

     - на тему «Политическая карта мира» добавлено количество часов, т.к. в методических рекомендациях автор (Максаковский В.П.) рекомендует 3 ч. (один час добавлен на обобщение материала).

     - сокращено количество часов на темы «География населения мира», «География отраслей мирового хозяйства».

     - тема «Научно-техническая революция», отсутствующая в примерной программе, рассматривается в авторской и предусмотрена в рабочей программе, так как материал данной темы включается в контрольно-измерительные материалы в ЕГЭ по географии.

     -добавлена практическая работа: № 1,  предусмотренная примерной программой.

     В рабочей программе выделено время для обобщающего повторения, как отдельных тем, так и всего учебного курса 

3. Место предмета в базисном учебном плане:

     Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

     Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 34 часа.

- Количество часов в 10 классе: всего 34 часа; в неделю 1 час, в том числе практических работ – 18 ч.,  из них оценочных – 7 ч.

4. В результате изучения обществознания ученик должен

-называть (показывать) изменения на политической карте мира в новейший период; основные группы стран; государственный строй стран мира; главные международные политические и экономические организации, сферы их деятельности; численность населения мира; типы воспроизводства населения; особенности естественного и механического движения населения; современные региональные конфликты; крупнейшие по площади и населению страны; основные природные ресурсы; нетрадиционные виды ресурсов; проблемы освоения и истощения природных ресурсов; изменения в структуре земельного фонда; пути преодоления дефицита пресной воды; причины сокращения площади лесов; ресурсы Мирового океана; причины загрязнения окружающей среды; пути решения экологических проблем; основные черты НТР; структуру мирового хозяйства; факторы размещения производства; состав отраслей промышленности; особенности развития отраслей промышленности; структуру машиностроения, ТЭК, металлургии, химической, легкой промышленности; структуру сельского хозяйства; аграрные отношения в странах разного типа; различия в развитии транспорта в странах разного типа; значение различных видов транспорта для развития экономики страны; формы международных экономических связей.

     - приводить примеры: развитых и развивающихся стран; монархий, республик; унитарных и федеративных государств; изменений взаимоотношений общества и природы во времени; стран с различным типом воспроизводства населения; неравномерности размещения природных ресурсов Земли; стран, богатых и бедных минеральными ресурсами; изменений в использовании отдельных видов природных ресурсов на разных этапах развития человечества; демографической политики стран; экологической политики стран; основных направлений внешних миграций населения; международного разделения труда; международной специализации, интеграции, монополий; главных направлений в развитии производства; стран аграрной, индустриальной, постиндустриальной структур хозяйства; влияния НТР на
структуру хозяйства, на размещение производства; региональной политики в рациональном размещении производительных сил; особенностей размещения отраслей промышленности; влияния НТР на сельское хозяйство;  
«зеленой революции» на развитие сельского хозяйства;
крупных портов мира; влияния НТР на транспорт; международных экономических связей.

     - определять: географическое положение стран и регионов Земли, в том числе политико-географическое; территориальные сочетания полезных ископаемых; ресурсообеспеченность стран и регионов
Земли; тип воспроизводства населения; территориальную структуру хозяйства в развитых и развивающихся странах; основные направления транспортировки сырья и промышленной продукции; специализацию стран и регионов в МГРТ; уровень развития страны; факторы размещения отраслей промышленности; основные регионы развития отдельной отрасли промышленности; ареалы выращивания зерновых и технических культур;
 развитие животноводства в отдельных странах; основные направления внешних миграций населения.

     - характеризовать (описывать):
особенности урбанизации в странах и регионах мира;
взаимодействие человека и окружающей среды во времени; этапы формирования политической карты мира; этап формирования мирового хозяйства; отрасли мирового хозяйства; страну, регион, группу стран; крупнейшие народы мира; мировые религии; историческое наследие стран, регионов; географическую специфику стран, регионов; внешние экономические связи стран, группы стран, региона.

     Выпускники должны объяснять: формирование того или иного типа воспроизводства населения в стране; воздействие отдельных факторов на размещение производства; причины неравномерности экономического развития в мировом хозяйстве; возможности рационального природопользования; размещение отраслей промышленности; влияние природно-исторических и социально-экономических факторов на размещение населения Земли; особенности деятельности населения разных стран и регионов мира; особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства стран и регионов; различия в уровнях экономического развития отдельных стран и регионов мира; проблемы развития отдельных регионов и стран.

     - прогнозировать: темпы роста населения Земли и отдельных регион9в и стран; направления внешних миграций населения отдельных стран и регионов; изменения в структуре мирового хозяйства

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю для 10-11 кл).                                                                                    Тематическое планирование составлено на 34 часа (1час в неделю

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Макси-     мальная нагрузка учащегося (ч)

Из них (ч)

Теорети-ческое обучение

Практи-ческие работы

Контроль-ная  работа

1.

ВВЕДЕНИЕ

2

2

2.

Раздел  I.   ОБЩАЯ ХАРАКТЕ-РИСТИКА МИРА  

31

19

2.1

ТЕМА 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

4

2

1

1

2.2

ТЕМА 2. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

6

4

1

1

2.3

ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

5

3

1

1

2.4

ТЕМА 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

4

4

-

-

2.5

ТЕМА 5. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

12

6

4

2

Итого

33

21

7

5

1

Содержание программы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (34 ч)

Политическое устройство мира

Планируемые результаты изучения темы (знания и умения  учащегося):  

знать основные понятия и иметь  представления: типология стран по уровню социально-экономического развития;

 уметь: читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы, объяснять различия в географии  хозяйства отдельных регионов и стран, используя сравнительный и системный подходы.

     Этапы формирования политической карты мира. Изменения на политической карте мира в новейший период. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира: изменение границ и смена государственного устройства.

     Политическая география. Геополитика. Политико-географическое положение стран. Геополитические интересы. Региональные конфликты. Новейшие геополитические изменения на политической карте мира.
Россия на политической карте мира. Изменение политико-географического положения России. Россия в составе СНГ — новые аспекты межгосударственных отношений.

     Международные организации. Роль международных организаций в поддержании стабильности в мире. Роль России в международных организациях.

     Основные группы стран (по размерам территорий, уровню социально-экономического развития и др.). Развитые и развивающиеся страны (страны «большой семерки», европейские страны, СНГ, новые индустриальные страны, нефтеэкспортирующие страны, отстающие страны).

     Государственный строй стран мира, формы правления: монархия (абсолютная, конституционная, теократическая), республика (парламентская, президентская) и государственное устройство: унитарные и федеративные государства, конфедерация.

    Практические работы:

     1. Обозначение на контурной карте стран «большой семерки», СНГ, крупнейших развивающихся стран, новых индустриальных стран.
    2. Определение политико-географического положения страны.

     Творческие работы

     1. Составление кроссворда «Страны мира».

     2. Подготовка реферата на тему «Политико-географическое положение России».

География мировых природных ресурсов

      Планируемые результаты изучения темы (знания и умения  учащегося):

знать основные понятия и иметь  представления: географическая среда, природопользование, география основных природных ресурсов;

уметь читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы, объяснять различия в географии природных ресурсов, используя сравнительный и системный подходы.

Взаимодействие общества и географической среды. Изменения взаимоотношений общества и природы во времени. Антропогенные и культурные ландшафты. Освоение необжитых территорий.

     Природные ресурсы. Неравномерности размещения природных ресурсов на земном шаре. Ресурсообеспеченность отдельных стран.

     Минеральные ресурсы. Связь размещения минеральных ресурсов с тектоническим строением земной коры. Территориальное сочетание полезных ископаемых. Масштабы использования минеральных ресурсов. Истощение минеральных ресурсов. Рациональное использование минеральных ресурсов. Безотходная технология.

     Земельные ресурсы. Структура мирового земельного фонда. Причины изменений в структуре земельного фонда: опустынивание, эрозия почв, рост городов, развитие индустрии и др. Рекультивация земель.

     Водные ресурсы. Неравномерное распределение запасов пресной воды на Земле. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.

     Лесные ресурсы. Причины сокращения площади лесов. Два лесных пояса Земли.
   
Ресурсы Мирового океана. Биомасса океана. Минеральные ресурсы. Морская вода. Энергетические ресурсы. Загрязнение океана.

     Другие виды ресурсов. Энергия Солнца. Гелиоэнергетика. Энергия ветра, приливов и отливов. Энергия земных недр. Геотермальные электростанции. Агроклиматические ресурсы (тепло, влага, свет). Ресурсы животного мира. Рекреационные ресурсы.

     Загрязнение окружающей среды: почвенного покрова, гидросферы, атмосферы. Пути решения природоохранных проблем. Экологическая политика. Рациональное и нерациональное природопользование.

     Практические работы

     1. Характеристика природных ресурсов Земли, их классификация и размещение.
    2. Нанесение на контурную карту рудных поясов Земли, крупных нефтегазоносных районов и угольных бассейнов.

     3. Изучение по картам основных грузопотоков минерального сырья.
    4. Определение обеспеченности стран запасами угля, нефти, газа, железной руды при современном уровне их добычи.

     5. Построение диаграммы «Лесные ресурсы континентов».

      Творческие работы

     1. Подготовка реферата на тему «Использование ресурсов Мирового океана в будущем».

     2. Подготовка реферата на тему «Нетрадиционные источники энергии».

География населения мира

Планируемые результаты изучения темы (знания и умения  учащегося):

знать основные понятия и иметь  представления: воспроизводство населения, виды и направления международных миграций, состав населения, урбанизация (темпы, уровни формы),

уметь читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы, объяснять различия в географии населения, используя сравнительный и системный подходы.

     Численность, воспроизводство и состав населения. Естественное и механическое движение населения. Половой и возрастной состав населения. Структура занятости. Региональные различия в демографической ситуации. Демография
    Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Влияние природно-исторических факторов на характер и традиции народа. Этнография. Взаимодействие и взаимопроникновение различных цивилизаций. Главные культурно-исторические центры и регионы мира. Этнополитические и религиозные конфликты.

     Размещение и миграции населения. Контрасты в размещении и плотности населения. Виды миграций. Внешние миграции населения — изменение их характера и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.

     Городское и сельское расселение. Уровни и темпы урбанизации — их регулирование. Крупнейшие города, агломерации, мегаполисы мира. Сельское население.

     Население и окружающая среда. Влияние окружающей среды на все сферы жизни и деятельности человека. Уменьшение способности природных систем к восстановлению в результате огромных хозяйственных нагрузок. Антропогенные и культурные ландшафты Земли. Уровень и качество жизни в крупнейших странах и регионах мира.

Практические работы

     1. Объяснение особенностей урбанизации одной из стран или региона мира.
    2. Сравнение состава и структуры населения разных регионов Земли.
    3. Объяснение различий в естественном и механическом движении населения стран и регионов мира.

     4. Описание культурно-исторических центров в различных регионах мира.

     Творческая работа

     Подготовка реферата на тему «Взаимодействие и взаимопроникновение культур разных народов как глобальный процесс».

География мирового хозяйства

 Планируемые результаты изучения темы (знания и умения  учащегося):

знать основные понятия и иметь  представления: мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, отрасль международной специализации, изменение структуры и размещения под влиянием ПТР, международная экономическая интеграция, международные экономические связи;

уметь читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы, объяснять различия в географии  хозяйства отдельных регионов и стран, используя сравнительный и системный подходы.

     Научно-техническая революция. Понятие о НТР. Основные черты НТР. Пути развития техники и технологии.

     Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы развития мирового хозяйства. Международное разделение труда. Международная специализация экономическая интеграция, международные монополии (транснациональные корпорации);

     Движение от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на сдвиги в структуре хозяйства. Факторы размещения производства.
    Территориальная структура хозяйства в странах разного типа. Региональная политика.

     Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства.

     Энергетика. Топливно-энергетическая промышленность: рост производства и потребления. Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Основные направления транспортировки. Электроэнергетика. Особенности развития и размещения ТЭС, ГЭС, АЭС. Альтернативные источники энергии.

     Обрабатывающая промышленность.

     Металлургия. Тенденции в развитии черной металлургии. Факторы размещения предприятий черной металлургии. Особенности географии цветной металлургии.

     Машиностроение. Структура отрасли. Размещение отраслей машиностроения. Развитие машиностроения в странах разного типа.
Химическая промышленность — один из показателей модернизации экономики страны.

     Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

     Легкая промышленность. Регионы текстильной промышленности. Ориентация текстильной промышленности на дешевую рабочую силу.
   
Сельское хозяйство. Структура отрасли. АПК. Аграрные отношения в странах разного типа. Влияние ИТР на сельское хозяйство. Понятие о «зеленой революции.

     Земледелие: ареалы выращивания основных зерновых и технических культур. География мирового животноводства.

     Сельское хозяйство и окружающая среда.

     Рыболовство

     Транспорт. Транспорт в экономически развитых и развивающихся странах. Влияние НТР на транспорт.

     Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный.

     Водный транспорт: особая роль морского торгового флота; мировые порты; внутренний водный транспорт.

      Воздушный транспорт — самый молодой вид транспорта.

     Транспорт и окружающая среда.

     Международные экономические связи. Формы экономических связей: внешняя торговля, международная финансовая деятельность, мировой валютный рынок, кредитный и инвестиционный рынки, научно-техническое и производственное сотрудничество, международный туризм, предоставление международных услуг. Главные центры мировой торговли, банковского капитала, международного туризма.

     Россия в системе международных торгово-экономических отношений. Отрасли международной специализации России. Доля страны в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Внешнеторговый баланс, структура экспорта и импорта. Крупнейшие торговые партнеры России, развитие двусторонних и многосторонних торгово-экономических связей.

     Практические работы

     1. Сопоставление объемов производства важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции стран и регионов мира.

     2. Нанесение на контурную карту мировых центров производства важнейших видов обрабатывающей промышленности.

     3. Нанесение на контурную карту главных районов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

     4. Составление краткой характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.
   5
. Составление таблиц:

     а) с примерами стран, в которых развитие отрасли (черной металлургии, цветной металлургии и т. д.) ориентировано на собственное сырье, на привозное сырье;

     б) с примерами стран, которые обладают всеми основными видами сырья;

     в) с примерами стран, имеющих развитое машиностроение.

     6. Нанесение на контурную карту крупнейших морских торговых портов мира и важнейших направлений перевозок.

     Творческие работы

      1. Подготовка реферата об особенностях развития одного из новейших производств мирового хозяйства (робототехника, электроника, биотехнология).

     2. Составление картосхемы по внешнеторговым связям России.

Практические работы для обязательного оценивания:

Практическая   работа №2. Характеристика ПГП России или другой страны по выбору уч-ся

Практическая работа №5. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Практическая работа №8. Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору).

Практическая работа № 15. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира (форма выполнения — реферат, сочинение, картосхема).

Практическая работа № 16. Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции, видов сырья.

Практическая работа № 17. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития; составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов.

Практическая работа № 18. Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма.

Перечень обязательной географической номенклатуры:

 Экономическая и социальная география мира – X –XI классы

Страны

Америка: Канада, США, Мексика, Куба, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина, Перу, Никарагуа, Гондурас, Панама.

Европа: Исландия, Соедин. Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Голландия, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Ватикан, Люксембург, Монако, Бельгия.

Азия: Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, Япония, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Турция.

Африка: Ливия, Алжир, Египет, Эфиопия, Заир, Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР.

Австралия и Океания: Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея.

Крупнейшие города и мегаполисы: Мехико, Сан-Паулу, Токио, Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Сеул, Шанхай, Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, Лондон, Москва.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

Угольные бассейны:

Бассейн

Страна

Бассейн

Страна

Тунгусский Ленский      

Канско-Ачинский

Кузнецкий

Рурский

       

Россия

Россия

Россия

Россия

ФРГ

Аппалачский   Печорский

Таймырский    

Западный

 Донецкий

США                                                  Россия

Россия

США

Россия-Украина

                         

Нефтегазоносные:

Бассейн

Страна

Бассейн

Страна

Персидского залива  

Западно-Сибирский

Волго-Уральский

Каспийский

     

Североморский

Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ.

        Россия

Россия

Россия, Азербайджан,

Туркмения, Иран, Казахстан

Норвегия, Великобритания,

Дания, Бельгия.

Западно-Канадский

Аляскинский

Калифорнийский

Техасский

Мексиканский залив  

Оринокский

Маракайбский

Сахарский

Гвинейского залива    

Суматранский

Дацинский

Канада, США

США

США

США

Мексика

Венесуэла

Венесуэла

Алжир, Ливия

Нигерия

Индонезия

Китай

Крупнейшие бассейны железной руды:                                                     

Бассейн

Страна

Хаммерсли

«Железорудный треугольник»

Каражас, Урукум

Месторождения о. Верхнего

Сингхбум

Симен

Лотарингский

Кирунавара

КМА

Австралия

Бразилия

Бразилия

США, Канада

Индия

ЮАР

Франция

Швеция

Россия

Медной руды:       

Бассейн           

Страна

Чукикамата

штат Аризона

Западное

«Медный пояс»

Кобриса

Хобарт

Калифорнийское

Окип

Чили

США

Канада

Замбия, Заир

Перу

Австралия

Мексика

ЮАР

Основные бокситоносные провинции:

1. Средиземноморская (Франция, Италия, Греция, Хорватия, Венгрия, Румыния),

2. Побережья Гвинейского залива (Гвинея, Гана, Камерун),

3. Карибского бассейна (Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам),

4. Австралийская.

Добыча Фосфоритов:

Бассейн

Страна

Егорьевское,  Камско-Вятское

Бьют

Юсуфия

Амман

Сехира

Каратауское

Эр-Русенфа            

Россия

США

Марокко

Иордания

Тунис

Казахстан

Израиль

Калийные соли:  

 Бассейн                                   

Страна

Соликамское

Саарско-Лотарингское

Карлсбад

Солигорское

Саскачеванское

Россия

Франция, ФРГ

США

Беларусь

Канада

Золото:  США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан

Алмазы:       Россия, ЮАР, Заир                                


Календарно-тематическое планирование (география 10 кл.)

Тема

Количество

часов

Вид занятия

Дата

план

факт.

1.

Введение

2

1.1

Социально-экономическая география в системе географических наук.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Участие в обсуждении проблем.

1.2

Современные методы географических исследований.

Источники географической информации

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р.№1: Обработка статистической информации. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Анализ карт различной тематики.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Составление картосхемы

2

Раздел  I.   ОБЩАЯ ХАРАКТЕ-РИСТИКА МИРА  

31

2.1

ТЕМА 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИ-ЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

4

2.1.1

Политическая карта мира как предмет изучения географии. Пр.р.№2

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. № 2: Характеристика ПГП России или другой страны по выбору уч-ся

2.1.2

Количество, группировка и типология стран.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. № 3: Обозначение на контурной карте стран «большой семерки», СНГ, крупнейших развивающихся стран, новых индустриальных стран.

2.1.3

Государственный строй стран мира.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №4: Заполнение таблицы «Государственный строй стран мира» Творческие работы: Составление кроссворда «Страны мира».

Подготовка реферата на тему «Политико-географическое положение России».

2.1.4

Обобщение темы «Политическая карта мира»

1

Обобщение и систематиза-ция знаний

Работа с тестами

2.2

ТЕМА 2. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

6

2.2.1

Взаимодействие  природы и общества

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Составление конспекта

2.2.2

Понятие о ресурсообеспеченности и классификация ресурсов. 

Пр.р.№5

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р.№5: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

2.2.3

Мировые природные ресурсы

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №6: Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.

2.2.4

Мировые природные ресурсы: Биологические, космические, рекреационные

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

2.2.5

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р.№7: Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология» и путей ее решения.

2.2.6

Обобщение темы «Природные ресурсы мира»

1

Обобщение и систематиза-ция знаний

Работа с тестами

2.3

ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

5

2.3.1

Численность, динамика населения мира. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Пр.р.№8

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №8: Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору)

2.3.2

Половой, возрастной и этнический состав населения. География мировых религий

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №9: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Объяснение (на основе изучения материалов учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства.

2.3.3

Миграция населения.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №10: Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.

Составление картосхем.

Сообщения.

2.3.4

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №11: Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.).

Работа с картами

2.3.5

Обобщение темы  «Население»

1

Обобщение и систематиза-ция знаний

Работа с тестами

2.4

ТЕМА 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

4

2.4.1

 НТР.  Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

2.4.2

МГРТ. Международная специализация и кооперирование.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

2.4.3

Воздействие НТР на мировое хозяйство

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №12: Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.

Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

2.4.4

Отрасли международной специализации

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №13: Сравнительная

характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

2.5

ТЕМА 5. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

12

2.5.1

Промышленность. Промышленные

районы мира.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №14: Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира.

2.5.2

Топливно-энергетическая промышленность.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Составление схемы

2.5.3

Горнодобывающая промышленность. География черной и цветной металлургии.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

2.5.4

География машиностроительной, химической промышленности.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа,  

заполнение таблицы

2.5.5

География промышленности.

Пр.р.№15

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №15: Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира (форма выполнения — реферат, сочинение, картосхема).

2.5.6

Сельское хозяйство

Пр.р. №16

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №16: Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции, видов сырья

2.5.7

География транспорта.

Пр.р.№17

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №17: Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития; составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов.

2.5.8

География международных экономических отношений.

1

Комбинированный

Составление картосхемы

Заполнение таблицы

2.5.9

Главные районы международного туризма.

Пр.р.№18

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

Пр.р. №18: Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма.

2.5.10

География непроизводственной сферы.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с  иллюстрациями и картами атласа.

2.5.11

Обобщение темы «География отраслей мирового хозйства»

1

Обобщение и систематиза-ция знаний

Работа с тестами

2.5.12

Обобщение  курса

1

Обобщение и систематиза-ция знаний

Работа с тестами

Резерв – 2ч.


Материально-техническое обеспечение

Список настенных карт по географии

10 класс

Мировые карты

  Масштаб

Год изд.  

Физическая карта мира   (на планке)

1: 25 000 000

1999

Физическая карта мира

1: 20 000 000

2001

Физическая карта полушарий (на планке)

Физическая карта полушарий

1: 22 000 000

2000

Строение земной коры и полезные ископаемые    

1: 20 000 000

  1978

Строение земной коры и полезные ископаемые    

1: 20 000 000

  1983

Климатическая карта мира (4 шт)

1: 20 000 000

  1996

Климатические пояса и области мира

1: 20 000 000

  1979

Растительность мира

1: 20 000 000

1974

Зоогеографическая карта мира

1: 20 000 000

1999

Зоогеографическая карта мира

Зоогеографическая карта мира.

1: 20 000 000

1982

Карта растительности и животного мира

1: 22 000 000

1988

Географические пояса и природные зоны мира

1: 20 000 000

1983

Почвенная карта мира

Почвенная карта мира

1: 20 000 000

1982

Политическая карта мира (на планке)

1: 30 000 000

  1999

Политическая карта мира

1: 20 000 000

1999

Карта народов мира (Плотность и население мира)

1: 20 000 000

  1985

Машиностроение и металлообработка мира

1: 20 000 000

  1974

Черная и цветная металлургия  мира

1: 20 000 000

  1974

Зерновые культуры мира

1: 20 000 000

  1974

Технические культуры мира

1: 20 000 000

  1974

Животноводство мира

1: 20 000 000

1974

Важн. географ.открытия и колониальн.захват(XV-XVII)    

1: 20 000 000

1996

Карты материков и океанов ( и их частей)

Карта океанов

1: 20 000 000

  1980

Карта океанов (2 шт)

1: 20 000 000

  2001

Арктика. Физическая карта.

1: 8 000 000  

1974

Арктика. Физическая карта.

1: 8 000 000

1983

Учебно-методическое обеспечение

             1. Основная учебно-методическая литература:

Учебник:

Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. - М.: Дрофа, 2011.

У М К:

Атлас «»Экономическая и социальная география мира» 10 класс. Федеральная служба геодезии и картографии России.

Сиротин В. И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Экономическая и социальная география мира. 10 класс М. Дрофа.  2011г.

Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии 10класс М. Проосвещение с 2005 г.

      ИКТ

Уроки Кирилла и Мефодия 10 кл

Электронный  учебник «География» 10 кл

Материалы ЦОР

Репетитор Кирилла и Мефодия для подготовки к ЕГЭ

Репетитор для подготовки к ЕГЭ

Мультимедийные презентации

            2. Дополнительна литература

Кузнецов, А. П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2003.

Гладкий Ю.Н. География 10 кл. (Экономическая и социальная география мира) – М, Просвещение – 2003г.

Максаковский, В. П. Географическая картина мира: в 2 т. - М.: Дрофа, 2004.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

Холина, В. Н. География человеческой деятельности. - СПб.: Спец-Лит, 2001.

Максаковский, В. П. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2004.

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география 11 кл. – М. Дрофа 2006г.

       

Примерные программы по учебным программам. География. 5-9 классы: проект. -2-е изд.,      перераб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Программы дл общеобразовательных учреждений: Географии. 6 – 11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова. - М.: Дрофа, 2010.

География. Программы дл общеобразоват. учреждений. 6 – 11 кл./ сост. В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2002

 Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. –М.: Дрофа, 2004

         

  Интернет-ресурсы:

Сайты  для  учителей  географии

Методическая лаборатория географии (Московский институт открытого образования)

http://geo.metodist.ru/

Всё для учителя географии

http://geo.1september.ru/

Сеть творческих учителей. Сообщество учителей географии

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=3436&tmpl=com

Теоретическая география

http://world.freeglobus.com/geography/

География для малышей

http://www.solnet.ee/school/geo.html

География Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

Учителю географии

http://rgo.ru/teachers/geography/

Всё о географии

http://www.geosite.com.ru/

Методическая копилка учителей географии (Брянский образовательный портал)

http://www.bryanskedu.net/metodik/geo/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Справочная  информация  для  уроков  географии

Страноведческий каталог "EconRus" 

        Географическое положение и государственное устройство, климат и природные ресурсы, обзор исторических событий, население и миграция рабочей силы, место страны в международной торговле, обмене технологиями и разделении труда, экономическая ситуация в стране и отношения с Россией - все это и многое другое Вы сможете узнать, обратившись к курсовыми работами студентов II курса факультета Международного бизнеса специальности "Мировая экономика" Омского государственного университета.
        Проект был инициирован кафедрой Международных экономических отношений ОмГУ в 2003 г. и предполагает дальнейшее развитие, как по перечню стран, так и по глубине анализа информации.

UNECE - United Nations Economic Commission for Europe 
        Статистические данные по стран ам Европы

"Атлас" семи чудес света

        Познавательный ресурс повествует о храме Артемиды в Эфесе, Александрийском маяке, садах Вавилона и других удивительных творения человека...

The World Factbook
        Книга Фактов о странах мира, издаваемая ЦРУ США, содержит экономическую, политическую, географическую и другую информацию. Является хорошим статистическим пособием для уроков географии. Работать с информацией возможно прямо на сайте или, бесплатно скачав книгу, установить ресурс на своем компьютере. 

Архив косомснимков Земли

        Фотожурнал ксомснимков Земли NASA. Обновляется несколько раз в неделю. Все фото расположены в хронологическом порядке поступления.

Атлас климатограмм

        Серию климатограмм по 870 (!) метеостанциям мира предлагает в Сети немец Бернхард Мюр. Все климатограммы построены в одном масштабе и в одной технике (вернее, в двух техниках, но в двух — каждая), что облегчает их сопоставление. На экране, вызвав тот или иной крупный регион мира, вы можете получить карту размещения точек, по которым имеются климатограммы. Например, по Европейской России таких точек четырнадцать (от Ростова-на-Дону /47° с. ш./ до Земли Франца-Иосифа. По материалам газеты "География", www.1september.ru Описание сайта дано в статье по адресу http://geo.1september.ru/2002/04/7.htm  

Атлас мира "Миллениум"

        Издание представляет грандиозный портрет нашей планеты на рубеже тысячелетий, созданный на основе космической съемки и новейших компьютерных картографических технологий 

Атлас облаков

        Ресурс представляет богатую коллекцию фотографий облаков различных типов, а также других погодных явлений (радуга, молнии и т.д.). Немецкий язык. 

Библиотека портала "Страны мира"

        Материалы по страноведению и культурологии. 

 Всемирная география

        Статистические сведения по странам мира и крупнейшим городам. Статистические и справочные сведения по регионам России.

 Географический портал "Планета Земля"

        Словарь географических терминов, географические открытия, энциклопедия и многое другое...

 География в энциклопедии "Кирилла и Мефодия"

        Раздел "География" в универсальной энциклопедии Кирилла и Мефодия. основные разделы: общие термины и понятия, методы, приборы, инструменты, геодезия и картография, климат, ледниковые эпохи, географические процессы, географические пояса и зоны, почвы, рельеф суши, рельеф дна океанов, поверхностные воды, экономическая география, экспедиции, исследовательские суда, местные названия, дисциплины, льды, ледники.

 Гербы городов Российской Федерации

        Гербы более чем 400 российских городов. Гербы губерний Российской империи. Статьи по русской земельной геральдике.

 Демографические пирамиды

        Сайт переписи населения США. Здесь есть "счётчик" населения мира (обновляется каждый день). Можно построить пирамиду по любой стране мира (2000, 2025, 2050 годы, можно выбрать предыдущий год).

Департамент статистики ООН

        Доступ к статистической базе данных, последним публикациям, методики статистических расчётов. Английский язык.

Каталог ресурсов интернет о природных ресурсах и экологии.

        Каталог ресурсов интернет о природных ресурсах и экологии.

Коллекция карт 1500-2003 библиотеки Конгресса США

        Коллекция карт 1500-2003 библиотеки Конгресса США.

 Народы и религии мира

        Энциклопедический словарь. Алфавитный перечень статей о религиях и конфессиях. Классификация религий. Основные понятия этнологии. Этнографический словарь. Календарь: праздники и памятные даты в религиях мира. 

Научная сеть

        Информационная система, нацеленная на облегчение доступа населения к научной, научно-популярной и образовательной информации, и на стимулирование обмена знаниями между профессиональными участниками научного и образовательного процессов, опирающаяся на современные Интернет-технологии. Сеть складывается из информационных ресурсов, объединенных общими принципами редакционной и технологической политики, и составляющих логически единую базу знаний. В своей деятельности Сеть опирается прежде всего на творческий потенциал и опыт ведущих российских научных и образовательных организаций.

Независимый институт социальной политике

        Основная цель института - поддерживать и развивать идеи и инициативы, имеющие социальный эффект и предлагающие новые подходы в социальной политике.

Проект "Демография России в Интернет"

        Проект Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ. Информационный веб-узел Центра по изучению проблем народонаселения, содержащий демографические показатели и информацию о движении населения России с 1959 года по настоящее время, а также библиографию изданий по проблемам населения на русском языке. Кроме того, здесь представлены тексты почти всех выпусков бюллетеня "Население и общество" (тоже на русском) и разные новости из демографической жизни. Создается новый раздел, содержащий нормативные документы по организации учета движения и переписей населения в России.

Проект "Страны мира"

        Проект включает информационную базу по странам мира, в которую входят не только общая и справочная информация, но и материалы по истории и культуре стран, фотогалереи, подробное описание национальных символов стран.

 Русский сервер географических названий

        Русскоязычный поиск работает только для географических объектов на территории России. Объекты, территориально принадлежащие другим странам, необходимо искать по англоязычным названиям.

Сайт "Городское население"

        Таблицы и диаграммы о городском населении мира (свыше 1 млн. человек).

Словарь географических названий

        Словарь географический названий. Основные рубрики: государства, города, столицы, реки, моря. Статьи разбиты по алфавиту и рубрикам (города, государства, столицы, физикогеографические объекты и т.д.).

Экономико-правовые справочники по 180 странам (включая Россию).

        Экономико-правовые справочники. По каждой из 180 стран — госструктуры, макроэкономика, банки, налоги, промышленность, энергетика, нефтегазпром, металлургия, горнодобыча, агропром, транспорт, СМИ и ИТ, армия и вооружения, образование и наука, миграция и виза, туризм, внешняя торговля, таможня, связи с СНГ и Россиией. Информация за 1999–2004 гг. от российских официальных экспертов за границей.

 Энциклопедия "Страны мира"

        Энциклопедия, посвященная экономическому и политическому устройству стран мира. Подробно рассмотрена история государств, демографическая и этнографическая картины. Сайт ориентирован на школьников и студентов, изучающих географию и международную экономику. Основные разделы по каждой стране: "География" - климат, границы, рельеф, экология... "Государство" - столица, ветви власти, вооруженные силы... "Население" - численность, этнический, возрастной состав населения... "Экономика" - ВВП, структура хозяйства, транспорт, связь, валюта... "История" - подробный исторический очерк... "Ссылки" - адреса сайтов государственных органов.

Картографические сайты

Google Earth 

        Виртуальный глобус на основе космоснимков Земли. Лучшая географическая программа в Интрнете.

 Cерия древних карт Евразии

        Карты Великой и Малой Тартарии, Великой Перми, Кондоры, Обдоры, Московии, Самоедии, Сибири, Лукоморья и мн. др. районов.

DataGraf.Net

        DataGraf.Net - это Web-версия популярной в эпоху DOS аналитико-картографической системы DataGraf. Она позволяет на основе выбранных из баз данных показателей строить и синтезировать прямо "на лету" карты, полностью готовые для использования - вставки в документ через буфер обмена или запись на диск.

eAtlas

        На сервере можно посмотреть интерактивные карты городов: карта Москвы, карта Санкт-Петербурга, Владивостока, Ижевска, Киева, Мурманска, Находки, Севастополя, Таганрога, Ялты; А также интерактивные карты стран: карта Российской Федерации, карта Мира, Европы, Австрии, Албании, Андорры, Белоруссии, Бенилюкса (Бельгии, Люксембурга, Нидерландов), Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Египта, Израиля, Ирландии, Исландии, Испании с Канарскими островами, Италии, Кипра, Лихтенштейна, Македонии, Молдавии, Монако, Норвегии, Польши, Португалии, Прибалтики (Литвы, Латвии, Эстонии), Румынии, Словакии, Словении, Туниса, Турции, Украины, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Югославии, Японии.

Атлас Земли.

        Виртуальные путешествия по земному шару.

Атлас карт спорных территорий

        Здесь размещены, размещаются или будут размещены самые "неуловимые" карты в мире. Может, Вы хотите знать, сколько территории захвачено тамильскими повстанцами в Шри Ланке? Или на какую территорию претендуют хазарейцы в Афганистане? Какой флаг у басков и на каких размеров территории он развевается? Если Вам это интересно, то всё это Вы найдёте сайте редких карт Александра Акопяна. Основные разделы сайта: "Непризнанный страны", "Великие страны", "Спорные территории".

Домашний сайт Encarta Atlas

        Общегеографическая карта, карта населения, вид земли днём и ночью. Возможэность быстрого получения карты страны.

 Информационно-аналитический комплекс "Образовательной пространство России"

        Цели проекта: дать развернутую картографическую характеристику системы образования Российской Федерации для использования в задачах планирования и управления, на основе современных информационных технологий: ГИС-технологии, Интернет, средства мультимедиа.

Картографический сервер Demis

        Интерактивная карта с возможностью выбора страны.

Картографический сервис Google

        Подробные карты и космоснимки нашей планеты. Космоснимок Москвы в разрешении (примерно) в 1 см 20 метров.

Карты на Infoplease.com

        Политико-админитративные карты со справочной системой о странах.

Карты на Sitesatlas.com

        Административно-политические карты стран

Климатический атлас республики Коми

        С помощью этого атласа вы сможете ознакомиться с распределением основных климатических характеристик по территории Республики Коми.
Коллекция старинных карт территорий и городов России

        Примеры карт: Карта Российской империи Карта мира (1459 г.) Тартария (1544 г.) Московия (1559 г.) Московия (1570 г.) Карта Московии (1579 г.) Тартария (1606 г.) Карта России (1613 г.) Московия (1669г.) Московия (1690г.) 

Контурные карты от Maps.com

        Карты в PDF и растровом форматах. Ресурс частично платный. 

Мир карт

        Проект МирКарт.Ру является очередным этапом развития интерактивного картографического интернет-сервиса, идеи, тематику и технологии которого вот уже более пяти лет разрабатывает и воплощает в реальные проекты творческая группа InterMap. На сервере представлены карты: Афганистан и Ю-З Азия, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Курорты Средиземноморья и Ближнего Востока, Мир, Москва, Московская область, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пущино, Россия, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Хабаровск, Челябинск, Чечня и многие другие... Основная идея проекта заключается в том, чтобы предоставить посетителям "Мира Карт" возможность в наглядной и легко воспринимаемой форме получить полезные и разнообразные сведения об окружающем мире - будь это родной микрорайон, город, страна или целый континент. 

Мир карт

        Проект МирКарт.Ру является очередным этапом развития интерактивного картографического интернет-сервиса, идеи, тематику и технологии которого вот уже более восьми лет разрабатывает и воплощает в реальные проекты творческая группа InterMap Проект задуман как открытый, общественно значимый и социально ориентированный интернет-ресурс, адресованный широкому кругу пользователей русскоязычного сегмента Интернета. Основная идея проекта заключается в том, чтобы предоставить посетителям "Мира Карт" возможность в наглядной и легко воспринимаемой форме получить полезные и разнообразные сведения об окружающем мире - будь это родной микрорайон, город, страна или целый континент.

Сборник контурных карт

        Ресурс GeoExplorer. Рубрикация по странам. 

Сделай свою карту.

        Обширные возможности on-line генерации карт с выбором проекции и необходимой нагрузки. 

Электронный атлас на сайте Rand McNally

        Можно получить масштабируемую англоязычную общегеографическую карту. Язык - английский. Есть возможность измерения расстояний. Максимальный масштаб 1:500 000

Коллекция ссылок по теме "Литосфера"

 "Введение в геологию"

        Автор Майкл Дж. Пидвирнай. Okanagan University College, Canada. 

"Введение в геоморфологию"

        Автор Майкл Дж. Пидвирнай. Okanagan University College, Canada. 

"Геоморфология". Курс лекций.

        Автор Карен Лемке проф. географо-гелогического факультета университета Висконсина (США). 

"Гляциология. Курс лекций".

        Материалы университета Лидса (Великобритания). Автор курса д-р Тави Мюррей. 

"Основы геологии".

        Авторы: Н.В.Короновский, А.Ф.Якушова.

Canadian Rockhound (геологический журнал)

        Интересный и полезный ресурс, рассказывающий о горных породах и минералах, окаменелостях, использовании минералов в промышленности, геологии Земли, геологических изысканиях. 

Crystal версия 2.0

        Версия 2.0 данной программы (далее Программы), является некоммерческим продуктом. Программа поможет Вам легко и быстро построить объемное изображение кристалла любых сингонии и габитуса, а также его гномостереографическую проекцию и сечение по произвольному направлению. Программа, рассчитанная на широкий круг пользователей, позволяет строить модели кристаллических многогранников исходя из данных, вводимых с клавиатуры: симметрии, вида симметрии, параметров кристаллической решетки, углов между осями, простых кристаллографических форм, представленных в символах.  

 GeoExplorer

        Английский географический портал. Коллексции контурных карт, ссылки на географические ресурсы. Обширная информация о литосфере.

The mysterious life of caves

        "Таинственная жизнь пещер" - так переводится название удивительного сайта, где наряду с замечательными видами пещер, рассказывается о подземных обитателях (в том числе и микроскопических).

Атлас движения литосферных плит

Атлас создан в виде презентации и включает в себя слайды с изображением положения литосферных платформ с юрского периода до наших дней. Ресурс Техасского института геофизики.

Бумажная модель карста.

        Бумажные модели, которые надо распечатать, вырезать и склеить. Демонстрируют образование картсовых воронок, пещер, промоин... 

В царстве пещер

        Пещеры, это замечательное и таинственное явление природы, притягивали и интересовали людей во все времена, заставляя ломать головы над загадкой их существования. Проект выполнен преподавателями образовательных учреждений г.Новосибирска и области в рамках проекта Поколение RU. 

Виртуальные пещеры

        Проект Djuna Bewley и Dave Bunnell (США). Путеводитель по карстовым, лавовым и прибрежным морским пещерам. 

Всё о геологии

        Неофициальный сервер геологического факультета МГУ. Проект осуществляется при поддержке: Научной Сети, Российского Фонда Фундаментальных Исследований, Международной Соросовской Программы Образования в области Точных Наук.

Галерея иллюстраций минералов по материкам

        Все иллюстрации сгруппированы по разделам: минералы Северной Америки, минералы Южной Америки, минералы Европы и России, Азиатские и Австралийские минералы, минералы Африки. 

 Геологическая школа МГУ

        На данный момент геологическая школа МГУ насчитывает 16 преподавателей, 10 стажеров, около 150 учащихся. Геологическая Школа ежегодно проводит Открытые Московские олимпиады школьников по геологии и Зимние лагеря...  

Горообразование и горный рельеф. А.А. Алексеев

        Пособие для инструкторов и преподавателей туризма 

Государственный геологический музей им. Вернадского

        Музей, сохраняя исторические коллекции, собранные за 2,5 века со всех континентов мира, в своих экспозициях развивает наследие Вернадского о единстве косного и живого планеты, о ее связи с Космосом, о переходе биосферы в сферу разума - ноосферу - об ответственности человека за состояние окружающей среды. Сайт содержит интересные интерактивные системы в разделе "Посетителю": "Прогулки по Москве" и "Разговор с Землёй"  

Динамика Земли

        Очень неплохой наглядный и теоретический материал к занятиям, посвещённым движению литосферных плит, изменению земной коры.
Драгоценные камни и минералы

        На этом сайте собраны материалы и фотографии о различных минералах и драгоценных камнях. Раздел 'Новости' расскажет вам о последних обновлениях сайта. Новых материалов очень много, и я думаю, что они будут появляться здесь достаточно часто. В 'Глоссарии' представлен список всех присутствующих на сайте минералов и драгоценных камней. Путешествуя по нему, Вы можете узнать о понравившемся Вам камне более подробно. 'История' рассказывает об использовании человеком камней с древних времен до наших дней. Самая интересная и актуальная информация по теме сайта содержится в разделе 'Статьи'. Если у Вас есть интересные материалы о драгоценных камнях, то я с радостью их опубликую. В 'Справочной' публикуются все необходимые справочные данные по минералам и камням. В 'Сокровищах' Вы сможете узнать о великих находках и загадочных судьбах различных драгоценных камней и самоцветов. В разделе 'Фотогалерея' представлена богатая коллекция фотографий драгоценных камней. 'Полезности' содержат в себе различные утилиты и программы, способные значительно облегчить жизнь во многих ситуациях. В разделе 'Гороскоп' Вы сможете подобрать себе талисман на все случаи жизни в зависимости от знака зодиака. Ссылки на дополнительную информацию о минералах и драгоценных камнях, представленную в интернете, Вы найдете в разделе 'Ресурсы'. В 'Форуме' можно задать интересующий Вас вопрос и получить на него ответ. В 'Гостиной' можно оставить запись о себе и высказать свое мнение о сайте.  

Жизнь вулканов

        На сайте рассказано о географии вулканов, вулканологах, выдающихся вулканах нашей планеты. Английский язык. Проект John Seach. 

Землетрясения

        Учебно-информационные материалы Мурманского государственного технического университета. 

Изучение почвы для самых маленьких

        Раздел сайта www.discovery.com по исследованию почвы. Исследование структуры почвы и её обитателей под микроскопом поможет узнать все тайны подземной жизни. 

Иллюстративный материал "Жизнь вулкана"

        Материал личной страницы Малышева Александра Ивановича, старшего научного сотрудника, кандидата геол.-мин. наук Лаборатории палеовулканологии и региональной геодинамики. Институт геологии и геохимии УрО РАН

Иллюстративный материал по теме "Гейзеры"

        Автор презентации - учитель географии школы № 1828 (Москва) Менченкова Инесса Николаевна. 

Инструкция для исследования морских берегов.

        Издана императорским русским географическим обществом. Санктпетербург. 1808. Типография императорской академии наук. Вас. Остр., 9 д., № 12.

Карстовые пещеры

        Проект Karst Waters Institute. Что такое карст, образование карстовых пещер и многое другое. Английский язык.

Карта землетрясений в мире за последние 30 дней.

        Национальный информационный центр землетрясений. Денвер, США.

Карта современных границ литосферных плит

        Карта University of Texas Institute for Geophysics. Основное преимущество карты - электронный формат, крупный масштаб. Объём - более 8 Mb.

Коллекция анимаций по движению литосферных плит

        Ресурс университета Беркли. Сборник анимаций движения литосферных плит по эрам.

Коллекция видефрагментов гейзеров

        В коллекции представлены гейзеры национального парка Yellowstone (США).

Коллекция горных пород и минералов

        Основу этой коллекции составили сканограммы распиловок и полировок горных пород и минералов, собранных автором, его друзьями и коллегами во время полевых работ на всей территории бывшей Страны Советов. Сканирование проводилось Владимиром Родионовым на сканере NeuHause (разрешение 600х600 dpi). Коллекция включает разделы: магматические горные породы, метаморфические, минералы.

Космоснимки различных участков планеты

        Очень подробная информация по самым разным формам рельефа, включая фотографии с низкой орбиты.

Литосфера Земли

        Материалы к уроку газеты "География"

Лучше гор могут быть только горы

        Проект "Лучше гор могут быть только горы" выполнен преподавателями образовательных учреждений г.Новосибирска и области в рамках проекта Поколение RU.

Метеориты

        Ресурсы сайта: 1. Вещество метеоритов: химия,петрография,минералогия. 2. Информация о российских метеоритах (в т.ч. новых и ненайденных). 3. Методы исследования и идентификации, аналитика. 4. Поиск метеоритов в России и за рубежом. 5. "Сомнительные метеориты" и "псевдометеориты". 6. Зарубежные контакты и связи, в т.ч. коммерческие. 7. Библиография. 8. Объединение всех интересующихся метеоритами в той или иной организационной форме.

Минералы Восточной Сибири

        Автор сайта - Клопотов К. И. На огромной территории России Восточная Сибирь занимает огромную площадь на которой представлены выходы пород всех геологических эпох. Это обусловило большое количество месторождений разнообразных полезных ископаемых и коллекционных минералов. Целый ряд этих месторождений неоднократно посещался автором в поисках минералов для коллекций. Представленные странички - попытка автора поделиться с Вами полученной информацией.

Минералы России

        Автор сайта Клопотов Константин Игоревич - любитель минералов. Проживает в г. Ангарске Иркутской области. Слюдянские месторождения посещает регулярно с 1969 г. Минералогическая коллекция насчитывает примерно 4000 образцов более 400 минеральных видов. Основные районы интересов автора - Слюдянка, Борщевочный хребет, Шерловая гора, ряд уральских месторождений. С 1969 года активно сотрудничает с Минералогическим музеем РАН, Ильменским Государственным минералогическим заповедником и другими музеями и любителями минералов. Собранные автором образцы имеются во многих крупнейших коллекциях бывшего СССР.

Мир гор

        Проект Bernhard Muhr. Фотографии горных массивов Европы, Южной Америки, а также Новой Зеландии и США.

Моделирование извержения вулкана стромболианского типа

        Ресурс позволяет моделировать извержение при различных условиях (различная сила тяжести, диаметр кратера и т.д.).

Новоафонская пещера

        Одно из удивительных чудес, на которые так щедра природа Абхазии, - известная во всём мире Новоафонская пещера.

Определитель минералов

Орский клуб юных геологов-экологов

        Клуб юных геологов был создан в 1976 году при Орской геофизической экспедиции, сейчас действует при Комитете по природным ресурсам Оренбургской области. За многие годы существования клуба ребята участвовали в экспедициях по Уралу, Хибинам, Алтаю и Камчатке, собрали богатую коллекцию минералов.

Пещеры центральной Америки

        Круговые панорамы в пещерах.

Презентация по теме "Горные породы". 6 класс.

        Автор - Мещерякова Надежда Юрьевна, учитель географии, Москва.

Пример температурной инверсии в горах

        Как известно, холодный воздух опускается вниз, поэтому именно в ущелье образуется туман. 

Рельеф Австралии и Новой Зеландии

        Ценность ресурса в очень качественном подборе иллюстративного материала и его сопровождение схемами, поясняющими образование формы рельефа.

Рельеф Земли

        Иллюстрации различных форм рельефа: приьрежной полосы, вулканы, пустыни и многое другое.

Сайт "Минералогия. Геммология"

        Ресурсы сайта: Наука геммология; Описание минералов; Фотогалереи минералов; Интернет-магазин "Самоцвет "; Камнесамоцветный аукцион.

Сайт Камчатской Опытно-Методической Сейсмологической Партии Геофизической Службы Российской Академии Наук

        Словарь терминов, памятки населению о поведении при землетрясениях, цунами, результаты наблюдений.

У геолога

        Замечательная галерея изображений вулканов с лавой основного состава.

Фотоальбом Камчатки

        Сайт кафедры петрологии МГУ.

Эксперименты с горными породами

        10 экспериментов, которые под силу выполнить дома (или около дома, школы). Разрушение горных пород и минералов (эффект выветривания), моделирование распределения горных пород в русловых процессах и многое другое. Материалы BBC Education на английском языке, но очень доступно. Для перевода можно воспользоваться www.translate.ru

 Энциклопедия горных пород и минералов

        Материалы сайта The Probert Encyclopaedia на английском языке. Большое количество иллюстраций горных пород и минералов. Для превода можно воспользоваться www.translate.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...